Урок внеклассного чтения. Тема детства и взросления в современной литературе.
план-конспект занятия по литературе (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Николаева Лариса Васильевна

Литература не успевает за стремительными изменениями жизни, «устарели» произведения В. Драгунского, Е. Носова, А. Алексина, А. Лиханова и др.

Пытаются «выжить» произведения В. Крапивина (фантастическое направление). В качестве героя востребован «сверхмальчик», воюющий со взрослыми-предателями. Ребенок хочет найти в книжке не только приключения, но и подсказки, ответы на свои вопросы, ассоциации со своей реальной жизнью, выходы за пределы собственной личности. Это важный психологический и нравственный опыт.

Ч. Айтматов:  «Мы сами, наверное, виноваты в том, что происходит, с неоперившейся юной частью общества. <…> Нельзя благодушествовать, надеясь, что ничего страшного не происхо-дит: сейчас они жестокие, бессердечные, высокомерные, а подрастут – исправятся, мы их исправим. Не исправим. Исправлять трудно…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация14.68 КБ

Предварительный просмотр:

Николаева Лариса Васильевна                                                                                                      учитель русского языка и литературы ГБОУ                                                                            средняя общеобразовательная школа № 581                                                                                         с углубленным изучением технологии                                                                                     Приморского района                                                                                                                              Санкт-Петербурга

Урок внеклассного чтения.

Тема детства и взросления в современной литературе.

(Обзорная презентация о творчестве современных писателей, пишущих на тему детства и взросления. В основе разработки - материалы статей доктора филологических наук, профессора РГПУ им. А.И.Герцена М. А.Черняк).

Задача: познакомить учащихся с творчеством современных писателей, пишущих для детей и юношества; выработать навыки анализа текста.

Цели: дать обзор произведений современных писателей (Владимира Белоглазкина, Рената Янышева, Екатерины Мурашовой, Валерия Воскобойникова, Елены Долгопят, Андрея Геласимова, Алексея Иванова и других); исследовать и расширить круг чтения современного школьника.

Используемые УУД:

Предметные: научиться пользоваться текстом.

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, планировать в сотрудничестве необходимые действия и операции.

Коммуникативные: ставить вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: положительно относиться к познавательной деятельности.

Методы и формы обучения: индивидуальные, групповые, фронтальные.

Технологии: сотрудничества в поэтапном формировании учебных действий.

Методические приёмы: самостоятельная работа с текстом, составление вопросов к тексту, составление фабульного плана и др.

Образовательные ресурсы: интернет ресурсы.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер.

Наглядно-демонстративный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем.

Используемая литература:

  1. Ренат Янышев «Сражение в интернете», Изд. «Азбука-классика», М., 2007.
  2. Тварк Мэн (Владимир Белоглазкин) «Изумрудные приключения», Изд. «Эксмо», М., 2008.
  3. Валерий Воскобойников «Все будет в порядке», Изд. «ОГИ», 2008
  4. Андрей Геласимов «Фокс Малдер похож на свинью». Повесть, рассказы. — М.: ОГИ, 2001. — 128 с.; Жажда. — “Октябрь”, 2002, № 5.
  5. «Андрей Геласимов «Жажда». Повесть, рассказы. — М.: ОГИ, 2001. — 128 с.; Жажда. — “Октябрь”, 2002, № 5.
  6. Андрей Геласимов «Нежный возраст». Повесть, рассказы. — М.: ОГИ, 2001. — 128 с.; Жажда. — “Октябрь”, 2002, № 5.
  7. Алексей Иванов «Географ глобус пропил». Изд. «Азбука-классика», М., 2007.
  8. Алексей Иванов «Блуда и МУДО».  Изд. «Азбука-классика», М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока внеклассного чтения по современной литературе

Урок внеклассного чтения по современной литературе (2009 год) по рассказу Ильи Луданова "Секрет Небосвода"....

Презентация для урока внеклассного чтения по литературе " Тема мести и великодушия в современной и классической литературе"

Данная презентация является методическим материалом для подготовки и проведения урока внеклассного чтения по литературе, а также классного часа на данную тему. Может быть использована и для подготовки...

Урок внеклассного чтения. Тема: К. Паустовский «Рассказы» («Бриз», «Снег», «Радуга»), 8 класс

В материале даются три модульные карточки для самостоятельной работы в группах по теме "Творчество К.Паустовского. Обзор рассказов "Бриз", "Снег", "Радуга"....

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Урок внеклассного чтения. Тема: «Жемчужины русского языка»

Конспект урока внеклассного чтения  можно использовать для изучения темы "УНТ" в 4-6 классах.Занятие позволит  познакомить обучающихся с разнообразием пословиц и поговорок, их стру...

Урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе "За порогом детства" (По повести Т.Крюковой "Ведьма")

Технологическая карта урока по литературе в соответствии с требованиями ФГОС по теме "За порогом детства" (Повесть Т.Крюковой "Ведьма")...