План – конспект урока по литературе в 6 классе по теме : « Война и молодость в стихотворении Д.С. Самойлова «Сороковые»».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Шульга Марина Михайловна

План – конспект урока по литературе в 6 классе  по теме : « Война и молодость в стихотворении Д.С. Самойлова «Сороковые»».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._samoylov.docx36.92 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по литературе в 6 классе  по теме : « Война и молодость в стихотворении Д.С. Самойлова «Сороковые»».

Тема урока : война и молодость в стихотворении Д.С. Самойлова «Сороковые» .

Тип урока: изучение нового материала .

Цели урока: 

Образовательные :

1. Показать мастерство Д.С. Самойлова на примере стихотворения «Сороковые» ;

2. Уметь анализировать поэтический текст ;

3. Уметь выразительно читать стихотворение;

Развивающие :

1. Развивать связную речь учащихся, навыки выразительного чтения, творческие способности;

2. Развивать творческие способности учащихся;

3. Развивать навыки выразительного чтения.

Воспитательные :

1. Воспитать чувство патриотизма и гражданского самосознания;

2. Воспитать ценностное отношение, уважение к людям и событиям Великой Отечественной войны .

Оборудование:  аудиозапись актёрского чтения стихотворения «Сороковые», презентация, раздаточный материал.

Используемые учебники и учебные пособия:

1. Литература 6 кл. учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель Полухина В. П. "Просвещение" Москва 2014 г.

2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией Коровиной В.Я.

Используемая методическая литература:

1.Методические советы для 6 класса. Литература. Под редакцией В. И. Коровина .Москва "Просвещение" 2012

2. Литература в таблицах 5-11 класс.АСТ "Астрель" Москва

3. Читаем, думаем, спорим... 6 класс (дидактические материалы по литературе).Москва "Просвещение"2013

4. Уроки литературы в 5-6 классах. И. И. Аркин Москва "Просвещение" 2011

Предварительное домашнее задание:

  1. Выучить наизусть отрывок из стихотворения К.М. Симонова « Ты помнишь , Алёша , дороги Смоленщины..».
  2. Знакомство с биографией Д. М. Самойлова .
  3. Чтение стихотворения Д. С. Самойлова «Сороковые» .

Ход урока

Эпиграф :

Солдаты мы.

И это наша слава,

Погибших и вернувшихся назад,

Мы сами рассказать должны по праву

О нашем поколении солдат.

                           Н. Старшинов

I . Организационный момент

- Добрый день ,ребята ! Сегодня мы продолжаем знакомство с произведениями о Великой Отечественной войне . На этом уроке мы познакомимся с творчеством Давида Самуиловича Самойлова . (Слайд №1).

II . Проверка домашнего задания

- Прежде чем приступить к изучению нового материала , мы проверим ваше домашнее задание . Вы прочитаете наизусть отрывок из стихотворения К.М. Симонова « Ты помнишь , Алёша , дороги Смоленщины..».

Учащиеся по очереди читают наизусть отрывки из стихотворения .После почтения стихотворения одним из учащихся , одноклассники и учитель комментируют его выступление , решают какой отметки достоин выступающий .

III . Изучение нового материала

1.Беседа

- Как вы понимаете смысл эпиграфа сегодняшнего урока? ( Война не должна быть забыта . Невозможно забыть страшных дней войны ,о людях ,защитивших нашу Родину, о том подвиге, который они совершили .) (Слайд №2).

- Итак , дома вы познакомились с биографией Д.С. Самойлова .Как жизнь поэта связана с войной? (В 1941 году Самойлов со студенческой скамьи добровольцем ушел на фронт.) (Слайд №3).

- О чем говорит этот факт? (Добровольцем – по внутреннему желанию , следовательно он – патриот.)

Воевал. Сначала был пулеметчиком, а затем командиром взвода разведки. Давид Самойлов прошел от Вязьмы до Берлина.

- Как вы думаете , какими чертами характера обладал Самойлов Д. С. ? (Поэт очень сильно любил свою родину, ему была невыносима мысль о том, что фашисты бесчинствуют на родной земле , он пожелал  участвовать в освобождении своей страны и  в первые же дни войны ушел сражаться на фронт. Давид Самойлов был мужественным и бесстрашным человеком , ведь только обладая этими качествами он смог стать  командиром взвода разведки. 

- Давид Самуилович был тяжело ранен. Награжден орденом Красной Звезды, медалями.

Стихотворение «Сороковые» было написано спустя много лет после окончания войны. Почему автор возвращается к этой тематике спустя годы?( Спустя почти два десятка лет Давид Самойлов по-прежнему не мог избавиться от того ужаса, который ему довелось пережить на фронте. Война для него – это «извещенья похоронные и перестуки эшелонные», толпы беженцев, которые пытаются прорваться в тыл. Однако именно на этот сложный период истории пришлась молодость поэта, который даже под свистом пуль не утратил способности остро чувствовать окружающий мир, увлекаться  девчонками и хромать сильнее из-за ранения, чтобы произвести на них впечатление.)

2. Выразительное чтение учителем стихотворения «Сороковые» и прослушивание аудиозаписи актёрского чтения .

- Теперь я прочитаю вам стихотворение Д. С. Самойлова «Сороковые». Прошу вас внимательно следить за моей интонацией и задуматься над смыслом этого произведения . (Слайд №4).

Учитель выразительно читает стихотворение , а учащиеся внимательно слушают его .

- Теперь я прошу вас послушать аудиозапись актёрского прочтения данного стихотворения , исполнитель – Валентин Никулин.

Учащиеся слушают аудиозапись .

3 . Беседа

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

- Какова тема этого стихотворения?

- Какие микротемы можно выделить?

- Какими вы себе представляете себе годы ,если о них сказано : «роковые» , «свинцовые» , «пороховые» ?

- Что добавляют к этой картине слова «перестуки эшелонные», «извещенья похоронные», «погорельцы, погорельцы кочуют с запада к востоку»? Как вы их понимаете?

- Прочитайте строки, где приведена антитеза (противопоставление образов). Какая мысль в ней выражена?

- Обратите внимание, как меняется настроение поэта. На основании ваших наблюдений мы построим эмоциональную кривую стихотворения . ( Учащиеся высказывают свои мнения .) (Слайд № 5).

  • Построение эмоциональной кривой стихотворения

                                                                  Решимость, уверенность, нетерпение

                                                            Юношеский задор                  Надежда                              

Вера в будущее

Тревога, тоска, горечь, жалость

                                                                                         Боль                              Тревожность

4. Анализ стихотворения

- Почему автор даёт длинный ряд определений: «сороковые, роковые, военные и фронтовые»? Что означает каждое из них? Какой оттенок вносит определение в стихотворение?

 (Сороковые – речь идет о 40-х годах 20 века

Роковой – 1. Приносящий горе, как бы предопределённый роком. 2. Решающий, определяющий поворот к чему-нибудь плохому, к несчастью. 3. Имеющий тяжёлые или гибельные последствия.

Военный – свойственный войне, характерный для неё.

Фронтовой – свойственный находящимся на фронте.)

О каких символах войны говорит поэт?    (Похоронки, эшелоны, погорельцы)

- Почему эти слова ассоциировались с войной?

- О чём говорят строки «Да, это я на белом свете, худой, весёлый и задорный»? (Вопреки войне, герой утверждает своё право на жизнь: даже в такие тяжёлые годы человек должен уметь жить, радоваться, ведь у него одна молодость.)

- Для чего автор использовал приём повтора: начинает каждую строчку из 6 последующих с союза и?

- Какой вид комического использовал в этих строчках: «И я с девчонкой балагурю, И больше нужного хромаю? (Поэт иронично, подшучивая над собой – мальчишкой, с высоты прожитых лет рассказывает о своём желании понравиться девушке.)

- Какие две пары слов противопоставлены в стихотворении?

(Война, беда, мечта и юность)

- Что несёт в себе последняя строчка стихотворения?

(Жизнеутверждающее начало, веру в молодость, веру в будущее)

- Какие чувства зародило в вас это стихотворение?

- Обратите внимание на кривую эмоций стихотворения: резкая смена событий, неустойчивость. Неуверенность, жизнь одного дня, потому что завтра может и не наступить.

5 . «Творческая мастерская»

«Снимаем кино»: работа в парах

- Прочитайте стихотворение ещё раз. На какие картины можно его разделить, по-вашему, если снимать кино?

- Что бы вы снимали? Какой пейзаж составлял бы основной, главный план?

- На фоне чего вы бы снимали юношу? Как он выглядит?

- Как будут отсняты последние кадры?

Учащиеся приступают к выполнению задания

IV. Защита работ учащихся

Учащиеся представляют свои работы , оценивая работы друг друга .

V. Подведение итогов урока . Рефлексия 

- Понравился ли вам сегодняшний урок ?

- Что нового и интересного вы открыли для себя на сегодняшнем уроке ?

- Что было для вас особенно интересным , а что трудным ?

- Как вы считаете , на какую оценку вы работали сегодня?

VI. Выставление оценок

VII. Домашнее задание

(Слайд №6).

1.Подготовить выразительное чтение стихотворения  «Сороковые» ;

2. Прочитать биографию В. П. Астафьева и  его произведение «Конь с розовой гривой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока по литературе "Патриотизм в стихотворении М.Ю.Лермонтова" Бородино".

План- конспект урока по литературе" Патриотизм в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино"....

План -конспект урока с использованием ЭОРов по теме:" Отечественная война 1812 года"

 Цель  урока: применение и    углубление знаний об Отечественной войне 1812 года, формирование у учащихся собственного представления о причинах, ходе и итогах Оте...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

План-конспект урока по литературе. Стихотворение И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…»

План-конспект урока по литературе по УМК Чертова В.Ф., Трубиной Л.А., Ипполитовой Н.А., Мамоновой И.В. Стихотворение И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…».Основные виды деят...

План-конспект урока по литературе. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».

План-конспект урока по литературе по УМК Чертова В.Ф. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Основные виды деятельности: прослушивание сообщений учащихся об истории создания с...