Тема правды в пьесе М.Горького «На дне»
статья по литературе (11 класс) на тему

Литература,11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_dne.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема правды в пьесе М.Горького «На дне»

    Программа по литературе в 11 классе построена таким образом, что в первом полугодии

после изучения таких произведений , как рассказ «Гранатовый браслет» А.Куприна и «Темных аллей» И.Бунина, учащимся предлагается погрузиться в мир босяков и воров,

вместо прекрасной природы – ночлежка, вместо возвышенных и тонких переживаний –

грубая правда жизни.

     Да, это мир, который раскрывает читателю Алексей Максимович  Горький (1868-1936)

в пьесе «На дне». Эта пьеса вызывала и вызывает различные чувства, но ,пожалуй, самый главный  вопрос , на который пытается найти читатель – это правда. Что такое правда?

Какая правда нужна человеку? И нужна ли она вообще?

 « Человек – вот правда! Надо уважать человека!»

     Вряд ли кто-то станет спорить, что Горький  - гуманист и великий писатель, прошедший большую школу жизни. Его произведения написаны не в угоду читающей публике – в них отражены правда жизни, внимание и любовь к человеку. И  все это есть в  пьесе «На дне», написанной в 1902 году. Она до сих пор тревожит вопросом:  что лучше – истина или сострадание?

     Эти понятия невозможно сделать взаимоисключающими, противопоставив одно другому; наоборот, вся пьеса – это правда о человеке. Другое дело, что носителем истины является Сатин, картежник, шулер, сам далекий от того идеала человека, который он искренне и с пафосом провозглашает: «Человек! Это – великолепно! Это звучит... гордо!» Ему противопоставлен Лука – добрый, сострадательный и «лукавый», сознательно напевающий «сон золотой» исстрадавшимся ночлежникам, А рядом с Лукой и Сатиным есть еще один человек, который тоже спорит об истине и сострадании, - сам М.Горький. Именно он является носителем истины и сострадания. Это вытекает из самой пьесы, из того, как она была восторженно принята зрителями. Пьесу читали в ночлежке, босяки плакали, кричали: «Мы хуже!». Целовали и обнимали Горького.

     Современно звучит она и сейчас, когда начали говорить правду, но забыли, что такое милосердие и сострадание.

     Итак, действие происходит в ночлежке Костылевых, представляющей собой «подвал, похожий на пещеру», под «тяжелыми каменными сводами», где царит тюремный полумрак. Здесь влачат жалкое существование босяки, попавшие «на дно жизни», куда их безжалостно выбросило преступное общество. Кто-то очень точно сказал: «На дне» - это потрясающая картина кладбища, где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди»

     Нельзя без внутреннего содрогания видеть нарисованный драматургом мир  нищеты и бесправия, мир злобы, разобщенности, мир отчуждения и одиночества, слышать крики, угрозы, насмешки. Герои пьесы потеряли прошлое, они не имеют настоящего, только Клещ верит, что вырвется отсюда: «Вылезу…кожу сдеру, а вылезу…».Теплится слабая надежда на другую жизнь с Наташей у вора, «ворова сына» Васьки Пепла, мечтает о чистой любви проститутка Настя, правда, ее мечты вызывают у окружающих злобную насмешку. Остальные смирились, покорились, не думают о будущем, потеряли всякую надежду и окончательно осознали свою ненужность. А по сути, все обитатели погребены здесь заживо. Жалок и трагичен Актер, спившийся, забывший свое имя; раздавленная жизнью, терпеливо страдающая Анна, находящаяся при смерти, не нужная никому (муж ждет ее кончины, как освобождения); умный Сатин, бывший телеграфист, циничен и озлоблен; ничтожен Барон, который «ничего не ждет», у него «все уже в прошлом», равнодушен к себе и другим Бубнов.

     Беспощадно и правдиво рисует Горький своих героев, «бывших людей», пишет о них с болью и гневом, сочувствует им, попавшим в жизненный тупик. Клещ в отчаянии заявляет: «Работы нет…силы нет! Вот правда! Пристанища нету! Издыхать надо…вот она правда…!

     Вот к этим, кажется, равнодушным к жизни и себе людям приходит странник Лука, обращаясь с приветствием: «Доброго здоровья, народ честной!» Это к ним-то, отвергнутым, отрекшимся от всякой человеческой морали!  К беспаспортному Луке у Горького отношение однозначное: «И вся философия, вся проповедь таких людей – милостыня, подаваемая ими со скрытой брезгливостью, и звучат под этой проповедью слова тоже нищие, жалобные».

     И все-таки хочется разобраться в нем. Так ли он нищ, и что им движет, когда он проповедует свою утешительную ложь, верит ли сам в то, к чему призывает, жулик ли он, шарлатан, пройдоха или искренне жаждущий добра человек?

     Пьеса прочитана, и, на первый взгляд, появление Луки принесло ночлежникам только вред, зло, несчастье, гибель. Он исчезает, исчезает незаметно, но  иллюзии, которые он заронил в опустошенные сердца людей, делают их жизнь еще более безотрадной и страшной, лишают их надежды, погружают во мрак их истерзанные души.

     Давайте еще раз проследим, что движет Лукой, когда он, внимательно присмотревшись к босякам, для каждого находит утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, и вселяет в них надежду. Да, с его появлением под сводами мрачной ночлежки поселяется надежда, прежде почти незаметная на фоне брани, кашля, рычания, стонов. И лечебница для пьяниц у Актера, и спасительная Сибирь для вора Пепла, и настоящая любовь для Насти. «Всё ищут люди, все хотят – как лучше…дай им, Господи, терпенья!» - искренне говорит Лука и добавляет: «Кто ищет – найдет…Помогать только надо им…». Нет. Не корысть движет Лукой, не жулик и не шарлатан он. Это понимает даже циничный, никому не верящей Бубнов: «вот – Лука…много…и безо всякой пользы для себя…»        Непривычный к сочувствию Пепел допытывается: «Нет, ты скажи – зачем ты все это…». Наташа его спрашивает: «Отчего ты – такой добрый?» А Анна просто просит: «Говори со мной, милый…Тошно мне».

      И становится понятно, что Лука – человек добрый, искренне желающий помочь вселить надежду. Но беда в том, что это добро построено на лжи, обмане. Искренне желая добра, он прибегает ко лжи, считает, что земная жизнь не может быть другой, поэтому и уводит человека в мир иллюзий, в несуществующую праведную землю, веря, что «не всегда правдой душу вылечить». И если изменить жизнь нельзя, то можно хотя бы изменить отношение человека к жизни.

       Интересно,   а каково отношение Горького к своему герою в пьесе? Современники вспоминают, что лучше всего писателю удавалось чтение роли Луки, а сцена у постели умирающей Анны вызывала у него слезы, а у слушателей  - восторг. И слезы, и восторг – результат слияния автора и героя в порыве сострадания. И не потому ли Горький так яростно спорил с Лукой, что старик был частью его души?! Но Горький выступает не против утешительства самого по себе: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше: истина или сострадание для того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?».

       То есть истина и сострадание – понятия, не исключающие друг друга. От правды, которую осознает Клещ: «Жить – дьявол – жить нельзя…вот она – правда!...», уводит Лука, говоря: «Она, правда – то, может, обух для тебя…». Но разве можно обухом исцелить? Старик считает: «…Жалеть людей надо!...Я те скажу – вовремя человека пожалеть…хорошо бывает!». И рассказывает, как пожалел и спас ночных разбойников – грабителей.

      Бубнов же противостоит упрямой, светлой вере Луки в человека, в спасительную силу жалости, сострадания, добра: «По-моему – дам всю правду, как она есть! Чего стесняться?». Для него правда – жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств, а правда Луки такая непривычно жизнеутверждающая, что забитые, униженные ночлежники не верят в нее, принимая за  обман. А ведь в своих слушателей  Лука хотел вдохнуть веру, надежду: «Во что веришь, то и есть…».

      Верить в добро, принимать человека таким, каким он есть, внушать ему ,что у него есть силы быть выше обстоятельств – вот главное, что должен понять из прочитанного произведения читатель.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока . Правда и ложь в пьесе М Горького « На дне».

Урок входит в серию занятий по творчеству писателей  20 века, что соответствует программе по литературе 11 класса. Это 3-й урок по пьесе М Горького "На дне"...

Урок литературы "Правда в пьесе М.Горького "На дне" 11 класс

Урок литературы "Правда в пьесе М.Горького "На дне" 11 класс. Материалы содержат : конспект-сценарий урока, мультимедийную презентацию, фотографии эпизодов открытого урока по теме....

Урок литературы по теме: Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе м. Горького «На дне», их трагическое столкновение.

Цель: показать учащимся, как жанровое своеобразие пьесы «На дне» отражается в конфликтах; выявить жизненную позицию героев пьесы, охарактеризовав их образы; создать проблемную ситуацию и помочь учащим...

«ТРИ ПРАВДЫ» В ПЬЕСЕ ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»

Цели: рассмотреть понимание героями пьесы Горького «правды»; выяснить значение трагического столкновения разных точек зрения: правда факта  (Бубнов),  правда  утешительной  лжи (Лу...

Конспект урока литературы «Правда в пьесе М. Горького "На дне"».

Цели:Образовательная – выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах С...