Система вопросов к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Соловьёва Ирина Касимовна

Система вопросов к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино», ответы на которые позволят ученикам обнаружить значение формальных элементов (употребление определённых лексических единиц, синтаксическое своеобразие, звукопись и т.д.).

 

Считаю, что если подробную работу над стихотворением «Бородино» начать с вдумчивого, внимательного, честного прочтения, погружаясь в каждое слово, в каждое предложение, в каждый пунктуационный знак и в каждый звук, то ко многим выводам учащиеся смогут без проблем прийти сами либо с помощью учителя. Какие-то вопросы из предложенных необходимо будет задать, где-то нас опередят сами ученики. Главное – вдумчивое прочтение текста никого не оставит равнодушным, каждый ученик сможет сделать своё маленькое открытие. А выводы будут правильными…

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система вопросов к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино», ответы на которые позволят ученикам обнаружить значение формальных элементов (употребление определённых лексических единиц, синтаксическое своеобразие, звукопись и т.д.).

Считаю, что если подробную работу над стихотворением «Бородино» начать с вдумчивого, внимательного, честного прочтения, погружаясь в каждое слово, в каждое предложение, в каждый пунктуационный знак и в каждый звук, то ко многим выводам учащиеся смогут без проблем прийти сами либо с помощью учителя. Какие-то вопросы из предложенных необходимо будет задать, где-то нас опередят сами ученики. Главное – вдумчивое прочтение текста никого не оставит равнодушным, каждый ученик сможет сделать своё маленькое открытие. А выводы будут правильными…

Наблюдения над текстом (материал для использования на уроке в 5 классе)

Текст

Наблюдения

Вопросы

1

 - Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спалённая пожаром,

       Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

       Про день Бородина!

Молодой солдат обращается к бывалому воину как к дяде, то есть доверительно, по-родственному, вежливо. В его вопросе звучит интерес к славному прошлому России и трепетное, гордое, уважительное отношение к подвигу старших солдат-сослуживцев. В качестве доказательств можно привести любую строчку отрывка.

Как вы представляете себе молодого солдата, как он относится к старшему товарищу и к тому сражению, о котором спрашивает?

2

 - Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

      Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля;

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то Господня воля,

      Не отдали б Москвы!

Старшее поколение противопоставляется молодому:

- Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

      Богатыри – не вы!

Использует умолчание, которое говорит о том, что солдату тяжело вспоминать прошлое, ему и сейчас не удаётся смириться с тем, что пришлось оставить Москву.

Как отзывается о молодом поколении старый солдат и как характеризует своих ровесников?

Какой приём использует автор, чтобы показать, как тяжело солдату вспоминать прошлое?

Какие слова подтверждают, что и сейчас старый солдат переживает, что пришлось оставить Москву?

3

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

     Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать  мундиры

     О русские штыки?»

События 25-летней давности и сейчас свежи в памяти солдата. Он даже цитирует стариков-сослуживцев, которые считали, что именно командиры не позволяли им проявить воинское мастерство и побелить французов.

Какие чувства испытывали солдаты во время отступления? (долго, молча, досадно было, старики ворчали)

4

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

     Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

     Французы тут как тут.

Рассказчик использует бесхитростную народную лексику: есть где разгуляться, ушки на макушке, тут как тут.

Какие выражения солдата показывают его простоту, безыскусственность, его народность?

5

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

     Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдём ломить стеною,

Уж постоим мы головою

     За Родину свою!

Просторечие соседствует с патриотическим высказыванием: За Родину свою! Ускоряется темп речи, что характеризует внутреннее состояние героя: он и сейчас грозит тем французам и готов снова в бой за Родину. Появились восклицательные предложения.

Как меняется интонация, эмоциональная окраска и темп речи? О чём это свидетельствует? Приведите примеры просторечных высказываний. Обратите внимание на то, что с помощью устойчивых народных оборотов речи можно высказать призывы к защите Родины: пойдём ломить стеною, постоим головою.

6

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

     Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

«Пора добраться до картечи!»

И вот на поле грозной сечи

     Ночная пала тень.

Риторический вопрос, цитата с восклицанием оживляют рассказ воина. Сохраняется просторечная лексика. В последних строках строфы – возвышенная лексика, которая подчёркивает особенность момента: поле грозной сечи, ночная пала тень. Это как бы голос самого автора пробивается сквозь монолог солдата.

Какие приёмы использует автор, чтобы оживить рассказ старого артиллериста? (риторический вопрос, восклицание в цитате, просторечия)

7

Прилёг вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

     Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

     Кусая длинный ус.

Автор использует противопоставление (французы и «наши»). Среди наших расположений - тишина и напряжённость: солдаты заняты подготовкой к бою, приводят в порядок оружие. Мы не видим, как выглядят солдаты, т.к. автор избегает эпитетов. Для него важно действие, ведь доля солдата – это тяжёлая работа, лишённая романтики. Внутреннее состояние бойцов мы модем уловить по действиям, которые они производят: чистят кивер, точат штык, при этом ворчат и кусают ус.

Удалось ли вздремнуть солдату накануне сражения?

Чем занимались его сослуживцы? А что делали французы? Почему так мало автор использует эпитетов?

Почему в стихотворении, как и в этой строфе, очень много глаголов?

8

И только небо засветилось,

Всё шумно вдруг зашевелилось,

     Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рождён был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да, жаль его: сражён булатом,      он спит в земле сырой.

Картина резко меняется с наступлением утра. Солдат-рассказчик не уточняет, что конкретно делал он, не выделяет кого-то из товарищей, рисует обобщённую картину: всё зашевелилось, сверкнул за строем строй. Он – лишь один из многих, он как все. Наверняка и ему есть чем похвалиться, но не ради хвастовства завёл солдат этот разговор. Однако выделяет своего полковника, которого очень уважали солдаты. Высокими словами повествует он о гибели полковника: сражён булатом, спит в земле сырой.

Докажите, что рассказчик не выделяет себя в повествовании, не желает рассказать о своих подвигах в подробностях.

Как характеризует полковника, с какими чувствами его вспоминает?

Как вы понимаете выражение: «Слуга царю, отец солдатам»?

9

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята, не Москва ль за нами?

     Умрёмте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

     Мы в Бородинский бой.

В словах полковника звучит патриотизм, призыв погибнуть за Родину. Рассказчик вспоминает, как все сослуживцы отозвались на призыв. Из просторечных слов – только «молвил», потому что очень важный момент.

Почему в этом отрывке почти нет просторечных слов?

10

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

     И всё на наш редут.

Уланы с пёстрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

     Все побывали тут.

Редкие для данного стихотворения эпитеты и сравнение характеризуют французских солдат. Дым летучий – т.е. маневренный быстрый, как события во время битвы. Как тучи, французы двинулись – сравнение вполне ожидаемое, но устойчивое в народной речи. Рассказчик использует преувеличение, когда говорит о том, что все побывали на его редуте. Это, конечно, не так, но важно было показать масштабность события, и это простительно старому солдату.

Какие средства изобразительности использует автор в данном отрывке? Какую роль они играют?

11

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

     В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

     Гора кровавых тел.

В повествование героя как бы включается сам автор: используется нехарактерная для рассказчика лексика, отрывок отличается по стилю, языку, синтаксису.

Сравнения, инверсия, гипербола, лексический повтор, умолчание, эмоционально окрашенные предложения, олицетворения, метафора,  звукопись, эпитеты. Здесь кульминация событий, поэтому, собственно, автор и приходит на помощь своему герою.

Приведите примеры использования автором средств художественной изобразительности в данных отрывках.

Прокомментируйте каждый факт использования этих средств.

Какую роль они играют?

Почему автор так много употребляет глаголов?

Какие слова и предложения кажутся необычными?

Обратите внимание на эпитеты. Их немного, но почему они необходимы автору при создании картины боя?

В отрывке дважды повторяется слово «бой». Что даёт это автору? На что он хочет обратить наше внимание?

Докажите, что автор «помогает» своему герою пересказать самый напряжённый момент в повествовании.

12

Изведал враг тогда немало,

Что значит русский бой удалый,

     Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась, как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

     Слились в протяжный вой…

13

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

     И до конца стоять…

Вот затрещали барабаны –

И отступили басурманы.

Тогда считать мы стали раны,

     Товарищей считать.

Снова меняется лексика, строение предложений, стиль, то есть автор «возвратил» слово своему герою.

Как вы поняли, что автор снова передал слово рассказчику?

14

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

     Богатыри – не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не Божья воля,

      Не отдали б Москвы!

Автор почти полностью цитирует себя же (см. 2 строфу).  Рассказчик подводит итог своим воспоминаниям, неизменно противопоставляя нынешнее и «могучее, лихое». Ему есть за что обижаться на молодых, которые не могут проявить себя в деле. А молодой солдат не возражает старому, потому что с уважением относится к подвигам отцов и сам понимает, что его поколение не заслуживает уважения.

Почему первая и последняя строфы в рассказе старого воина почти совпадают? В чём различие? «Не то, что нынешнее племя» автор заменяет на «Могучее, лихое племя». О ком говорит в первый раз и о ком – во второй? Как это объяснить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова тюркского происхождения (по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»)

В данной работе дается анализ тюркоязычных слов в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино". Авторы уделили свое внимание на этимологию заимствованных слов в стихотворении "богатырь", "булат"....

презентация к уроку по изучению стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино"

Презентация содержит иллюстративный материал, позволяющий учащимся  понять тему и идею стихотворения  М.Ю.Лермонтова о значимости Бородинского сражения в истории России....

Исследовательская работа на тему:Богатырское племя в стихотворении М.Ю.Лермонтова«Бородино»

Исследовательская работа на тему: Богатырское племя в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»     Работа выполнена ученицей 8 «Б» класса, МБОУ Заполярного района «СОШ п. Ис...

Система вопросов к стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино"

Система вопросов позволяет сделать подробный анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино"....

К вопросу изучения военной лексики на уроках литературы. На материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»

К вопросу изучения военной лексики на уроках литературы. На материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»...

Презентация к уроку "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" (по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино")

В презентации представлены портреты М.Ю.Лермонтова, М.Кутузова, Репродукции картин с изображением Бородинской битвы, Толковый словарь по непонятных слов, композиция стихотворения, образ рассказчика в ...

Урок-экскурсия по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино". Историческая основа стихотворения. 5-й класс

АннотацияМетодическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использование...