"Тайны повестей "Покойного Белкина" Конспект урока литературы в 6 классе общеобразовательной школы
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Проектная групповая работа учителя и учеников 6 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  литературы

Класс-6-2      

Количество часов-2

Учитель Симачёва Ирина Васильевна

Тема урока: «Путешествие в страну тайн» (по циклу произведений А.С.Пушкина  «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

   Задачи:
Образовательные:

- сформировать представление  о необходимости ведения  диалога с писателем и умение проникать в тайны его мироощущения;

- сформировать умение правильно подбирать, использовать и представлять тематический материал;

- обеспечить развитие у обучающихся умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы;

- содействовать развитию грамотной речи, умению творчески подходить к решению учебных задач;

- отрабатывать навыки самостоятельной  и групповой работы;

- совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.;

- развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия.

Воспитательные:

- формировать положительное отношение к знаниям.

- воспитывать чувство уважения к богатству родного русского языка. 

Планируемые результаты:

Личностные: 
- сформировать устойчивый интерес к творческой деятельности и личности писателя;

- воспитать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову;

- создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

Предметные: 

- осуществлять анализ произведения, исходя из заинтересованности учащихся;

Метапредметные:

  • Познавательные: структурирование знаний, осознание и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, чтение и прослушивание с  извлечением нужной информации, объясняем языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования.
  • Регулятивные: осознание себя как движущей силы своего научения, своих способностей к преодолению препятствий и самокоррекции, принятие  учебной задачи, планирование действия в соответствии с поставленной задачей, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, адекватное восприятие оценки учителя и товарищей.
  • Коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, взаимодействие с партнерами по обмену информацией, обеспечение бесконфликтной совместной работы в группах, выражение готовности к обсуждению разных точек зрения, умение слышать и слушать.

Методы и формы обучения

- частично-поисковый;
- наглядно-словесный;

- методы самостоятельной работы;

- индивидуальная;

- парная;

- групповая.

Технологии: здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, педагогика сотрудничества, исследовательской деятельности, индивидуальной и коллективной проектной деятельности обучающихся.  

Технологическая карта урока.

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

I этап.  Мотивационно -ориентированный  

 1.Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний

3.Этап мотивации (определение  цели совместной
деятельности
). 1.Организационный момент. Цель:  создание доброжелательной атмосферы,
мотивация на учение, создание ситуации успеха.    

Демонстрируют готовность к уроку.

Проводит инструктаж, настраивает учащихся на работу.

Задачи: создать условия для положительной мотивации усвоения новых знаний   - Дорогие ребята, здравствуйте! Рада всех приветствовать!

Не привыкайте к чудесам, –

Дивитесь им, дивитесь.

Не привыкайте к небесам

Глазами к ним тянитесь,

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам, –

Ничто не повторится!

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так – и все не так

через одно мгновенье!

Принцип психологической комфортности. УУД Регулятивные: научатся контролировать организацию своего рабочего места

2.Актуализация знаний. Цель: повторение ранее полученных знаний; привлечение учащихся к индивидуальной работе               

Формулируют цель; определяют критерии оценивания            

Повторяет правила работы в группах                                                  

Задачи: понимать предметное содержание знания; уметь применять знания, умения и навыки изученные ранее; устанавливать причинно-следственные связи

-Процесс познания каждой группой осуществлялся самостоятельно;

-Вы проанализировали свои произведения, каждый поработал над своей частью задания;

-Вы обсуждали материалы, помогали друг другу;

Что же необходимо, чтобы работа прошла успешно?

Выполняя правила работы в группах, вы должны помнить, что во время работы можете взаимодействовать друг с другом, вести диалог, вступать в споры, но помнить, что вы - одно целое и выполняете одни и те же задачи.

Работа с маршрутными листами

Принцип деятельности. УУД Личностные:

уметь воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата. Познавательные: понимать предметное содержание; уметь применять знания, умения и навыки, изученные ранее; устанавливать причинно-следственные
связи.
 

II этап  Операционно-исполнительный

1.Постановка учебной задачи.   Цель: определение темы и целей урока          

Работать с информацией, представленной в форме текста. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.            

Организует обсуждение проблемных вопросов.                              

Задачи: Способствовать развитию умения формулировать тему урока, определять учебную задачу с помощью логических подсказок

- Сегодня на уроке мы постараемся понять мысль Ф.М.Достоевского: «Пушкин…унёс с собою…великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем»

Будем оценивать работу друг друга по критериям, указанным в путеводителе по стране тайн (достоинства работы товарищей; возникшие вопросы; информационная значимость презентаций)

Моя цель: «Помочь вам раскрыться и развить собственные идеи»

Принцип вариативности. УУД 

Личностные:

 проявлять интерес к новому содержанию.

 Регулятивные: 

принимают и сохраняют учебную цель и задачу

 Познавательные: иметь представление о неизученном предметном содержании и способах его применения. Коммуникативные: выстраивают полные и точные высказывания в соответствии с нормами родного языка.  

    2.Совместное исследование проблемы.

 Цель: активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация,
аналогия и т.д.)  и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);  

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.  

Организовывает инсценировку. Включает обучающихся в обсуждение проблемных вопросов.   

Задачи: Содействовать развитию умений использовать научные методы познания (сравнение
и обобщение).
  Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической
речи

Осуществление анализа произведений:

«Выстрел»

«Метель»;

«Гробовщик»;

«Станционный смотритель»;

«Барышня-крестьянка»

Каждая группа называла найденные в тексте повести тайны, анализировала материал; задавала проблемные вопросы учащимся. Использовались следующие виды работы: пересказ, чтение, инсценировка, обсуждение проблемных вопросов в группах, работа с презентациями, анализ высказываний.

Принцип творчества УУД Личностные: нравственно-этическое оценивание Регулятивные: целеполагание, контроль, оценка Познавательные:  анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Коммуникативные:  осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий      

3.Обобщение и систематизация знаний. Цель: организовать взаимопроверку учащимися своих решений по эталону    

Работают с информацией, Работа в парах.  Осуществляют самоконтроль Учатся анализировать текст, аргументировать свой ответ Проверяют Подводят итог Участвуют в диалоге с учителем

Организовывает работу  в парах, обеспечивает контроль за выполнением задания. Инструктаж по проверке    

Задачи: Организовать  деятельность уч-ся по
отработке изученных знаний и способов действий посредством самостоятельной
работы.
 Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников
диалогической и монологической речи.
 

Каждая группа задаёт вопросы, возникшие по ходу работы, и получает аргументированные ответы.

Принцип обратной связи. УУД 

Личностные:

 имеют мотивацию к учебной деятельности.

 Регулятивные:

 учатся принимать и сохранять учебную задачу, осуществляют контроль своей деятельности, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников.  

4.Физкультминутка

Выполняют движения под музыку

 

Принцип психологической комфортности. УУД Личностные: продолжают формирование культуры здоровья

5.Применеие знаний и умений в новой ситуации при работе дома

На следующем уроке работа в группах Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка
к изучению следующих разделов курса; организация самопроверки учащимися своих
работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов

Выполняют работу в группах Осуществляют самопроверку, сравнивают с эталоном Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель результаты, степень их соответствия  

Организует деятельность в группах, обеспечивает контроль за выполнением задания. Инструктаж по проверке

Задачи:

Организовать  деятельность уч-ся по
отработке изученных знаний и способов действий посредством работы в группах.
 Содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников
диалогической и монологической речи.
 Работа в группах;  

содействовать дифференцированному выбору домашнего задания 

Разбор домашнего задания: Подобрать тему сочинения, выразив её в виде проблемного вопроса (по роману А.С.Пушкина «Дубровский» или по любой повести, изученной на уроке). Проверка будет осуществлена на следующем уроке.

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать
имеющиеся.
Познавательные:  анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

 Регулятивные: 

исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения Коммуникативные: осознает познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в учебных
материалах, позитивно относится к процессу общения; осуществляет
взаимоконтроль и взаимопомощь строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом
конкретных учебно-познавательных задач                    

  III этап. Рефлексивно-оценочный  

1.Итог урока. 2.Рефлексия деятельности. Цель: обобщение полученных на уроке сведений, оценивание                                

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель результаты, степень их соответствия                                  

Организует рефлексию

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. Задачи: содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. 

1.Какова тема урока?

2. Какие цели ставили перед собой и  достигли ли результатов?

3.Что выполняли на уроке?

4. Какое задание вызвало затруднение при его выполнении?

 5.Как оцениваете свою деятельность на уроке? –

 А сейчас оценим результаты индивидуальной деятельности на уроке  (заполнение индивидуальных карт)
Чтение стихотворения Ю.Друниной «Болдинская осень»

Принцип деятельности, вариативности УУД Личностные: 

способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осуществляют самоопределение уровня
изученного материала; осознают возникающие трудности, умеют находить их причины и пути преодоления
Коммуникативные:  полно
и грамотно выражают свои мысли; знают правила речевого общения  

2. Оценки, слово экспертам.     

Координаторы выставляют оценки с краткими комментариями

Проводит итоги 

Задачи: содействовать дифференцированному выбору домашнего задания 

Вы прекрасно поработали. Приобрели новые знания. Преодолели трудности. Призадумались над тем, что вызвало затруднения. Я получила преогромное  удовольствие от общения с вами.

Спасибо за активную работу, заинтересованность, чувство товарищества и , самое главное, за любовь к творчеству А.С. Пушкина.

Принцип минимакса УУД Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осуществляют самоопределение уровня
изученного материала;
Коммуникативные: осознает познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

США В 1865 – 1914 ГГ. Урок в 8 классе общеобразовательной школы

США в 1865 -1914 гг. Урок в 8 классе по учебнику Ведюшкина. Цели: ознакомить учащихся с основными тенденциями развития США в указанный период, развивать умения работать с учебником,  ...

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве и на уроках трудового обучения

Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: «Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве РФ и на уроках трудового обучения».Организация учебного процесса.  Метапредметное обучение....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...