Суд над Лопахиным (по комедии А.П. Чехова «Вишневый сад»).
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Шабунина Елена Владимировна

Урок в игровой форме "Суд над Лопахиным" (по комедии А.П. Чехова "Вишневый сад") является заключительным в цикле уроков, посвященных пьесе, и имеет нетрадиционную форму урок-суд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sud_nad_lopahinym.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Суд над Лопахиным (по комедии А.П.Чехова «Вишневый сад»).

Цели:

  • Стратегические:
  1. Создать условия  для самопознания, самовыражения личности каждого ребенка, для реализации его творческих способностей, возможностей.
  2. Формировать творческую личность, умеющую и стремящуюся самостоятельно пополнять имеющиеся знания.
  3. Обеспечить многопрофильную, вариативную подготовку учащихся на базе стандартизации образования.
  4. Формировать у учащихся чувство личной ответственности за свои поступки, уважение к общекультурным ценностям, общечеловеческие и нравственные качества.
  5. Формирование эстетической культуры личности.
  • Тактические:
  1. Формирование основ теоретической науки (теорий, фактов, законов, понятий), способствующих овладению ребенком мыслительными операциями; как одного из условий умственного роста ребенка.
  2. Формирование мировоззрения (важно показывать учащимся, что наука «делается» людьми, хорошо образованными, творческими. Поэтому следует приводить не только научные факты, но и методы, которыми они были получены). Для этого необходимо использовать весь арсенал форм, методов и приемов организации учебной деятельности школьника и воспитательной работы с ним.
  3. Развитие функциональных механизмов психики (памяти, восприятия, речи, мышления, воображения):
  4. Формирование интеллектуальных умении. Очень важно научить учащихся логически мыслить, использовать приемы сравнения, анализа, синтеза, выделять главное, существенное, излагать мысли последовательно, обоснованно, непротиворечиво.
  5. Развитие умения проводить широкий перенос знании на решение новых познавательных задач.
  6. Вовлечение учащихся в различные виды деятельности, создание воспитывающих ситуаций с целью привития правил, норм, требований, регулирующих взаимоотношения между людьми.
  7. Посредством учебного труда способствовать воспитанию сотрудничества, взаимопомощи, трудолюбия, формированию сплоченного коллектива.
  8. Ориентируясь на невысокую развитость навыков самостоятельной работы, отсутствие у большинства учащихся навыков самоконтроля, большие трудности с планированием и организацией своей деятельности, необходимо способствовать самостоятельности, ответственности, оценочных умении, упорства в цели, используя на уроке и внеурочной деятельности различные виды заданий, требующих самоорганизации, ответственности и самоконтроля.
  9. Повышать активность учащихся (создание ситуаций, в которых учащиеся должны отстаивать свое мнение, принимать участие в обсуждениях, задавать вопросы товарищам и учителю, оценивать ответы, самостоятельно выбрать посильное задание, находить несколько вариантов возможного решения задачи или проблемы).
  • Оперативные:

                  Образовательные:

  1. Задействовать всех учеников в ходе подготовки и проведения урока.
  2. Отработка умения характеризовать литературного героя, цитируя и комментируя текст произведения.
  3. Работа учащихся: отработка рассуждения по проблемному вопросу.
  4. Отработка умения делать самостоятельные выводы.

                          Развивающие:

  1. Способствовать развитию умений самостоятельно подбирать материал.
  2. Развить творческие актерские способности учащихся.
  3. Развить навыки выразительного чтения.
  4. Развивать коммуникативные навыки в ходе общения.
  5. Развивать умение организовывать совместную деятельность.
  6. Развитие умений анализа текста.

                             Воспитательные:

  1. Воспитать негативное отношение к индивидуальной наживе,  в удовлетворении своих хищнических интересов, в стремлении к безграничному обогащению за счет других, привить чувство непримиримости к этим отрицательным явлениям жизни.

Оборудование: портрет А.П. Чехова, иллюстрации спектакля «Вишневый сад», тексты комедии «Вишневый сад», тексты критических статей, компьютер.

Тип урока: урок-суд.

Структура урока:

№ этапа

Название

этапа урока

Методы

обучения и

воспитания 

Приемы

обучения и

воспитания

Средства

обучения и

воспитания

Время

1.

Оргмомент

(слово учителя)

3

2.

Обобщение и систематизация материала (суд над Лопахиным)

1.Частично-поисковый (на предварительном этапе группе учащихся было дано задание выбрать из предложенной критической статьи материал, характеризующий Лопахина);

2. Исследователь-ский метод (учащиеся по форме домашней работы по группам подбирали материал к уроку).

Дискуссия, диспут, беседа (обсуждение в виде судебных прений и          хода судебного заседания).

3.Объяснительно-иллюстративный

Метод воспитания:

Группа методов стимулирования (поощрение)

2.Выступление каждого учащегося в суде в той роли, которая ему была заранее отведена.

3. Просмотр в ходе судебного заседания иллюстраций

Улыбка, кивок, развернутая форма одобрения, (положительная оценка поведения или работы учащихся, одобрение, похвала), ободрение перед классом.

 

ТАСО: иллюстрации

речь

иллюстрации

Слово, мимика, жест

40

3.

Домашнее задание

2

 План урока:

№ п/п

Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Межпредметные и внутрипредметные связи

1

Оргмомент.

Тема урока.

Постановка целей и задач.

Сообщает

тему урока,

цели.

Внимательно слушают.

2

Обобщение и систематизация материала (суд над Лопахиным).

Суд над героем.

Учитель выступает в качестве судьи. Организует и координирует работу учащихся.

Учащиеся выступают в суде в той роли, которая ему была заранее отведена.

История, обществознание, право. Риторика.

3.

Домашнее задание.

Объявление домашнего задания.

Учитель объясняет домашнее задание.

Записывают в тетради.

 Конспект урока

Предварительная работа: класс делится на подгруппы: “Обвинители” и “Защитники” по тексту романа подбирают реплики для действующих лиц.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Объявление темы и целей урока.
  2. Литературный суд.

Судья: Встать, суд идет! Прошу садиться. Многоуважаемые господа присяжные заседатели, все присутствующие! Мы собрались здесь сегодня для того, чтобы заслушать дело по обвинению Лопахина Ермолая Алексеевича.  С целью разрешения следующих проблемных вопросов:

  1. Лопахин – будущее России или его настоящее?
  2. Достоин ли Лопахин олицетворять собою будущее России.

В заседании суда принимают участие:

  • Прокурор Ветютнева Ольга,  
  • главный свидетель обвинения – Трофимов Петр Сергеевич,
  • обвиняемый – Лопахин Ермолай Алексеевич,
  • его защиту осуществляет адвокат Куликова Дарья,
  • секретарь суда Конрад Екатерина.

Екатерина, доложите, пожалуйста, суду о готовности начать заседание.

Секретарь: Ваша честь, все свидетели явились и ожидают своего вызова для дачи показаний.

Судья: Судебное заседание объявляю открытым, слово предоставляется прокурору Ветютневой         Ольге.

Прокурор: Лопахин Ермолай Алексеевич, купец обвиняется в стремлении к безграничному обогащению за счет других, в индивидуальной наживе,  в удовлетворении своих хищнических интересов. Он не помог в трудную минуту Любови Андреевне Раневской, своей благодетельнице. У нее случилась беда: за долги продают их имение вместе с вишневым садом. Лопахин не захотел помочь им. А наоборот, сам приобрел поместье. Исходя из приведенных фактов, обвинение считает, что Лопахин Ермолай Алексеевич виновен в индивидуальной наживе,  в удовлетворении своих хищнических интересов, в стремлении к безграничному обогащению за счет других. И в связи с этим, мы делаем вывод, что Лопахин не достоин олицетворять собой будущее России.

Судья: Обвинение предъявлено. Приступаем к проведению расследования по данному делу. Требуется установить личности участников процесса. Подсудимый, представьтесь.

Лопахин: Я, Лопахин Ермолай Алексеевич, купец. Отец мой, правда мужик был. . .

Адвокат: Ермолай Алексеевич расскажите суду суть проблемы.

Лопахин: Когда приехала Любовь Андреевна, я почти сразу изложил ей положение вещей. «Вам уже известно, вишневый сад ваш продается за долги, на двадцать второе августа назначены торги, но вы не беспокойтесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть... Вот мой проект. Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода». На что мне ответила  Раневская и ее брат Гаев, что это полная чепуха. Но и после этих слов я не сдался, а продолжал их убеждать. «Вы будете брать с дачников самое малое по двадцать пять рублей в год за десятину, и если теперь же объявите, то, я ручаюсь чем угодно, у вас до осени не останется ни одного свободного клочка, все разберут. Одним словом, поздравляю, вы спасены. Местоположение чудесное, река глубокая. Только, конечно, нужно поубрать, почистить... например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад...» Но и эти мои слова не возымели воздействия.

Адвокат: То есть ваше предложение было отвергнуто?

Лопахин: Категорически.

Адвокат: Спасибо, у меня нет больше вопросов к обвиняемому.

Судья: Прокурор, у вас есть вопросы к обвиняемому?

Прокурор: Скажите, обвиняемый, а почему вы не выкупили это имение для вашей благодетельницы? Ведь могли же вы совершить бескорыстный поступок?

Адвокат: Мой подзащитный имеет право не свидетельствовать против себя.

Лопахин: Я все же отвечу. Знаете, я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера, ну, у меня постоянно деньги свои и чужие, и я вижу, какие кругом люди. Надо только начать делать что-либо, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей.

Прокурор: Скажите, Лопахин, а в чем вы видите будущее России?

Лопахин: До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились  и дачники. Все города, даже самые небольшие окружены теперь дачами. И можно сказать, что дачник лет через двадцать размножится до необычайности. Теперь он только чай пьет на балконе, но ведь может случиться, что на своей одной десятине он займется хозяйством, и тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным. . .

Судья: Нет больше вопросов? Вызывается главный свидетель обвинения. Представьтесь.

Трофимов: Я, Трофимов Петр Сергеевич, студент, бывший учитель погибшего сына Любови Андреевны Раневской.

Судья: Прошу, задавайте вопросы.

Адвокат: Знакомы ли Вы с моим подзащитным?

Трофимов: Да, это Лопахин Ермолай Алексеевич, купец. Мы с ним познакомились, когда меня наняли к Грише Раневскому в учителя.

Судья: Вы подтверждаете это?

Лопахин: Да, все это время у нас с ним были приятельские отношения. А когда мы с ним прощались, Трофимов сказал, что любит меня.

Адвокат: Прошу занести эти слова в протокол, т.к. они демонстрируют слишком приятельские взаимоотношения.

Судья: Эта просьба излишняя, т.к. все, что говорится на заседании, заносится в протокол. Есть еще вопросы к свидетелю обвинения?

Прокурор: Да, есть. Что вы еще можете сообщить суду о Лопахине?

Трофимов: Он богатый человек, будет скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается на его пути, так и он нужен.

Я бы хотел повторить те слова, которые я уже говорил Ермолаю Алексеевичу при прощании. «Знаешь, мы, пожалуй, не увидимся больше, так вот позволь дать тебе на прощанье один совет: не размахивай руками! Отвыкни от этой привычки – размахивать. И тоже вот строить дачи, рассчитывать, что из дачников со временем выйдут отдельные хозяева, рассчитывать так – это тоже значит размахивать. . .»

Прокурор: А как вы видите будущее России?

Трофимов: Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину. У нас, в России, работают пока очень немногие. Громадное большинство той интеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно. Называют себя интеллигенцией, а прислуге говорят «ты», с мужиками обращаются, как с животными, учатся плохо, серьезно ничего не читают, ровно ничего не делают, о науках только говорят, в искусстве понимают мало. Все серьезны, у всех строгие липа, все говорят только о важном, философствуют, а между тем у всех на глазах рабочие едят отвратительно, спят без подушек, по тридцати, по сорока в одной комнате, везде клопы, смрад, сырость, нравственная нечистота... И, очевидно, все хорошие разговоры у нас для того только, чтобы отвести глаза себе и другим. Укажите мне, где у нас ясли, о которых говорят так много и часто, где читальни? О них только в романах пишут, на деле же их нет совсем. Есть только грязь, пошлость, азиатчина... Я боюсь и не люблю очень серьезных физиономий, боюсь серьезных разговоров. Лучше помолчим!

И еще – вся Россия наш сад.

Судья: Нет больше вопросов?

Адвокат: А как же тогда понять ваше признание в любви моему подзащитному? Или вы уже отказываетесь от своих слов?

Трофимов: Нет, Уважаемый суд, я не отказываюсь от своих слов, даже больше скажу – у него тонкие, нежные пальцы, как у артиста и тонкая и нежная душа. . .

 Судья: Нет больше вопросов? Приглашается следующий свидетель. (Входит литературный критик - эксперт). Представьтесь.

Критик: Я, Ревякин Александр Иванович, являюсь исследователем творчества А. П. Чехова  и автором трудов, посвященных комедии «Вишневый сад».

Судья: То есть суд может полагать, что вы знакомы со всеми участниками процесса и со всеми обстоятельствами дела?

Критик: Да, конечно. Я знаком со всеми участниками процесса и знаю все обстоятельства дела.

Судья: Стороны, можете приступать к допросу.

Прокурор: Что вы можете сообщить по существу данного дела?

Критик: В лице Лопахина в произведении изображается буржуазия, как общественная сила, пришедшая на смену дворянству и находящейся на подъеме. Лопахины – это люди, которые сосредоточили в своих руках огромные богатства, становящиеся полновластными «хозяевами» жизни, приобретающие все большую  и большую власть – экономическую и политическую.

И, следовательно, Ермолай Алексеевич активен в своих поступках, словах, решениях. Он не бездействует, как Раневская или Гаев, а трудится. Лопахин, по его словам, встает «в пятом часу утра» и работает с «утра до вечера».

Если владельцы вишневых садов, дворянских гнезд, защищали «чистую» красоту, красоту бесполезную, как таковую, то Лопахины признавала красоту лишь сугубо утилитарного происхождения и назначения. Лопахин не признает красоты вишневого сада, не приносящего дохода, и с восхищением вспоминает цветение мака («что эта была за красота!»), на котором он заработал сорок тысяч.

Прокурор: То есть вы хотите сказать, что для Лопахина важна личная нажива?

Критик: Дело в том, что Лопахин в своей деятельности руководствуется в первую очередь стремлениями к личному, а не общественному благу. Его огромная энергия, трезвый ум, практическая хозяйственная смекалка, жизненная цепкость направлены в основном на удовлетворение хищнических интересов, индивидуальной наживы, безграничного личного обогащения за счет других.

Адвокат: Я протестую! Этот человек не может делать подобные выводы.

Судья: Протест отклонен. Компетентность этого свидетеля не вызывает сомнения. Еще есть вопросы к господину критику?

Прокурор: Не имею, Ваша Честь.

Адвокат: Не имею, Ваша Честь.

Критик: Разрешите мне добавить?

Судья: Да.

Критик: Лопахину, с его страстью к труду, нужно бы делать настоящие, большие, прочные дела. А ему приходится вот только «размахивать, но ходить по одной линии», по чужой улице. Он мечтает о великанском творческом размахе! «Иной раз,  - говорит он,  - когда не спится, я думаю: господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы  сами должны бы по-настоящему быть великанами…»

Судья: Переходим к допросу следующего свидетеля. Представьтесь, пожалуйста.

Раневская: Я, Раневская Любовь Андреевна, помещица. Мне принадлежал вишневый сад.

Адвокат: Скажите, как вышло так, что ваше имение было выставлено на торги?

Раневская: О, мои грехи… Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая, и вышла  замуж за человека, который делал одни только долги.

Адвокат: Вы слышали показания моего подзащитного. Вы подтверждаете их? Лопахин действительно хотел вам помочь и предложил проект по спасению ситуации?

Раневская: Да, предложил, но это совсем не приемлемое для нас решение.

Адвокат: У меня больше нет вопросов.

Судья: Господин прокурор, у вас есть вопросы к свидетелю?

Прокурор: Не имею, Ваша Честь.

Судья: У сторон есть еще добавления? Господин прокурор?

Прокурор: Не имею, Ваша Честь.

Судья: Господин адвокат?

Адвокат: Не имею, Ваша Честь.

Судья: Судебное следствие объявляю закрытым. Переходим к прениям сторон. Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: Уважаемый Суд. На сегодняшнем заседании мы полностью убедились в том, что господин Лопахин – расчетливый человек, что основная цель его жизни – индивидуальная нажива, безграничное обогащение за счет других. Это подтверждают показания свидетелей  да и сам обвиняемый не отрицает стремления к наживе. Таким образом, я прошу суд признать Лопахина Ермолая Алексеевича виновным в индивидуальной наживе,  в удовлетворении своих хищнических интересов, в стремлении к безграничному обогащению за счет других. И в связи с этим, мы просим сделать вывод, что Лопахин не достоин олицетворять собой будущее России. Спасибо, у меня все.

Судья: Спасибо. Слово для защиты предоставляется адвокату.

Адвокат: Уважаемый Суд. Обвинения господина прокурора мне кажутся смехотворными. Мой подзащитный сделал все, чтобы помочь госпоже Раневской. Предложил проект. Но все напрасно. Она отказалась. Так в чем же виноват мой подзащитный, что он не смог убедить владельцев поместья, что единственный выход – это сдача в наем? Они сами виноваты в своем банкротстве и бездействии. Именно поэтому будущее России за такими людьми, как  Ермолай Алексеевич Лопахин. Это люди, идущие в ногу со временем, понимающие сложившуюся ситуацию. Итак, я прошу оправдать моего подзащитного и признать его достойным олицетворять собой будущее России.  Спасибо, Уважаемый суд, я закончил.

Судья: Лопахин, вам предоставляется последнее слово.

Лопахин: О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь.

Судья: Суд удаляется для вынесения приговора.

Секретарь: Прошу всех встать. (Судья выходит).

(Судья входит).

Секретарь: Прошу всех встать: суд идет.

Судья: Провозглашается приговор. В «Вишневом саде», в этой поэме прощания с прошлым, все персонажи окрашены или прошлым, или будущим. Лопахин двойственен: он как будто обращен к будущему, поскольку он представляет ту социальную силу, которая идет на смену дворянству. Но в этой функции обращенность Лопахина к будущему – мнимая, ложная: будущее этого класса весьма не прочно, и Чехов, со своим общественным чутьем и нелюбовью к буржуазии, как будто догадывается об этой непрочности, несерьезности. Но в мечте Лопахина – русского человека из народа, попавшего «не на свою улицу», - о чистой, разумной, великанской жизни заключена его подлинная обращенность к будущему. Суд закончен.

III. Домашнее задание. Написать мини-сочинение, в котором должна быть выражена точка зрения на решение суда. Это может быть обжалование приговора или обоснование его справедливости.

Список используемой литературы

  1. Ермилов, В. Драматургия Чехова./ В.Ермилов – М., 1985
  2. Мандель, Б. Р. Сложные игры: принципы и способы построения. //Б. Р. Мандель// Школьные технологии. – 2006 - №1
  3. Ревякин, А. И. «Вишневый сад» А. П. Чехова./ А. И. Ревякин – М., 1986
  4. Рез, З. Я. Методика преподавания литературы./ З. Я. Рез – М., 1977
  5. Роговер, Е. С. Русская литература второй половины XIXвека: Учебное пособие. / Е. С. Роговер – СПб., М: САГА ФОРУМ, 2004
  6. Селевко, Г. К. Игровые технологии // Г. К. Селевко// Школьные технологии. – 2006 - №4
  7. Сластенин, В. А., Исаев, И. Ф., Шинянов, Е. Н. Педагогика./ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н Шинянов – М., 2004.
  8. Чехов, А. П. Собр. соч.: В 8т./ А. П. Чехов – М: «Правда», 1970


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачёт по комедии А. П. Чехова "Вишневый сад"

Письменный зачёт напоминает контрольную работу по вопросам. Вопросы заранее учащимся неизвестны, и каждый отвечает на 2-3 вопроса....

Тест по комедии А.П. Чехова "Вишневый сад"

Тест на знание и понимание текста "Вишневого сда" может использоваться в качестве промежуточного контроля....

Изучение комедии А. П. Чехова "Вишневый сад" в 10 классе при помощи информативно-стимулирующих карточек

Информативно-стимулирующие карточки – подспорье отвечающему ученику. Учитель, видящий перспективу всего урока, оставляет часть открытий ученику. Наставник нацеливает обучаемого на его задачу, об...

Презентация. Настоящее и будущее России в комедии А. П. Чехова "Вишневый сад".

К изучению темы "Вишневый сад" А. П. Чехова в 10 классе. Предложены иллюстрации, разнообразные вопросы и текстовой материал....

Образ вишневого сада и тема разорения "дворянских гнезд" в комедии А. П. Чехова "Вишневый сад". Презентация.

Презентация к теме 10 класса "Вишневый сад" А. П. Чехова. Информативный, иллюстративный, текстовой  материал. Проблемные вопросы....

Прошлое России в комедии А. П. Чехова "Вишневый сад". Раневская. Гаев. Фирс. Шарлотта. Презентация

Предлагается иллюстративный, текстовой, информативный материал. Много проблемных вопросов, настраивающих на вдумчивое осмысление чеховских образов....

Входной контроль по комедии А.П.Чехова "Вишневый сад"

Уважаемые коллеги! Размещаю материал, который Вы можете использовать в качестве проверки знания учащимися текста комедии  "Вишневый сад". Как правило такую формы работы использую перед изучение п...