Технологическая карта урока литературы в 6 классе по произведению И.С.Тургенева "Муму"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

 На  уроке  используются  различные приёмы  и методы ТРКМ на разных этапах урока с целью активизации познавательной деятельности обучающихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  

Ф.И.О. учителя: Садыкова Алсу Шарафутдиновна  МБОУ «Тат-Китнинская ООШ»

Класс:  6 класс

Дата: 27 ноября 2015года

Предмет:  русская литература

Тема урока: Кто герой рассказа «Муму»?

Место и роль урока в изучаемой теме: вводный урок

Цель урока: знакомство с произведением И.С. Тургенева «Муму», выявление конфликта одиночества.

Задачи урока:

образовательная: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей и их современного звучания; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, называть основные черты характера героя; определение в произведении элементов сюжета, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения,выявление авторской позиции; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

Метапредметные УУД:

Личностные: осваивание новых видов  деятельности, участие  в творческом процессе; осознание себя как индивидуальность, усваивает гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; воспитание чувства ответственности за свои поступки; использование для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознание  познавательной  задачи; чтение  и вслушивание, извлечение  нужной  информации

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;

Характеристика этапов урока

Этап урока

Цель

Содержание учебного

материала

Методы и приёмы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности

Регулятивные УУД

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

- прогнозирование.

«Муму» – странное название, как будто слово, произнесённое ребенком. Ребята, давайте подумаем по названию о чем это произведение?

Формулируем тему урока:

Кто герой рассказа «Муму»?

.

Прием «Корзина идей»

Регулятивные УУД

Учитель записывает предложенные идеи в нарисованную корзину(после чтения отрывка произведения сравнивать термины детей на соответствие)

Дети предлагают разные варианты

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

1):

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

2)

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

1 группа.Что же такое крепостное право? Что вас поразило в этом явлении российской действительности?

2группа.Как вы считаете,  что послужило поводом для создания повести «Муму»? Прототипы героев повести.

3группа.Литературные места России. Имение Спасское – Лутовиново.

Элемент кейсовой технологии

Работа в группах Использование ресурсов Интернет

Регулятивные

Познавательные

Запись на доске

 1852 год –написание повести

1861г –отмена крепостного права

Почему именно в это время Тургенев обращается к теме повести  «Муму»

Работают в группах

Выявление места и причины затруднения

- умение структурировать знания и строить речевые высказывания ;

-слушать собеседника, строить высказывания,

полно и ясно выражать свои мысли;

Итоги работы в группах

Выступление учащихся в группах

Познавательные УУД

Коммуникативные

УУД

Учитель подводит итог работы в парах

«Муму» – странное название, как будто слово, произнесённое ребенком.Это слово нам известно, потому что давно стало назывным. Мы представляем мужика с собакой, которую тот почему-то топит. А ваши варианты совпали ? Рефлексия. Короткое, хлесткое, страшное название. Единственное слово, которое мог произнести Герасим, – имя бессловесного животного, собачки, которую он любил. Его протест миру. Символ беззащитных, забитых и бесправных людей, которые тоже имеют право на счастье

В диалоге с учителем вырабатывают  критерии оценки своей работы.

Построение проекта выхода из затруднения

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Комментированное чтение

В одной из отдалённых улиц Москвы (имеется в виду периферийность происходящего), в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом (большинство исследователей сходится, что писатель изобразил конкретный дом, в котором жила его матушка, Варвара Петровна, в таком случае это Остоженка, дом 37), жила некогда барыня, вдова, окружённая многочисленною дворней. (Слово «некогда» соотносит данный текст с притчей.То есть в некотором царстве, в некотором государстве некогда проживала…) Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединённо доживала последние годы своей скупой и скучающей старости.(Интересно, к чему относится слово «скупой»?К скупости материальной или духовной?) День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи. (В молодости у неё было мало радости, не лучше выдалась и старость.)

Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста. (Если перевести 12 вершков (вершок – 4,44 см) в метры, то мы получим примерно полметра.Дело в том, что раньше рост человека составлялся из аршин и вершков, а поскольку взрослый человек редко бывал менее двух аршин (142 см) ростом, в данном случае речь идёт именно о двенадцати вершках сверх двух аршин — то есть примерно 195 см), сложенный богатырём и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев (одинок, как и барыня), и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком (тягловый, то есть недряхлый, не вышедший из лет). Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось (шло успешно, «споро») в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день (до Петрова дня, то есть до 12 июля) так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом (двухметровым), и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей (старое написание, сегодня «плеч»). Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной (неутомимой) работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником. (Былинного богатыря определили в дворники.)

Работа с текстом во время чтения.  Анализ текста

Познавательные УУД

Во время чтения учитель проводит словарную работу(обьяснение и толкование слов даны курсивом.На усмотрение учителя :запись на доске,

индивидуальные карточки или устные пояснения  и слайды презентации)

Чтение с  элементами анализа

Реализация построения проекта

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ.(ВПочему? О Наверное, работа была очень легкой?);

Герасим глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения (В Почему загадочного? О Наверное, потому что то, что случилось с ним, было для него неожиданно.),

Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой – предвещанием несчастной жизни... Татьяна не могла похвалиться своей участью. (В Почему? О Потому что не видела воли?)

Ответы на вопросы после чтения текста

Прием «толстые и тонкие вопросы»

Коммуникативные УУД

Корректирует и дополняет ответы

Найдите в            тексте  словесный портрет Татьяны  

Отвечают на вопросы, находят по тексту доказательства

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Личностные УУД:

усваивает гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; воспитание чувства ответственности за свои поступки;

Как вы думаете, в чём конфликт этого произведения?

– Составьте несколько вариантов продолжения этого рассказа, от оптимистичного до пессимистичного (работа по группам).

– На основании текста составьте литературный портрет барыни, Герасима, Гаврилы, Капитона и Татьяны. Попробуйте предположить, какие из героев могут вступить в конфликт и почему? (Варианты в парах:Капитон – Герасим, Гаврила – Герасим, Герасим – барыня).

Прием «толстые и тонкие вопросы»

Коммуникативные УУД,

Познавательные УУД

Личностные УУД

Комментирует выступления

Работают индивидуально по вопросам, пользуются выборочным пересказом, цитатами из текста. Творческое задание: составляют варианты продолжения рассказа(оценивают ответы одноклассников)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Какой приём снова использует автор, говоря о Герасиме? (Сравнение, гипербола).

-Как передаётся единство героя с природой? (Глаголы «чувствует, видит»).

-.Работа с репродукцией картины Венецианова «Утро помещицы».

-Как барыня отнеслась к уходу Герасима?

-Вспомните прежние характеристики барыни. Желала ли она зла Герасиму и Татьяне? Хотела ли она смерти собаки?

-Чем объясняются её поступки? (Скука и злость).

Теория

литературы

Межпредметная  связь  с ИЗО искусством

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД,

Сообщение в краткой форме об авторе картины,

беседа по картине

Отвечают на вопросы

Физкультминутка

Представьте, что вы увидели двухметрового Герасима. Посмотрите на него сверху вниз, снизу вверх.

Включение в систему знаний и повторение

Личностные УУД:

усваивает гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; воспитание чувства ответственности за свои поступки

– Предположите, кто является главным героем рассказа.Главный герой этого произведения – одиночество. Одиночество – беда многих людей. Но одни скрашивают его заботой о тех, кто нуждается в тепле, другие пытаются оправдать своё существование, тираня и унижая всех, кто рядом; упиваясь своей властью над другими людьми, но не становясь от этого более счастливыми. Так вышло, что общество того времени дало юридическую возможность одним властвовать над другими.

Личностные УУД

 Учитель подводит итог

Рефлексия учебной деятельности

 -Что нового узнали? Что было трудно? Какое ваше настроение?

-Домашнее задание: Составить синквейн к слову одиночество

 

Коммуникативные УУД

Задает д/з, оценивает деятельность учащихся

Дети подводят итог своей работе, оценка результатов действия

Дополнительная информация

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС

 Активные методы обучения позволяют достичь поставленных целей и задач урока за счет мотивированности обучающихся на положительный результат.

Ресурсы, оборудование и материалы

презентация, текстовый документ, репродукция картины Венецианова «Утро помещицы».

Список учебной и дополнительной литературы

Г.Ф.Савченкова «Литература 6 класс»АСТ. Астрель,Москва 2002,

Н.В.Егораева «Поурочные разработки по литературе» Москва «Вако»2004

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

 http://www.istorya.ru/referat/6574/1.php 

http://yandex.ru/clck/jsredir?from 

http://festival.1september.ru/articles/631049/   

http://www.nearyou.ru/venetsian/r23morn.html 

Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/01/19/obobshchayushchiy-urok-po-povesti-isturgeneva-mumu 

 https://infourok.ru/urok-literaturi-v-klasse-isturgenev-mumu-fgos-747727.html 

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Использовны технология развития критического мышления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».      ТДЦ:       Обучающий аспект: расширить знания...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Технологическая карта урока литературы 6 класс.

Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....

технологическая карта урока литературы 8 класс

технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к  фрагменту  видеоматериала...

технологическая карта урока литературы 5 класс

Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...