Рабочая программа элективного курса «Технология написания сочинения по литературе». 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

Булыгина Наталия Владимировна
Рабочая программа рассчитана на 17 часов (по 1 часу в неделю), программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_kl_tehnologiya_napisaniya_sochineniya.docx34.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

Пречистенская средняя школа

Утверждена приказом руководителя

                                                                                                                           образовательного учреждения                                                        

№____ от __________________

Рабочая программа элективного предмета

 «Технология написания  сочинения по литературе»

 11 класс

учителя литературы

Булыгиной Наталии Владимировны

п. Пречистое, 2016 г.

Пояснительная записка

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.

Рабочая программа рассчитана на 17 часов (по 1 часу в неделю), программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля.

Рабочая программа составлена с учётом следующих авторских элективных предметов:

  1. Элективный курс «Классика и современность» по русской литературе для 10 -11 классов (курс подготовки к ЕГЭ по литературе). Автор: Сакал О. Б. - http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/03/05/elektivnyy-kurs-klassika-i-sovremennost-po-russkoy-literature
  2. Программа элективного курса по литературе .10 класс"Золотой век" русской литературы. Автор: Киселёва Н.А. - http://www.uchportal.ru/load/261-1-0-19605
  3. Программа элективного курса по литературе "Подготовка к сочинению в 10 классе". Автор: Дуплищева Н.В. - http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98693244
  4. Программа элективного курса по литературе «Анализ художественного произведения. 10 класс». Автор: Митрофанова Г. Д. - http://go.spaceshipads.com/afu.php?subid=JMC1151_Ciry43T2zy-PbffBVuoIcp&zoneid=427591

Цель элективного курса:

  • подготовить  выпускников к успешному написанию итогового сочинения,
  • выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.

Таким образом, назначение итогового сочинения – проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.

Задачи элективного курса:

  • помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе;
  • совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
  • формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
  • совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
  • совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
  • формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

Образовательные задачи решаются в тесной связи с воспитательными. Сочинение по литературе способствует эстетическому воспитанию школьника: развивает эстетическое восприятие, вкус, умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.

Ожидаемый результат:

  • развитие творческих способностей учащихся при написании сочинений,
  • формирование навыка написания сочинения- рассуждения с выделением проблемы текста, её комментированием, определением позиции автора, также своей точки зрения.

Формы обучения:

  • урок-практикум,
  • урок-лекция.

Тематическое планирование

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

Вводное занятие.

Основные требования к сочинению. Концептуальные основы экзаменационного сочинения.

Основные направления сочинений. Общие требования к сочинению: понятие текста, темы, идеи сочинения. Критерии оценивания сочинения.

1

2

Структура и композиция сочинения

Разновидности вступления: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, обществоведческое. Основная часть.

Заключение – вывод и заключение – следствие. Порядок работы над композиционными частями сочинения. Смысловая цельность и логическая последовательность изложения материала. Логические особенности абзаца, лексические средства связи между предложениями.

1

3

Подготовка к сочинениюпо тематическому направлению «Разум и чувство».

Обзор основных направлений, тем экзаменационного сочинения.

Подбор материалов по направлению

2

4

Подготовка к сочинению по тематическомунаправлению «Честь и бесчестие».

Обзор основных направлений, тем экзаменационного сочинения.

Подбор материалов по направлению

2

5

Подготовка к сочинениюпо тематическому направлению «Победа и поражение».

Обзор основных направлений, тем экзаменационного сочинения.

Подбор материалов по направлению

2

6

Подготовка к сочинениюпо тематическому направлению «Опыт и ошибки».

Обзор основных направлений, тем экзаменационного сочинения.

Подбор материалов по направлению

2

7

Подготовка к сочинениюпо тематическому направлению «Дружба и вражда»

Обзор основных направлений, тем экзаменационного сочинения.

Подбор материалов по направлению

2

8

Итоговое зачётное сочинение.

4

9

Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.        

1

Изучение теории сочинения должно сочетаться с практической работой над сочинением. Литературный материал усваивается прочнее, если его изучать при помощи сочинений различных видов. Одновременно закрепляются знания по теории сочинения. Этими же целями вызвана необходимость проводить, помимо обучающих и контрольных, тренировочные сочинения и практические занятия, направленные на разбор и анализ уже готовых сочинений.

Чтобы добиться желаемого результата, на занятиях необходимо обращаться к конкретным художественным произведениям небольшого объёма, анализируя их художественное своеобразие.

В программе изучается  классификация школьного сочинения как жанра. Программа рассчитана на закрепление навыков при написании сочинения, полученных учащимися на уроках литературы

Календарно-поурочное планирование

Дата

Тема

Примечание

план

факт

1

Выпускное сочинение 2017: учитываем уроки прошлого, учимся писать интересно, содержательно и грамотно.

методические рекомендации по проведению выпускного сочинения

2

Сочинение, как текст. Выбор темы сочинения. Структура сочинения. Собирание и систематизация материала для сочинения:

а) простой и сложный план;

б) тезисы и конспекты;

в) цитаты, афоризмы, ссылки, их оформление;

г) собирание материала по литературным источникам;

д) аннотация.

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе.

3

Подготовка к сочинениюпо тематическому направлению «Разум и чувство».

Урок-практика

4

Подготовка к сочинениюпо тематическому направлению «Разум и чувство».

Урок-практика

5

Подготовка к сочинению по тематическомунаправлению «Честь и бесчестие».

Урок-практика

6

Подготовка к сочинению по тематическомунаправлению «Честь и бесчестие».

Урок-практика

7

Подготовка к сочинениюпо тематическому направлению «Победа и поражение».

Урок-практика

8

Подготовка к сочинениюпо тематическому направлению «Победа и поражение».

Урок-практика

9

Подготовка к сочинениюпо тематическому направлению «Опыт и ошибки».

Урок-практика

10

Подготовка к сочинениюпо тематическому направлению «Опыт и ошибки».

Урок-практика

11

Подготовка к сочинениюпо тематическому направлению «Дружба и вражда»

Урок-практика

12

Подготовка к сочинениюпо тематическому направлению «Дружба и вражда»

Урок-практика

13

Итоговое зачётное сочинение.

14

Итоговое зачётное сочинение.

15

Итоговое зачётное сочинение.

16

Итоговое зачётное сочинение.

17

Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.        

Урок-практика.

Анализ работ.

Работа над ошибками

Планируемые образовательные результаты учащихся

Учащиеся должны:

- знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризировать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;

- уметь:

  • самостоятельно анализировать поэтическое произведение;
  • самостоятельно анализировать эпизод;
  • самостоятельно анализировать литературное произведение;
  • подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя;
  • составить конспекты критической или литературоведческой работы;
  • самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д.

- уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;

Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.

Используемая литература:

Для реализации рабочей программы используется следующая литература для учителя:

  1. Айзерман Л.С. «Сочинение о сочинениях». – М., 1986.
  2. Богданова О.Ю. «Экзамен по литературе».- М., 1997.
  3. Бойко М.И. «Сочинения по литературе в средней школе». – Киев, 1973.
  4. Ильин Е.Н. «Как сдать экзамен по литературе». – С.-П., 1998.
  5. Калганова Т.А. «Сочинение различных жанров в старших классах». – «Просвещение», М., 2000.
  6. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. «Письменные работы по литературе 9-11 класс». – «Дрофа», М., 2002.
  7. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова». Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
  8. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
  9. Лиманд Т.В. «С сочинением на ты». - «Школьная пресса», М., 2001.
  10. Малышева Л.М. «Пишем сочинения». - М., 1999.
  11. Морозова Н.П. «Учимся писать сочинения». – М., 1987.
  12. Нарушевич А.Г.  «Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе» - Ростов н/Д.: «Легион», 2014.
  13. Обернихина Г.А. «Сочинения на литературную тему». – М., 1999.
  14. Озеров Ю.А. «Раздумья перед сочинением». – М., 1990.
  15. Рыжова Н.В. «Как писать хорошее сочинение». – М., 1998.
  16. Ташлыков С.А.  «Сочинение: секреты жанра» - Иркутск.: «Иркут», 2011.
  17. Щербакова О.И. «Виды сочинений по литературе. 10-11 классы» - М.: «Просвещение», 2015.


Литература для учащихся:

  1. Павлова Т.И., Н.А.Раннева, Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации в 9 и 11   классах Ростов –на- Дону: Легион 2011.

Лист регистрации изменений к рабочей программе по русскому языку

учителя: _____________________

№ п/п

Дата изменения

Причина изменения

Суть изменения

Корректирующие действия

СОГЛАСОВАНО                                      Заместитель директора по УВР  ___________________

                                                                                                                                     Подпись

Дата ___________________           Расшифровка подписи _______________________________  


Отчёт о выполнении реализуемой учебной программы по содержанию

По: литературе (электив)

Учитель: Булыгина Н.В.

Класс: 11

Количество часов: в неделю 1  час; в год  17 часов

Программа: программа для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы /Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 5-е изд. испр. – М.: Дрофа, 2009.

Учебник: Литература. 11 класс. В 2 ч.: учебник для общеобразоват. учреждений / Т.Ф. Курдюмова, О.Б. Марьина, Н.А. Демидова и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2009.

Темы

По программе

По РП

РР

Внекл

чтен

Проведено часов

1 чет

2 чет

3 чет

4 чет

год

Вводное занятие.

1

Структура и композиция сочинения

1

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Разум и чувство».

2

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Честь и бесчестие».

2

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Победа и поражение».

2

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Опыт и ошибки».

2

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Дружба и вражда»

2

Итоговое зачётное сочинение.

4

Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного.        

1

Итого

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"

Данный курс позволяет повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы, выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами....

Рабочая программа элективного курса Технологии научного исследования

Курс рассчитан на 34 часа. Для учащихся старшей школы....

Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса по теме "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"

Рабочая программаэлективного курса по математикедля учащихся 9 –го класса  «Технология работыс контрольно-измерительными материалами»  учителя математики1 квалификационной категори...

Рабочая программа элективного курса «Золотой век» русской литературы» для 10 класса

Данный курс призван не только вывести на новый уровень знания учащихся о лучших писателях и поэтах  золотого века, но и сформировать у старшеклассников целостное истрико- литературное представлен...

Рабочая программа элективного курса "Тайны сочинения по литературе"

Рабочая программа элективного курса по литературе для 11 класса...

Рабочая программа элективного курса "Технология укрепления и сбережения здоровья".

Элективный курс «Технологии укрепления и сбережения здоровья» разработан для обучающихся 9-11 классов и посвящён одной из главных проблем – укреплению и сбережению здоровья у подраст...