Показательный (открытый) урок по теме Патриотизм стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Данный урок составлен для учащихся 5 класса. Рассчитан на педагогов, работающих по учебнику под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. Прошёл апробацию в МОУ "СОШ ст. Курдюм имени Героя Советского Союза П.Т. Пономарёва".

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

/*Патриотизм в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Предварительная подготовка к уроку

Накануне занятия можно дать ученикам задание вспомнить и перечитать биографию Михаила Юрьевича Лермонтова, с которой они уже знакомились при изучении предыдущих разделов.

Одному из учеников можно предложить подготовить небольшое сообщение об Отечественной войне 1812 года и Бородинском сражении, которое должно помочь школьникам составить свое представление об описываемых Лермонтовым событиях.

Цели:

1) ознакомить учащихся с произведениями русских поэтов и писателей о героическом прошлом нашей страны на примере стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»;

2) воспитывать интерес к отечественной истории и русской поэзии;

3) развивать способность анализировать прочитанное, делать выводы и аргументировать свою точку зрения. !!! меняем местами 2 и 3 цели

Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, портреты героев Отечественной войны 1812 года, карта Бородинского сражения; учебник (автор-составитель Т. Ф. Курдюмова).

Тип урока: урок формирования знаний

Вид урока: урок - конференция

Ход урока

I. Повторение изученного

Учитель: Ребята, мы с вами начинаем изучение нового раздела, который называется «Героическое прошлое России». Мы обратимся к произведениям поэтов и писателей, которые в своем творчестве воспевали подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Сегодня мы прочитаем стихотворение уже известного вам поэта, которого называли «ночным светилом русской поэзии». Он родился в Москве, но рано потерял мать и детство провел в имении бабушки в Пензенской губернии. Он получил прекрасное домашнее образование, а затем обучался в Московском университетском благородном пансионе, Московском университете, а позднее в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; откуда был в 1834 году выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка.

Уже в раннем возрасте он пишет стихи и поэмы, но печататься не стремится. Первым произведением, опубликованным в 1834 году, как считается, без его согласия, стала поэма «Хаджи Абрек». Слава пришла к нему в одночасье, в день смерти А. С. Пушкина, на гибель которого он откликнулся гневным и пронизанным болью стихотворением «Смерть поэта». В нем он обвинил высшие слои аристократии в травле и гибели поэта. Стихотворение широко распространилось в списках и обеспечило автору славу наследника Пушкина. Кто из вас может сказать, как звали этого поэта? (Михаил Юрьевич Лермонтов).

- Как популярность стихотворения «Смерть поэта» отразилась на судьбе М. Ю. Лермонтова. (М. Ю. Лермонтов был арестован и сослан на Кавказ в Нижегородский драгунский полк, воевать с горцами).

- Сколько длилась ссылка М. Ю. Лермонтова на Кавказ, и что способствовало ее окончанию? (Ссылка продолжалась до октября 1837 года. Ее прекращению способствовали хлопоты бабушки Е. А. Арсеньевой, которая добилась возвращения внука с Кавказа).

II. Работа над новым материалом

Учитель: В 1837 году, уезжая на Кавказ, М. Ю. Лермонтов впервые решился опубликовать свое произведение. Это было приуроченное к двадцатипятилетней годовщине Бородинского сражения стихотворение «Бородино», с которым мы сегодня и познакомимся. Тема героизма русских воинов в Отечественной войне 1812 года волновала М. Ю. Лермонтова еще в ранней юности. В 1831 году им было написано стихотворение «Поле Бородина». Основные образы нарисованные в этом стихотворении, впоследствии были использованы в «Бородине». Стихотворение строится в виде диалога старого и молодого солдата. Давайте, почитаем вслух это стихотворение. (В зависимости от подготовки класса стихотворение читает один или несколько учеников, или сам учитель. При разборе текста особый упор следует сделать на те 13 строф, в которых передан рассказ старого солдата).

По мере чтения текста ученикам предлагается проследить логику развития сюжета стихотворения. Выявить завязку («И вот нашли большое поле: / Есть разгуляться где на воле! / Построили редут»), кульминацию (со слов: «Ну ж был денек!» и следующие три строфы, описывающие само сражение) и развязку («Вот затрещали барабаны – / И отступили басурманы. Тогда считать мы стали раны, / Товарищей считать»).

После чтения текста стихотворения можно заслушать подготовленное заранее небольшое сообщение о Бородинском сражении.

Докладчик: Бородинское сражение -  одно из главных сражений Отечественной войны 1812 года между Россией и наполеоновской Францией. Перейдя границу России во главе огромной армии, Наполеон рассчитывал быстро разгромить русскую армию в приграничном сражении и принудить Россию к капитуляции.

Разгадавший его планы военный министр России генерал М. Б. Барклай-де-Толли стал избегать приграничного сражения и организованно отводить русскую армию, заманивая Наполеона все дальше и дальше вглубь российской территории. Но отступление русской армии вызывало ропот многих офицеров, недовольных тем, что Барклай-де-Толли без боя отдает французам русские земли. Его обвиняли в измене, требовали назначения другого главнокомандующего, который даст решительный отпор врагу. Под давлением общества главнокомандующим был назначен Михаил Илларионович Кутузов. Он решил дать Наполеону сражение у деревни Бородино. Целью его было защитить Москву. Наполеон же надеялся уничтожить русскую армию и принудить Россию к капитуляции.

На Бородинском поле были построены земляные укрепления — редуты и люнеты. Сражение началось рано утром 26 августа (9 сентября) 1812 года. Французы предпринимали ожесточенные атаки, но встречали решительный отпор русской армии. И хотя после длительного сопротивления русская армия отошла со своих позиций, она не была разгромлена и готовилась продолжать сопротивление. Но, получив сведения о потерях, Кутузов отказался от мысли возобновить сражение и приказал отступать. Но и Наполеон вынужден был отвести свою армию на исходные позиции. Уничтожить русскую армию ему не удалось.

Учитель: Итак, мы прочитали стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» и заслушали сообщение о Бородинском сражении.

- Кто же победил в нем, по мнению поэта, и какова ваша точка зрения?

- Можно ли считать отступление русской армии свидетельством ее поражения? Обоснуйте ответ.

Учитель: Прочитайте внимательно сноски, в которых дается объяснение непонятных слов и терминов. А также посмотрите в словаре определение таких понятий, как строфа, монолог и диалог, и ответьте на вопросы (определения учитель может дать ученикам под диктовку):

- Сколько всего строф в стихотворении «Бородино»?

- Найдите в нем диалог и монолог героев.

- Найдите в тексте строфу, которая повторяется дважды почти без изменений? (Первая и последняя строфа из рассказа старого солдата).

- Как вы думаете, с какой целью это было сделано автором? (В этой строфе выражена главная идея стихотворения – идея противопоставления поколений: героического поколения отцов и дремлющего в бездействии молодого поколения, к которому принадлежал и сам Лермонтов).

- Как вы думаете, почему М. Ю. Лермонтов, сам принадлежавший к молодому поколению, не пытается от лица молодого героя спорить со старым солдатом, заявившим: «Да были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри – не вы!» (Поэт не спорит со старым солдатом, потому что сам тяжело переживает беспомощность и пустоту существования своего поколения).

III. Подведение итогов

Сегодня на уроке мы познакомились с патриотическим стихотворением М. Ю. Лермонтова «Бородино». Главная тема стихотворения – тема защиты Родины от захватчиков, но, кроме того, поэт в этом стихотворении размышляет и о судьбах и роли своего поколения.

IV. Анализ и оценка итогов работы

    V. Домашнее задание

Выразительно прочитать стихотворение «Бородино», выучить наизусть отрывок из него и ответить на вопросы в учебнике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показательный (открытый) урок в 11 классе по теме: «Место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности, мелодическое богатство)»

1. Познакомить учащихся с таким направлением отечественной культуры, как авторская песня; показать тематическое и жанровое своеобразие этого явления в нашей литературе и культуре 2. Развитие навыко...

Открытый урок по теме" Показательные уравнения" 10кл.(2ч.)

Урок-обобщения знаний и способов решения показательных уравнений.На уроке использованы технология дифференцированного и разно-уровневого обучения, технология обучения в сотрудничестве, индивидуально-г...

Открытый урок по теме "Показательные неравенства"

Урок комплексного применения зниний и способов решения показательных неравенств. Тема самообразования "Технология уровневой дифференциации на уроках математики"....

Открытый урок на тему: «Свойства и график показательной функции»

Цели урока: •Усвоить формулировку определения показательной функции; •Научиться исследовать показательную функцию; •Построение графика и исследование свойств показательной функции. ...

Открытый урок по теме "Показательные и логарифмические уравнения"

Обобщение материала по заданной теме  в  курсе алгебры 10 класса....

Открытый урок на тему "Воспитание патриотизма посредством изучения кантаты С.С. Прокофьева "Александр Невский"

Урок с учащимися 7 класса музыкального отделения, раздел "Отечественная музыка XX века"...

Открытый урок по теме: Обобщение по теме «Показательная , степенная , логарифмическая функции . Решение задач». Интеллектуальное казино.

Открытый урок по теме: Обобщение по теме «Показательная , степенная , логарифмическая функции . Решение задач» проводится в форме Интеллектуального казино. На уроке используется много занимательн...