Подготовка к итоговому сочинению "Опыт и ошибки" по рассказу Костюнина "Дубок"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Методическая разработка урока. Подготовка к итоговому сочинению по теме: ОПЫТ И ОШИБКИ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Подготовка к итоговому сочинению29.99 КБ

Предварительный просмотр:

     

Методическая разработка

Подготовка  к итоговому сочинению

                                            Опыт и ошибки

( По произведению Костюнина Александра Викторовича «Дубок» )

  • Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроке русского языка.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

Таксономия целей.

Цели учителя:

  • закрепить ОУУН при работе с текстом.
  • подготовить к  итоговому сочинению по русскому языку и литературе.

Цели работы учащихся:

знать:

  • алгоритм написания сочинения-рассуждения;

уметь:

  • анализировать текст;
  • находить проблему текста.

Задачи урока.

Образовательные:

  • продолжить работу над речевой деятельностью учащихся.

Воспитательные: 

  • продолжить формирование навыков самостоятельной работы
  •  продолжить формирование навыков самооценки и оценки знаний других;

Развивающие: 

  • научить детей умению сравнивать, анализировать свои ошибки и ошибки товарищей, корректировать свою работу.

Оборудование урока 

  • Компьютер.  
  • Текст для творческой работы ( А.Костюнин «Дубок»)
  • Словарь русского языка С.И.Ожегова

Основные термины и понятия темы

Опыт, ошибки , нравственность.

Организация пространства

Беседа и групповая работа.

Виды совместной деятельности

Работа по группам.

Используемые виды оценивания

Взаимооценка работы по тексту.

Формы работы

  • индивидуальная, в парах и коллективная.

Ход урока

1 этап. Мотивация учащихся.

2этап. Анализ притчи А.В. Костюнина «Дубок»

Задание. Прочитать текст.

Дубок

Притча

Из трилогии «Кавказ» (Хожения в Дагестан, Абхазию, Ингушетию)

Молодой Дубок вертел-красовался своими редкими листьями и поглядывал снизу вверх на старые морщинистые громады дубов-предков, растущих невдалеке.

С ехидцей он размышлял:

— Листья у меня тоже красивые, с волнистыми краями, почему тогда старики — на виду, а я всю жизнь прозябаю в их тени? Чем я хуже?..

Пичужка села ему на ветку:

— Ой! Ты не очень-то!.. Своими когтями!!! Больно ведь! — взвизгнул Дубок, оглаживая свою нежную кожицу.

— Извините, пожалуйста!.. Я нечаянно, — обескуражилась птаха.

— За нечаянно — бьют отчаянно!

— Вы такой юный и уже дерзкий.

— Когда ещё быть дерзким, если не в юности?.. Мои прадеды и прабабки стоят, боятся шелохнуться, не то что дурной пример подать — развалятся сразу... Ах-хха-ха! — самодовольно расхохотался Дубок.

— Вы говорите о старших так непочтительно, что я вынуждена раскланяться с вами, — и птичка улетела.

— «Раскланяться»... Подумаешь, недотрога. Какая ей разница, где столоваться! Червяки везде одинаковые.

Дубок ещё долго запальчиво бросал колкие реплики в адрес улетевшей птички, но в душе понимал: что-то здесь не так. Даже если взять червячков-ползучков, всяких там гусениц, личинок, муравьёв и божьих коровок... На его нежных веточках их нет. Все они, как сговорились, селятся в толстом слое прелых листьев, которые годами, столетиями устилали землю, осыпаясь со старых дубов. А следом за личинками, паучками слетаются птицы, и вьют на разлапистых крепких ветвях старых дубов гнёзда. В гнёздах выводятся птенцы, из них вновь вырастают птицы и всё по-новой... Из века в век.

— Несправедливо! — покачивал головой Дубок. — Им — всё! Мне — ничего! У них прямой доступ к солнцу, а я из-за них годами сижу без света. Хватит!!! Натерпелись.

Желание сбросить путы, стать вровень... нет! выше их!!! краше, заметнее предков настолько обуяло Дубок, что он, в какой-то момент чуть не засох от зависти.

— Я им ещё устрою! Они у меня поплачут!.. — злорадно вспыхнул он, угрожающе затрепетав всеми своими десятью листьями. Шума, гула не получилось, поскольку листья не касались друг дружки, но трепет был впечатляющий. — Нужно лишь найти союзника, — мучительно, днями и ночами, сутки напролёт мечтал Дубок. — Ветер! он мне поможет. Ему какая разница: он с ними заодно, и ко мне заглядывает.

И ветер, откликнулся на его просьбу. Он поднялся сперва лёгкий, затем всё сильнее, сильней... Задул осенний ветер листодёр... да и не ветер уже — настоящий предзимний шквал откликнулся на призыв Дубка. С престарелых дубов полетели на землю огромные обломанные сучья, золотые листья срывались, сыпались веером с веток и вместе с желудями толстым слоем укрывали землю вокруг. А молоденький гибкий Дубок лишь слегка грациозно покачивался, словно в танце, и ему очень даже нравилось всё это действо... эта лесная дискотека. Он в такт порывам то приседал, то размахивал веточками и ли-ко-вааал... Он бесновался от радости, увидев, как вершина прадуба под бешеным ураганным ветром обломилась и по всему чёрному дряхлому стволу — с самого верха до основания — прошла глубокая трещина.

— Ура!!! — ликовал молодой дубок. — Так вам и надо!.. Пусть шторм всех вас вырвет с корнем. Тогда не будете мне мешать!

И ураган услышал его... Он грозно загудел, зарычал и, обратившись лютым смерчем, стал по очереди воздушной воронкой зависать то над одним старым дубом, то над другим, выдёргивая их с корнями, с грохотом, с пластами земли. Вот уже нет останков прадеда дуба, вот повергнут наземь дед... И лишь отец прикрывал молодой Дубок от северного ветра собой. Природа вокруг преобразилась... Вот уж и леса не осталось. Когда буря вырвала с корнями старые дерева, самые древние, самые сильные, всю молодь унесло по ветру, словно тростинки. Дубок в страхе выглядывал из-за широченной спины отца: вокруг, сколько хватало взгляду, лежала безжизненная холодная скалистая пустыня.

Где жучки? где паучки? где птичьи гнёзда?

Всё разорено ураганом...

— Что я наделал?! — в ужасе стал причитать Дубок. — Если смерч вырвет с корнями и отца — я погиб...

Дубок едва пережил штормовую ночь. К утру северный ветер стих, но пришла другая беда... На небосводе безжалостным огнём запылало светило...

Все растения и насекомые, всё, в чём едва теплилась жизнь — сгорело под палящими лучами солнца. Не осталось ни одного деревца, ни одного кустарника, ни одной зелёной травинки, лишь пожухлая иссохшая стернь... А Дубок спокойно, в тени могучей кроны отца-исполина, постепенно приходил в себя, охорашивался, рос и мужал.

В порыве благодарности он протянул к отцу свои ветви, но тот не отвечал.

Шторм и солнце окончательно иссушили, обескровили его... Дуб стоял уже неживой...

Он так и умер, стоя, прикрывая своими огромными ветвями сына от палящего солнца, от студёного ветра...

И весной жизнь вернулась в дубраву. Из желудей народились, проклюнулись липкие зелёные росточки, они тянулись вверх и росли, хорошели, крепли под сенью возмужавшего Дубка. Теперь он — самый старший в роду — трепетно, ревностно защищал молодые побеги от северного ветра и палящего солнца.

А пичужка свила в его крепких ветвях гнездо и вывела птенцов...

Жизнь продолжалась.

*

02 ноября 2016 г.

Александр Костюнин

  • Что обозначает слово «притча»

Притча - иносказательный рассказ с нравоучением.

Словарь русского языка  С.И.Ожегова

  • Основные темы рассказа
  • Место под солнцем
  • Тема бумеранга
  • Тема зависти
  • Тема дерзости, тщеславия, гордости

  • Каким представлен Дубок в начале повествования?

Молодой Дубок красовался. Его недоумение по поводу того, что приходится прозябать в тени старых деревьев, привели к страшному желанию: ураган должен уничтожить все деревья. И ведь ветер согласился  помочь.

Есть старая мудрость: бойтесь своих желаний - они исполняются.

И желание Дубка исполнилось.  Изъявив желание, Дубок и не предполагал, к каким последствиям все это приведет. А осознав это, понимает, что исправить что-либо невозможно…

  • Картина после урагана

Все деревья истреблены. Только отец - дуб, даже ценой своей жизни, продолжал защищать свое неразумное дитя. Как и любой любящий родитель.

Осознание пришло. Дубок не только переосмыслил содеянное им, но и вынес для себя жизненный урок.

Только цена была очень велика.

  • Ошибка  осознана Дубком?

Теперь уже он сам занял место своих родственников. Сам стал защищать молодые деревья. И наверняка, с  таким же сожалением стал слышать их жалобы и ропот. Но именно это помогло ему терпеливо выполнять свой долг, снисходительно относиться к слабостям и ошибкам других.

  • Какой жизненный урок получен?

Если бы не этот урок, то вряд ли Дубок мог изменить свое мировоззрение. У него открылись глаза. Но заплатил дубок за это большую цену.

Очень часто так происходит. Бумерангом возвращается то, что человек сделал: и плохое и хорошее. Именно поэтому стоит призадуматься перед тем, как совершить поступок. А в данном случае даже мысли сыграли свою роль.

  • Зачем введен образ пичужки?

Интересен образ пичужки. В начале рассказа она не пожелала оставаться с дерзким Дубком. А в конце - свила гнезда на его ветвях и вывила птенцов. Автор показывает, что изменилось отношение к дубку. Теперь Дубок не просто вызывает доверие, но и уважение.

  • Какой художественный прием использует автор?

Кольцевое обрамление. Этот прием помогает ярче подчеркнуть тему бумеранга. Когда Дубок был дерзок, с ним даже пичужка не хотела общаться. А изменившийся Дубок стал более привлекателен.

  • Какова мораль притчи?

Мораль притчи ясна.

Последние слова «Жизнь продолжается» говорят о том, что ошибки и их исправление дают нам колоссальный опыт.

Но желательно учиться на чужих ошибках. Именно поэтому Костюнин написал нам эту притчу. Но, к большому сожалению, молодость предпочитает совершать свои ошибки и учиться на своих ошибках. И ничего с этим не поделаешь. Юношеский максимализм присущ всем. Все через это проходят. Видимо, старый дуб-отец в свое время тоже отличался дерзостью. Но когда пришло время, стойко защищал свое дитя, свой неразумный Дубок. Теперь сам Дубок занял место отца. И он готов ценой своей жизни спасать неразумную молодежь.

    Опыт и ошибки.  Жизнь продолжается.

  • Какие чувства вызывает у вас это произведение?

Грустные чувства.  Сочувствие. Но в то же время и светлые чувства. Приходит мысль о том, что необходимо задумываться над своими поступками, словами и даже мыслями.    

3этап. Подведение итогов урока.

 4этап.  Домашнее задание.

Написать сочинение  по данному тексту

  • Литература.

Рассказ Александра Викторовича Костюнина «Дубок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для организации итогового повторения и подготовки к итоговому тестированию по математике в 5 классе (по учебнику Виленкина)

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"5910069","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"150","style":"width: 50px; height: 50px;","width":"150"}}]]Материалы для повторени...

Задания для организации итогового повторения и подготовки к итоговому тестированию по математике в 6 классе (по учебнику Виленкина)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5911198","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Verdana, sans-serif; font-size: 12px; widt...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Маленькие рассказы для подготовки к итоговому сочинению

Данная подборка рассказов помогла учащимся аргументировать основные направления итогового сочинения-2016-2017учебного года. Так как темы сочинений затрагивали главные темы человеческого бытия, данные ...