Как построить свой дом??? (По повести А.Лиханова «Высшая мера»)
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Урванцева Елена Николаевна

Цель урока: создать условия для формирования ключевых компетенций школьников посредством технологии развития критического мышления через чтение  и письмо.

Задачи: 1) осмыслить идейное содержание повести А.Лиханова «Высшая мера» через сопоставление жизненных принципов Ирины и Софьи Сергеевны;

2) формирование УУД в ходе анализа текста художественного произведения;

3) осознание истинных семейных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lihanov_vysshaya_mera.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Как построить свой дом???

(По повести А.Лиханова «Высшая мера»)

Цель урока: создать условия для формирования ключевых компетенций школьников посредством технологии развития критического мышления через чтение  и письмо.

Задачи: 1) осмыслить идейное содержание повести А.Лиханова «Высшая мера» через сопоставление жизненных принципов Ирины и Софьи Сергеевны;

2) формирование УУД в ходе анализа текста художественного произведения;

3) осознание истинных семейных ценностей.

  1. «Вызов»

                                      Дом

Хорошо, когда у тебя есть дом, способный приютить, обогреть, утешить, поддержать, дать отдохновение душе и телу.

Хорошо, когда в доме есть человек, способный встретить и понять твои мечты и поступки.

Хорошо, когда в доме раздаются голоса, способные подарить любовь и почитание.

Хорошо, когда в доме у тебя мир и покой.

Как построить такой дом, в котором не будет боли, страданий, разочарований и уныния?

(На кирпичиках пишем свои ответы…)

Тема сегодняшнего урока – «Как построить свой дом?»

  1. «Осмысление»

Мы обратимся к судьбам героев повести А. Лиханова «Высшая мера». Наша повседневная действительность дает примеры того, как рушатся судьбы, семьи под напором алчности, все возрастающих потребностей, страсти к накопительству, или вещизму, как это ныне называется. Повесть «Высшая мера», по-моему, должна волновать каждого, у кого собственное «я» еще не затмило такие ценности, как внимание и любовь к ближнему своему, сострадание и доброту. Невозможно добиться счастья, думая лишь о себе. Говоря словами Софьи Сергеевны, которую легко назвать подвижницей, так как ее жизнь отдана неизлечимо больной Асе «не так просто стереть доброту, да и не купить её ни за какие деньги…»

Джо Джиральд сказал: «Лифт к здоровью, счастью и успеху не работает – вам придется воспользоваться лестницей и пройти все ступени по очереди». Расскажите о лестнице героев повети. Как Ирина и Саша строят свой дом?

Дом

Обстановка

Отношения людей

Квартирка Софьи Сергеевны

Интеллигентская опрятность, граничащая с нищетой

Одна комната для молодоженов, в другой – Софья Семеновна и инвалид Аля. Ирина проявляет к Але ласковость и сострадание: иногда касается рукой головы, целует в лоб, помогает одеваться. «Эта ласковость к Але была, пожалуй, единственным искренним чувством моей невестки». Между свекровью и невесткой отношения сложные: «меня заколодило на Ирине», Ирина приняла вызов.

Двухкомнатная квартира ближе к центру

Заботы о малыше, покупки чудных детских мелочей – все эти погремушки и ползунки! – ежевечернее таинство купания, в котором участвуют все: отец, мать, бабушка

Хлопоты над Игорем сблизила нас с Ириной. Я часто любовалась, как она сидит в материнской простоте, с расстегнутой блузкой, кормит Игорька обильной, щедрой данью, такая вся естественная, домашняя, совершенно не похожая на себя, - и мне казалось, все позади, теперь начинается иная жизнь, такая, о какой я мечтала для Саши.

Квартира в Москве

Квартирка была ухоженной, устроенной по образцам с ненашенских картинок, но бедноватой: желания расходились с возможностями.

Спокойная и самоуверенная Ирина возвращается домой около 11, Игорек не спит, ждет маму, Саша работает, ходит за Игорьком в садик, потом сидит допоздна, дожидаясь элегантную жену, переполненную знакомствами, знаниями, жизнью, а когда жена появляется, теряется, сжимается, уходит в себя, он стал попивать. Игорек ходит в садик с внуком знаменитого маршала!

Квартира Игоря

Дом менялся: сменилась мебель, возник стиль. Импортная стенка с баром, роскошный голубой диван, мохнатый ковер. Светильники расставлены так, что вечером в комнате уютно приглушенное освещение с яркими точками у дивана да на столе. Ненашенские картинки овеществлены, и хоть ничего плохого в этом нет – одно удовольствие, напротив, - мне видится во всем этом какая-то выспренность: натянутость, отсутствие простоты, которая так нужна в доме.

Все-то у вас есть, дорогие мои, только призадуматься, так ничего нет.

Нет семьи. Бывшие мужья и жены приходят на день рождения, Игорька соревнуясь в невероятной щедрости подарков и интеллигентности. Меня коробит их наступательная вежливость, но постепенно я  начинаю разбирать, что они прикрывают растерянность болтливостью. Игорь сдержан, хладнокровно, без эмоций принимает подарки, говорит, ни к кому не обращаясь: «Я богат, как шейх». А потом наедине бабушке : «Ба, ты видала? Предки-то как откупаются?»

Почему Ирина вызывают отторжение Софьи Сергеевны?

(Ирина – хищница, ее металлическая логика и точный расчет скрыты хорошенькой внешностью: «пепельные, чуть ли не голубые, как у Мальвины, волосы в мелких кудряшках, водянистые, прозрачные глаза, округлое, точно у пупсика, лицо, неестественно румяные щеки. Только вот губы подводили ее – тонкие, плоские, такие губы, должно быть, невкусно целовать. И еще одно мне не нравилось в ней – она была старше Саши, и выше, немного, сантиметра на три, но выше…»)

Какие портретные детали раскрывают характер героини?

Какие поступки невестки кажутся Софье Сергеевне кощунственными?

(В учении ее был какой-то тракторный напор, мужская мощь и адово терпение. Ирина без конца читала книги на испанском, а Софье Сергеевне казалось, что она читает «Дон Кихота», чтобы до конца овладеть донкихотским характером Саши. Софью Сергеевну пугает, что Ирина забьёт Сашку, «как забивает сильная птица слабую»

Ирина решает завести ребенка, чтобы получить двухкомнатную квартиру. Софья Сергеевна с ужасом думает: «Дети не котята! Ребенок – высшее, а не лишнее лицо, на которое дают квадратные метры! Бедный Игорек! Он появился на свет не как плод любви, а как бытовая необходимость!»)

Какими, по мнению Софьи Сергеевны, должны быть домашние отношения?

(В доме должно быть равенство, а уж если соревнование, то не за то, кто умнее, сильнее, настойчивее, а за то, чтобы побольше уступить другому, скорей простить, глубже понять.)

В какой момент жизнь семьи становится именно такой, по-книжному идеальной?

(Детство Игорька – самые светлые страницы повести. Хлопоты над Игорем сблизили женщин. Маленький пушистый Игорек излучал ответную улыбку, радость, ворковал, словно птенец. Как сладки были его первые слюнявые поцелуи! Как бессола его чистая слюнка! Этот обаятельный, лохматый карапуз, смешной, шаловливый, настоящий Везувий дарит лучшие минуты жизни Софье Сергеевне, заглядывает за край ее души.)

Почему в Москве жизнь героев меняется?

(Известно, что в супружеской жизни кто-то непременно должен уступать другому, один – коренник, другой – пристяжной, так вот мой Саша – пристяжной к Ирине, а она прет по той дороге, которая нравится ей, и пристяжной ничего  поделать с этим не может.  Ирина занята научной работой, приемы в посольствах, светские рауты - процветает, у Саши своя жизнь, даже стал попивать. Софья Сергеевна опасается: как бы не вышло худа. Более всего Софью Сергеевну беспокоит, что родители не могут оторвать что-то от своих удовольствий во благо сына. Игорек стал строптив, непокладист, заброшен, плывет по течению, а в жизни полно опасных рифов. Взрослые люди, родители, должны отвечать за своего сына).

Закономерный итог супружеского разлада – развод. В наше время разводом трудно удивить. Согласно статистике, и в Москве, и в России в целом на каждые 10 браков в Москве сейчас приходится 5-6 разводов, а это очень много! Кстати, в семьях, где есть дети, инициаторами развода, по данным разных исследований статистика разводов, в 60-80% случаев являются женщины. И все-таки этот развод можно считать из ряда вон выходящим. Почему?

(16-летний сын отказывается ехать с кем-либо из родителей, и они соглашаются.)

Как на вопрос: «Почему вы оставили Игоря?» отвечают родители?

(Ирина: «Он ведь взрослый. Ему будет трудно в новой семье. Моей или Саши все равно. Новый отец – не отец, кто он? Новая мать или мачеха?..» «Ему намного лучше, чем было, не слышит ссор. Не видит нелюбви. А это не так мало.»

Саша: «Он не нуждается в нас, взрослый парень»)

Почему разговор с сыном делает Софью Сергеевну и Сашу чужими?

(Саша сообщает, что он впервые счастлив: меня любят. Я люблю тоже, но  и меня любят, понимаешь? Мать по привычке желает на прощание: «Будь счастлив!» И тут же укоряет себя в неискренности – теперь я не верила в его счастье.)

Перескажите сцену праздника по случаю окончания Игорем 9 класса от лица героев? (Ирины, Саши, Софьи Сергеевны, Игорька)

(В рассказе от лица Софьи Сергеевны звучат слова: «Все-то у вас есть, дорогие мои. Все-то у вас есть, только ничего нет, всем этим ценностям – алтын в базарный день. А втолк не возьмете, глупцы, если что и есть – дорогого, настоящего, неизменного – так это сын, родная кровь, такое не скоро наживешь, не просто получишь, а потеряешь, так не найдешь. И вы, бедняки, от этого отказываетесь!

Что ж! Жизнь вам судья, она и рассудит. Рано ли, поздно ли, а назначит Судный день.

Каким он станет, никто не знает. Может, отвернется собственный же сын, скажет: нет у меня родителей, может, тогда вам сиро и одиноко на свете станет, поступит так же, как вы…»)

Почему Игорек везет кататься на новеньком мотоцикле на мотобродвей, где пацаны катают своих девчонок?

(За внешней бравадой Игорька: «Я богат, как шейх! Ба, видала, как предки-то откупаются!» - боль, обида и одиночество. Кроме бабушки, у него никого не осталось. Мальчик знает тайну Софьи Сергеевны: Саша и Аля – дети ее сестры. Игорек мучительно думает о том, почему Софья Сергеевна чужих детей не бросила, а его родители отказались от родного.)

Почему погибает Игорек?

(Когда человек не нужен близким, он умирает)

Почему повесть называется «Высшая мера»?

(Это судный день. К высшей мере приговорены великие грешники: никогда не видела у Ирины такого человеческого лица, никогда не видела сына таким сломленным. Не приведи господь никому такого! Даже самым великим грешникам.)

  1. «Вывод»

Письмо по кругу… Продолжаем по предложению текст, с которого начали урок.

Как построить такой дом, в котором не будет боли и страданий, разочарований и уныния? Как сохранить тепло родного очага? Как сохранить ясный свет в окнах дома? Как важно, чтобы в окнах дома горел свет, чтобы кто-то родной ждал твоего возвращения…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Чистые камушки"

Урок повышает интерес учащихся к творчеству А.Лиханова, заставляет задуматься над нравственными проблемами человека, расширяет читательский опыт, способствует развитию творческого потенциала учеников....

5 класс Классный час—читательская конференция по повести Альберта Лиханова « Крутые горы»

Задачи занятия:1. воспитание патриотизма и любви к Родине;2. стимулирование  читательских интересов подростков ;3. воспитание  культуры чтения;4. овладение навыками отстаивания своих убежден...

Урок внеклассного чтения «Надо помнить…» по повести Альберта Лиханова «Последние холода» (для учащихся 6-8 классов)

Альберт Лиханов - современный  детский  и юношеский  писатель. Главная его тема — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых...

Урок внеклассного чтения «Надо помнить…» по повести Альберта Лиханова «Последние холода» (для учащихся 6-8 классов)

Альберт Лиханов - современный  детский  и юношеский  писатель. Главная его тема — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых...

Урок-анализ повести А. Лиханова "Высшая мера"

         Многие поколения великих умов думали о том, как жить: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.М.Достоевский, И.С.Тургенев, М.Горький,… Сходятся все они в одном: нельзя бы...

"Дети войны, горьким опытом Вас наделила судьба" (урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Последние холода"). 6 класс.

Конспект урока по литературе (урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Последние холода"). 6 класс...

Дидактический материал к уроку литературы в 9 классе по повести А.Лиханова "Высшая мера"

Работа выполнена в виде карты. Помогает обучающимся в подготовке к уроку при опережающем обучении....