календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) на тему

календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс по учебнику Курдюмовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_9_kl.doc231 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:                                          Рекомендовано                                                                   Утверждаю

Зам. директора по УР                                        Заседанием МО                                                             Директор школы

( Маркова О.В.)                                     протокол №                                                                                 (ТолбонноховЭ.Р.) от                       2016 г.

                                                                     Руководитель МО            

                   ( Маркова О.В.)

Календарно-тематическое планирование

по литературе

на 2016-2017 учебный год

Учитель Винокурова Т.В.

Класс 9

(102 часа)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предназначена для 9 классов общеобразовательных учреждений и составлена на основе:

  • Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования (Приложение к приказу Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089).
  • Примерные программы среднего (полного) общего образования. Литература. www.ed.gov.ru
  •   Т.Н. Трунцева «Рабочая программа по литературе». 9 класс, М.: ВАКО, 2015
  • Учебный план “Вечерняя( сменная) ОШ” МР “Хангаласский улус” на 2016-2017 учебный год.

   

Учебник: Литература для 9 класса, авторы Т Ф Курдюмова  и др. (М.: «Просвещение», 2016 г.)  

            Тематическое планирование рассчитано на 102 часа в год  3 часа в неделю (34 недели)

В данном 9 классе литература изучается на базовом уровне. Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

В программе рекомендуется по мере накопления конкретных наблюдений и фактов формировать знания по теории литературы. Это необходимое условие углубленного восприятия художественного произведения и средство идейно-эстетического воспитания.

Курс литературы в 9-м классе опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • Выразительное чтение.
  • Различные виды пересказа.
  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.
  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрыли идейно-тематического содержания произведения.
  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Цели курса. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

 УУД

            Личностные результаты

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;

- осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;

- формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов  деятельности;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения  образовательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать  своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии  с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия:  литература как искусство слова, роды литературы, жанры литературы ( ода, послание, элегия, эпиграмма, повесть, роман, притча, поэма, рассказ, трагедия, драма комедия), литературные ритм, рифма, способы рифмовки, стихотворные размеры , силлабо-тоническая и тоническая система стихосложения,  средства выразительности: аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола, эпитет, метафора, композиция произведения, портрет, пейзаж, лирическое отступление литературный герой, герой- повествователь, лирический герой, сюжет,   автобиографичность литературного произведения (развитие представления), фольклоризм литературы, психологизм, литературный тип, художественная деталь, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в произведении, тема и идея произведения,  публицистика, литературная критика.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен:

знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и др.;

- изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

-  выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Основные теоретико-литературные понятия

- Художественная литература как искусство слова.

- Художественный образ.

- Фольклор. Жанры фольклора.

- Литературные роды и жанры.

- Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

- Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

- Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

 

Учебно-тематический план по предмету «Литература» для 9 класса  рассчитан на 102 часа (3 часа в неделю)

 

№ п\п

Название раздела

Кол-во

часов

В том числе:

 

Уроки

Уроки разв. речи

Контр.

работы

1.

Древнерусская литература

3

3

 

 

2.

Литература XVIII века

6

5

 1

3.

Русская литература XIX века

54

44

8

2

4.

Русская литература XX века

27

21

4

2

5.

Зарубежная литература

9

8

1

6.

Резервные уроки

5

 

Итого

102

 84

12

6

 

Содержание  учебного курса по литературе  для 9 класса рассчитано на 102 часа (3 часа в неделю)

Древнерусская литература

 «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника, проблема авторства. Характерные особенности произведения.

Теория литературы.  «Слово» как жанр древнерусской литературы.

Литература XVIII века

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов -  великий русский ученый, поэт, реформатор литературного русского языка.  «Ода на день восшествия…» - типичное произведение в духе классицизма.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович  Державин. Слово о поэте.  «Властителям и судиям». Обличение несправедливости.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе.  «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник.

 Николай Михайлович Карамзин – писатель и историк.  Слово о писателе.   «Бедная Лиза». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы.  Понятие о сентиментализме (начальные представления).

Русская литература XIX века

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия.

XIX  век в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. «Море». Романтический образ моря. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти.

Александр Сергеевич Грибоедов: личность и судьба. Слово о драматурге.  «Горе от ума». Обзор содержания комедии. Комедия «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии.

Теория литературы. Конфликт  в драматическом произведении (развитие понятия).

Александр Сергеевич  Пушкин: жизнь и судьба. Слово о поэте. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Лирика. Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о поэте. «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. «Княжна Мери». Главные и второстепенные герои.

Основные мотивы лирики. Пафос вольности, чувства одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Слово о поэте. «Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков – «подлец-изобретатель» - новый герой эпохи.

Теория литературы. Развитие понятия о литературном типе, о сатире. Образ-символ (начальные представления).

Александр Николаевич Островский. Слово о поэте. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Особенности повествования писателя. Приемы психологического анализа.

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Антон Павлович Чехов. Слово о поэте.  «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

Русская литература XX 

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Ведущие прозаики России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». Печальная история людей разных социальных слоев.  «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Разлука героев.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе (углубление понятия).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека» - смысл названия рассказа. Судьба родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина, труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней картины для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Русская поэзия XX века.

Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, вводов лирической поэзии. Вершины явления русской поэзии XX века.

Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «Заклятие огнем и мраком», «В ресторане», «Как тяжело ходить среди людей…», «Возмездие», «Ямбы». Высокие идеалы и предчувствия перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое проникновенное чувство родины.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «До свиданья, друг мой, до свиданья…».

Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа лирики поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Россия – главная тема есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Люблю», «Прозаседавшиеся».

Сатирические стихи, стихи о любви. Новаторство Маяковского-поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Моим стихам, написанным так рано…», «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «С большою нежностью – потому…», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку» из цикла «Ахматовой», «Родина».

Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе», «Завещание», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц».

Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина стихотворений

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Бег времени».

 Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия». Стихотворения о родине, о природе.

«Я убит подо Ржевом»…». Реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест…». Философская глубина лирики Б.Пастернака.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (развитие понятий).

Романсы и песни на стихи поэтов 19-20 века.

А.С. Пушкин «Певец», Ф.И. Тютчев «КБ», А.А. Фет «Я тебе ничего не скажу», К.М. Симонов «Жди меня и я вернусь», В.С. Высоцкий «Песня о друге».  

Зарубежная литература

Античная лирика. Катулл. Гораций. Слово о поэтах. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев.

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер.

У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира.

И.В.Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия.

                          

Учебно-методическое обеспечение

Учебно-программные материалы:

1) Программы для общеобразовательных учреждений   «Литература 5-11классы», составители:  В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Коровин– М. : Просвещение, 2005

Учебно-теоретические материалы:

1) Литература: 9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ Автор-составитель В.Я. Коровина, И.С. Збарский, В.И. Коровина – М.: Просвещение, 2012          

Учебно-справочные материалы:

1)   Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохова, А.Б. Есин, Н.Н. Коршунов, Т.Г. Кучина, М.Б. Ладыгина и др., М.: Дрофа, 1999

2)     Ожегов С.И., Шведова Н.Ю, Толковый словарь русского языка /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова – М.: Азбуковник, 1998

Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс

102 часа

Содержание

Планируемые результаты

Количество часов

Дата по плану

Дата по

факту

Знания

Умения

ОУУН

1

Литература как искусство слова,  ее роль в духовной жизни человека.

Уметь выделять из общего контекста русской литературы первой половины XIX в. произведения, связанные с национальным самоопределением русской литературы.

Владение монологической и диалогической речью.

1

8.09

2

3

4

5

Урок 1. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы.

Урок 2. Художественные особенности «Слова...»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.

Урок 3. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Урок 4. Вн.чтение. «Вечные образы» в «Слове о полку Игореве».

Знать самобытный характер древнерусской литературы, богатство и разнообразие ее жанров;  историю открытия «Слова о полку Игореве».

Уметь находить нужную информацию в тексте.

Составлять  характеристику литературного героя.

Уметь передавать художественные особенности текста.

Пересказывать, выразительно

читать, анализировать  текст,

интерпретировать.

4

8.09

8.09

15.09

15.09

6

Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма.

Знать особенности русского классицизма.

Составлять  план-конспект лекции.

-называть теные черты литературного направления

1

15.09

7

8

Урок 1. М В Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М. В. Ломоносов — реформатор русского литературного языка.

Урок 2. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» - типичное произведение русского классицизма.

Знать общие сведения о М. В. Ломоносове; особенности жанра оды.

Знать содержание оды.

Анализировать поэтический текст.

Уметь передавать художественные особенности текста.

Работать со словарём, дополнительной информацией.

2

22.09

22.09

9

10

Урок 1. Жизнь и творчество Г.Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».

Урок 2. Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник».

Знать заслуги Державина перед русской литературой.

Уметь передавать художественные особенности текста.

Выразительно читать, интерпретировать текст.

2

22.09

29.09

11

12

Урок 1. А. Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности.

Урок 2. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.

Знать биографию А. Н. Радищева; содержание глав из книги «Путешествие из Петербурга в Москву».

Уметь анализировать прозаический текст.

Уметь находить нужную информацию в тексте.

2

29.09

29.09

13

14

Урок 1. Н. М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме.

Урок 2.  «Бедная Лиза» как произведение  сентиментализма.

Знать биографию писателя, содержание «Бедной Лизы»; особенности сентиментализма.

Уметь анализировать прозаический текст.

Уметь находить нужную информацию в тексте.

2

6.10

6.10

15

РР Устные выступления  по теме «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере одного-двух произведений).

Знать алгоритм подготовки устного выступления.

Уметь работать по алгоритму.

Создавать собственный текст.

1

6.10

16

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме.

Знать понятия «русская классическая литература», «романтизм как лит. направление».

Уметь находить в тексте отличительные признаки романтизма.

Составлять  план-конспект лекции.

1

13.10

17

18

Урок 1. Романтическая лирика начала XIX века. В. А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое».

Урок 2. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады.

Знать особенности романтизма; способствовать своеобразие художественного мира Жуковского.

Уметь проникать в мир чувств лирического героя, наблюдать за развитием лирического сюжета.

Выразительно читать стихотворения.

2

13.10

13.10

19-25

Урок 1. А.С.Грибоедов. Личность и судьба.

Урок 2. «К вам Александр Андреевич Чацкий…». Анализ 1 действия.

Урок 3. «Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия.

Урок 4. «Безумный по всему…». Анализ 3 действия.

Урок 5. «Пойду искать по свету, где оскорблённому есть чувству уголок…». Анализ 4 действия.

Урок 6. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний».

Урок 7. РР Обучающее сочинение-рассуждение по комедии Грибоедова.

Знать биографию писателя; содержание комедии.

Знать основные образы комедии, своеобразие жанра и композиции произведения.

Уметь анализировать драматическое произведение.

Уметь определять черты новаторства Грибоедова в создании комедии нового типа; показать значение пьесы для русской литературы.  

Уметь определять объём и содержание темы.

Выразительно читать по ролям.

Делать обобщающие выводы;  формулировать основные, концептуальные идеи пр-ия.

7

20.10

20.10

20.10

27.10

27.10

27.10

10.11

сочинение (д)

26-

39

Урок 1. А. С. П у ш к и н: жизнь и творчество.

Урок 2. Любовь как гармония душ в интимной лирике А. С. Пушкина.  Адресаты любовной лирики поэта. «К ***», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…”

Урок 3. Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…», «Поэт»

Урок 4. Свободолюбивая лирика Пушкина. «К Чаадаеву», «Анчар», «Деревня», «К морю»

Урок 5. Вн.чтение. А. С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы.

Урок 6. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Жанр романа в стихах.  Онегинская строфа.

Урок 7. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

Урок 8.  Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

Урок 9.Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

Урок 10 Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

Урок 11. Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

Урок 12. РР Сочинение по роману А.Пушкина «Евгений Онегин».

Урок 13. Вн.чтение. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

Урок 14. Итоговый тест по творчеству А.Пушкина.

Знать о художественных открытиях А. С. Пушкина.

Знать основные темы лирики поэта.

Знать содержание романа, его основные образы, своеобразие жанра и композиции произведения, особенности «онегинской строфы»

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

Свободная работа со стихотворными текстами, поиск необходимой информации в разных источниках.

Уметь аргументировать свой ответ, обобщать, сравнивать.

В  письменной форме отражать результаты деятельности.

Составлять  план-конспект лекции: выразительно читать и анализировать прочитанное, интерпретировать, вести аргументированную полемику

по проблемам

произведения; использовать цитатный материал для доказательства своих мыслей.

14

10.11

10.11

17.11

17.11

17.11

24.11

24.11

24.11

1.12

1.12

1.12

8.12

8.12

сочинение (к)

тест

40-

50

Урок 1. М. Ю.Л е р м о н т о в. Жизнь и творчество. «Смерть поэта». Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта. «И скучно и грустно…», «Молитва»

Урок 2. Образ поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова. «Поэт», «Пророк»

Урок 3. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. «Нет, не тебя так пылко я люблю…»

Урок 4. Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова. «Дума».Тема России и ее своеобразие. «Родина»

Урок 5. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции.

Урок 6. Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».

Урок 7. «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

Урок 8. Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

Урок 9. Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

Урок 10.  РР Обучение анализу эпизода по главе «Тамань».

Урок 11. Вн.чтение. Поэты пушкинской поры: Е.А.Баратынский, А.А.Дельвиг,

Знать основные этапы жизни и творчества Лермонтова; основные темы его лирики; содержание романа; понятия «микросюжет», «авторская позиция», «самораскрытие героя».

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Свободная работа с текстом художественного стиля, понимание его специфики.

Составлять  план-конспект лекции: выразительно читать и анализировать прочитанное, интерпретировать, вести аргументированную полемику

по проблемам

произведения; использовать цитатный материал для доказательства своих мыслей..

11

8.12

15.12

15.12

15.12

22.12

22.12

22.12

22.12

29.12

29.12

29.12

тест

51-

62

Урок 1. Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.

Урок 2. Система образов поэмы «Мертвые души».

Урок 3. РР Обучение анализу эпизода.

Урок 4. Образ города в поэме «Мертвые души».

Урок 5. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

Урок 6. «Мертвые души» — поэма о величии России.

Урок 7.  Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме. Поэма в оценках В. Г. Белинского.

Урок 8. РР  Эссе по поэме Н.Гоголя.

Урок 9. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче.

Урок 10. . Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме.

Урок 11. Художественные особенности прозы Гоголя.

Урок 12. Своеобразие гоголевского реализма.

Знать основные этапы жизни и творчества писателя; содержание поэмы; основных героев; историю создания поэмы,  особенности сюжета, систему образов, композицию.

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

Аргументировать  свое мнение, используя текст: цитировать, ссылаться на мнение автора.

12

сочинение (к)

63

А.А. Фет. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…»..Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка.

Знать биографические сведения из жизни поэта; своеобразие его лирики.

Уметь анализировать поэтический текст.

Выразительно читать.

1

64

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…». Представления Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской  Музы.

Знать биографические сведения из жизни поэта; своеобразие его лирики.

Уметь анализировать поэтический текст.

Выразительно читать.

1

65

 А. Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

Знать биографию драматурга, его роль в создании русского национального театра, место в литературной и идейной борьбе второй половины XIX века.

Уметь анализировать драматическое произведение; видеть  композицию пьесы, определять конфликт в драматическом произведении.

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

1

66

67

1. Ф. М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.

 2. Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести.

Знать биографию писателя; содержание повести.

Знать основные образы, своеобразие жанра и композиции произведения.

Уметь определять роль пейзажа в пр-ях писателя.

Уметь выделять языковые средства художественной образности. давать психологическую характеристику персонажам.

Свободная работа с текстом художественного стиля, понимание его специфики.

2

68

Вн.чтение. Л. Н. Толстой, Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность».

Знать основные этапы жизни и творчества Толстого, особенности его творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий.

Знать историю создания и смысл названия произведения.

Уметь видеть жанровое, идейно-художественное своеобразие, особенности сюжета романа.

Уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

1

69

70

Урок 1. А. П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему.

Урок 2. А. П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.

Знать жизненный и Творческий путь А. П. Чехова, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику чеховского творчества, своеобразие мастерства писателя.

Выявлять авторскую позицию, сравнивать и обобщать, делать выводы по наблюдаемым сценам. Вести аргументированную полемику, раскрывать роль деталей

для понимания идейно-тематического содержания, составлять психологическую характеристику героев.

Умение сопоставлять, наблюдать, давать собственную оценку.

2

71

72

РР Сочинение-ответ на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?

Знать тексты художественных произведений.

Уметь писать сочинение-рассуждение.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

1

Сочинение (к)

73

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

Знать биографию писателя; содержание его рассказов.

Уметь сопоставить мотивы и сюжеты русской литературы XIX в. с произведениями Бунина; показать индивидуальные особенности авторов в раскрытии темы любви.

Уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

1

74

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.

Знать жанры и направления русской литературы 20 века.

Писать конспект учебной статьи.

1

75

 А. А. Блок. Слово о поэте. Стихотворение «Русь». Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.

Знать биографические сведения из жизни поэта; своеобразие его лирики.

Уметь видеть изобразительно-выразительные средства в стихотворении, понимать их роль,  анализировать поэтический текст.

Выражать  свои мысли современным литературным языком.

1

76

С. А. Есенин. Слово о поэте. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…». Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.

Знать эволюцию темы Родины в лирике Есенина.

Уметь видеть изобразительно-выразительные средства в стихотворении, понимать их роль,  анализировать поэтический текст.

Умение сопоставлять, наблюдать, давать собственную оценку.

1

77

В. В. Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. «Послушайте!», «Ода революции», «Прозаседавшиеся».

Знать биографические сведения из жизни поэта; своеобразие его лирики.

Уметь видеть изобразительно-выразительные средства в стихотворении, понимать их роль,  анализировать поэтический текст.

Выразительно читать.

1

78

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Красавица моя, вся стать…»

Знать основные мотивы лирики  Б.Пастернака.

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его.

Умение сопоставлять, наблюдать, давать собственную оценку.

1

79

80

81

Урок 1. М. А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести.

Урок 2. Поэтика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия.

Урок 3. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести.

Знать биографию писателя; содержание и поэтику повести «Собачье сердце».

Знать средства художественной выразительности.

Уметь сделать обзор содержания повести «Собачье сердце», отметить ее художественные особенности.

Работать  со статьей учебника.

3

82

 А. А. А х м а т о в а. Слово о поэте. Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество». Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта.  Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.

Знать основные вехи жизненного и творческого пути А. А. Ахматовой; особенности ее стиха (музыкальность интонации).

Уметь услышать своеобразие авторского голоса, осознать ее пророческий дар, предощущение будущей трагедии.

Уметь выступать с устным сообщением.

1

83

84

1. М.А. Шолохов. Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Судьба человека».

Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета  и композиции рассказа.

2. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.

РР Эссе «Любимое произведение  современной литературы».

Знать биографию М. А. Шолохова;  смысл названия повести «Судьба человека», особенности композиции.

Уметь составлять развернутую характеристику героя; определять роль художественной детали.

Уметь обосновать в устной и письменной форме свое отношение к произведению.

Уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

2

85

Вн.чтение. В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказы Шукшина.

Знать основные этапы творчества писателя; содержание рассказов.

Уметь составлять развернутую характеристику  героя.

1

86

87

1. А.И. Солженицын. Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор». Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие.

2. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.

Знать основные этапы творчества писателя; содержание рассказа «Матрёнин двор»; особенности жанра притчи.

Уметь составлять развернутую характеристику героя; определять роль художественной детали.

Уметь обосновать в устной и письменной форме свое отношение к произведению.

Умение сопоставлять, наблюдать, давать собственную оценку.

2

88

89

Время «поэтического бума». Творчество И. Бродского,  А. Вознесенского.

Знать основные мотивы лирики  И.Бродского, Е. Евтушенко, А. Вознесенского.

Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

2

90

91

РР Сочинение «Герои и проблемы современной литературы».

Знать композиция сочинения-рассуждения.

Уметь составлять план сочинения, работать с дополнительной информацией.

2

сочинение (к)

92

Г. Тукай. Слово о поэте. Стихотворения из цикла «О, эта любовь». Лиризм стихотворений поэта, использование традиционной формы газели.

Знать основные этапы жизни и творчества писателя, знать содержание стихотворений.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

1

93

 Античная лирика. К а ту л л. Слово о поэте.Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…». Поэзия Катулла – противостояние жестокости и властолюбию Рима. Любовь как приобщение к безмерности природы.

Знать особенности античной лирики.

Уметь видеть изобразительно-выразительные средства в стихотворении, понимать их роль,  анализировать поэтический текст.

Умение сопоставлять, наблюдать, давать собственную оценку.

1

94

Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Традиции оды Горация в русской поэзии.

Знать особенности античной лирики.

Уметь видеть изобразительно-выразительные средства в стихотворении, понимать их роль,  анализировать поэтический текст.

Умение сопоставлять, наблюдать, давать собственную оценку.

1

95

96

1. Данте Ал и гь ер и. Слово о поэте. «Божественная комедия» («Ад», I, V Песни).

Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине.

2. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче.

Знать содержание комедии.

Работать  самостоятельно, владеть литературоведческой терминологией.

2

97

98

1.У. Шекспир. «Гамлет».  Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. 2.  Гамлет как рефлексирующий герой. Трагический характер конфликта в произведении. Гамлет в ряду «вечных» образов.

Знать основные этапы жизни и творчества писателя, знать содержание пьесы.

Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте.

2

99

100

1. И.-В. Гете. Жизнь и творчество (обзор).Трагедия «Фауст» (фрагменты).Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла. 2. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа.

Работать  самостоятельно, владеть литературоведческой терминологией.

2

101

102

РР Сочинение “Моя любимая книга».

РР Защита презентаций.

1

1

сочинение (к)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...