Методическая разработка урока по литературе: «Праведница русской земли» » (по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»).
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Димухаметова Майсара     Разитовна

Урок  нацелен помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как  праведность,  чуткость,  совесть,  человечность,   «вслед за автором» проследить за судьбой русской женщины, которая выдержала суровые испытания жизни и сумела сохранить добрую и отзывчивую душу;   урок поможет   выяснить, какие качества  позволили автору назвать героиню праведницей земли Русской.  Учитель решает задачу   актуализации нравственно-ценностных смыслов произведений      Солженицына,   приобщая    учащихся к творчеству А. Солженицына;

                                                                                                                                                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_literature_11klass.docx521.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное    общеобразовательное  учреждение                       Средняя образовательная  школа с.Подольск  муниципального  района  Хайбуллинский  район  РБ

Методическая разработка урока по литературе:   «Праведница  русской земли» » (по рассказу А.И.Солженицына  «Матрёнин двор»).

Составила:   учитель русского  языка и литературы   МБОУ  СОШ  с.Подольск  Димухаметова М.Р.

Картинки по запросу рисунки по рассказу матренин двор

                                                    Подольск 2016.

ТЕМА УРОКА:   «ПРАВЕДНИЦА ЗЕМЛИ РУССКОЙ» (по рассказу А.И.Солженицына  «Матрёнин двор»).I:\Фото-0071.jpg

Тип урока: урок-исследование

ЦЕЛИ УРОКА:

  • помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как  праведность,доброта, чуткость, совесть, человечность.
  • «вслед за автором» проследить за судьбой русской женщины, которая выдержала суровые испытания жизни и сумела сохранить добрую и отзывчивую душу;
  • выяснить, какие качества  позволили автору назвать героиню праведницей земли Русской.
  • познакомить учащихся с историей написания рассказа;
  • в ходе аналитической беседы помочь понять и оценить поведение главных героев, разобраться в философском смысле рассказа;
  • развивать умение учащихся высказывать своё мнение и аргументировать его;

формирование нравственных ориентиров учащихся; приобщение учащихся к творчеству А. Солженицына;

актуализация нравственно-ценностных смыслов произведений      Солженицына; приобщение учащихся к творчеству А. Солженицына;

 актуализация нравственно-ценностных смыслов произведений Солженицына;

Оформление: Компьютер, мультимедиакомплект, презентация к уроку, карточки с вопросами и заданиями для  студентов, текст рассказа «Матрёнин  двор», фрагмент спектакля  «Матрёнин двор», записи песен «Молитва,  в исп. актёров, притча «Крест».

                                            ХОД УРОКА.

Слово учителя в начале урока: Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.

- Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.

- Я ищу человека, - ответил Демосфен.

Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.

- Человека, - снова ответил Демосфен.

 - Человека? Это кого: меня, его, а может быть,  вон того.., - засмеялись  жители Афин.

- Я ищу человека…

   - Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках?

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было

Че-ло-век с большой буквы? Как он должен жить?   Какой  он? Во все  времена  писатели  искали  ответы  на  этот  вопрос.   Через  испытания  и ошибки   наши  любимые литературные  герои становятся  на   путь  истины,  во всяком  случае,    наши  любимые  писатели и нас, своих  читателей, ведут    нас  по  тем  или  иным  путям для  получения  ответов  на  интересующие  нас   вопросы.Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти у Александра Исаевича Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.

-Слово  об авторе рассказа А.И.Солженицыне,  используя  презентацию(  рассказ ученика с дополнениями учителя)

…Александр Солженицын с его непоколебимым упорством нам нынче 
попросту необходим – мы должны его знать и слышать, а не слышать 
и не знать не имеем ни морального, ни умственного права… (соглашаемся мы  с С. Залыгиным.

-Рассказ  студента  (или  студентов)  о Солженицыне   (материал  презентации  по  творчеству).

-Дополнения  учителя:

(Рассказ “Матрёнин двор” написан в 1959г., а опубликован в 1964г. в журнале “Новый мир”. Первоначальное его название – “Не стоит село без праведника” – Солженицын, по совету Твардовского (из-за цензурных препятствий) изменил на “Матрёнин двор”.Год действия в рассказе  1956г. заменили на 1963 г., события  хрущёвских  времен  были  заменены на  события сталинского  времени)

“Матрёнин двор” – произведение во многом автобиографичное. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись “из пыльной горячей пустыни”, т.е. из лагеря. Ему “хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России”, найти “тихий уголок России подальше от железных дорог”. Бывший лагерник мог наняться только на тяжёлые работы, он же хотел учительствовать.

После реабилитации в 1957г. Солженицын некоторое время работал учителем математики, физики и астрономии во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрёны Васильевны Захаровой.

Рассказ “Матрёнин двор” выходит за рамки обычных воспоминаний и приобретает глубокое значение, признан классикой. Его называли “блистательным”, “подлинно гениальным произведением”.

Автор переосмысливает образ праведника в русской литературе ( изображает праведником не человека, который прошёл через множество грехов, раскаялся и стал жить по-божески). Он делает праведничество естественным образом жизни героини(к этому разговору ещё вернёмся)

Размышления о трудолюбии и терпении одной русской женщины перерастают в рассказе в широкое повествование о судьбе русской деревни после войны, о несправедливостях  в стране, о темных и светлых сторонах русского характера.)

3. Беседа. Эпиграф:

        До конца,

До тихого креста

        Пусть душа

Останется чиста!

        Н. Рубцов.

…Если без трех праведных по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет и в моей, и в твоей душе, мой читатель. Мне это было и ужасно, и несносно, и пошёл я искать праведных, пошёл с обетом не успокаиваться, доколе не найду хотя бы то небольшое число трёх праведных, - без которых нет граду строения.                              Н.С.Лесков. Предисловие к циклу «праведники»

 «И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа» .А. И. Солженицын «Лихое зелье».

– Посмотрите на слова Солженицына, которые я взяла эпиграфом к сегодняшнему уроку. Как вы понимаете эти слова?

 Труд и душа…Материальное и духовное… «Не так уж и много, - скажут некоторые, - человеку нужно гораздо больше».

- Что мы можем возразить таким людям?

(Да, то, что даровано свыше, бесценно, бесценно – и беззащитно. «Сколько же труда кладёт земледелец: сохранить зёрна до срока, посеять угодно, доходить до плодов растения добрые. Но с дикой резвостью взбрасываются сорняки…Отчего же у добрых растений всегда сил меньше?» - сокрушался писатель в рассказе «Лихое зелье». И всё-таки жила в нём святая вера и надежда на то, что выстоит человеческая душа, вызреет и даст свои добрые плоды. Об этом рассказ «Матрёнин двор». – ( Учителю можно провести  сравнение между горящей свечой и человеческой душой). Как свеча так и  беззащитна, открыта всем ветрам душа человека. Как же порой бывает трудно сохранить в себе этот тёплый свет! Многим не удаётся, а Матрёне удалось… Как?

Главная проблема урока: заглянув в историю жизни Матрёны, понять, как удалось этой женщине сохранить свою душу, сберечь то, что было даровано ей свыше.

 ( Вопросы по рассказу могут быть  не  последовательны,   рассчитываю на то, что произведение прочитано всеми).

Ведётся  работа группы  по  предложенным  заданиям, по микротемам  студенты  получают вопросы и задания по тексту рассказа. :  в течение занятия в процессе обсуждения  прочитанного рассказа заполняются план-конспекты  по вопросам ,  рассматриваемым  на  уроке, записываются умозаключения, свои коррективы, дополнения,  в конце урока  эти  листы  сдаются  на проверку учителю. I:\Фото-0072.jpg

Давайте попробуем понять эти образы, выделять  главные, с вашей точки зрения, события, главную ситуацию, которые помогают понять характеры героев.

– А теперь попробуем рассмотреть, какие черты характера, личные качества проявляет каждый из главных героев..

Итак, произведение вами прочитано, обратимся к его началу.

  - Рассказчик, возвращаясь из заключения, решает поселиться («затеряться», как он сам говорит) «в самой нутряной, кондовой России»

 Сл. раб. – нутряной – внутренний; кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои) и судьба сводит его с Матреной Васильевной Григорьевой.

Познакомимся с ней поближе.

2. Изучение рассказа.

№ слайда

Ход урока

Ответы, выводы

Слово о А.И.Солженицыне.

История  создания рассказа.

Дорога –символ народной судьбы -становится в рассказе железной дорогой, в переносном смысле – неумолимой, разрушающей.

Слово  о  проведённой  письменной  работе:  отзыве  студентов  о рассказе,  какие положительные и какие  отрицательные  черты главной  героини выписали,  подтвердив  своё решение  ссылками  на  соответствующие  места  текста, чтобы  легче  было  выйти на  проблему  праведничества:  праведники  в  русской  литературе    не идеальные  во  всех  отношениях герои,  не святые,  но  обладают  какими-то  важнейшими  нравственно-этическими  качествами.

Проблемный вопрос урока:

1а. Заглянув в историю жизни Матрёны, понять, как удалось этой женщине сохранить свою душу, сберечь то, что было даровано ей свыше)

1б.Имея в виду первоначальное название произведения, попробуем определить его тему.

Тема - жизнь патриархального российского села, где отражается, как процветающие эгоизм и хищность обезображивают Россию и "рушат связи и смысл".    Тема  войны   тоже  не случайна:война  без войны(волна  репрессии,  сталинский удар по хозяйству  русской  деревни,то затихающие, то усиливающиеся гонения на церковь…  Тема  дома и  её разрушения   переплетается  с  темой  праведничества,  бескорыстия,  любви.Именно любовь  даёт силу  праведнику, любовь изгоняет  страх,власть любви  выше любви тьмы.  Так о чём же рассказ?

-Кто ещё из российских писателей обращался к этой теме?

В. Овечкин, Ф. Абрамов, Б. Можаев.

-В первом варианте названия встречается редко сегодня употребляемое слово "праведник". Что оно означает?

По определению словаря, праведники  или  праведные- называние  святых,  пребывавших  в  мир, е  не в  отшельничестве  или  в монашестве,  а в  обычных  условиях  семейной и общественной  жизни  и,  в частности,  ветхозаветных.  Слова праведник, праведный,  ,  праведность  непосредственно  связаны  со словом  правда,  правь,правый( прямой) и правильный,  а также  честный, праведный,  поступающий  по  совести,  Таким  образом,  правый  означает  образцовый  в моральном  смысле для   следования,  служащий  нормам  или указывающий  норму для   следования.

Праведник, - объясняет словарь С.И. Ожегова, - во-первых, человек, живущий в соответствии с религиозными правилами; во-вторых, человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности ( правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе).

-Как мы растолкуем смысл начального названия рассказа?

Российское село держится на людях, чей образ жизни основан на общечеловеческих ценностях добра, труда, сочувствия, помощи.

Впервые  понятие праведник  встречается в Ветхом  Завете

Идея "Матрёниного двора" и его проблематика подчинены одной цели: раскрыть красоту христианско-православного мировоззрения героини.

Идея: на примере раскрытия судьбы деревенской женщины показать, что жизненные потери и страдания только ярче проявляют меру человеческого в каждом из людей.

Проблематика:

  1. Русская деревня начала 50-х годов, её жизнь, обычаи, нравы.
  2. Взаимоотношения власти и человека-труженика.
  3. Карающая сила любви.
  4. Особая святость помыслов героини.

Композиция. А. Солженицын разделил свой рассказ на три части.

-Как их можно озаглавить?

  1. Изображение русской деревни начала 50-х годов.
  2. Жизнь и судьба героини рассказа.
  3. Уроки нравственности.

Общая характеристика произведения помогает продуктивнее работать над текстом "Матрёниного двора".

Изменился ли смысл названия рассказа под вторым заголовком?

Рассказ был написан в 1959 г., но впервые опубликован был в журнале «Новый мир» в 1963 году. Первоначальное название рассказа – «Не стоит село без праведника». Но по совету Твардовского А.Т., дабы избежать цензурных препятствий, оно было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе (1956) изменён автором на 1953 . Цензура не пропустила бы в печать рассказ, связывающий тяжёлую изнурительную жизнь русской деревни со временем правления Хрущёва.

     Рассказ «Матрёнин двор» полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и смерть её воспроизведены как были. Истинное название деревни – МильцевоКурловского района Владимирской области, где в феврале 1957г. произошла страшная катастрофа на железнодорожном переезде. Люди старшего поколения из Мильцево хорошо об этом событии помнят. 

Святости  нельзя  требовать от  каждого,  а движение  по пути   праведности  - можно.  Праведность – один из уровней  святости. Праведность  - явление  .  свойственное  русскому  православию.  Праведность – смысл   жизни  русского  человека , это  жизнь  по  правде,  по совести.  В сознании  русского  человека  понятие о правде   связано  с действиями  души и духа.

Праведник  обладает   сильным  духовным  началом    позволяющим    его носителю   противостоять  обществу  не  жить  по  тем нечистивым  правилам,  которые  оно  диктует. Праведничествосвятость  человека  часто  не  осознается окружающими  при  его жизни ,а расценивается  в  обыденности  как  глупость , непростительная   для  тяжёлых  материальных условий жизни  расточительность,непрактичность.  Прежде  чем  сделать  вывод  - отккрытие  о  праведности   героини,  автор  горько  замечает:»Все  мы жили  рядом…»Духовная  сила   праведника, очищенная старанием и множеством  жизненных  испытаний,  становится  его  внутренним  светом.

При  жизни люди  воспринимают друг друга по внешнему  облику или по социальной роли.Осознать роль праведника – значит  оценить его духовный  вклад в духовную жизнь общества.   Сделать это  можеттолько человек,  обладающий  хотябы долей  его  праведности. Таким  человеком    в произведнии  является  рассказчик.

Путь  праведных-  это  законопослушание ( соблюдение  заповедей  Божьих)

Я  надеюсь,  в конце урока  мы  с вами ещё вернемся  осмыслению слова «праведник».

Да. Нравственные начала стали иметь чёткие границы только в границах Матрёниного двора, в более широком масштабе села они размыты, окружающие героиню люди часто отличаются от неё по многим параметрам

В чем схожи судьбы писателя и героя рассказа?

-Как называется произведение, в котором раскрывается биография писателя?

-Согласны ли вы с мнением,  что Матрёна  является главным героем рассказа?

Главные  герои – два встретившихся одиночества.

Героиня рассказа — не выдуманный писателем персонаж. Автор пишет о реальном человеке — Матрене Васильевне Захаровой, у которой он жил в 50-е годы. В книге Натальи Решетовской «Александр Солженицын и читающая Россия» помещены сделанные Солженицыным фотографии Матрены Васильевны, ее дома, комнаты, которую снимал писатель. Его рассказ-воспоминание перекликается со словами А. Т. Твардовского, который вспоминает о своей соседке тетке Дарье,

С ее терпеньем безнадежным,

Со всей бедой —

С ее избою без сеней, Войной вчерашней

И с трудоднем пустопорожним,

И тяжкой нынешней бедой.

И с трудоночыо — не полней

Примечательно, что эти строки и рассказ Солженицына писались примерно в одно и то же время. И в том и в другом произведении рассказ о судьбе крестьянки перерастает в раздумья о жестоком разорении русской деревни в военную и послевоенную пору. «Да разве об этом расскажешь, в какие ты годы жила» Эта строка из стихотворения М. Исаковского созвучна и прозе Ф. Абрамова, который рассказывает о судьбе Анны иЛизы Пряслиных, Марфе Репиной.  Вот в какой литературный контекст попадает рассказ «Матренин двор»!

Автобиографическим. Отстаивая гуманистическую веру в человека, завещанную классикой минувшего столетия, Солженицын доказывал на известных ему примерах конкретных людей, что человек заслуживает большого уважения, что многие находят в себе силы для сопротивления "зубьям зла". Споря по этому поводу с В. Шаламовым, Солженицын утверждал, что невозможно растлить тех людей, "у кого есть устоявшееся ядро, а не та жалкая идеология -"человек создан для счастья", -выбиваемая первым ударом дрына5.

В нашем, произведении главным героем является не рассказчик, хотя именно он даёт оценку всему происходящему, и не автор - тоже персонаж, своими глазами видевший Матрёну, симпатизирующий её умению творить добро.

Конечно же, Матрёна, со своей нелёгкой судьбой в суровом государстве, не растерявшая в лишениях и мучениях своих лучших человеческих качеств.

Удивительная подлинность рассказа достигается писателем при помощи удачно подобранного жанра - очерка, того же самого, каким сотворил свои "Записки охотника" И.С.Тургенев.

Более подробно проследим авторскую мысль и не забываем делать свои умозаключения в план-конспектах.

Анализ рассказа. Беседа

-Что привело героя-рассказчика в деревню Тальново?  (смотреть начало спектакля)

-С чего начинается повествование?

Герой рассказа Игнатьич, жаждущий обрести покой в каком-нибудь глухом и тихом уголке России, находит приют и тепло у познавшей жизнь, но не озлобившейся пожилой женщины. Он искупил грехи и хочет жить достойно.

-Свои или чужие грехи искупил Игнатьич?

Грехи власти. Сама жизнь подарила безвестному Игнатьичу этот образ русской судьбы, эту Матрёну, бедную благами, но прямо восходящую к Блаженствам Нагорной проповеди. Рядом с ней герой успокаивается душой, приобретает радость от подаренного людям труда. Он работает в сельской школе учителем математики.

Так и хочется вспомнить стихотворение в прозе   «Русский язык»:   «Во  дни  сомнений,  во дни  тягостных раздумьи  о  судьбах  моей  Родины,   ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий и правдивый  и свободный русский  язык!  Не  будь  тебя -  как  не впасть  в отчаяние  при  виде  всего,  что  совершается  дома? Но  нельзя  верить,  чтобы  такой  язык  не  был  дан  великому  народу»

В рассказе «Матренин двор» показана жизнь русской деревни 50-х годов ХХ века. Маленькие деревни вымирали, появлялись рабочие поселки, грязные, с неустроенным бытом. Таким в рассказе показан поселок Торфопродукт.

Высокое Поле          Торфопродукт

Тальново                 «Сельмаш»

Шестимирово           «Химпром»

Часлицыоблпотребсоюз

Овинцыоблоно

Спудни                     сельмаг

- Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матрёной?

- Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца? Хочет ли Матрена заполучить такого выгодного жильца? О чём это говорит?  Как объясняет причину отказа?

- Чем же старая  крестьянка, простая труженица привлекла внимание рассказчика? Познакомимся с ней поближе.

Матрёнин двор

Перечитайте самое первое описание дома Матрёны.- На что прежде всего невольно обращаешь внимание?

-Каково предназначение каждой из этих вещей?

- Чем Матрёна особенно дорожила? Почему?

-Вспомните, кто ещё проживал с Матрёной под одной крышей?

-Как истории этих «жильцов» раскрывают образ хозяйки дома?

- Меняется ли впечатление от увиденного, когда переступаешь порог этой избы?

Сделайте вывод. Чем поразила эта изба Игнатича снаружи и изнутри?

-Что побудило героя-рассказчика поселиться именно у Матрёны?

- Обратите внимание, что знакомство с героиней начинается с её дома, её избы .  

 Интерьер как способ создания характера.

В рассказе описаны  действительные события из жизни автора.

(«Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад – просто в Россию»)Игнатич (под таким именем предстает перед нами автор) чувствует щекотливость своего положения: бывший лагерник (Солженицын был реабилитирован в 1957 году) мог наняться только на тяжелые работы — таскать носилки. У него же были другие желания: «А меня тянуло-учительствовать». И в строении этой фразы с ее выразительным тире, и в выборе слов передается настроение героя, выражается самое заветное.

«Но что-то начинало уже страгиваться». Эта строка, передавая ощущение времени, дает ход дальнейшему повествованию, раскрывает смысл эпизода «Во Владимирском облоно», написанного в ироническом ключе: и хотя «каждую букву в моих документах перещупали, походили из комнаты в комнату», а потом — во второй раз — снова «походили из комнаты в комнату, позвонили,поскрипели», место учителя все-таки дали, в приказе отпечатали: «Торфопродукт».  

Автор текста считает, что сложносокращенные слова делают наш язык бездушным, грубым. Душа не приняла населенный пункт с таким названием: «Торфопродукт»: «Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое!» Ирония здесь оправданна: и в ней — авторское ощущение момента. В совершенно иной тональности написаны строки, идущие за этой ироничной фразой: «Ветром успокоения потянуло на меня от названий других деревень: Высокое Поле, Тальново, Часлицы, Шевертни, Овинцы, Спудни, Шестимирово». Игнатич «просветлел», услышав народный говор. Речь крестьянки «поразила» его: она не говорила, а напевала умильно, и слова ее были те самые, за которыми потянула меня тоска из Азии».

Автор предстает перед нами как лирик тончайшего склада, с развитым чувством Прекрасного. В общем плане повествования найдут себе место лирические зарисовки, проникновенные лирические миниатюры. «Высокое Поле. От одного названия веселела душа» — так начинается одна из них. Другая — описание «высыхающей подпруженнойречушки с мостиком» у деревни Тальново, которая «пришлась по душе» Игнатичу. Так автор подводит нас к дому, где живет Матрена.

Русский  лес – воплощение  старой  России. Воплощением  новой России является  железная  дорога. Поэтому  герой  мечтает  поселиться в глубинке.  Роковая неизбежность приводит рассказчика  в  Торфопродукт( слова Тургенева). Тургенев здесь  упомянут не только как автор   стихотворения  в прозе «Русский  язык»,но и как автор  рассказа о незаконной  порубке  леса  «Бирюк» ( на этом месте и революцию  перестояли  непроходимые леса, но  сейчас ихвырубили…)

Для жителей села Матрена –никудышняя хозяйка, не имеющаявозможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме. Но герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему – остается жить у Матрены.

Русская печь, тёмное тряпьё, тусклое зеркало, толпа фикусов

(слайд) Солженицын продолжает традиции русской литературы: мир Турбинных в пьесе «Белая гвардия» был описан Булгаковым через их дом; с описания дома Мелеховых начинается «Тихий Дон» Шолохова.

. Что сообщает нам автор о Матрёне Васильевне?

Это одинокая обездоленная крестьянка с щедрой и бескорыстной душой. Она потеряла на войне мужа, похоронила шестерых своих и вырастила чужих детей. Своей воспитаннице Матрёна отдала самое дорогое, что было в её жизни - дом: "... не жалко ей было горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего..."

Героиня перенесла много тягот в жизни, но не утратила способности сопереживать с другими радость и горе. Вместе со всеми впряглась она в соху и тащила её на себе, помогая близким и дальним родственникам, которые считали её глупой за охотно принимаемое бескорыстие. Рассказчик подмечает, как Матрёна искренне радуется чужому доброму урожаю, хотя у самой на песке его никогда не бывает.

Всё богатство Матрёны составляют грязно-белая коза, хроменькая кошка да большие цветы в кадках. Ничего, по сути, не имея, эта женщина умеет многое отдавать.

-Что особенно ценит автор в Матрёне?

Она - сосредоточие лучших черт национального характера россиянки: стеснительна, понимает "образованность" рассказчика, уважает его за это, старается угодить постояльцу, варит ему в отдельном котелке картошку покрупнее, а сама ест мелкую. Автор ценит в Матрёне её деликатность, отсутствие досаждающего любопытства к жизни другого человека, трудолюбие.

При внимательном рассмотрении можно обнаружить общее в героине и рассказчике. Это - сострадание, сочувствие людям, душевное благородство. Они единомышленники, их мировоззрение во многом совпадает, поэтому и автор видит духовную красоту своей хозяйки за её неказистой внешностью, восхищается её умением любить жизнь.Замечательна в связи с этим фраза Солженицына:"У тех людей всегда лица хорошие, - что в ладах с совестью своей". Вот почему он до мельчайших подробностей описывает хлопоты Матрёны, накатывающей на сани тяжёлые брёвна. В тот момент мы впервые видим не ту Матрёну, которую несправедливо обидела судьба, обделила власть, обманули родные, - вызывающую жалость, а ту, которая, вопреки всему, сохранила способность любить и делать добро, - сильную и счастливую.

Особенность "Матрёниного двора" заключается и в том, что главная героиня раскрывается не только через восприятие постояльца и не только через его личные отношения с хозяйкой. Читатель узнаёт Матрёну, наблюдая за её участием в происходящих событиях, в описании которых слышится голос автора, но ещё отчётливее звучит он в обрисовке того, что происходит на глазах рассказчика. И они становятся почти неразличимыми. Именно автор позволяет увидеть героев в экстремальных условиях, когда активно действующим лицом становится повествователь. Образ рассказчика тесно связан с образом автора, родственен ему.

Если в первой части произведения всё повествование о Матрёне дано через восприятие автора, то во второй героиня рассказывает о себе сама.

  Портрет как способ создания характера.

- Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

-  Какими средствами выразительности пользуется автор, рисуя образ героини?    

- В чем особенность речи героини?

  Речь как способ создания характера                                                                                       Проследите за речью героини.  В чем особенность её речи героини? (обратите внимание на тон, тембр речи.)

- Приведите примеры использования  ею просторечной, диалектной лексики.

- Как характер Матрены раскрывается в её речи?

(смотреть  отрывок из спектакля)

(Прослушивание песен в исполнении  Шаляпина и романса  Глинки)

Матрена наделена неброской внешностью. Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту  простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».

Речь Матрёны носит истинно  народный  характер. Для создания  речевого характера   автор использует просторечие и   диалектизмы,  традиционную  в  народной речи  этимологию(разведка-розетка,  порция-порча,  магнитофон-митрофан, вафли –гуфли).

Матрёна  выступает в рассказе  истинной  носительницей народного  сознания, русской духовной  традиции  духа,  насыщающего  атмосферу, которую дышит  народ.

Смысл повседневного существования.

-Когда и как начинался Матренин день?

-Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему?

-Отчего образ жизни Матрёны так приглянулся Игнатичу, человеку «дальнему», недеревенскому?

-В чём находила Матрёна смысл повседневного существования?

-Что общего в жизни Матрёны и других жителей деревни?

-Чем Матрёна отличалась от других жителей деревни Тальново?

Автор переосмысливает образ праведника в русской литературе ( изображает праведником не человека, который прошёл через множество грехов, раскаялся и стал жить по-божески). Он делает праведничество естественным образом жизни героини.

Размышления о трудолюбии и терпении одной русской женщины перерастают в рассказе в широкое повествование о судьбе русской деревни после войны, о несправедливостях  в стране, о темных и светлых сторонах русского характера.

1. Какие типичные явления русской действительности подчёркивает автор, раскрывая жизнь деревни 50-х?

Очень знакомая нам картина, подобные мытарства испытал капитан Копейкин, герой поэмы Н.В. Гоголя "Мёртвые души", существовавший в литературе за столетие до появления Матрёны. Крепки традиции бюрократизма в России.

2. Озлобилась ли Матрёна или нашла иное средство выживания?

3. Почему Матрёне приходилось воровать?

4. Как складывались у Матрёны отношения с властью?

5. Как противостояли деревенские женщины власти в борьбе за выживание?

6. Как поступали власти, видя изнуряющий женский труд?

7. Умели ли власти организовать людей на полезный и высокооплачиваемый труд?

Матрёна в работе тоже находит смысл жизни. Её сердит плохое отношение других к делу, мучит совесть за то, что и она была тут в одной упряжке:" Ни к столбу, ни к перилу эта работа. Станешь, об лопату опершись, и ждёшь, скоро ли с фабрики гудок на двенадцать. Да ещё заведутся бабы, счёты сводят, кто вышел, кто не вышел. Когда, бывалоча, по себе работали, так никакого звуку не было, только ой-ой-ойиньки, вот обед подкатил, вот вечер подступил".

Люди понимали безрезультатность "коллективного" труда. Они отбывали на рабочем месте положенные часы, а не выполняли дело, потому что заработки не вдохновляли, результаты труда никого не интересовали. Эту тему в русской литературе развивали и А.Н. Радищев, и Н.А. Некрасов, и М.Е Салтыков-Щедрин.

Озаглавив рассказ фразой "Матрёнин двор", А.И. Солженицын сосредоточил внимание читателей на удивительном мире русской женщины.

Вставали  рано, выходили все вместе на работу, потихоньку воровали торф, питались одной картошкой, в домах не было радио, а электричество казалось чудом.

Не могла отказать, выходила на работу, даже если была больна. За работу не брала денег. Кормила пастухов продуктами, которых не ела сама. Не досаждала никому расспросами, не сплетничала. Вырастила приемную дочь.

Проработавшая всю жизнь "за палочки", Матрёна украсила свой дом горшками да кадками с фикусами, тусклым зеркалом и двумя яркими дешёвыми плакатами на стене. Автор неоднократно подчёркивает мысль о том, что государству нужны только рабочие руки, а не сам человек: "Была она одинока кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть- из колхоза её отпустили."

"Она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому, что не на заводе, - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за кормильца".

"Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день иди опять. А четвёртый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались..."

Она пыталась самостоятельно решить свои проблемы, не рассчитывая на государство, которому она отдала четверть века непосильного и бесплатного труда: добывала траву для козы, торф для тепла, собирала старые, вывороченные трактором пеньки, мочила на зиму бруснику, растила картошку, помогая выживать и тем, кто находился рядом.

Ворует она от безвыходности своего положения, не всё в жизни зависит от человека, он должен быть защищён государством. В 50-х годах Солженицын заострил эту социальную проблему  в своих выступлениях,не уставал  повторять, что сполна и своевременно оплаченный труд может ускорить проводимые правительством реформы. Чиновники его слушают, но понимают ли?

Как и у всех односельчан, государство было глухо к их просьбам, равнодушно к их несчастьям. " У полотна,- объясняет Матрёна,- не коси - там свои хозяева, и в лесу косить нету - лесничество хозяин, и в колхозе мне не велят - не колхозница, мол, теперь..." "Председатель новый, недавний, присланный из города, первым делом обрезал всем инвалидам огороды. Пятнадцать соток песочка оставил Матрёне, а десять соток так и пустовало за забором".

"Стояли вокруг леса, а топки взять было негде... не продавалось торфу жителям, а только везли начальству, да кто при начальстве, да по машине учителям, врачам, рабочим завода. Топлива не было положено, и спрашивать о нём не полагалось. Председатель колхоза ходил по деревне, смотрел в глаза требовательно или мутно, или простодушно, о чём угодно говорил, кроме топлива. Потому что сам он запасся..." Актуальность приведённой цитаты не требует доказательств, нынешнее положение труженика вряд ли можно определить улучшившимся с тех пор.

Они собирались по несколько человек для смелости и носили торф в мешках. Иногда по два пуда несли за три километра. "Спина у меня никогда не заживает, - признаётся Матрёна. - Зимой салазки на себе, летом вязанки на себе, ей-богу правда".

Нагнетали страх. Чтобы устрашить односельчан, представители власти ходили с обыском, составляли протокол на незаконный торф и передавали в суд. Постоянный страх был спутником жизни Матрёны, но наступающие холода снова гнали её по ночам с мешком или санками.

Власть не считала это своей обязанностью. Профессионализм -один из важнейших мотивов творчества Солженицына. К его лучшим страницам принадлежат технические описания в романе "В круге первом", подробности болезней и методов лечения в "Раковом корпусе". Там же любимый солженицынский персонаж доктор Орещенков возмущается коллегой: " Он на пенсию перешёл... И в этот день выяснилось, что никакой он не рентгенолог, что никакой медицины он знать больше ни одного дня не хочет, что он - исконный пчеловод и теперь будет только пчёлами заниматься...Если ты пчеловод -что же ты лучшие годы терял?"

Человек, по мнению Солженицына, должен заниматься своим делом, которое знает и любит - не благодаря, не вопреки, а вне зависимости.

«Общение» с Богом

- Каким образом в Матрёне уживались такие качества, как языческое суеверие и вера в Бога?

-В каких эпизодах Матрёна ведёт себя как дремучая язычница, в каких – как истинная христианка?

- Вспомните случай с котелком.

Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога?

-Почему Матрёна, если и молилась, то не «показно», будто стесняясь или боясь притеснить того, кто рядом?

Сделайте выводС какой молитвой Матрёна могла чаще всего обращаться к Богу? Что это было - просьба о помощи, жалобы или слова благодарности?

(Прослушивается песня «Молитва»)

А какие мы знаем заповеди?

Семь смертных греховв христианском учении насчитывается, а называются они так потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном занятии ими приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели бессмертной души, попадающей в ад. Смертные грехи не основываются на библейских текстах и не являются прямым откровением Бога, они появились в текстах богословов позднее.

1

.Гордыня, гордость (в значении «высокомерие» или «спесь»), тщеславие.

2

.Зависть.

3.Гнев.

4.Лёность.

5.Алчность 6.Чревоугодие(обжорство),

7.Сладострастие(блуд,похоть).

Чрезмерная вера в собственные возможности, вступающая в противоречие с величием Господа. Считается грехом, от которого происходят все прочие.

Гордость (в значении «чувство собственного достоинства» или «чувство удовлетворения от чего-либо»).

                

Желание чужих свойств, статуса, возможностей или ситуации. Является прямым нарушением десятой христианской заповеди (см. ниже).

Тщеславие (исторически оно было включено в понятие гордыни),ревность.

Десять заповедей. Многие путают смертные грехи с заповедями и пытаются иллюстрировать понятия «не убий» и «не укради» ссылками на них. Между этими двумя списками есть некоторое сходство, но различий больше. Десять заповедей были даны Богом Моисею на горе Синай и описаны в Ветхом Завете (в пятой книге Моисея под названием «Второзаконие»). Первые четыре заповеди касаются отношения Бога и человека, следующие шесть – человека с человеком. Ниже приводится список заповедей в современной трактовке, с исходными цитатами (даются по русскому изданию 1997 года, одобренному Патриархом Московским и всея Руси Алексием II) и некоторыми комментариями Андрея Кольцова.

  1. Верь в единственного Бога«Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» – изначально это было направлено против язычества (многобожия), но со временем потеряло актуальность и стало напоминанием ещё больше чтить единого Бога.
  2. Не создавай себе кумиров«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо я Господь, Бог твой…» – изначально это было направлено против идолопоклонничества, теперь же «кумир» трактуется расширенно – это всё, что отвлекает от веры в Бога.
  3. Не произноси имени Бога понапрасну«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…» – то есть нельзя «божиться», говорить «боже мой», «ей-богу» и т. п.
  4. Помни о выходном дне«Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его… шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему» – в некоторых странах, в том числе и в России, это воскресенье; в любом случае, один день недели надо целиком посвятить молитвам, раздумьям о Боге, нельзя работать, так как подразумевается, что человек работает на себя.
  5. Почитай своих родителей«Почитай отца твоего и матерь твою…» – после бога следует почитать отца и мать, так как они дали жизнь.
  6. Не убивай«Не убивай» – Бог даёт жизнь, и только Он может её отнимать.
  7. Не прелюбодействуй«Не прелюбодействуй» – то есть мужчина и женщина должны жить в браке, причём только в моногамном; для восточных стран, где всё это происходило, довольно трудновыполнимое условие.
  8. Не кради«Не кради» – по аналогии с «не убий», только Бог даёт нам всё, и только Он может забрать это обратно.
  9. Не лги«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» – изначально это касалось судебных клятв, позднее стало толковаться расширенно, как «не лги» и «не клевещи».
  10. Не завидуй«Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ни всего, что есть у ближнего твоего» – в оригинале звучит образнее.

Чтение отрывка со слов: «Не сказать, однако, чтобы Матрёна верила как-то истово».

«Только грехов у неё было меньше, чем у её колченогой кошки. Та –мышей душила…»

И суеверия  Матрёны   говорят  о её  стремлении    жить в ладах  с совестью, а значит, соблюдать заповеди  , данные  свыше  и  закреплённые  народной традицией. Всё это говорит об обрядовом  сознании Матрёны, являющимся характерной чертой  русского народа.

(К  слову будет сказано, что многие путают понятия смертные грехи и заповеди.)

Человек устроен  так, что    он  вынужден  заботиться о быте,  иметь  необходимые  для быта  вещи, зарабатывать  деньги.  Но страшно,    если эти  естественные  заботы  переходят  в  жажду  накопительства,  которая  подавляет    все  прочие    человеческие  качества,  если  ради    личной  выгодычеловек  готовсовершить  любой  низкий поступок.  Это  качество  можно  назвать  жадностью, бездуховностью,   Накопительство,  как  и  жажда наживы,  стяжательсьво  осуждаются в  христианстве  и  в  исламской  религии.

Отношение окружающих к героине.

-Как к Матрене относятся окружающие:

- родные,

- соседи,

- правление колхоза?

- «Много накопилось в тот год обид у Матрены». О каких обидах героини  рассказывает автор?

Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.

- Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?

Не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо .

Таков её мир, так она живет. Но приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину. Почему?

 Именно в этот вечер Матрёна полностью раскрывается перед Игнатичем.

Прошлое Матрёны

( отрывок спектакля  смотреть)

1)Перечитайте и прокомментируйте первый эпизод, повествующий о прошлом Матрёны (начало 2-ой части). Что это за события? 

Какие чувства вызывает у вас прочитанное?

2) Каким это прошлое предстаёт из её собственного рассказа(2-ая часть; разговор Матрёны и Игнатича после визита Фаддея)? Прочитайте самые яркие моменты.

3) Объясните чудесное преображение Матрёны в то время, когда она вспоминает прожитое.

«Я…в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну…по всей комнате глазам, оторвавшимся от света, казался полумрак с розовинкой. И из него выступала Матрёна. И щёки её померещились мне не жёлтыми, как всегда, а тоже с розовинкой».

«Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны – как будто освобождённое от морщин, от будничного небрежного наряда…».

Сделайте вывод. Захотела бы Матрёна, если бы у неё была такая возможность, изменить своё прошлое: от чего-то отказаться, что-то повернуть вспять?

Показ притчи «Крест»:  какое отношение имеет содержание притчи  к  прожитой   Матрёной жизни?

«И шли года, как плыла вода». Словно из народной песни пришло в рассказ это удивительное присловье. Оно вместит в себя всю жизнь Матрены, все сорок лет, что прошли здесь. В этом доме она переживет две войны — германскую и Отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали в младенчестве, потерю мужа, который на войне пропал без вести. Здесь она постареет, останется одинокой, будет терпеть нужду. Все ее богатство — колченогая кошка, коза и толпа фикусов.

Бедность Матрены смотрит из всех углов. Да откуда придет достаток в крестьянской дом? «Я только потом узнал, — рассказывает Игнатич, — что год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало. А в колхозе она работала не за деньги — за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика». Эти слова будут дополнены рассказом самой Матрены о том, сколько обид она перенесла, хлопоча о пенсии, о том, как добывала торф для печки, сено для козы.

В послевоенной  деревне   работа для Матрёны – и способ выживания,  и способ  служения людям, творения  добра  духовного, и способ  просветления души…

 О чём мы узнаём из её рассказа?

О прошлом Матрёны, о молодости, о любви. В молодости ей выпало страшное испытание судьбой - не дождалась она любимого, пропавшего на войне без вести. Душа её давно поселилась в доме Фаддея, поэтому она близко к сердцу восприняла смерть его матери, сватовство его младшего брата. Любовь к Фаддею подтолкнула Матрёну к решению выйти замуж за нелюбимого. Не о себе думала:" Мать у них умерла. Рук у них не хватало".

Каким человеком предстаёт перед вами старик? Что поражает в его внешности? Какое впечатление произвёл Фаддей на Игнатича, какое – лично на вас?

Почему во время визита Фаддея Матрёна почти не участвует в разговоре? Даже после ухода старика весь долгий вечер Матрёна предпочитает отмалчиваться. О чём молчит Матрёна Васильевна?

 Понял ли жертвенность Матрёны Фаддей, вернувшийся из венгерского плена?

Он, не скрывая злобы, говорил о мести: "...если б то не брат мой родной - я бы вас порубал обоих". Матрёна любила его всегда, в момент воспоминаний о нём светлела лицом, волновалась, много лет грела её сердце вспыхнувшая однажды и не погасшая с годами любовь к Фаддею.

Что сообщает автор о Фаддее?

Жизненные мытарства истребили в нём сердечность и человеческие чувства. Люди потрясены смертями на железнодорожном переезде, а Фаддея мучает только одна мысль - спасти брошенные брёвна: "Именно это терзало душу чернобородого Фаддея всю пятницу и всю субботу. Дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме его лежал погибший сын, на той же улице - убитая им женщина, которую он любил когда-то, - Фаддей только ненадолго приходил постоять у гробов, держась за бороду. Высокий лоб его был омрачён тяжелой думой, но дума эта была - спасти брёвна горницы от огня и козней Матрёниных сестёр".

Порубал-таки Фаддей свою любовь, но и душа его при этом погибла,( а если  посмотреть  изнутри ,  по-крестьянски,  с практической  точки  зрения  на  отношения Фаддея и Матрёны.  Можно ли понять его?     В  связи с этим  вспоминается  стихотворение в прозе Тургенева «Щи».  Читать  текст стих-я «Щи».

 Чем объяснить разницу непохожих душ Матрёны и Фаддея?

Сравнивая жизненные пути героев, Солженицын даёт ответ на этот вопрос:    «….жизненные невзгоды испытывают человека на прочность и его красоту." Идейно-художественные искания автора находятся в сфере христианско-православного мировоззрения, - справедливо замечает А.А. Симакова. - Разные стороны жизни русской деревни 50-х годов отражены в рассказе, но нравственно - духовное содержание является в нём доминирующим".

Героиня живёт по законам христианства, её поступки и помыслы высвечены особой святостью, не всегда понятной окружающим. Поэтому отношение людей к ней разное: автор симпатизирует ей, любит тётю сын Фаддея, безутешна в горе её воспитанница Кира. А золовке, например, она показалась нечистоплотной, она упрекает Матрёну в том, что та "...за обзаводком не гналась, и не бережная, и даже поросёнка не держала..., помогала чужим людям бесплатно. И даже о сердечности и простоте Матрёны, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением".

Путь  нечистивых- это законопреступление, отсутствие духовности в себе, в детях, в окружении. Фаддей- демоническая  личность(черный цвет).

Фаддей  не работает там, где не платят.

По рассказу, у Фаддея  шестеро детей. Материально  успешен, а в духовном плане  нет духовных плодов (лентяй сын), а у Матрёны – её воспитанница Кира.   Кира – единственный человек, который не фальшивит на похоронах, плачет не обрядно.. имеет чувство раскаяния, а  продолжением Фаддея  является Антошка, ленивый,наглый, льживый.

История с горницей

1) Почему именно Кире Матрёна завещала свою горницу?

2) Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом? Что даёт ей силы пережить это?

3) Что необычного (даже странного) происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Объясните эти «странности».

Сделайте вывод. Как рисует Солженицын сцену «разбирания» Матрениной горницы? Какое значение имеет образ изломанной избы в характеристике ломателей и самой Матрёны?

Прощание с Матрёной

(прочитать отрывок по тексту)

1.Что стало причиной смерти Матрены?

2.Как прощаются с Матрёной деревенские жители и как – её близкие родственники? О чём плачут сёстры, мужнина родня? Чьё поведение «выбивается» из общего сценария прощания?

3.Перечитайте сцену поминок. Почему во время поминовения души усопшей ни слова не прозвучало о самой душе?

 Каковы причины гибели Матрёны?

Роковой силой, которая смогла убить безгрешную Матрёну, можно назвать внука и мир стяжателей, дельцов, хищников, который олицетворяет старик Фаддей:" Сорок лет пролежала его угроза в углу, как старый тесак, - а ударила-таки"; и колхоз, вымотавший физические силы "за палочки"; и трест торфоразработки, который сравнен в тексте с признаком крепостничества:" Что ж, воровали раньше лес у барина, теперь тянули торф у треста"; и местная власть, которой за бумажку каждодневно кланяться надо.

Так почему  же  Авторрешил завершить рассказ  смертью  Матрёны?( во-первых, прототип тоже погибает, автор мог и по другому писать,   а ответ я вижу в другом…Читаю притчу о Иове, Там тоже Иове  даруется жизнь,  (дальше  по  тексту..у Матрёны  целой  остаётся  правая  рука , чтобы  молиться, и автор своей  героине дарует  покой,  я  думаю  так,  можно  поспорить.)Православные   верят в то, что  праведники  после  смерти  находят успокоение  на  небесах.

Кто не любит истины, тот еще не познал ее, –слова святителя  Григория  Двоеслова

В книге  Иова говорится: «Благословением  праведных  возвышается  город,  а устами  нечистивых разрушается»  . Кто такой Иова?------

В давние времена к востоку от Палестины в земле Уц жил праведный человек по имени Иов. Он был пятым от Авраама. Это был справедливый и добрый человек, который всегда старался во всей своей жизни угодить Богу. 

Господь наградил его за благочестие большими благами. Он имел многие сотни крупного и тысячи мелкого скота. Утешала его большая и дружная семья: у него было семь сыновей и три дочери.

Но диавол позавидовал Иову. Он стал клеветать Богу на праведного Иова: «Разве даром богобоязнен Иов? Отними у него все, что у него есть, — благословит ли он Тебя?» 

Бог, чтобы показать всем, насколько верен Ему Иов, и научить людей терпению в их страданиях, разрешил диаволу отнять у Иова все, что он имел. 

В один день разбойники угнали у Иова весь его скот, слуг перебили, а страшный вихрь из пустыни разрушил дом, в котором собрались дети Иова, где все они погибли. Но Иов не только не стал роптать на Бога, а сказал: «Бог дал, Бог и взял; да будет благословенно имя Господне».

Посрамленныйдиавол не удовлетворился этим. Он снова стал клеветать на Иова: «За жизнь свою отдаст человек все, что есть у него: коснись его костей, его тела (то есть порази его болезнью), — увидишь, благословит ли он Тебя?» 

Бог разрешил диаволу лишить Иова еще и здоровья. И вот заболел Иов самой страшной болезнью — проказой. 

Даже жена Иова стала уговаривать его сказать слово ропота против Бога. А его друзья, вместо утешения, только расстраивали невинного страдальца своими несправедливыми подозрениями. 

Они верили, что Бог добрых награждает, а злых наказывает, и кто терпит от Бога наказание, тот грешник. Иов защищал свое доброе имя: он уверял, что страдает не за грехи, а что Бог посылает одному тяжкую, а другому счастливую судьбу по Своей неведомой воле. Его друзья полагали, что Бог поступает с людьми по тем же законам, по которым выносит суд человеческое правосудие.

Но Иов остался тверд, не потерял надежды на милосердие Божие и только просил Господа засвидетельствовать о его невинности.

Бог явился Иову в вихре и указал ему, что для человека найдется слишком много непостижимого в явлениях и творениях окружающей природы. И невозможно проникнуть в тайны судеб Божиих – почему Бог поступает с людьми так или иначе.

Иов был прав в том, когда говорил о Божием Промысле о человеке и что Бог поступает с людьми по Своей Премудрой воле.

В беседе с друзьями Иов пророчествовал о Спасителе и о будущем воскресении: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей увижу Бога. Я увижу Его сам; мои глаза, а не глаза другого, увидят Его».

После этого Бог, показав всем пример верности и терпения в Своем рабе Иове, Сам явился и велел друзьям его, взиравшим на Иова, как на великого грешника, просить молитв за себя у него.

Бог наградил Своего верного раба. Иову вернулось здоровье. У него было снова семь сыновей и три дочери, а скота стало вдвое больше прежнего, и жил Иов еще сто сорок лет в почете спокойно, благочестиво и счастливо. 

История многострадального Иова учит нас, что Бог посылает несчастья и праведникам не за грехи, а для еще большего утверждения их в добре, для посрамления диавола и прославления правды Божией. Затем история жизни Иова раскрывает нам, что не всегда земное счастье соответствует добродетельной жизни человека, учит нас быть сострадательными к несчастным.

Иов, своими невинными страданиями и терпением, прообразовал Господа Иисуса Христа. Поэтому в дни воспоминания страданий Иисуса Христа (на Страстной седмице) в церкви читается повествование из книги Иова. 

Если же ты взыщешь Бога и помолишься Вседержителю, Он встанет над тобою и умиротворит жилище правды твоей.

В  числе глубинных причин трагической гибели героини и привязанность к Фаддею и Кире. Именно они становятся виновниками разрушения дома.

Люди, разбиравшие горницу, не думали, что они разрушают дом, главную ценность семьи.  Гибель дома предрешила и смерть Матрены. Автор осуждает алчность, жадность, стяжательство Фаддея, который одержим  желанием захватить участок земли. Виноват и зять Матрёны-железнодорожник, не предупредивший станцию о преревозке.

- Гибель Матрёны Васильевны - закономерность или это стечение случайных обстоятельств? 
Примерные ответы учащихся. 
- Смерть Матрёны неизбежна и закономерна. Самое главное, что убило Матрёну, - это чужая корысть, алчность – вечная разрушительница жизни, человечности. А смерть выбирает лучших: уходит из жизни именно Матрёна. Такие всегда расплачиваются даже и не за свои грехи. С её гибелью разорвалась тонкая ниточка, соединявшая Матрёну– праведницу с другими жителями деревни. Ее смерть – начало распада, гибели нравственных устоев. Погибает Матрёна, а вместе с нею один из сыновей Фаддея и тракторист. Писатель рисует потрясение людей от происшедшего на железной дороге. 

В  доме, построенном  нечистивыми  руками,  Матрёна не  могла быть  счастливой.  Жизнь внём  началась с проклятия,  в  нём  она болеет  чёрной  болезнью,  Умерли все 6  детей,  из-за дома  погибает  Матрёна.  Обида  и  гнев  создают  вокруг  человека очень  вредный  энергетический  заряд,  который  в  любую  минуту   может выстрелить..  дом  это  вселенная,  его  надо  строит   с душой .  с окнами на  юг,  на тепло.

Объясните, почему именно неодобрительные отзывы золовки позволили Игнатичу по-новому взглянуть на образ Матрёны? Что при этом было для него главной неожиданностью?

Сделайте вывод. Как повлияла гибель Матрёны на окружающих?

Выводы.

Почему рассказ называется «Матренин двор»? Какой смысл здесь имеет слово «двор»?

Матренин двор – Матренин мир – особый мир праведника.

Мир духовности, добра, милосердия.

Нравственный смысл рассказа-притчи

 Какие же уроки нравственности преподаёт в этом рассказе автор?

Главный урок Солженицына заключается в том выводе, к которому он подводит читателя: юношеские мечты могут не сбыться, счастье не состояться, успех - не прийти. Человек должен пройти свой путь, предназначенный судьбой, сохранив в себе и мужество, и благородство, и всё высокое, что заложено в нём самой природой. Этим он продолжает традицию, привнесенную в русскую литературу Д.И. Фонвизиным:" Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время".

Кто Матрёна: обычный человек и ли  человек мира сего?(и если учесть, что она  и о пенсии хлопочет,  и 200 рублей на  похоронынакопила, и самогон готовилако дню погрузки злочастной горницы, в то время, когда монахи и подвижникина первое место перед смертью выдвигают пост, покаяние. И вообще, заботу о душе.    В русской  литературе  праведники   не всегда идеальные люди,  но обладают   важнейшими  нравственно-этическими качествами.-  она обычный человек.

Смиренность и жертвенность –главные  черты Матрёны.

– Вернёмся к эпиграфу. Как вы думаете, почему именно эти слова я взяла эпиграфом к сегодняшнему уроку?

Выводы в тетради:

Праведница Матрёна – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества. “Матрёнин двор” – символ особого устройства мира, где есть труд, терпение и доброта. В финале рассказа двор бескорыстия, праведности разрушается. Это приобретает символический смысл. Гибель героини – предупреждение писателя об опасности уничтожения нравственных понятий.

 Подведение итогов.

Сегодня на уроке, анализируя рассказ “Матрёнин двор”, мы с вами попытались понять и оценить поступки героев и разобраться в его философском смысле.

      Трагизм Матрёны был не только в потере жениха, пропавшем без вести муже и умерших детях. Эти события она переживала вместе со всей страной. Трагизм её жизни проявился тогда, когда Матрена, отдав часть дома, становится жертвой человеческой жадности, стяжательства и пьянства. Трагизм в том, что односельчане не могли понять тех добрых чувств, которыми  руководствовалась Матрена в жизни.

     В  числе глубинных причин трагической гибели героини и привязанность к Фаддею и Кире. Именно они становятся виновниками разрушения дома.

Люди, разбиравшие горницу, не думали, что они разрушают дом, главную ценность семьи.  Гибель дома предрешила и смерть Матрены. Автор осуждает алчность, жадность, стяжательство Фаддея, который одержим  желанием захватить участок земли. Виноват и зять Матрёны-железнодорожник, не предупредивший станцию о перевозке

       Матренин двор – Матренин мир – особый мир праведника.

Мир духовности, добра, милосердия

.

Но рассказ Солженицына написан не ради того только, чтобы еще раз сказать о страданиях и бедах, которые перенесла русская женщина. Обратимся к словам А. Т. Твардовского, взятым из его выступления на сессии Руководящего Совета Европейской ассоциации писателей: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, ее душевный мир наделен таким качеством, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной».

Чем и кем «стоит село, город… вся земля наша»?

Нравственный смысл рассказа-притчи

Нельзя жить только для себя, быть стяжателем и накопителем.

Смысл человеческого существования в доброте, бескорыстии и том слиянии, которое человек может излучать, освещая судьбы других людей

 Так прав ли Солженицын, назвав Матрёну праведником?

Да. Матрёна сердечна, бескорыстна и собой красива, потому что жила "в ладах с совестью своей, не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше жизни своей. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.

Не понятая и нелюбимая даже мужем своим...чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти.

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша".

Последние фразы расширяют границы "матрёниного двора" (как личного мира героини) до масштабов человечества.

Матрена Васильевна - человек, живущий по заповедям Христа, сумевший сохранить чистоту, святость души в самых драматических обстоятельствах русской истории ХХ века.

 «Все мы жили рядом с  ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».

I:\Фото-0073.jpg

-Слово учителя: (послушайте и размышляйте)  

Маленький мальчик шёл вприпрыжку по улице, пытаясь поймать маму за руку, и время от времени задавал один и тот же вопрос: — Мама, куда мы идём? Мама молча отводила глаза. — Глупыш! — говорили соседи, наблюдая эту картину. — Ведь он не знает ещё, что мама ведёт его в детский дом… Прошло время, мальчик подрос и стал самостоятельно навещать беспутную мать. Прибирался после пьяных разгулов матери, а когда она засыпала в пьяном угаре, он сидел рядом, держа её за руку и нежно целуя в грязную щёку. — Глупец! — возмущались соседи видя эту картину. — Ведь никакого чувства гордости, она его сама бросила… Время шло. Мать умерла от беспробудного пьянства, а мальчик вырос в красивого статного юношу. С отличием закончил институт и все пророчили ему высокие должности. Но на удивление всем он пошёл работать в школу учителем. — Глупец! Сам себе судьбу загубил, учить чужих оболтусов за гроши! — возмущались соседи, а он на удивление быстро стал любимцем всей детворы. Скоро все узнали, что он женится на соседской девушке. — Какой глупец! — снова причитали окружающие. — Мало того, что она глухонемая, так ещё и хромоножка. А он такой красавец, мог найти себе чету! А молодожёны жили счастливо, в любви и понимании. Только одно огорчало — не было детей. Однажды соседи увидели молодую пару с коляской, в которой сидели близнецы — мальчик и девочка, месяцев шести. — Глупец! Мог бы жениться на здоровой и иметь своих детей, а не приёмышей, так ещё и двоих взял! — снова не упустили возможность осудить соседи… Время неумолимо бежит, дети выросли и жили своими семьями. У них было по трое детей, но не забывали навещать стареньких родителей. Однажды, холодным весенним вечером, переходя мост, он увидел плывущую на льдине собаку. Она скулила и беспомощно металась по тонкому льду. Не раздумывая, он кинулся в ледяную воду и спас собаку… — Глупец! — ворчали соседи, проходя мимо его дома, — Броситься в ледяную воду, в его возрасте, это просто самоубийство, вот теперь при смерти… На похоронах соседи качали головами: — Всю жизнь прожил глупцом и умер так нелепо… А он стоял возле врат рая и Ангел спрашивал: — Как твоё имя? — Я уже и забыл, как меня зовут, соседи всегда меня звали «глупцом». Я всё время делал не так, как от меня ждали. — Твоё имя занесено в книгу спасённых, проходи. А твоей глупости есть другое название Любовь!

Заключительное слово учителя.

  1. Уроки доброты, совести, человечности преподал нам  сегодня  А.И.Солженицын.

– Изменилось ли  ваше  отношение   к  первоначальному пониманию значения слова “праведник”? Тема праведничества звучит в творчестве художников слова разных времен. Не остались к ней равнодушными и современные писатели. Свое видение этой проблемы дает в рассказе "Матренин двор» А. И. Солженицын.

 Литератор выходит на главную тему рассказа «Матренин двор» — «чем люди живы». В самом деле: пережить то, что пережила Матрена Васильевна Захарова, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою «лучезарную улыбку».   Какие же душевные силы нужны для этого?!

Вот это и хочет понять и об этом хочет рассказать Александр Исаевич Солженицын. Все движение сюжета его рассказа направлено на постижение тайны характера главной героини. Матрена раскрывается не столько в своем обыденном настоящем, сколько в своем прошлом.

Создав обаятельный характер, интересный для нас, автор согревает рассказ о нем лирическим чувством вины. «Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я  укорил ее за телогрейку». Сравнение Матрены с другими персонажами, особенно заметное в конце рассказа, в сцене поминок, усилили авторские оценки: «Все мы жили рядом с  ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город.Ни вся земля наша».

Матрена Васильевна - человек, живущий по заповедям Христа, сумевший сохранить чистоту, святость души в самых драматических обстоятельствах русской истории ХХ века.У Матрёны почти ничего нет за душой. Зато в ней жива душа, тот внутренний тёплый свет, который не может обжечь – только согреть… Её не понимают, о ней говорят с презрительным сожалением, а она слушает лишь голос своего сердца.- -

- Кто же она, героиня рассказа, жертва или святая? 
Первоначальное название рассказа – «Не стоит село без праведника» не случайно, оно имеет глубокий смысл. 
Праведник - так называли человека, поведение которого соответствовало религиозным заповедям. Но, к глубокому сожалению, в наше время это слово попало в число устаревших. А ведь когда-то это понятие было в чести. 
«
Словарь русского языка» С.Ожегова (1987): «Праведник – человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности». (Не точная ли это характеристика Матрёны?). 
Мир Матрены – это особый мир, мир праведника. Мир добра, милосердия, глубокой духовности, о которой писали еще Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский
.

Но гибнет Матрёна (Ей тяжело было решиться отдать своей воспитаннице Кире еще при жизни завещанную горницу. Но Матрене жалко не саму горницу: ломка дома воспринимается ею как ломка всей ее жизни). Писателю важно было показать неразрывность дома и человека: разрушат дом - погибнет и его хозяйка. Так и случилось: рушится этот мир, растаскивается по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто не задумывается, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся примитивной житейской оценке. 
Вывод: Да, финал рассказа горек. Матрёну сгубила чужая корысть, алчность, эта вечная разрушительница жизни, человечности, которая не выбирает жертв, а делает ими всех, кто оказывается в поле их воздействия. 
И рассказ – это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого.

А. Солженицын - продолжатель толстовской традиции. В рассказе "Матренин двор» он утверждает толстовскую истину о том, что в основе «истинного величия простота, добро и правда».

Но если задуматься, разве смогли бы многие из нас помогать чужим людям «бесплатно», не стремясь накапливать добро или раздавать его другим? А Матрена смогла.  Солженицын в своем рассказе «Матренин двор» стремится предупредить читателя, что праведность потихоньку уходит из нашей жизни, и процесс этот является очень опасным, так как связан с разрушением коренных устоев народного характера. Вместе с Матреной уходит в прошлое, в небытие, тысячелетняя Россия. И лишь только на таких праведниках, как Матрена, держится еще наша великая страна.Домашнее  задание : Написать эссе на тему « Нужны ли, по-вашему, такие праведники в нашей жизни?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехо­ва и ...

Методическая разработка урока по литературе в 7 классе на тему "Урок-игра по рассказам А.П. Чехова".

Данная методическая разработка может быть использована учителями как на уроках литературы в 7 классах, посвященных творчеству А.П.Чехова, так и на внеклассных мероприятиях....

Методическая разработка урока по теме: А.И. Солженицын рассказ "Матрёнин двор"

А.И. Солженицын. Рассказ "Матрёнин двор". Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. Образ праведницы Матрёны. Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-прит...

Методическая разработка урока по литературе для 5 класса на тему" Урок - мастерская по рассказу И.Бунина "Косцы"

Разработка урока составлена на основе современной технологии педагогических мастерских. которая позволяет обучающимся самостоятельно работать над анализом произведения....

Методическая разработка урока по литературе в 8 классе . Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье

Данная разработка  урока по литературе в 8 классе продолжает цикл уроков, посвящённых творчеству А.П. Чехова...

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек» (Урок-размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)

Методическая разработка  урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек»Сергеева Светлана Николаевна, учитель литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа(...