презентация "Как белка в колесе"
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему

Ким-оол Чечек Семеновна

презентация исследовательской работы "Как белка в колесе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_kak_belka_v_kolese.pptx2.77 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская работа История одного фразеологизма (Как белка в колесе)

Слайд 2

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.

Слайд 3

Актуальность: фразеологизмы обогащают нашу речь, совершенствуют навыки устной речи, развивают мышление, фантазию.

Слайд 4

Объект исследования – загадочные выражения русской речи. Предметом исследования избрано устойчивое выражение «Как белка в колесе».

Слайд 5

Цель : выяснить происхождение фразеологизма «Как белка в колесе » и рассмотреть видоизменения оборота в современной речи. Задачи : Познакомиться с историей возникновения выражения. Выявить роль устойчивого выражения в современной речи.

Слайд 6

Методы исследования: поиск информации о фразеологизме при работе с литературными источниками, наблюдение, сравнение и анализ.

Слайд 7

Гипотеза : мы предполагаем, узнав историю возникновения фразеологизма «Как белка в колесе » , мы пополним свои знания,

Слайд 8

Новизна исследования в том , что в современном русском языке видоизменения оборота кажутся искусственными, что отрывают от исходного образа .

Слайд 9

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть представлены в форме сообщений, презентаций на уроках, на НПК, также могут быть помещены в школьной газете

Слайд 10

Роль фразеологизмов в русском языке велика. Они выражают мудрые изречения людей. Кладезем фразеологизмов был И.А. Крылов.

Слайд 11

Б ольшое количество фразеологизмов пришло из басен И.А. Крылова. Закончим нашу басню В осточертевшей, тягостной игре Не те заводики и выкрики не те Прощай-прощай , мое моралите ( И смысл моя, как белочка и круг) Какого черта, в самом деле, друг! Иосиф Бродский. Шествие

Слайд 12

Источником сравнения считают басню И.А. Крылова «Белка» (1833 ). Б аснописец употребляет оборот в переносном значении: «Посмотришь на дельца иного: Хлопочет , мечется, ему дивятся все: Он , кажется, из кожи рвется, Да только все вперед не подается, Как Белка в колесе».

Слайд 13

Вне контекста нашей популярной басни – выражение было известно уже давно во французском языке ( букв. вертятся как белка в клетке ). (напр., в романе Стендаля «Пармская обитель»)

Слайд 14

О европейских истоках образа животного свидетельствует немецкое сравнение (букв. бегать как хомяк в колесе) –беспокойно двигаться, постоянно бегать туда и сюда, быть очень занятым. Очень много работать.

Слайд 15

Основной смысл фразеологизма приблизительно совпадают во французском, английском, немецком, испанском языках. Подвижность и ловкость белки наблюдается и в литовском, латышском, в белорусском и украинском языках .

Слайд 16

Если предположение о французском происхождении русского оборота «вертеться как белка в колесе» верно, русский язык стал надежным «консервантом» исчезающего ныне французского сравнения.

Слайд 17

Древнерусские слова, о бозначающие белку: в екша, веверица.

Слайд 18

В русской басне художественную конкретизацию получил и другой древний образ, связанный с вертящимся колесом . Древнерусское слово векша было не только обозначением «белки» , но имело и техническое значение «блок», прямо относящийся к колесу.

Слайд 19

У И.А. Крылова европейское сравнение белки, бегающей в колесе, могло ассоциироваться с древнерусской векшей. С помощью железного колеса вынимали отливаемые пушки. Р еальный «беличий» образ остался главным .

Слайд 20

Вадим Шефнер «Забывание»: Если помнить все на свете, Ставить все в вину судьбе,- Мы бы как в потемках дети Заблудились бы в себе. Утонув в обидах мелких, Позабыв дороги все, Мы кружились бы, как белки В безысходном колесе.

Слайд 21

В тувинском языке тоже есть выражения, связанные с белкой: 1. Диин дег дизиреткеш келийн. 2.Сырбык дег силиреткеш келийн. 3. Далашкаштын диин дег халып турдум. 4. Тооруктарны мен диин дег дурген казыыр мен .

Слайд 22

Два главных значения выражения «Как белка в колесе»: 1. Вынужденно, беспрестанно заниматься какими-либо хлопотными делами, изнурительной работой. 2. Беспрестанно заниматься какой-либо бесплодной деятельностью, чем-либо пустым и ничтожным.

Слайд 23

Беличье колесо жизни. Крепостная белка, которая должна крутиться круглые сутки в допотопном колесе. Четвертьвековое кружение в беличьем колесе. Беличье кружение поэта в колесе истории. Выскочить из колеса в тюрьму. Ситуация бесплодного «кружения ».

Слайд 24

Видоизменения оборота настолько многоярусны, что кажутся искусственными. В целях повышения экспрессивности почти полностью отрывают его от исходного образа.

Слайд 25

Иосиф Бродский . Подскользнувшись о вишневую косточку, Я не падаю: сила трения Возрастает с падением скорости. Сердце скачет, как белка , в хворосте Ребер. И горло поет о возрасте. Это уже старение…

Слайд 26

Выводы: Исследование подтверждает гипотезу, которую мы выдвинули: изучая происхождение выражения, мы пополнили свои знания, узнали историю возникновения фразеологизма «Как белка в колесе», рассмотрели видоизменения оборота в современном русском языке. Поставленные цели и задачи выполнены.

Слайд 27

В каждом языке есть фразеологизмы. Это говорит о стремлении народа сделать свой язык ярким и выразительным. Фразеологизмы позволяют перенять мудрость предков, нажитую веками. Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи.

Слайд 29

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Белки — природные высокомолекулярные вещества Химические свойства белков

Материал урока формирует  знания о составе и строении белков как высшей ступени развития вещества....

Урок по теме: «Химические свойства белка. Биологическая роль белков»

Методическая разработка урока по теме: «Химические свойства белка. Биологическая роль белков» Методическая цель: реализация профильного изучения темы.Цель урока:1)    показат...

Модульный урок по биологии" Состав и строение белков. Функции белков"

Модульная технология позволяет обучающимся самостоятельно работать, общаться и помогать друг другу, оценивать свою работу и своего товарища....

10 класс Биология ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА. БЕЛКИ. КОНФОРМАЦИИ БЕЛКОВОЙ МОЛЕКУЛЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ БЕЛКОВ. ФУНКЦИИ БЕЛКОВ. ФЕРМЕНТЫ

Тема 3.Органические вещества. Белки. Конформации белковой молекулы. Классификация белков. Функции белков.Ферменты...

Исследовательская работа "История фразеологизма "Как белка в колесе"

В исследовательской работе "История фразеологизма "Как белка в колесе" мы изучили происхождение фразеологизма "Как белка в колесе", раскрыли смысл устойчивого сочетания, сделали подборку употребления ...

Тема занятия: Изучение базовых моделей. Зубчатые колеса. Зубчатая передача. Промежуточное зубчатое колесо.

Тип занятия: занятие изучения и первичного закрепления нового материала.Вид занятия: комбинированное.Цель: познакомить учащихся с зубчатыми колесами и зубчатыми передачами.Задачи: Образовательные: Поз...

Лабораторная работа Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании.

Цель: овладение навыками проведения химических опытов, подтверждающих свойства белков и их нахождение в продуктах питания; познакомиться с реакциями, доказывающими наличие в белках ароматического коль...