Урок внеклассного чтения для старшеклассников по рассказам В. Крупина «Колокольчика вятского эхо…»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Урванцева Елена Николаевна

Форма занятия – литературный салон

Цели: познакомить с рассказами В. Крупина из книги «Босиком по небу»;

- пробудить интерес к творчеству писателя-земляка, темам его творчества; развивать умения рассуждать о прочитанном, высказывать свою точку зрения;

- воспитывать такие нравственные качества как любовь к малой родине, доброта, милосердие, трудолюбие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_tvorchestvu_krupina.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения для старшеклассников  по рассказам

В. Крупина

«Колокольчика вятского эхо…»

КОЛОКОЛЬЧИКА ВЯТСКОГО ЭХО
Помню детство — луга на полсвета,
Золотого июня зенит.
Сплю я в сене, и чудится — где-то
Голубой колокольчик звенит.
Сон-трава колоколилась пышно,
Иль в полях голубеющий лен?
Или ангелы пели чуть слышно
Из-за облачных белых пелен?
Помню — юность с курчавою прядкой
На прощальный ступает перрон.
И вдогонку доносится с Вятки
Сиротливый немолкнущий звон.
В нем расслышать душа была рада,
Что отрадней всего было ей:
Не бубенчики дальнего стада —
Колокольчик калитки твоей!..
Где б я ни был, куда б ни уехал,
Но, призывно и нежно звеня,
Колокольчика вятского эхо
Настигало повсюду меня.
Голос родины с мягким укором,
Колокольчик, волнующий кровь —
Я вернусь, я нагряну — и скоро! —
И любовью воздам за любовь!

А.Г. Гребнев

Форма занятия – литературный салон

Цели: познакомить с рассказами В. Крупина из книги «Босиком по небу»;

- пробудить интерес к творчеству писателя-земляка, темам его творчества; развивать умения рассуждать о прочитанном, высказывать свою точку зрения;

- воспитывать такие нравственные качества как любовь к малой родине, доброта, милосердие, трудолюбие.

Предварительная работа: класс делится на 4 группы, каждой группе предлагается прочитать 1 из рассказов В. Крупина «Красная гора», «Отец, я еще здесь», «Босиком по голубому небу», «Бумажные цепи» - и подготовиться к работе по вопросам:

  1. Расскажите о его героях произведения.
  2. Какие чувства и мысли героев рассказа считаете главными и почему?
  3. Какую мысль о родине дарит нам автор?
  4. Какой совет читателям даёт В. Крупин?
  5. Нарисуйте иллюстрацию к рассказу.

Ход занятия

  1. Этап создания темы.

Открытием литературного салона будут стихи А.Г. Гребнева «Колокольчика вятского эхо», потому что его с героем нашего разговора связывает вятская земля, чувство родины, дружба…

- Напишите свои ассоциации со словом родина…

- Вятский край, деревня, заливные луга, стук калитки, россыпи ягод…

- Ведущий салона читает стихотворение А.Гребнева. Дополните свой ассоциативный ряд наблюдениями поэта.

- Зенит солнце на июльском небе, сон-трава, луг, заросший колокольчиками, курчавая юность, звон колокольчика деревенской калитки, белая пелена облаков…

- Тема салона «Колокольчика вятского эхо».

  1. Этап встречи с художественным текстом.

Чтение рассказа В. Крупина «Река Лобань».

- Что объединяет стихотворение А. Гребнева и рассказ В. Крупина?

- Это впечатления о родном вятском крае, о малой родине, ее природе…

- Какие образы рассказа нашли отклик в вашем сердце?

- Река Лобань, словно девочка-подросток, играет и поёт на перекатах, то шлепает босиком по зелени травы, по желтизне песка, то прячется среди тёмных елей, то притворяется испуганной и жмется к высокому обрыву.

- Здесь тоже звук колокольчика –звук родины. «Слышу:  к звону воды добавляется звоночек, звяканье колокольчика. А это, оказывается, подошла сзади корова и щиплет траву».

- Удивительны образы Волги- матери русских рек, ее дочерей: сильной, суровой Камы и ласковой Вятки, похожей на Иордан реки Кильмезь, игривой речки Лобань.

- Что чувствует человек в минуты встречи с родиной?

- «Все боли, все обиды и скорби, все мысли о плохом исчезнут навсегда в такие минуты. Только воздух и небо, только облака и солнышко, только вода в берегах, только родина во все стороны света, только счастье, что она такая – красивая, спокойная, добрая».

  1. Этап свободного общения.

- Кто автор этого рассказа?

-Каким вы его представляете?

- Какие личностные качества отразились в его рассказе?

- Как он относится к явлениям современной жизни?

Ведущий знакомит с биографией В. Крупина. Просмотр фрагмента видеоролика 7 минут 44 секунды

В. КРУПИН. РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ, ПУБЛИЦИСТ

News, владимир, крупин, биография, добротолюбие...

29.01.2011 youtube.com http://www.youtube.com/watch?v=sp6d3ztf07s

  1. Этап поиска своих смыслов.

Участникам салона предлагается выбрать один из рассказов В. Крупина, «Красная гора», «Отец, я еще здесь», «Босиком по голубому небу», «Бумажные цепи», прочитать его и подготовиться к работе по алгоритму:

  1. Расскажите о его героях произведения.
  2. Какие чувства и мысли героев рассказа считаете главными и почему?
  3. Какую мысль о родине дарит нам автор?
  4. Какой совет читателям даёт В. Крупин?
  5. Нарисуйте иллюстрацию к рассказу.

Выступление 1-ой группы уч-ся с рассказом «Босиком по голубому небу»:

Шаг 1: Главные герои произведения – пяти-шестилетний мальчик и его мама.

Шаг 2: Герой рассказа делится с читателем чувством прекрасного, воспоминанием о детстве. Он с мамой идет на сенокос через огромное поле, засеянное льном. Лен цветет. И восхищенный ребенок, любуясь лазоревыми цветами, говорит: «Везде небо. И тут небо, и вверху небо». Мама рассказывает мальчику, как лен превращается в рубашки. А вечером герой грустит, потому что цветочки легли спать, закрыли глазки, и луг стал обычным, зеленым.

Шаг 3: Родина – это мама, детство, крестьянский труд. Это самое волшебное время, когда можно босиком пробежаться по голубому небу.

- В чем смысл финала рассказа?

- Рассказчик мечтает о том, чтобы вернуться в детство. Даже наказанный в углу готов постоять. А мама указывает ему на угол с иконами и говорит, что теперь у него другое стояние.

- Мама подарила герою встречу с прекрасным, научила трудиться, вложила в его душу веру в бога.

Выступление 2-ой группы уч-ся с рассказом «Бумажные цепи»:

Шаг 1: Герои рассказа – большая дружная крестьянская семья. Они готовятся к встрече Нового года. Всей «бригадой» мастерят игрушки, играют в морской бой и в города, ставят большую елку, готовят угощение…

Шаг 2: Рассказчик старается передать атмосферу праздника и подчеркивает: «У нас было больше радости от Нового года. Больше. Мы сами созидали его».

Шаг 3: Для героя священны эти воспоминания: «именно этими бумажными цепями я не ёлочку украшал – я себя приковывал к родине, к детству. И приковал. Приковал так крепко, что уже не откуюсь. Многие другие цепи рвал, а эти не порвать. И не пытаюсь, и счастлив, что они крепче железных… Правда, крепче.»

Шаг 4: «Детство сильнее всей остальной жизни.» Эти слова автора и его размышления на могиле родителей напоминают нам, что нужно помнить, любить и ценить своих папу и маму, нужно подарить своим детям незабываемые минуты детства…

Выступление 3-ой группы уч-ся с рассказом «Отец, я ещё здесь»:

Шаг 1: Главный герой – взрослый человек, который через мгого лет вернулся на родину, поэтому он многолик.

- Это ребенок, деревенский мальчишка, что работал на кирпичном заводе.

- Это вятский писатель, что приехал деревню, чтоб слушать язык, родной вятский говор.

- Это русский патриот: у него болит душа, потому что тропинка детства ведет его по другой уже жизни. «В селе, как сквозь строй проходил мимо киосков, торгующих похабщиной и развратом в виде кассет, газет, журналов, мимо пивных, откуда выпадали бывшие люди и валились в траву для воссоздания облика, мимо детей, которые слышали матерщину, видели пьянку и думали, что это и есть жизнь и что им так же придется пить и материться».

- Это верующий человек, что мечтает «утвердить в красном углу икону и молиться за Россию, за Вятку, за лучшую её часть».

- Это капитан-мечтатель, что плывет от скверны сегодняшнего дня в свое детство. «Так же неслись легкие морские облака, так же клонились им навстречу мачты деревьев, так же серебрились зеленые паруса березовой листвы…»

Шаг 2: Главный герой многолик, но чувство, которое он передает, едино. «… Это счастье – работа. Идти босиком километра два по росе, купаться в пруду, влезать на дерево, воображать себя капитаном корабля, счастье – идти по опушке, собирать алую землянику, полнить ею чаши синего колокольчика, держать это чудо в руках и жалеть и не есть, а нести домой, младшим – брату и сестренке.» Герой трудился в детстве, трудится и сейчас, физически, духовно, своим словом, молитвой…

Шаг 3: Герой страдает от того, что зарастают быльем тропинки его детства, нет и следа от плотины, заводов, землянок. «Гибель Атлантиды я пережил гораздо легче. Атлантида ещё, может быть, всплывет, а моя плотина – никогда. Никогда не будет на земле того кирпичного завода, тех строений, тех землянок. Никогда.» Вот почему голос автора звучит. Он должен рассказать о том, что здесь было. Чтобы помнили.

Шаг 4: Совет автора – любить жизнь. «Но как же не любить жизнь, когда она так магнитна во всем? Ведь это именно она потянула меня к себе, когда звала на Красную горку и к плотине. Я шел в детство, я шел на блеск костра на песке, на свет ромашек, на тихое голубое свечение васильков во ржи, надеялся услышать висящее меж землей и облаками серебряное горлышко жаворонка, шел оживить в себе самого себя, чистого и радостного, цеплялся за прошлое, извиняя себя теперешнего, нахватавшего на душу грехов, и как хорошо, и как целебно вылечила меня исчезнувшая плотина. Так и мы исчезнем, а память о нас – это то, что мы заработаем в земной жизни. Мы все достойны земного счастья…»

Выступление 4-ой группы уч-ся с рассказом «Отец, я ещё здесь»:

Шаг 1: Главный герой – взрослый человек, который через 35 лет вернулся на родину своих родителей, поэтому он многолик, как и в предыдущем рассказе:

- 14-летний пионер, что гостил когда-то на Вятке.

- Совестливый человек, что врет чертополох и крапиву у памятника к двадцатилетию Победы, ибо не осталось в живых тех, кто ухаживал за ним.

- Человек с острым внутренним зрением. Несмотря на возраст, он требует, чтоб водитель убрал из автобуса фотографию обнаженной девицы в офицерской фуражке, а потом рвет ее, комкает, бросает под сиденье. Замечает изрезанную ножами скамью…

- Это часть своего рода: в деревне отца его называют Яков Иваныч, а в деревне матери – Семен Ефимыч. Он похож на своих дедов.

Здесь важен ещё один герой – двоюродный брат рассказчика Гена. Они ровесники, но судьбы у них разные. Для старика Гены важно напомнить рассказчику: «У тебя отец был великий человек». Самое дорогое воспоминание детства для сироты Генки, как чужой отец прижал его к своей груди.

Шаг 2: При всей разности судеб и характеров героев объединяет чувство боли: разрушены деревни их детства, отсюда бегут люди, остаются старухи да пьяницы. «Такие поля, такие луга. Рыбы всякой, что в реке, что в пруду, что в озерах. Жили-жили, дожили! Говорят: нерентабельно.»

Шаг 3: Мысль о том, что Русь – святая земля. Вятка – святая земля.

Шаг 4: Помнить годы детства и юности. Возвращаться к своим истокам, чтобы почувствовать святость родной земли.

В чем особенность рассказов В. Крупина?

- Это рассказы-воспоминания.

- Объединены темой детства.

- В них два временных слоя: сегодня и вчера, в детстве и теперь.

- Два героя: взрослый и ребенок.

- Идея произведений – «Детство больше всей остальной жизни. Детство – главное время нашей жизни. Оно навсегда. Его царапины, обиды, переживания со временем забываются и остаётся одно: всесветное сияние счастья быть на Божьей земле».

  1. Этап творческого письма.

Эхо вятского колокольчика звучит в произведениях писателей-земляков. Открывая книгу В. Крупина «Босиком по небу», мы возвращаемся в детство… Напишите о своем вятском воспоминании…

- Мое детство прошло в селе Жерновогорье, на берегу Вятки. В палисаднике бабушкиного дома весной пышно цвела черемуха и невесты-яблони. И для меня «колокольчиком вятского эха» был звон бабушкиных коклюшек, песня соловья весной, шум детворы на улице.

- «Колокольчик вятского эха» звучит в моей душе. Помню, как по деревенской улице гонят на рассвете стадо коров. У телят на шее звенят колокольчики.

- В детстве я очень любил купаться на реке Немде у плотины. Весело журчит вода, играет на перекатах. С разбегу влетаешь в воду! Брызги выше головы! Шум! Веселье!

  1. Этап понимания

- Что вы открыли в себе и людях благодаря рассказам В. Крупина?

  1. Этап обозначения перспектив чтения.

- Какую мечту о новой книге подарил салон? 

- Хочется прочитать и  другие рассказы из книги В.Крупина «Босиком по небу».

- Хочу перечитать книгу П. Маракулина «Свидание под дождем».

- Перечитать стихотворения М. Чебышевой.

Литература и интернет-ресурсы:

В. Крупин «Босиком по небу» Повести о детях для детей и взрослых. /-М.:Сибирская Благозвонница, 2011.- 287с.

В. КРУПИН. РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ, ПУБЛИЦИСТ News, владимир, крупин, биография, добротолюбие...29.01.2011youtube.com http://www.youtube.com/watch?v=sp6d3ztf07s


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Конспект урока. Разработка урока внеклассного чтения. Урок — путешествие «По шолоховским местам».

Цели: углубить представления о личности писателя, о жизненных истоках его произведений; дать понять, как в своем творчестве он достиг таких высоких вершин; на примере жизни и творчества М. Шолохова во...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение  с  остановками"  способствует  критическому  мышлению, поиску  здравого смысла. Школьники  учатся  рассуждать  объективно и  поступ...

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи,  А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.Цель: приобщение ученико...