Методическая концепция учителя русского языка и литературы в проектировании урока-исследования (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")
учебно-методический материал по литературе (8 класс) на тему

 

Ни для кого из нас не секрет, что работа над школьным итоговым сочинением по литературе – один из сложнейших видов деятельности учащихся. Оно предполагает не только контроль знаний ученика со стороны учителя, но и глубокое осмысление учащимися художественного текста, не только критический подход к нему (этому мы всегда с вами учим), но и собственное осмысление тех мыслей и чувств, которые вызваны прочтением текста.

Оказание помощи в выражении личной позиции учащегося применительно к логике действий персонажа, эмоциональный личностный отклик на мысли автора, развитие художественного воображения – вот те первоочередные задачи, которые стоят перед каждым из нас в ходе подготовки к декабрьскому сочинению на современном этапе.

Как мы прекрасно понимаем, это – конечный результат, путь к которому начинается задолго до 11 класса.

Поэтому сегодня мне бы хотелось поделиться с вами своим опытом подготовки учащихся к написанию итогового сочинения по литературе на примере фрагментов урока «Анализ сцены бурана» по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_regionalnoy_nauchno.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

на региональной научно-практической конференции

(г. Сергиев Посад )

«Методическая концепция учителя русского языка и литературы в проектировании урока-исследования».

(По роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка».)

 

Подготовила

учитель русского языка и литературы ВКК

МБОУ СОШ№3

г Пушкино     Московской области

Лавренко Е.К.

14 октября 2016

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Ни для кого из нас не секрет, что работа над школьным итоговым сочинением по литературе – один из сложнейших видов деятельности учащихся. Оно предполагает не только контроль знаний ученика со стороны учителя, но и глубокое осмысление учащимися художественного текста, не только критический подход к нему (этому мы всегда с вами учим), но и собственное осмысление тех мыслей и чувств, которые вызваны прочтением текста.

Оказание помощи в выражении личной позиции учащегося применительно к логике действий персонажа, эмоциональный личностный отклик на мысли автора, развитие художественного воображения – вот те первоочередные задачи, которые стоят перед каждым из нас в ходе подготовки к декабрьскому сочинению на современном этапе.

Как мы прекрасно понимаем, это – конечный результат, путь к которому начинается задолго до 11 класса.

Поэтому сегодня мне бы хотелось поделиться с вами своим опытом подготовки учащихся к написанию итогового сочинения по литературе на примере фрагментов урока «Анализ сцены бурана» по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Одной из ключевых тем (направлений) в итоговом сочинении так или иначе является проблема нравственного выбора героя. Чтобы помочь учащимся в выработке личностной позиции с последующей аргументацией текстом, нам поможет осмысление концепта: «метель-буран-выбор».

  1. На первом этапе урока мы читаем саму сцену, которая начинается со слов :»Ямщик мой...»… и заканчивается «Ну,барин,беда,буран».
  2. Далее урок строится в форме беседы с классом на основании вопросов с последующим созданием в рабочей тетради опорного конспекта.

Итак, вопросы:

  • Найдите в тексте слова, сходные по значению (возможно, синонимы), иллюстрирующие, с вашей точки зрения, саму сцену: ветер – пороша – буран – метель – ветер – белая туча – мелкий снег – хлопья – ветер – метель – темное небо – снежное море – мрак и вихорь – мгла (кругом).
  • Какая картина возникает в вашем воображении?
  • В толковом словаре С. И. Ожегова, без сомнения, есть лексическое значение этих слов. Найдите и прочитайте.
  • Есть ли общее в значении этих слов у Пушкина и Ожегова?
  • Что именно?

Работу со словарем считаю абсолютной необходимостью практически на каждом уроке литературы, так как практическая польза этого вида работы очевидна для каждого учителя литературы.

  • Определите тип текста данного отрывка.

Если дети затрудняются с определением, то можно предложить им следующие наводящие вопросы:

  1. В тексте описывается буран?
  2. В тексте рассказывается о буране?
  3. В тексте автор рассуждает о том, что называется бураном?

Если мы сталкиваемся с разными ответами, то предлагается следующие вопросы:

  •  Чтобы разобраться в вопросе определения типа речи, предлагаю вам обратить внимание на его морфологические признаки.

Для этого выделите в тексте глаголы (глагольные формы), обозначающие активное действие, интенсивное.

  • Помогают ли они нам более явно представить картину нарастающей, разгулявшейся стихии? Почему? Записываем эти глаголы в тетрадь. Важно, чтобы учащиеся построили связное речевое высказывание.

Глаголы, обозначающие активное действие, помогают нам увидеть, как постепенно начинается метель, перерастая в разгул разбушевавшейся стихии от «маленького белого облачка» до превращения «в огромное снежное море»

  • Итак, тип речи данного отрывка? (повествование с элементами описания).

Следующий ряд вопросов помогает нам приблизиться к осмыслению проблемы выбора, который предстоит сделать Петруше Гриневу:

  • От чьего имени ведется повествование во время этой сцены?
  • Что происходит с ним в этот момент? (попробуйте дать ответ на вопрос с максимальным использованием глаголов в вашей речи) Гринев растерялся, он мечется, он страшится, испугался.
  • Почему? – Он словно предчувствует, предощущает будущие грозные события.
  • Так что важнее было изобразить А. С. Пушкину: непосредственное наступление стихии на человека или самого человека, который находится в смятении, на распутье?
  • Почему? (ему предстоит сделать непростой выбор)
  • Можно ли тогда сказать, что природа – только фон для изображения событий? (нет)
  • Так чем же становится изображение бурана в степи  для главного героя? (это своеобразная метафора, символ разбушевавшейся стихии, народного восстания, свидетелем и непосредственным участником которого становится П. Гринев), и это значит, что ему придется сделать свой выбор.
  • Ваше отношение к герою в этот момент? (мы сочувствуем, сопереживаем ему в этот момент)

На этом этапе урока теперь уже формируется личная позиция учащегося о том, как порой не просто, тяжело сделать выбор человеку применительно к обстоятельствам, которые выпали на его долю.

Домашнее задание может быть дано в формате маленькой творческой работы на тему : «Легко ли человеку сделать выбор? Каких душевных сил стоит человеку…»

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы

В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...

Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »

Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....

Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"

Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...

Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы

В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.

         Одной из главных целей современного образования  считаю  создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...