ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ В РОМАНЕ. РОЛЬ ЭПИЛОГА.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ: «ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ В РОМАНЕ.  РОЛЬ ЭПИЛОГА».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sonya_marmeladova.docx34.44 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Орловской области

«Орловский технологический техникум»

                                               

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

 ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

НА ТЕМУ:

«ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ В РОМАНЕ.

РОЛЬ ЭПИЛОГА».

Подготовила:

преподаватель русского

языка и литературы

Федоричева О.А

Орёл 2016г.

                             


Литература

Тема: Значение образа Сони Мармеладовой в романе. Роль эпилога.

Цели урока:

1.Методическая: использование современных мультимедийных технологий при закреплении изученного материала;

2. Образовательная: охарактеризовать образ Сони Мармеладовой и рассказать о ее значение в судьбе Раскольникова,  показать, как в образе Сони Мармеладовой сконцентрировано видение Ф. М. Достоевского основ народной христианской нравственности.

3.Развивающая: развитие логического мышления, умение сравнивать, обобщать, доказывать, анализировать текст.

4.Воспитательная: воспитывать чувство сострадания, неприятия зла, продолжить формировать гуманизм, социальные компетенции (умение жить в обществе); прививать любовь к русской литературе.

Цели для обучающихся: знать характеристику образа Сони и понимать значение героини для произведения и в частности для Раскольникова; формирование навыков выступления перед аудиторией (развитие речи и ораторских способностей); развитие навыков работы в коллективе.

Оборудование: учебник (Литература под ред. Г.А.Обернихиной., Ю.В.Лебедев Литература 10 класс. В 2 ч. Ч 1.), портрет Ф.М.Достоевского, художественный текст «Преступление и наказание», мультимедийное оборудование, презентация)

Вид урока: комбинированный

                                         

   «Человек заслуживает свое

счастье, и всегда страданием»
                                                                                                 Ф.М.Достоевский

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

Мы уже с вами говорили о теории, созданной главным героем произведения – Раскольниковым. Вокруг него группируются остальные персонажи, отражающие его, т.е. его двойники. Давайте вспомним их.

Кто является двойником Раскольникова?

Кто же такой Лужин? В чем его сходство с Раскольниковым?

Кто же такой Свидригайлов? В чем его сходство с Раскольниковым?

Для чего вводится в роман система двойничества?

III. Изучение нового материала.
         Мы уже говорили о том, что «Преступление и наказание» – роман идеологический. Каждый из героев – носитель какой-то идеи, то есть правды.

Героиней сегодняшнего урока будет Соня Мармеладова.

У Сони никакой теории нет. Она живет не умом, а сердцем. А вот сам образ её несет определенную и очень важную идею.

Работа с эпиграфом:

«Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием»
                                                                                                 Ф.М.Достоевский

 - Как вы понимаете слова Достоевского?

(По Достоевскому, постоянная заполненность сознания материальной пользой и эгоистической выгодой незаметно растворяет высшие свойства личности и вытесняет христианские добродетели из жизни.

Страдание выступает как единственный путь к обретению смысловой полноты и гармонии жизни).

 Словесный портрет Сони.
  - Какой вы представляете Соню? Опишите ее, пожалуйста.

  -  Когда мы слышим первое упоминание о Соне?

(В грязной распивочной, от её отца – спившегося, опустившегося чиновника Мармеладова)

 - Как характеризует ее Мармеладов?

«Моя Соня, безответная она, и голосок у неё такой кроткий, белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое…»
- А как описывает ее Достоевский? (читает один ученик)
Работа с портретом Сони.
Посмотрите на иллюстрацию Д.А. Шмаринова к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Художник запечатлел Соню Мармеладову со свечой.  Ее портрет воспринимается как символ совести, страдания и глубокого сострадания, как символ того долга, который она пробуждает в Раскольникове, ведя его к нравственному возрождению. Свет становится  «постоянным эпитетом» в характеристике Сони и на других рисунках художников.
- Как вы думаете почему?

(Потому что она несет свет людям)
В романе нет случайностей. «В нём слова лишнего нет», - писал Ф.М.Достоевский о романе «Преступление и наказание».

Интересно проследить и причины выбора автором имени Сони Мармеладовой. Что означает имя Соня, Софья? Почему Достоевский назвал ее таким именем?

 Сообщение ученика.

 « София, Софья, Соня — это одно из любимейших имен Достоевского. Имя это означает «мудрость», «Разумность». И, действительно, в душе Сони Мармеладовой -  это образ всех женщин, матерей, сестер. Софья – это еще и библейское имя матери трех мучениц Веры, Надежды и Любви.»
     - Какие черты подчеркивает в ней Достоевский?
(Достоевский постоянно подчеркивает ее робость, застенчивость, даже запуганность.)
- Расскажите о жизни Сони.
( Мачеха Сони, Катерина Ивановна, обрекает ее на жизнь по желтому билету. Истощенные голодом дети выжили благодаря Соне. Ее жертва теплотой проникает в души людей. Она отдает Мармеладову последние “греховные гроши” на его непристойное пьянство в трактире… После гибели отца, смерти мачехи, именно она, Соня, падшая, смысл своей жизни видит в заботе об осиротевших малолетних детях. Даже людям, окружавшим ее, такой поступок кажется воистину христианским).
 Перед Раскольниковым – пример величайшего самопожертвования. Соня – самый серьезный его идеологический оппонент.

    Соня и Раскольников
 - Скажите, пожалуйста, как на жизнь смотрит Раскольников и по каким законам живет Соня Мармеладова?
(Раскольников не хочет принимать жизнь такой, какая она есть, он протестует против несправедливости. Его теория толкает на путь насилия над другими ради своего благополучия. Он готов переступить через трупы других, стремится создать в первую очередь для себя условия, чтобы затем изменить жизнь, стремится возвыситься над этим “муравейником”. Идея и преступление Раскольникова рождают конфликт в его душе, ведут к разъединению с людьми, заставляют героя презирать себя больше всего за человечность и чуткость к страданиям других. Соня идет другой дорогой. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. В позоре и унижении, в условиях, казалось бы, исключающих всякую моральную чистоту, она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу.)
 Лучи тепла, исходящего от Сониной души, достигают и Раскольникова. Он сопротивляется им, но все-таки, в конце концов, опускается перед ней на колени. В этом утверждают нас встречи героя с ней.

     - Итак, Раскольников идет к Соне. Как объясняет он свой первый визит к Соне? Чего он ждет от него?
  (Он ищет родственную душу, ведь Соня тоже преступила. Вначале Раскольников не видит разницы между своим преступлением и преступлением Сони. Он видит в ней своеобразного союзника по преступлению.)
- Как можно объяснить поведение Раскольникова, бесцеремонно осматривающего комнату? Кого он ожидал увидеть?
(Он хочет понять, как она преступница живет, чем дышит, что поддерживает ее, во имя чего она преступила. Но, глядя на нее, он смягчается, голос его становится тихим.
     Раскольников ожидал увидеть человека, сосредоточенного на своих бедах, измученного, обреченного, готового ухватиться за малейшую надежду, но увидел нечто иное, породившее вопрос: “Почему она так слишком долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в силах была броситься в воду”.)
   - Каким представляет себе Раскольников будущее девушки?
(Броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или броситься в разврат.)
 - Три дороги и все погибельные. Почему она не сделала этого? В чем же причина?
(Вера, глубокая, способная творить чудеса. Сила. В Соне мы видим силу, позволяющую ей жить. Ее источник в заботе о чужих детях и их несчастной матери. Уповает на Бога и ждет избавления.)
Через знакомство с Соней Раскольникову открывается мир людей, живущих по иным законам, законам человеческого братства. Не равнодушие, ненависть и жесткость, а открытое душевное общение, чуткость, любовь, сострадание живут в ней.
 - Какую книгу Раскольников заметил в комнате Сони?
   ( Книга, которую заметил на комоде в комнате Сони Раскольников, оказалась Новым Заветом в русском переводе. Евангелие принадлежало Лизавете.)

 Невинная жертва принимает смерть безмолвно, но она будет “говорить” Божьим словом. Посмотрите отрывок из фильма «Преступление и наказание»

Раскольников просит прочитать ему про Воскресение Лазаря.
- Почему выбран этот эпизод из Евангелия?
(
Раскольников неслучайно заставляет Соню читать "Евангелие", каждый из них вкладывает свой смысл в это чтение. В сцене "Воскресение Лазаря" – два основных героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря - это надежда на воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей)

 (Раскольников ходит среди живых людей, говорит с ними, смеется, негодует, но не сознает себя живым – сознает мертвым, он – Лазарь, который 4 дня как во гробу. Но, словно тусклый свет того свечного огарка, который освещал в “этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги”, теплился свет веры в душе преступника в возможное для себя воскрешение.)
      Работа с текстом. 
- Прочитайте эпизод чтения Соней отрывка из Евангелия, проследите за состоянием Сони.

(У Сони дрожали руки, голоса не хватало, не выговаривала первые слова, но с 3 слова голос зазвенел и прорвался, как натянутая струна. И вдруг вся преобразилась. Она хотела, чтобы Раскольников принял веру во Христа и через нее смог пройти к возрождению путем страдания).
Соня читает, желая, чтобы он, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога. И дрожала от радостного ожидания чуда. Раскольников смотрел на нее, слушал и понимал, как Иисус любит тех, кто страдает. “Иисус прослезился”, – в это время Раскольников обернулся и увидел, “что Соня дрожит в лихорадке”. Он ожидал этого.
- Почему Евангелие читают убийца и блудница?
(Евангелие показывает путь к возрождению, позволяет почувствовать соединение душ.)
 - Достоевский выделил слова “Я есмь Воскресение и жизнь”. Почему?
(Пробуждается душа.)
-  Зачем Раскольников приходит к Соне второй раз?

 (Раскольников приходит к Соне, чтобы сознаться в убийстве. Уходя от Сони, он сказал, что скажет, кто убил. “Знаю и скажу… тебе, одной скажу! Я тебя выбрал”. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит).

 - Докажите, что Раскольников хочет спровоцировать Соню на бунт. С каких позиций Соня оценивает преступление Раскольникова?

(Раскольников начинает с проверки своей теории, пытаясь опять спровоцировать Соню на бунт. Но она понимает всё с позиций народной нравственности. На Руси преступников считали несчастными, так как они нарушили божьи заповеди).

В романе важно не только к кому приходит с признанием Раскольников, но и где это происходит.

Соня снимает «комнату от жильцов» у портного Копернаумова. «Комната от жильцов» – знак крайней бедности.

Не случайна и фамилия. Копернаум – селение в Палестине, недалеко от которого расположено село Магдала. Мария из Магдалы, Мария Магдалина, пойдет за Христом, Соня последует за Раскольниковым на каторгу.

 - Как называет себя Соня? (Я бесчестная, я великая грешница). (IV ч. гл. 4)

 - Так является ли Сонечка Мармеладова грешницей?

(Соня преступила через себя для других. Она живет по законам любви к людям, совершила преступление над собой, принесла себя в жертву во имя любимых ею людей.)
(Ради других она убила собственную жизнь, но терзается муками совести от того, что не отдала все. Отдать, значит отдать все до нитки, не оставив даже мысли об отданном. Речь идет о воротничке, который попросила Катерина Ивановна).

(А Раскольников согласился с обыденной моралью, назвав ее грешницей. Пусть и жертвует собой, чтобы спасти родных, но, торгуя собственным телом, совершает невольный грех.)

(У нее есть выход  - уйти из жизни, но в ее положении это было бы слишком эгоистическим выходом: оно избавило бы ее от позора, от мучений, но лишало бы ее подзащитных последней соломинки, без которой человек не может продолжать жить).

− Когда Соня говорит о Лизавете, какую нравственную черту в ней подчеркивает? (Справедливость)

Идее бога в народной христианской нравственности присущи понятия справедливости, добра, милосердия. Нужно служить добру, быть милосердным, справедливым не за что-то, а потому, что это близко человеческой сущности).

− После этого Раскольников называет ее юродивой, причем твердит дважды, почему?

Юродство – врожденное телесное или духовное уродство (житейское представление)

Юродство – это «безумная мудрость», духовный подвиг, добровольное принятие на себя лишения плоти, «самопроизвольное мученичество» (старинная русская религиозная традиция)

Грех – нарушение религиозных предписаний, правил.

− Какое понятие юродства связывает Раскольников с Соней?

− На ваш взгляд, народная нравственность могла бы допустить нарушение церковных канонов во имя спасения ребенка? (Да)

Итак, является ли Соня грешницей?

(Нет. По мысли Достоевского, Соня воплощает народное начало, народную стихию: терпение, смирение, безмерную любовь к человеку и Богу.  Соня - воплощенное чистое добро!)


Коллективная работа. Есть две правды: правда, Раскольникова и, правда, Сони. Но истинна одна, правда, другая - ложна. Чтобы понять, где истина, нужно сравнить этих героев, в судьбе которых много общего, но различаются они в главном.

Давайте заполним с вами таблицу.


Соня


Раскольников


Кроткая, добрая


Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие


Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане  - мученица


Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане – преступник.

Живет, исходя из требований жизни, вне теорий

Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог - тупик. Теория не может учесть все в жизни


Божественная правда - в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа


В нем правда ложная. В рай ценой чужой крови попасть нельзя


У нее есть смысл жизни: любовь, вера

У него нет смысла жизни: убийство - это бунт для себя, индивидуалистический бунт

Итак, мы с вами сравнили Соню и Раскольникова. Какой вы можете сделать вывод?

(Правда Сони истинная. Необразованная, она духовно гораздо выше образованного Раскольникова. Она живет не разумом, а душой, в качестве опоры у нее вера в Бога.

Достоевский не описывает в романе с такой же подробностью, как нравственные мытарства, процесс духовного возрождения Раскольникова. Но контуры такого возрождения очерчены ясно и отчетливо. Осознав скрытый смысл, реальную сущность и неотвратимую гибельность своей идеи, главный герой испытывает спасительные мучения совести и готовность к покаянию.  В этом ему помогает Соня, последовавшая за ним на каторгу.

 - Почему каторжане любят Соню?

(По убеждению Ф. М. Достоевского, Соня выражает народные идеалы добра и справедливости. Каторжники видели, что Соня пожертвовала собой и продолжает делать это ради Раскольникова, это достойно уважения. Также она им всячески помогала, писала им письма к их родным и отправляла их на почту. Их родственники и родственницы, приезжавшие в город, оставляли, по их указанию, в руках Сони вещи для них и даже деньги. И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов, идущих на работы, - все снимали шапки, все кланялись).

  - Стали ли убеждения Сони убеждениями Раскольникова?

 (В эпилоге романа писатель говорит, что страдания, перенесённые героями, открыли им дорогу к счастью, что «их воскресила любовь».

«Сердце одного заключало бесконечные источники жизни для другого». Глубокое и искреннее сопереживание «вечной Сонечки» растопило твердую «наполеоновскую» душу Раскольникова).

IV.Закрепление материала.

 - Так в чем же сила Сонечки?
(
Нравственным образом и идеалом для Достоевского была личность Христа. Достоевский  был убежден в целительности веры как огромной энергии, заключенной в любом человеке.

И главная сила Сони заключается в вере, в умении любить, сострадать, в самопожертвовании во имя любви.)

Соня своей любовью, жалостью и состраданием, своим бесконечным терпением и самопожертвованием, своей верой в Бога спасает Раскольникова. Живший своей бесчеловечной идеей, не верящий в Бога, он изменяется лишь в эпилоге романа, приняв в свою душу веру. “Обрести Христа – значит обрести собственную душу” – вот вывод, к которому приходит Достоевский.

Рефлексия

 - Что вы извлечете для себя из образа Сони?
   Хотелось бы, чтобы вы так же, как и Соня, любили людей такими, каковы они есть, умели прощать и дарили бы свет, исходящий от вашей души, другим людям.
V. Домашнее задание. Подготовиться к сочинению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Их воскресила любовь…» Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.

Это урок-беседа, урок-размышление, который поможет осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раско...

Федор Михайлович Достоевский: образ Сони Мармеладовой

Презентация на тему "Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание""...

«Вечная Сонечка, пока мир стоит...» (Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

В этой разработке урока раскрыт образ Сони Мармеладовой, показано, что именно в этой «отверженной» девушке с бледным и худым личиком открыта великая религиозная мысль, что именно об...

«Вечная Сонечка, пока мир стоит...» (Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

В этой разработке урока раскрыт образ Сони Мармеладовой, показано, что именно в этой «отверженной» девушке с бледным и худым личиком открыта великая религиозная мысль, что именно общение с Соней заста...

Конспект урока по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Образ Сони Мармеладовой и его роль в понимании идейной концепции Ф. М. Достоевского"

Цель данного урока:определить, в чем заключается "правда" Сони Мармеладовой, как, несмотря на совершенное преступление против норм общественной морали, ей удается сохранить нравственную чист...

Урок литературы в 10 классе на тему "Образ Сони Мармеладовой и его роль в понимании идейной концепции Ф.М.Достоевского"

Конспект урока может быть использован на уроке литературы в 10 классе при изучении романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"...