Диспут по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
учебно-методический материал по литературе (8 класс) по теме

Дмитриева Татьяна Ивановна

Вопросы и задания для общей дискуссии

1.      Почему так много внимания уделяется проблемам чтения?

2.      Как вы считаете, за время обучения в школе, ваше чтение упростилось или усложнилось? Попробуйте выдвинуть аргументы в пользу одной, а затем другой точки зрения.

3.      Связаны ли успехи в чтении с достижением жизненного успеха? Разделитесь на 2 группы. Первая группа доказывает, что ДА, связаны, вторая – нет, не связаны.

4.      Чем является чтение лично для вас?

5.      Расскажите о случае из своей жизни, когда в сложных обстоятельствах вас выручило чтение?

6.      Нужно ли, чтобы молодежь читала больше? Для чего?

7.      Встречу с какой книгой ты бы считал удачной?

Цели:

·         Развивать коммуникативные навыки учащихся.

·         Воспитывать интерес к чтению художественной и научно-познавательной литературы

Участниками литературной дуэли являются команды 8 – х классов. Две команды по 5 человек, плюс капитаны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disput_kapitanskaya_dochka.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа №150 имени Героя Советского союза В.И.Чудайкина

Городского округа Самара.

Диспут по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

В 8 классах по произведениям писателей 19 века.

Составила: Учитель русского языка и

Литературы Дмитриева Т.И.

Самара, 2016 г.

Вопросы и задания для общей дискуссии

  1. Почему так много внимания уделяется проблемам чтения?
  2. Как вы считаете, за время обучения в школе, ваше чтение упростилось или усложнилось? Попробуйте выдвинуть аргументы в пользу одной, а затем другой точки зрения.
  3. Связаны ли успехи в чтении с достижением жизненного успеха? Разделитесь на 2 группы. Первая группа доказывает, что ДА, связаны, вторая – нет, не связаны.
  4. Чем является чтение лично для вас?
  5. Расскажите о случае из своей жизни, когда в сложных обстоятельствах вас выручило чтение?
  6. Нужно ли, чтобы молодежь читала больше? Для чего?
  7. Встречу с какой книгой ты бы считал удачной?

Цели:

  • Развивать коммуникативные навыки учащихся.
  • Воспитывать интерес к чтению художественной и научно-познавательной литературы

Участниками литературной дуэли являются команды 8 – х классов. Две команды по 5 человек, плюс капитаны

«Аристократы» «Нигилисты»

Участники:

Ведущий

Команда «Аристократы» - 5 чел.

Команда «Нигилисты» - 5 чел.

Секундант со стороны «Аристократов»

Секундант со стороны «Нигилистов»

Судьи – 3 чел.

Ведущий: Дорогие ребята, мы рады приветствовать вас! Сегодня у нас в библиотеке событие – литературная дуэль.

Каждой команде придется пройти 3 тура. Если команды успешно справятся с заданиями, то они докажут свою эрудированность и будут награждены по заслугам.

Результат дуэли – Пятерка по литературе каждому участнику, победившей команды.

Дуэлянты выбрали себе секундантов.

Секунданты – Ваша задача следить за соблюдением правил дуэли и помогать.

Судьи – Каждый судья имеет по 10 баллов на каждый тур. В каждом туре каждый судья распределяет баллы между участниками, полностью или не полностью (по своему желанию) используя все 10 баллов, имеющиеся у него для оценки.

Победителем дуэли становятся участники, набравшие наибольшее количество баллов. В случае равенства очков подсчитывается общее количество балов, набранных участниками за три тура. Победителями становятся участники, набравшие в итоге больше баллов. В случае равенства количества баллов назначается дополнительный тур. Задание утверждают секунданты.

Литературная дуэль посвящена Книги «За честь и достоинство Книги. PRO и Contra»

Представление команд

Это «Аристократы» (встают), защищающие культурное наследие прошлого, художественные традиции и нравственные принципы предшествующих поколений и «Нигилисты» (встают), выступающие сторонниками отказа от груза прошлого, от преклонения перед авторитетами и прошлого.

Болельщики будут поддерживать ту команду, взгляды которой они разделяют.

Судьи и секунданты рассудят, чьи аргументы окажутся более убедительными.

Оружие: знание литературных произведений, умение стилизовать свой текст, доказывать свою точку зрения, выслушать оппонента.

Итак, команда «Нигилисты»

Мы приветствуем вас в этой книжной дуэли!

Мы готовы, взгляните нас!

Вы не с нами ль сегодня сразиться хотели?

Нигилисты – вперед!

Суперкласс! Славьте нас!

Мы великим, что сделано, ставим Hihil !

Никогда Ничего Не хотим мы читать!

Книги? Что книги?

«Мы вызываем вас на дуэль! Защищайтесь!»

Аристократы

Вам наш привет, строптивые друзья!

Дуэльный вызов нам дошел до слуха.

Традиций верность мы храним не зря,

Готовы в бой аристократы духа!

Мы защитим творения веков

И не потерпим вражеской интриги!

В защиту книги каждый встать готов.

За честь – всегда! Пусть нас рассудят книги!

«Мы вызываем вас на дуэль! Защищайтесь!»

(Судьи и секунданты оценивают итоги первого выстрела, а команды, в качестве разминки, задают вопросы по литературе 19 века)

О ком идет речь?

Вопрос от Нигилистов:

  • Этот писатель жил в конце 19 – начале 20 века. Его детство и юность прошли в военных учебных заведениях, затем последовали 4 года службы в армии. Но призвания быть военным у писателя не было, и, подав в отставку, он стремился узнать жизнь со всех сторон, все испытать на себе. Он был офицером. Чернорабочим, актером, зубным техником, продавцом, лесником, редактором, критиком, писателем.

Автор «Олеся», «Гранатовый браслет» (КУПРИН)

Вопрос от Аристократов:

  • Свое детство и юность он провел в украинской провинции. Родился в 1809 году весной и потом всю жизнь любил весну. С детства привык к одиночеству. Характер скрытый, закрытый. В стенах гимназии вынес много обид и оскорблений, получил прозвища: таинственный Карло, Пигалица. Классик русской литературы, о нем писал Тургенев: «Для нас он больше. Чем писатель – он открыл нам самих себя» Он много путешествовал – Франция, Испания, Германия, Италия. Автор «Ревизора» (ГОГОЛЬ)

Вопрос от Нигилистов:

  • Он родился в 1814 году, крепостная усадьба. Село Тарханы. Учился в Московском благородном пансионе. Преподаватель вспоминает: «… учился прекрасно. Вел себя благородно, особенные успехи – в русской словесности». В пансионе он начал писать «Демона». Бывал на Кавказе. – Мережковский писал о нем: «… звездная душа, родственная с тучами и бурями, тоскующий поэт, которому грезились воздушные океаны и, с которым говорили демоны и ангелы». Автор «Бородино», «Парус» (ЛЕРМОНТОВ)

Вопрос от Аристократов:

  • Как звучит полная фамилия Гоголя?

Гоголь – Яновский, Гоголь – Московский, Гоголь – Киевский.

Судьи подводят итоги Разминки.

I тур

Чтение занимает одну из центральных мест в жизни человека.

Вопросы:

  • Назовите автора слов: «Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и дурное общество»                                                                   (К.Гельвеций)
  • Что Достоевский считал величайшим умение писателя?

(Умение фантазировать. Умение вычеркивать. Умение все запутывать.

  • Назовите автора слов «Есть очень много людей, которые читают только для того, чтобы не думать».                                                                   (Г.Линтерберг)
  • Назовите автора слов «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

                                                                                                      (Д.Дидро)

  • Какие книги Ломоносов называл «вратами своей учености»?

(«Рифмованная псалтырь» Симеона Полоцкого, «Арифметика» Магницкого,

 «Грамматика» Смотрицкого)

  • Назовите автора слов «Книги вводят нас в лучшее общество, знакомят нас с величайшими умами всех времен».                                  (Смайлс.С)
  • Произведения устной поэзии о русских богатырях. Как они называются?

                                                                                                      (Былины, поэмы, элегии)

  • Назовите хвалебное произведение, написанное в честь какого0либо лица или события?                                                              (Дифирамб, элегия, ода, памфлет)
  •  Какой точке повествования литературное действие достигает наивысшего напряжения?                                                (Экспозиция, развязка, эпилог, кульминация)
  • Назовите литературный памятник 16 века (Домострой)

Судьи подводят итоги 1 тура

II Тур

Из какого произведения эти строки

  • Береги честь смолоду (Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка»)
  • Копи копейку   (Николай Васильевич Гоголь. «Мертвые души»)
  • Угождать всем людям без изъятия (Александр Сергеевич Грибоедов)

Воспроизведите текст

  • По четырем рифмам попробуйте воспроизвести слова Онегина

. . . измерен

. . . моя

. . . уверен

. . . я

(Я знаю: век уж мой измерен

Но чтоб продлилась жизнь моя

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днем увижусь я)

  • А теперь по шести рифмам попробуйте восстановить ответ Татьяны Онегину:

. . . изувечен

. . . двор

. . . позор

. . . замечен

. . . принесть

. . . честь?

(Что муж в сраженьях изувечен

Что нас за то ласкает двор?

Не потому ль, что мой позор

Теперь бы всеми был замечен

И мог бы в обществе принесть

Вам соблазнительную честь?)

Подведение итогов 2 тура.

III.тур

История литературы

  • В мае 1826 года Грибоедов присутствовал на чтении Пушкиным его все еще запрещенного «Бориса Годунова». Грибоедов был единственным из слушателей, который сделал Пушкину замечание.

Что Александр Сергеевич Грибоедов заметил А.С.Пушкину?

(Грибоедов заметил Пушкину, что патриарх Иов,

Один из героев трагедии, в действительности был очень умен,

а автор, по недосмотру, сделал из него глупца.

Насколько бы выиграла бы драма, следуй А.С.Пушкин исторической правде: ведь изображать умного человека всегда интереснее, чем дурака.

Пушкин оценил верность замечания и признал свою ошибку.

Во всяком случае, он нисколько не обиделся)

  • Какое лермонтовское стихотворение сразу же стало знаменитым, можно сказать, самым знаменитым и читаемым?

«Смерть поэта»

  • Как и сколько нужно править рукопись? Что по этому поводу говорил Гоголь?

(«…Только после 8 переписки, непременно собственной рукой, труд является вполне художнически законченным, достигает перла создания.

Дальнейшие поправки, пожалуй, испортят дело, что называется у живописцев: «зарисуешься»)

  • Историки литературы давно обратили внимание на адреса, по которым проживают петербургские герои Гоголя. Что в этих адресах любопытного? (Гоголь всем своим петербургским героям подарил собственные адреса, то есть поселил их там, где сам когда-то жил)
  • В.м. и п.с.с.ж.н.н.м.м.с. и н.с.

Это шифр. Я не прошу вас расшифровать его, я прошу вас вспомнить, кто и когда пользовался этим шифром в жизни и в творчестве Л.Н.Толстого?

(Буквы означают: «Ваша молодость и потребность счастья слишком живо напоминают нынче мне мою старость и невозможность счастья» Проверяя свою будущую жену, Софью Александровну, Толстой написал эти буквы. Он сказал: «Я буду писать только начальные буквы, а вы должны догадаться, какие это слова» Софья Андреевна догадалась. Аналогичным шифром пользовались Левин и Кити в романе «Анна Каренина»

Дуэль капитанов

Знаете ли вы литературную критику 19 века? Надо назвать автора статьи и произведение, о котором идет речь

  • Мильон терзаний (Иван Александрович Гончаров. «Горе от ума» А.С.Грибоедова)
  • Луч света в темном царстве (Николай Александрович Добролюбов. «Гроза» Александра Николаевича Островского)
  • Русский человек на rendez-vous (Николай Гаврилович Чернышевский. Иван Сергеевич «Ася»)

Затем капитаны обмениваются заранее подготовленными вопросами на знание энциклопедии русской жизни (по 5 вопросов)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

После этого капитаны вывешивают заранее нарисованные афиши и представляют свои инсценировки.

Далее противники обменялись дружескими посланиями

В заключении капитаны произносят речь о книге.

Объявление результатов.

Вручение подарков. Капитаны пожимают друг другу руки.

Дуэль закончена, друзья!

И споров здесь не нужно.

Пусть с вами рядом везде и всегда

Будет честь, достоинство и дружба!

Литература:

  1. Ивашина М. Чтение в XXI веке / М. Ивашина // Литература. Первое сентября. -2008.-№ 18. –С. 24-28
  2. Москвина Л. Литературная дуэль / Л. Москвина // Литература. Первое сентября. -2008.-№ 18. –С. 34-36
  3. Вяземский Ю.П. От Пушкина до Чехова. Русская литература в вопросах и ответах / Ю.П.Вяземский. – М., 2013. -314

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра по повести А.С.Пушкина " Капитанская дочка"

Данный материал представляет собой командную игру , которую можно использовать после полного прочтения текста как итоговый урок проверки знаний учащихся....

Разработка урока по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" (Технология Е.Н.Ильина)

Урок разработан по технологии Е.Н.Ильина "Преподавание литературы как предмета, формирующего человека"...

Интеллектуальная игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Темы и план сочинений по повести.

Интеллектуальная игра предназначена учащимся 8 класса для закрпеления по пройденному произведению. Материал представлен в форме игры...

Урок-презентация по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" "Историческая основа повести. "История Пугачева"

Урок литературы предназначен для изучения повести Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе. Разработка первого урока. Урок интегрированный, содержит богатый литературный и исторический материал....

План-конспект урока литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин" (разбор 3—5 глав повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Цели и задачи: проследить путь духовного становления Гринева; разви­вать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая бесе­да, в...