Конспект урока "Печорин в системе женских образов"
план-конспект занятия по литературе (9 класс)

Корнилова Жанна Валерьевна

Представленный конспект урока отражает особенности проблемного подхода к изучению классического произведения, урок проходит в форме групповой  дискуссии. Учащиеся выступают в роли разных героев романа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_9_kl_pechorin.docx34.08 КБ

Предварительный просмотр:

   Урок литературы в 9-В классе на тему: «Печорин в системе женских образов ».

Цель урока: создание условий для  раскрытия образа Печорина, найти причины трагедии его судьбы, проанализировать женские образы романа.  

                                        Ход урока:

Организац. момент: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем работать в группах и для более слаженной и продуктивной работы давайте вспомним правила поведения при такой форме занятия: дисциплина, уважение друг к другу, уметь слушать одноклассников.

Подводим к теме!

Итак, сегодня мы продолжим изучение необыкновенно уникального романа М. Лермонтова «Герой нашего времени»

- А чем же уникально это произведение?

(Это 1-ый психологический роман не только в русской, но и в европейской литературе).

-Что означает термин «психологич. роман» и что является объектом изучения?

( Психология – в переводе - знание души! Психологический роман — разновидность романа, в котором автор ставит за цель изображение и исследование «внутреннего мира человека», в данном произведении – Печорина, т. к. он представляет собой « портрет, составленный из пороков всего нашего поколения», по словам М. Лермонтова.

Слово учителя: Печорин –сложный психологический образ. Автор раскрывает нам его через восприятие других героев, через собственное восприятие, через самоанализ, через анализ отношений героя к окружающим людям.   Огромную роль в жизни человека играет дружба. На прошлом занятии мы анализировали  взаимоотношения  Печорина с Максим Максимычем, с Вернером, с Грушницким. К какому выводу мы пришли?

( Мы пришли к выводу, что Печорин не умеет ценить дружбу, она разбивается о холодный рассудок Печорина, он не умеет дружить с людьми, понимать их, сочувствовать, считая их чувства слабостью.)

Ну а тема сегодняшнего урока « Печорин в системе женских образов», запишите, пожалуйста, её в тетрадь.

Постановка цели!!!!

-Какую роль играют женские образы в романе, для чего мы будем анализировать женские образы?

(Именно женские образы играют большую роль в романе: позволяют более глубоко раскрыть характер Печорина, его внутренний мир, а также его отношение к любви.) 

Запись: Лермонтов проводит своего героя через испытание любовью, так как это высшая человеческая ценность. Как каждый  женский образ выявляет существенные черты образа Печорина и какую выполняет роль?

 -В ответе на эти ??? поможет  исследование текстовых эпизодов, проведенное в группах.

А также мы посмотрим  на него их глазами. Каждая из них расскажет о нем по –  своему. Что они скажут о нем,  в чем трагедия каждой ситуации? Попытаемся найти причины  несложившихся отношений.

Задание: каждая группа получает задания, одно  из которых -  выбрать высказывание-эпиграф в соответствии с предложенной работой.

Открывает галерею женских образов романа Бэла. Это свободолюбивая дева гор, воспитанная в строгих традициях.

!!!!!!(Работа в группах) Подбор каждой группой эпиграфа, соответствующего предложенной работе.

1- ая группа. Печорин и Бэла.

1)Составьте и зачитайте монолог Белы, в котором бы выразилось её отношение к Печорину.

2)- Охарактеризуйте Бэлу

- Как развивались взаимоотношения Бэлы и Печорина?

- Как сам Печорин объясняет охлаждение своих чувств?

- Какие чувства испытывает девушка от равнодушия офицера?

- Почему Бэла не могла вернуться в родной аул?

- Как заканчивает жизнь Бэла?

- Виновен ли в этом Печорин?

-3) Сделайте вывод: какой он, Печорин, в ваших глазах после такой ситуации.  Какие качества Печорина погубили в духовном плане Бэлу?

Вывод: Человек не игрушка. Его нельзя взять, отдать. Вспоминаются слова Экзюпери, который  говорил о том, что мы в ответе за тех, кого приручили. В Печорине говорило его эгоистическое начало, потребительское отношение к Бэлле. Сначала она вызвала его интерес тем, что отличалась от светских девушек отсутствием кокетства, корысти, лицемерия. Но потом, удовлетворив свое любопытство, Печорин потерял к девушке интерес. Это и  привело к трагедии.)

Следующий женский образ – это Мария Лиговская, слово – 2  группе.

???эпиграф и почему

2 группа. Печорин и княжна Мери.

1)Дайте характеристику Мэри.

2) Послушайте монолог Мери и ответьте на вопросы:

- О каком замысле идет речь?

(В разговоре с Вернером Печорин задумал историю обольщения Мэри. Печорин – прекрасный психолог, он разбирается в людях, знает слабые и сильные стороны людей, умеет этим умением пользоваться).

- С какой целью пытается вызвать в Мери любовь?

- Составьте  пошаговый план действий Печорина по отношении к Мэри

 (Взаимоотношения с Мэри Печорин разыграл точно по сценарию.

Он решил предстать перед  ней героем, причем подвиг этот должен быть как самое обычное дело. А чтобы привлечь ее  внимание необычным способом, не так как все молодые люди, которые волочились за ней,  Печорин решил ее не замечать, не обращать внимания на нее. Сначала он решил вызвать ненависть к себе, потом заставить влюбиться в себя, от любви до ненависти один шаг.)

-- Какие слова  вы бы подобрали, чтобы описать душевное состояние Мэри, когда она узнает, что Печорин не влюблен в нее, что это психологическая игра.

- Если в ситуации с Бэлой Печорин ведет себя как эгоист, то как он меняется в отношениях с Мэри?

- Что говорит о себе честно Печорин в последнем разговоре с Мэри (честно признается, что не любит девушку и не готов на ней жениться.)

Вывод: да, он ведет себя искренно, но самое страшное, что Мэри была лишь экспериментом для Печорина. Она оказалась героиней его спектакля, который он поставил, чтобы потешить свою душу/

Последним портретом является  портрет Веры.

???эпиграф и почему

3 группа. Печорин и Вера.

Задание № 2. Ответьте на вопросы

- Чем, на ваш взгляд, Вера отличается от предыдущих героинь.

- Охарактеризуйте её.

- Чем жертвовала Вера ради Печорина?

- Можете ли вы сказать, Вера  любила Печорина?

2) Составьте монолог Веры, в котором бы выразилось её отношение к Печорину.

- Почему Печорин относился к ней иначе, чем к остальным?

-Какой эпизод в тексте говорит о том, что он  боится  ее потерять.

 -Сделайте вывод: как этот эпизод характеризует  Печорина , люит ли он её?

Вывод: Он боится её потерять Веру, она становится для него дороже жизни. Холодный рассудок и взгляд на себя со стороны вытесняют  искренний душевный порыв.

Печорин полон противоречий. Мы видим, что в нём соединились два мира, два человека. «Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». «У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».)

Автор вводит в произведение ряд женских образов, чтобы мы увидели отношение Печорина к ним.

Бэла, Мэри и Вера любили его, а он может любить?В чем причина?

Вывод : для любви надо жертвовать чем – то. Мало быть любимым, надо самому любить. Печорин не готов к этому. В этом виноват характер, воспитание, влияние общества, цинизм. В этом большая человеческая трагедия.

- Чего не хватало ему для того, чтобы стать действительно счастливым человеком?

- Размышляя над извечным вопросом, что такое счастье, какой ответ предлагает герой?

(« А что такое счастье? Насыщенная гордость?»)

- К чему может привести гордость, отсутствие друзей?

(Конечно же, к одиночеству. Печорин представляется нам не просто героем своего времени, а трагическим героем».)

- Видит ли П.  смысл в жизни?

Незаурядная личность, наделённая умом и силой воли, стремлением к активной деятельности, не может проявить себя в окружающей жизни. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом его трагедия.)

- Как таких людей называют в литературе?

(Печорина можно назвать «лишним» человеком. В нём много жизненной энергии, потребности в действии, желания бороться и побеждать. При благоприятных условиях эти его качества могли бы быть общественно полезными, но этому мешала сама жизнь.

Итак, все женские персонажи романа играют важную роль: с их помощью Лермонтов показывает, что Печорин одинок в любой среде, он не может найти успокоения даже в таком глубоком чувстве, как любовь. Женщины, к какому бы кругу ни принадлежали, лишь на мгновение могут увлечь его, но полностью отдаться этому чувству он не может, и в этом - его трагедия. 

У поэта Юрия Левитанского есть замечательное стихотворение, очень уместное, на мой взгляд, к теме нашего разговора:

       Каждый выбирает для себя

       Женщину, религию, дорогу.

       Дьяволу служить или Пророку –

       Каждый выбирает для себя.

   Каждый выбирает по себе

       Слово для любви и для молитвы,

       Шпагу для дуэли, меч для битвы.

       Каждый выбирает по себе.

Рефлексия: (слайд)

Подведение итогов.

Домашнее задание: анализ главы  «Фаталист».

Я встретилась с Печориным на свадьбе. Он с любопытством наблюдал за нашими обычаями, танцевал и наблюдал за мной. Я и подумать не могла тогда, что он принесет много боли страданий. Он брата моего подговорил на сделку, сыграв на слабости подростка. Я стала частью сделки, меня обменяли на самую лучшую лошадь. Для Печорина это было развлечением, для нас  с братом это стало большим семейным горем. Я оказалась в крепости, оторванная от родных и близких, брат после этого пропал бесследно. В крепости мне было страшно.  Я всех дичилась. Старый солдат Максим Максимыч был мне как отец. Он утешал  меня. Печорин вначале страдал от моей неприступности, дикости. Он покупал мне подарки, относился ко мне как к ребенку. А когда я влюбилась в него, он стал равнодушен, ему было скучно со мной. Целыми днями он пропадал на охоте. Только Максим Максимыч понимал, что я очень страдаю…..

Исповедь Марии Лиговской

Судьба жестокий подала урок

Мне за беспечность, за наивность.

Печорин - вот кто стал мой рок,

Когда влюбилась без надежды на взаимность.

Он каждый шаг свой рассчитал дотошно,

Ход действий вычислил в уме.

Судьба чужая для него ничтожна.

Всегда он думал только о себе.

Вначале мне он был неинтересен:

Ничем не выделялся из толпы.

Такой же молодой повеса

Не лез он лишь в поклонники мои.

Но шаг за шагом по его сюжету

Влюбилась я, и страсть моя росла

И стал весь мир мне без него бесцветным,

Но повернуть обратно не смогла.

Когда сюжет его достиг финала

 И до конца он замысел довел,

Я о любви ему своей сказала,

А он руками предо мной развел.

Задание № 1. Выберите одно из высказываний в качестве эпиграфа к вашей работе, объясните ваш выбор.

                     «И ненавидим мы, и любим мы случайно,

                      Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

                      И царствует в душе какой-то холод тайный,

                      Когда огонь кипит в крови». 

                                                                                «Дума» М. Ю. Лермонтов

"Сильная потребность любви часто принимается за самую любовь, если представится предмет, на который она может устремиться; препятствия превращают её в страсть, а удовлетворение уничтожает. Любовь…. была для Печорина полным бокалом сладкого напитка, который он и выпил зараз, не оставив в нём ни капли; а душа его требовала не бокала, а океана, из которого можно ежеминутно черпать, не уменьшая его…".

                                                                                              В. Г. Белинский

«Романа не начав, я знал уже развязку,

И для других сердец твердил слова любви, как няня сказку.

И тяжко стало мне, и скучно жить!»

                                                                      «Маскарад» М. Ю. Лермонтов

«А ведь есть необъятное наслаждение  в   обладании молодой, едва  распустившейся души! Она, как цветок, которого лучший   аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его  надо сорвать в эту минуту и, подышав им  досыта,  бросить на  дороге: авось кто-нибудь поднимет!»
                                                                                                       М.Лермонтов

«Честолюбие есть не что иное как жажда власти, а первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?»

                                                             М.Лермонтов

1- ая группа. Печорин и Бэла.

.

Задание № 2.Составьте монолог Белы, в котором бы выразилось её отношение к Печорину.

Задание № 3.

-Охарактеризуйте Бэлу

- Как развивались взаимоотношения Бэлы и Печорина?

- Как сам Печорин объясняет охлаждение своих чувств?

- Какие чувства испытывает девушка от равнодушия офицера?

- Почему Бэла не могла вернуться в родной аул?

- Как заканчивает жизнь Бэла?

- Какой он, Печорин, в ваших глазах после такой ситуации.  Какие качества Печорина погубили в духовном плане Бэлу?

2 группа. Печорин и княжна Мери.

Задание № 2.

Дайте характеристику Мэри.

Задание № 3.

Послушайте монолог Мери и ответьте на вопросы:

- О каком замысле идет речь?

- С какой целью пытается вызвать в Мери любовь?

- Какие предпринимает действия  для завоевания сердца Мери?

- Какие слова  вы бы подобрали, чтобы описать душевное состояние Мэри, когда она узнает, что Печорин не влюблен в нее, что это психологическая игра.

- Что говорит о себе честно Печорин в последнем разговоре с Мэри?

- Как характеризует Печорина его отношение к княжне Мери?

3 группа. Печорин и Вера.

Задание № 2. Ответьте на вопросы

- Чем, на ваш взгляд, Вера отличается от предыдущих героинь.

- Охарактеризуйте её.

- чем жертвовала Вера ради Печорина

- можете ли вы сказать, Вера  любила Печорина.

2) Составьте монолог Веры, в котором бы выразилось её отношение к Печорину.

- Почему Печорин относился к ней иначе, чем к остальным?

-Какой эпизод в тексте говорит о том, что он  боялся ее потерять.

 -Сделайте вывод: как этот эпизод характеризует  Печорина?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Женские образы в русской истории и искусстве" интегрированный урок истории - МХК

Материал представляет собой подборку интересных материалов о женщинах, оставивших след в истории и волновавших умы поэтов и художников. К уроку прилагается презентация и рабочая тетрадь....

Конспект урока-исследования «Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Урок-исследование по литературе для 10 класса на тему «Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»....

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Презентация к уроку Изо "Образ человека. Женский образ русских сказок"

Презентация к уроку Изо "Образ человека. Женский образ русских сказок"...

Презентация к уроку Изо "Образ человека. Женский образ"

Презентация к уроку Изо "Образ человека. Женский образ"...

конспект урока в 5 классе "Н.А. Некрасов и его женские образы"

Обзорная и сравнительная характеристика женских образов в произведениях писателя....