Типы тем сочинений
учебно-методический материал по литературе (9, 10, 11 класс) на тему

Соловьёва Ирина Касимовна

Собранный по крупицам материал позволяет классифицировать типы тем сочинений по литературе. В связи с предстоящими изменениями в экзамене по литературе считаю, что материал актуален.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon типы тем сочинений40 КБ

Предварительный просмотр:

Типы тем сочинений

Типы тем сочинений

Примеры тем

Что требуется

Возможные ошибки

Как их избежать

Анализ литератур-ного произведе-ния

Роман «Е.О.» как энциклопедия русской жизни.

Пути и судьбы русской интеллигенции в изображении А.П.Чехова («Ионыч», «Вишнёвый сад»)

Раскрыть идейное и нравственное значение произведения, его эстетическую значимость.

Простой пересказ произведения, отсутствие литературоведческого анализа.

Использовать понятия: тема, идея, сюжет, замысел, традиции, новаторство и т.д.

Анализ литератур-ного героя

В чем трагедия Печорина? Типы русских крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Раскрыть идейную сущность образа, показать средства его художественного воплощения.

Простой пересказ произведения, отсутствие литературоведческого анализа.

Использовать понятия: литературный тип, типический характер, портрет, речевая характеристика и др.

Анализ художест-венной формы

Мастерство Гоголя-сатирика в «Ревизоре». Трагическое и комическое в романе «Поднятая целина».

Провести литературоведчес-кий анализ художественных средств.

Незнание нужных понятий теории литературы.

Использовать понятия: роды и жанры литературы, художественный метод, стиль, трагическое и комическое, композиция, сюжет, портрет, пейзаж, язык и т.д.

Анализ образа автора

Автор и его герой в романе «Отцы и дети». Образ автора в поэме «Мёртвые души».

Раскрыть авторскую позицию, его отношение к действительности и к человеку.

Неверное или неполное раскрытие темы.

Использовать понятие «образ автора».

Анализ лирическо-го героя (в поэзии)

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Бунтующая личность в поэзии Лермонтова.

На основе образа лирического героя дать целостное представление о творчестве поэта.

Отождествление лирического героя с автором, поэтом.

Разобрать сущность понятия «лирический герой»

Публицис-тическая тема

Мой любимый современный писатель. Человек, с которым я хотел бы идти по жизни рядом. (По произведениям  современной литературы).

Раскрыть тему на литературном материале (часто  внепрограммном) с проявлением личного отношения к литературе.

Тема раскрывается на внелитературном материале. Неверный выбор стиля.

Обязательно привлекать литературный материал. Подумать над стилевым оформлением.

Моногра-фическая простая

Образ Татьяны Лариной в романе «Е.О.»

Свободное всестороннее описание-рассуждение

Однобокость анализа

Посмотреть на предмет с разных точек зрения.

Моногра-фическая проблемная

«Татьяна, русская душою» (А.С.Пушкин)

Углубленное объяснение одной стороны предмета, указанной в теме.

Подмена проблемной темы темой простой (не анализируется необходимый аспект предмета).

Понять существо проблемы, поставленной в заголовке.

Сопостави-тельная

Татьяна и Ольга в романе «Е.О». Тема родины в произведениях Блока, Маяковского, Есенина.

Сопоставительный анализ образов, произведений, авторов, проблем и т.д., определение их сходств и различий

Подмена сопоставительной темы двумя монографическими (два анализа без сопоставления).

Выделить признаки, по которым ведется сопоставление (главные и второстепенные). Сделать выводы.

Обобщаю-щая

Женские образы в романе «Война и мир». «Лишние люди» в изображении русских классиков.

Обобщающее рассуждение о нескольких сходных предметах.

Отсутствует связь между предметами рассмотрения.

Выделить главные признаки обобщения.

Проблем-но-обобща-ющая

Проблема духовной деградации человека в творчестве Чехова. Природа и человек в современной литературе.

Обобщающее рассуждение, которое ведется в рамках заявленной проблемы.

Не раскрывается проблема, заявленная в заголовке.

Понять существо заявленной проблемы и вести сопоставление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над сочинением-рассуждением. Проблемы текста. Типы проблем.

Предлагается материал, который можно использовать для обучении написанию сочинения-рассуждения при подготовке к ЕГЭ в 10 - 11 классах....

Сочинение об абзацном отступе, сочинение о задаче автора рассуждения, сочинение о существительном - дирижере.

Данные сочинения  предназначены для подготовки к работе над лингвистической темой....

Как писать сочинения различных типов речи

Советы по написанию сочинений (с примерами)...

Подготовка к ЕГЭ. Уроки 1-2 из системы уроков по написанию сочинений. Тема: "Структура сочинения. Основные критерии к сочинению"

Мной разработана система уроков по проблеме  "Как научить писать сочинение по прочитанному тексту" в 11 классе. Данные уроки в системе - первый и второй.    Тема урока: "Структура сочин...

Методическая разработка урока "Функционально-смысловые типы речи. Соединение в тексте различных типов речи"

Урок  предназначен для  студентов  СПО 2 курса, обучающихся  профессии "Повар,кондитер" .  ...