Обзор литературы для подготовки к сочинению
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) на тему

Кулакова Нина Васильевна

Обзор литературы для подготовки к сочинению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obzor_2.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Обзор литературы для подготовки к сочинению.

( методическое объединение учителей русского языка и литературы ).

                        Книги серии " Русская литература. Призведения школьной программы " 2005 г. выполняют сразу несколько функций:

                хрестоматии, учебника и справочного издания. Эти пособия, по мнению авторов," своеобразные путеводители в мир текста ".

                        Первая книга " Евгений Онегин ". В ней есть текст романа, дана характеристика эпохи, есть интерпретации ( здесь статьи

                Д.Благого, Б.Мейлаха, А. Ахматовой, В.Непомнящего ). Также дан учебный материал: направления и жанры Европейской литературы

                18 - 19 вв., круг чтения героев: Онегина, Ленского, Татьяны Лариной; вопросы на знание содержания романа, перечень тем сочинений

                 2004 -2005 гг. по роману.

                а) Есть тезисные планы, т. е. материалы к сочинениям по 7 темам. Например, " Сон Татьяны " ( Анализ эпизода из 5 главы романа ).

                " Духовная эволюция Онегина " и т.д.

                б) Есть тесты на знание текста.         

                в) Даны 36 тем сочинений по литературе 19 века, носящие свободный характер, которые можно раскрывать на примере романа.

                Например: стр. 364...

                        Вторая книга " Лирика ". В первом разделе даны стихотворения Пушкина, разделенные на темы: вольнолюбивая, дружеская,

                любовная, о назначении поэта и поэзии, философская. К каждому произведению даны комментарии, включающие историю создания,

                адресата,обьяснение некоторых слов, реакцию общества на стихотворения.

                Тоже есть характеристики эпохи, интерпретации Ю.Лотмана, Б.Васильева, В.Непомнящего ( анализ нескольких стихотворений

                А.С.Пушкина. Даны 14 тем сочинений по литеретуре 19 в., носящие свободный характер, которые можно раскрывать на примере

                 лирики А.С.Пушкина. (Например: стр. 288... )

                Тезисные планы позволяют показать ученикам на уроке или на консультации, как давать сравнительный анализ (сопоставляются

                стихи " К студентам " и " Роняет лес багряный свой убор ", или как анализировать стих - е ( даны анализы стих - ий " Пророк ",

                " 19 окт. 1827 "," Телега жизни ", " Памятник ", Я помню чудное мгновенье ", " Арион ".

                Тесты, составленные авторами с учетом требований ЕГЭ. Они помогут в подготовке к ЕГЭ; и раздел " Вопросы на знание содержания

                лирики Пушкина ".

                        Книга И.Е.Каплана " Анализ лирики в старших классах " ( Издательство " Экзамен " Москва 2005 г.) помогает учителю

                научить школьника замечать смысловые нюансы слова в лирике. Лирические произведения разбираются автором как целостная

                 структура, в которой все поэтические образы органически взаимосвязаны.

                Здесь дан анализ стихотворений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.Тютчева, Некрасова, А.Фета, А.Блока, В.Маяковского,

                С.Есенина, Б.Пастернака, Н.Заболоцкого, Симонова, Твардовского, ( можно сказать, от Пушкина и до Твардовского ).

                После каждого анализа есть вопросы, которые помогают осмыслить стихотворение еще раз.

                Кроме анализа лирики, в книге представлены мемуарные фрагменты, которые позволяют учащимся представить личность

                изучаемых поэтов, что во многом поможет понять их творение. Пособие рассчитано на учителя - словесника, но может быть

                использовано старшеклассниками и абитуриентами для подготовки как к устному, так и к письменному экзамену по литературе.

                        В 2003 г. вышло методическое пособие Н.В.Исаченковой " Сравнительный анализ худ. текста на уроках литературы ".

                ( Издательство  Санкт - Петербург " Паритет " 2003 г. ) Эта книга рассчитана на преподавателей литературы старших классов и

                будет полезна при подготовке к урокам, в т. ч. интегрированным, а также к урокам по МХК. Разделы: " Обобщающие уроки

                по поэзии нач. 20 в. " " Судьбы России в творчестве поэтов нач. 20 в."  " Символические образы в романе Б.Пастернака

                " Доктор Живаго " (даны 5 соч. по роману, которые могут оказать существенную помощь учителю в подготовке выпускников

                к экзаменам ). Здесь рассматриваются темы: а)"Лирика поэтов серебряного века " и дано сочинение " Люблю тебя, ангел -

                хранитель..."( Образ ангела в поэзии символизма и акмеизма );

                б) "М.Волошин о России и революции ";

                в) " Лирика О.Мандельштама ";

                г) Сочинение по лирике С.Есенина.

                Пособие Н.А.Корноуха и В.Щербины " Письменные работы по литературе " можно использовать при подготовке к

                экзаменам, выпускным и вступительным. Здесь представлены различные виды сочинений: анализ прозы и поэтического

                текста, разнообразные жанры школьных сочинений, в т.ч. литературоведческий анализ, рецензия, отзыв, эссе.

                Пежде всего авторы остановились на трех основных видах письменных работ, связанных с анализом художественного

                произведения: а) разбор поэтического текста; б) разбор эпизода; в) рецензирование. В книге большой раздел посвящен

                работе над эссе. Пособие полезно учителю прежде всего для кропотливой работы при обучении написанию эссе. Но много

                полезного мы почерпнем и для сегодняшней работы над этим жанром на финишном этапе при подготовке к экзаменам.

                Здесь есть образцы творческих работ учащихся в эпистолярном стиле; эссе на одну и ту же тему, написанные разными авторами,

                анализ литературно - критических эссе, анализ ученических сочинений как один из этапов обучения написанию этого вида работы.

                В книге есть разделы: а) Анализ поэтических текстов; б) Анализ эпического произведения. Последний включает в себя главы:

                " Основные подходы к анализу эпического произведения "; " Сочинение - рецензия ", в том числе образцы школьных сочинений -

                рецензий; " Сочинение - анализ эпизода " и " Образцы письменных работ, содержащих анализ эпизода ".                        

                Больше рассчитана на учащегося книга А.А.Мурашова " Как сердцу высказать себя? " Диалог со школьником и абитуриентом

                накануне сочинения. (Изд. Москва. Рипол. 1994 г.) это учебное пособие в очень интересной и занимательной форме ведет

                беседу с читателем о том, как не надо писать сочинение, как выбирать тему, как планировать работу над темой и не строить

                дом с крыши; как не писать вступление и заключение, и как буквально последним предложением можно усилить эмоциональное

                восприятие текста сочинения. Как говорит издатель, " это скорее не книга, а разговор, " когда тебя не поучают, а в беседе

                с тобой, лично с тобой, решается множество проблем ".

                        Уебное пособие Е.И.Никитиной " Русская речь. Развитие речи " 10 кл. Изд. Дрофа. Москва 2005 г. поможет не только

                10 - ти кл., но и выпускнику развить и закрепить навыки владения устной и письменной речью. Оно учит составлять планы,

                производить анализ и рецензирование худ. и научно - публицистического текстов.

                Как анализировать эпизод, составить план работы над ним, образцы сочинений - анализов даны в разделах, посвященных

                Островскому, И.Гончарову, И.Тургеневу, Ф.Достоевскому, Л.Толстому и А.Чехову. Чем хороша эта книга? Е.И.Никитина

                пишет с расчетом на ученика. Тон ее разговора доброжелателен, язык доступный, разговор доверительный. Она учит рассуждать.

                Она обучает работе над сочинением, в каждой главе, посвященной какому - нибудь писателю или поэту, обязательно есть

                разделы:  "Рассуждаем вместе ", " Проверьте себя ". Есть в книге сведения об авторе литературного произведения.

                Есть сведения и о художнике, чьи картины можно сопоставить с этим произведением.

                Даны анализы следующих эпизодов: " Прощание Катерины с Тихоном "( по А.Н.Островскому ), анализ рассказа И.С. Тургенева

                " Живые мощи ", эпизод " Раскольников раскрывает Соне свою тайну ", " Ночь в отрадном " ( по роману  " Война и мир ",

                эпизод  из рассказа А.П.Чехова " Дом с мезонином ". Есть в пособии анализ стихотворных текстов Ф.Тютчева, А.Фета и Н.А.Некрасова.

                         Серия " В помощь школьнику ",основанная в 2002 г.Изд. Минск " Книжный дом ". В 2003 и 2004 гг. вышли два справочника

                " Русские писатели - классики " и " Современная русская литература "( Анализ произведений школьной программы ).

                Книги знакомят с основными фактами биографии русских писателей и поэтов, содержит подробный анализ наиболее значимых

                произведений ( в первую очередь тех, которые включены в школьную программу: от " Слова о полку Игореве " и до наших

                современников: Аксенова, Петрушевской, Пелевина и др.)

                Сейчас очень много различных сборников сочинений, которые, в основном, являются только шпаргалкой для "нерадивых" учеников.

                Но если правильно подойти к ним, то эти сборники станут незаменимыми помощниками в подготовке к сочинению. Этот сборник 2006 г.

                Сюда вошли образцовые сочинения по темам, которые предлагаются программой для общеобразовательных учебных заведений.

                Тексты сочинений понятны и доступны уч -ся 5 -11 кл.

                        Двухтомник " Русская литература 19 -20 вв." Изд. Московского университета. Составители и научные редакторы:

                доктор филологических наук, профессор Б.С.Бугров и доктор филологических наук, профессор М.М.Голубков ориентирован

                на школьную программу по русской литературе 19 - 20 вв. Это фундаментальное пособие для учителя.         

                        

                        

                 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Обобщающая таблица по произведениям художественной литературы для подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе

Таблица содержит название произведения, автора, жанр, направление сочинения, имена главных героев, основное из содержания, цитаты...

Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс) Подготовка к сочинению

Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее....

Урок литературы в 11 классе.Подготовка итогового сочинения."Человек и время в русской литературе"

Материал представляет собой полный конспект урока литературы в 11 классе по подготовке к написанию итогового сочинения на тему "Человек и время в русской литературе".В форме урока-семинара с использов...

Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...