Русская литература 11 класс. I полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Мисикова Инна Геннадьевна

Русская литература  10 класс.

I  полугодие.

Дополнительный материал к урокам литературы.

                                                                        Автор: Мисикова Инна Геннадьевна,

                                                                           учитель русского языка и литературы

                                                        МБОУ Ефремовская СОШ

                                                  Неклиновского района

                                             Ростовской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_literatura_10_klass_1-polugodie.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русская литература  10 класс.

I  полугодие.

Дополнительный материал к урокам литературы.

                                                                        Автор: Мисикова Инна Геннадьевна,

                                                                           учитель русского языка и литературы

                                                        МБОУ Ефремовская СОШ

                                                  Неклиновского района

                                             Ростовской области

1.2  Рассказать о духовных исканиях писателя в течение всей жизни.

      «Мне смешно вспомнить, как я думывал и как вы, кажется, думаете, что можно себе устроить счастливый и честный мирок, в котором спокойно, без ошибок, без раскаяния, без путаницы жить себе потихоньку и делать не торопясь, аккуратно всё только хорошее. Смешно!.. Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и метаться. А спокойствие – душевная подлость». Эти слова Толстого многое объясняют в его жизни и творчестве. «Жить честно» в понимании писателя означало прежде всего жить не для одного, а для людей, для их блага и счастья. Первые проблески этих идей возникли рано в сознании будущего писателя. В своей жизни Толстой не раз вспоминал игру «муравейное» братство, в которую играл в детстве. Идеал «муравейных» братьев – братства людей всего мира – Толстой пронёс через всю жизнь.

1.3   Какое место занимают в творчестве Толстого «Севастопольские рассказы»?

        Охваченный патриотическими чувствами в начале 1854 года Толстой переведён в Дунайскую армию. Он ехал на войну с воодушевлением : наконец-то судьба вверила ему дело историческое, достойное праправнука Петра Толстого. В это время наступает довольно-таки сложный этап в жизни Толстого. Теперь ему бросаются в глаза лишь бесчинства и беспорядки, типичные для тогдашнего состояния русских войск под Севастополем. Испытав тяготы Севастопольской осады, он решил показать Крымскую войну в движении, в необратимых и трагических переменах. Так возник замысел трилогии «Севастопольские рассказы». В «Севастопольских рассказах» впервые в творчестве Толстого возникает «наполеоновская тема». Писатель показывает, что офицерская элита не выдерживает испытания войной, что в поведении офицеров-аристократов эгоистические, кастовые мотивы к маю 1855 года взяли верх над иными мотивами, патриотическими. Вместо сплочения нации целая группа людей, возглавлявших государство и армию, обособилась от высших ценностей жизни миром, хранителем которых был простой солдат.

1.4  Рассказать об истории создания романа «Война и мир», доказать, что это роман-эпопея.

      «Война и мир» - роман, над которым Толстой работал в течение шести лет (1863-1869). По его словам, это произведение требовало «безумного авторского усилия». Сохранившиеся черновые варианты свидетельствуют об этом гигантском труде. Достаточно сказать, что текст романа переписывался семь раз. Писатель изучал работы историков, мемуары, письма, много беседовал с современниками событий  1812 года, ездил на Бородинское поле. Писатель признавался, рассказывая о своей работе над романом : «Везде, где в моём рассказе говорят и действуют исторические

о своей работе над романом : «Везде, где в моём рассказе говорят и действуют исторические лица, я не выдумал, а пользовался материалом, из которых у меня во время работы накопилась и образовалась целая библиотека книг».

      В наше время историки и литературоведы назвали «Войну и мир» как «роман-эпопея». Роман-эпопея повествует о знаменательных, грандиозных событиях из истории страны, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоёв общества. Оценка исторических событий в романе-эпопее даётся с точки зрения всего народа.

1.5 Рассказать о путях искания Пьера Безухова и Андрея Болконского.

       И Пьер, и князь Андрей ищут правду, но у каждого она своя, для каждого понятие «жизненная правда» связано с его личным началом, с его характером и взглядом на жизнь. Пьер Безухов ищет смысл жизни постоянно, даже обретая новое познание, как, например, масонство. Он не останавливается на этом, а продолжает искать истинный смысл жизни. Пьер – человек, который постоянно меняется. В начале эпопеи он – безвольный молодой человек, постоянно нуждающийся в чьём – то руководстве и потому попадающий под разные влияния: то князя Андрея, то компании Анатоля Курагина, то князя Василия. Он, возвратившись из Франции, охвачен идеями революции, Наполеон для него – национальный герой. После женитьбы на Элен Курагиной Пьер ощущает собственную духовную деградацию. После ссоры с женой он с радостью принимает масонство. Но вскоре он разочаровывается в этом учении и отправляется на войну. Бородинская битва – кульминация в жизни Пьера, именно в битве он познал, кто такие Они. В любви Пьер ищет успокоение, и лишь в самую трудную минуту понимает, что без Наташи Ростовой его жизнь бессмысленна. Побывав в плену, испытав его трудности, жизнь подарила ему свободу. Там он смог понять, в чём правда и смысл жизни.

       У князя Андрея Болконского уже сформирован чёткий взгляд на жизнь. Он же знает, к чему стремиться – он жаждет «своего Тулона», славы, власти; Наполеон для него идеал, и князь Андрей во всём желает следовать ему. После Аустерлицкого сражения, когда он пытается совершить подвиг, который послужит началом его карьеры, он глубоко разочаровывается в своих убеждениях. Тогда он отрекается от своих прежних убеждений. Это первый духовный кризис князя Андрея. Но постепенно характер его – твёрдый, холодный, властный – берёт своё. Измена Наташи – толчок для его второго кризиса, после которого он вновь ожесточается. Бородинское сражение в жизни князя Андрея тоже стало кульминационным. Предсмертные страдания помогли ему постичь новую христианскую любовь. Но с этой истиной он жить не мог – она слишком противоречила его характеру, природе его души.

       Князь Андрей и Пьер Безухов – столь разные по характеру люди, сближаются именно потому, что оба они осмысляют и стараются понять свое предназначение в этой жизни, каждый постоянно ищет правду и смысл жизни. Именно поэтому они близки друг к другу.

1.6 Дать сравнительную характеристику образам Кутузова и Наполеона.

      Кутузов и Наполеон являются выразителями исторических тенденций времени. В романе ярко видна крайняя противоположность этих двух личностей.

      Мудрый Кутузов, свободный от страсти тщеславия и честолюбия, легко подчинял свою волю «провидения», прозревал «высшие законы», управляющие движением человечества, и поэтому стал представителем народной освободительной войны.

     Острое нравственное чувство руководило Кутузовым, объединило его с солдатами и разъединило с высшими чинами армии. Наполеон же, благодаря полному равнодушию к человеку и отсутствию нравственного чувства, был поставлен историей во главе захватнической войны.

     Толстой подчёркивает достоинства Кутузова как полководца, деятельность которого неизменно была направлена к одной цели, имевшей общенациональное значение. Не раз в романе подчёркивается целеустремлённость всех действий Кутузова, сосредоточенность всех сил на задаче, вставшей перед всем русским народом в ходе истории.

     Наполеона Толстой не признаёт великим, потому что Наполеон не понимает значения совершающихся событий, во всех его действиях проявляются лишь честолюбивые претензии и самолюбие. Ничтожество Наполеона состоит в том, что он, воображая себя правителем мира, лишен той внутренней духовной свободы, которая выражается в признании необходимости. Наполеон не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды, добра и всего человеческого.

      Великие люди, вожди человечества, подобно Кутузову, носящие в груди своей народное нравственное чувство, своим опытом, умом и сознанием угадывали требования исторической необходимости.

1.7  Дайте характеристику женских образов романа ( Наташа Ростова, Элен Безухова, Марья Болконская ).

      С Наташей Ростовой можно связать нравственные устремления всех русских женщин. Это самый обаятельный женский образ романа. Наташа непосредственная, полная жизненных сил девочка, тонко чувствующая добро и правду, красоту человека, искусства, природы. Она выросла в нравственно чистой атмосфере семьи Ростовых. Духовная красота Наташи проявляется в её отношении к родной природе. Наташа внешне не так красива, как Элен, но она истинно прекрасна. Ей хочется всеобщей любви и дружбы. Она совершает в жизни немало опрометчивых поступков, но и в её судьбе произошли события, открывшие для неё истинный смысл жизни. Во время войны 1812 года Наташа отдаёт подводы раненым, она самоотверженно ухаживает за князем Андреем. Наташа предстаёт перед нами истинной патриоткой России. В эпилоге героиня показана уже не той весёлой, наивной девочкой. Она – любящая и любимая жена, мать четырёх детей. Наташа – любимая героиня Толстого.

       Элен – «блестящая красавица». В ней воплощён дух петербургских салонов, аристократических гостиных. Глаз Элен мы не видим. Вероятно, они красивы, как и её плечи, губы. Толстой не рисует её глаз, потому что они не светятся мыслью и чувством. Её улыбка – застывшая лицемерная маска.

      Марья Болконская некрасива, в отличие от других героинь романа, вспомним губку с усиками маленькой княгини, лучистые глаза княжны Марьи. Жизнь её была сложной, ей всегда приходилось слушаться своего властного отца. В этой женщине добра было столько, что хватило и для маленького племянника, и для  отца. Она никогда не заостряла своего внимания на том, что ей пора замуж. И вот случай познакомил Марью с Николаем Ростовым. Она вышла за него замуж и была счастлива. Толстой показал ещё один женский образ, которым можно восхищаться.

1.8  Доказать, что Наташа – любимая героиня Толстого.

       Наташа Ростова, как лёгкий весенний ветерок, появляется  на страницах романа. Она врывается в скучную, чопорную беседу взрослых, освежает её и заряжает всех своим счастьем. Она смеётся, не зная чему, и смех её, словно звон колокольчиков, пробуждает всех. Толстой любуется этой прелестной девочкой. Не любоваться и не завидовать её безмятежному счастью, любви, молодости, тонкой, незаметной красоте этого ещё не распустившегося цветка. Наташа, как прекрасная птица, летела по жизни, она подхватила и закружила князя Андрея.

       Наташа обладала удивительной способностью передавать часть своего счастья другим. Князь Андрей, ещё не знавший Наташу, при первой их встрече увидел её как добрую, сказочную волшебницу, после чего в его душе произошёл переворот. Первый бал – это волнующее событие для Наташи, она думает, как её примут, понравится ли она, а вдруг на балу будет он ? Всю её заполняет счастье; она оживлённая и жизнерадостная: ей хочется нравиться и хочется танцевать. Но вот князь Андрей приглашает Наташу, и все струны этой тонкой души тронуты до самой глубины её. Наташа влюблена. Она может заставить окружающих задуматься над жизнью и думает сама, она мечтает и любит, плачет и смеётся. В ней нельзя убить главное : неисчерпаемую веру в прелесть жизни. Наташа выходит замуж за Пьера и становится верной женой и заботливой матерью. Многие считают, что, связав свою судьбу с Пьером, она потеряла что-то из своих качеств. Нет! Всё это не так! Семья Наташи и Пьера – это маленький мир, в котором духовность, нравственность и мораль стоят в первом ряду.

1.9  Как Толстой изображает в романе картины войны, каково отношение писателя к войне.

      Развязывание войны Толстой считает величайшим проявлением зла. Писатель употребляет нравственные понятия и не говорит о явлениях социальных и экономических. Этими принципами оценки исторических событий, и в частности войны, определяются и методы её изображения.

     Война 1805-1807 годов – война ненужная и непонятная русскому солдату, война, которая велась на чужой территории, принося лишения, страдания и смерть русским воинам; поэтому в ней солдаты лишь выполняли свой воинский долг, подчиняясь дисциплине и воинским законам. Все далеки от патриотизма в этой войне: офицеры думают о наградах и личных почестях, даже Андрей Болконский мечтает только о своём Тулоне; генералы хладнокровно решают судьбу людей на бумаге и с помощью дипломатических ухищрений, а солдаты мечтают о скорейшем возвращении домой, к родному очагу. В битве под Шенграбенском русские жертвовали собой во имя спасения своих товарищей, проявляя при этом чудеса храбрости, но это делалось бессознательно, инстинктивно. Даже Кутузов в этой кампании не величествен, как во время Отечественной войне, которая  делает его великим историческим деятелем.

     Война 1812 года обнажила все общественные силы и отношения, нарушили привычный ход жизни, захватив всю нацию. Эта война – яркое выражение патриотических  чувств как передовым дворянством, так и народными массами. Все  лучшие качества русского войска проявились на поле Бородинского сражения,  которое явилось переломным моментом в ходе войны, после чего французы уже не могли оправиться. Рисуя единство духа армии, оптимистические настроения солдат и офицеров, Толстой показывает, что победоносный исход войны определился в первую очередь духом войска и народа. Кутузов всегда заботился о духе армии.

       Высокий патриотический дух и нравственная сила и превосходство русской армии принесли ей победу, которая выражается отнюдь не в захвате вражеских знамён и пленении вражеских полководцев. Это прежде всего нравственная победа, ставшая залогом спасения родной земли от захватчиков.

1.10   Раскрыть значение Аустерлицкого и Бородинского сражений.

        Причинами поражения русских в Аустерлице было следующее : отсутствие нравственного стимула для ведения войны, непонятность и чуждость её целей солдатам, недоверие между союзниками, неразберихи в войсках. По Толстому, именно в Аустерлице подлинный конец войны 1805-1807 гг, т.к. Аустерлиц выражает суть кампании. «Эпоха наших неудач и нашего срама»,- так определил эту войну сам Толстой.

        Бородинская битва изображается в романе как «народное сражение». Толстой показывает решающую роль народных масс в ходе исторических событий, единение русских в борьбе с нашествием, их моральную победу над врагами. «Скрытая теплота патриотизма», разгоравшаяся в душе каждого воина, и общий « дух войска» обусловили победу русских. В Бородинском сражении раскрывается подлинная красота русского человека.

2.1  Рассказать о жизненном и творческом пути А.П. Чехова. 

Родился 17 января (29 н.с.) в Таганроге в купеческой семье, со строгими правилами воспитания. С детских лет Чехов помогал отцу в лавке.В 1868 поступил в гимназию. Когда вся семья Чеховых переехала в Москву, будущий писатель остался в Таганроге и зарабатывал на жизнь репетиторством, чтобы окончить учение. Окончив гимназию в 1879, уехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров — Н. Склифосовского, Г. Захарьина и др. В 1884, получив звание уездного врача, Чехов начал заниматься врачебной практикой.Еще будучи гимназистом, он писал юморески, участвуя в гимназическом журнале. В студенческие годы, чтобы зарабатывать себе на жизнь, сотрудничал в журналах "Стрекоза", "Будильник", "Зритель" и др., подписываясь разными псевдонимами, но чаще всего Антоша Чехонте. С 1882 писал для петербургского журнала "Осколки", вел обозрение "Осколки московской жизни" (1883 — 85).В 1884 вышла первая книга рассказов Чехова — "Сказки Мельпомены", затем следуют "Пестрые рассказы" (1886), "В сумерках" (1887), "Хмурые люди" (1890). В эти годы писатель испытывает сильное влияние Л. Толстого, которое сказывается в рассказах "Именины", "Скучная история". Неудовлетворенность своим творчеством, своими знаниями, особенно знанием жизни, подвигает его на решение, удивившее современников, — ехать на остров Сахалин, остров царской каторги и ссылки. Это путешествие было подвигом писателя. Поездка через всю страну, пребывание на Сахалине, изучение жизни каторжан и ссыльных, проведенная Чеховым перепись населения Сахалина — все это оставило глубокий след в его творческом сознании. После возвращения он написал книгу "Остров Сахалин" (1893 — 94); отразились сахалинские впечатления и в рассказах "В ссылке" (1892), "Палата № б". Поездка значительно ухудшила состояние здоровья Чехова: обострился туберкулезный процесс.В конце 1880 он много работал для театра: пьесы "Иванов", "Леший", "Свадьба", водевили "Медведь", "Юбилей" и др.В 1892 Чехов купил имение Мелихово, где помогал местным крестьянам как врач, строил школы для крестьянских детей, выезжал в губернии, охваченные голодом, участвовал во всеобщей переписи населения.В Мелихово было написано много прекрасных произведений: "Попрыгунья", "Скрипка Ротшильда", "Учитель словесности", "Чайка", "Дядя Ваня" и др. В начале века Чехов создал такие замечательные пьесы, как "Три сестры" и "Вишневый сад". Все пьесы были поставлены на сцене МХАТа.В 1898 Чехов переехал в Ялту, где построил дом, в котором у него бывали Л. Толстой, М. Горький; Бунин, Куприн, художник И. Левитан. В 1901 Чехов женился на актрисе МХАТа О. Книппер.В последние годы писатель был занят подготовкой своего собрания сочинений, вышедшего двумя изданиями (1899 — 1902 и 1903) в издательстве А. Маркса.В 1904 в связи с резким ухудшением здоровья Чехов поехал для лечения в Германию, на курорт Баденвейлер. Здесь 2 июня (15 н.с.) он скончался.

2.2  Охарактеризовать одного из героев рассказов Чехова.

   Героями рассказа Чехова «Анна на шее» являются Модест Алексеич, Пётр Леонтьич, отец Анны, братья Ани, Петя и Андрюша, Артынов, Анна. Петр Леонтьич, отец Анны. Он учитель чистописания и рисования в гимназии, хронический алкоголик. Запил после смерти жены. Человек со слабым характером, даже ради заботы о детях он не в состоянии прекратить пить. Отдаёт дочь за старого чиновника в надежде, что тот поможет их семье деньгами. Слово «доброта» в отношении к отцу словно обесценивается : доброта без внутренней силы ничего не стоит. Бросается в глаза контраст между изящными занятиями ( «писал красками или играл фисгармонии» ) и обращении его к сыновьям («Мерзавцы! Негодяи!»).

2.3  Тема и идея пьесы «Вишнёвый сад». Главные герои.

       Основными темами пьесы «Вишнёвый сад», написанной в 1904 году, являются : гибель дворянского гнезда, победа предприимчивого купца – промышленника над отживающими свой век Раневской и Гаевым и третья тема - будущего России, связанная с образами Пети Трофимова и Ани.

       Прощание новой, молодой завтрашней России с прошлым, отживающим; устремлённость к завтрашнему дню России – в этом заключена основная идея пьесы «Вишнёвый сад».

        Главные герои : Раневская – в прошлом богатая дворянка, её брат Гаев, Лопахин – купец- промышленник, Фирс – старый слуга, Петя Трофимов – студент, Аня, Варя.

2.4  Образ Лопахина, его значение в пьесе.

        Ермолай Лопахин – талантливый предприниматель, решительный, целеустремлённый, всего в жизни добившийся сам. Его дед был крепостным в имении Раневской, его отец – мелкий невежественный лавочник, бивший сына смертным боем. Сейчас Лопахин и благополучен, и богат, но, осознавая своё невежество, чувствует он себя в этой жизни неуверенно. Он работает с утра до вечера, вставая в пятом часу утра, и только в работе видит смысл своей жизни. Именно для таких людей открыты горизонты новой жизни на рубеже веков, но что принесут они в эту новую жизнь? Для него решение вырубить вишнёвый сад, чтобы землю отдать под дачи, - единственно возможное и необходимое. Ему чуждо понятие красоты, культурных ценностей, памяти, всего того, с чем связаны воспоминания о саде Раневской и Гаева, он оценивает вишнёвый сад с чисто утилитарной точки зрения. И конечно, ради коммерческой выгоды. Какой будет новая жизнь без вишнёвого сада Лопахина волнует меньше всего.

2.5  Раскрыть значение символа «стук топора» в конце пьесы.

       Стук топора по вишнёвым деревьям, если не завершение эволюции Лопахина, то, может быть, предзнаменование его дальнейшего пути. Без красоты он обойдётся. Без денег – вряд ли… 

3.1  Рассказать о жизненном и творческом пути И. Бунина.

Родился 10 октября (22 н.с.) в Воронеже в дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении на хуторе Бутырки Орловской губернии,среди "моря хлебов, трав, цветов", "в глубочайшей полевой тишине" под присмотром учителя и воспитателя, "престранного человека", увлекшего своего ученика живописью, от которой у того "было довольно долгое помешательство", в остальном мало что давшего.В 1881 поступил в Елецкую гимназию, которую оставил через четыре года из-за болезни. Следующие четыре года провел в деревне Озерки, где окреп и возмужал. Образование его завершилось не совсем обычно. Его старший брат Юлий, окончивший университет и отсидевший год в тюрьме по политическим делам, был выслан в Озерки и проходил весь гимназический курс с младшим братом, занимался с ним языками, читал начатки философии, психологии, общественных и естественных наук. Оба были особенно увлечены литературой.В 1889 Бунин покинул имение и был вынужден искать работу, чтобы обеспечить себе скромное существование (работал корректором, статистиком, библиотекарем, сотрудничал в газете). Часто переезжал — жил то в Орле, то в Харькове, то в Полтаве, то в Москве. В 1891 вышел его сборник "Стихотворения", насыщенный впечатлениями от родной Орловщины.В 1894 в Москве встречался с Л. Толстым, доброжелательно принявшим молодого Бунина, в следующем году познак милея с А. Чеховым. В 1895 опубликован рассказ "На край света", хорошо принятый критикой. Вдохновленный успехом, Бунин целиком переходит к литературному творчеству.В 1898 выходит сборник стихов "Под открытым небом", в 1901 — сборник "Листопад", за который он удостоился высшей премии Академии наук — Пушкинской премии (1903). В 1899 познакомился с М. Горьким, который привлекает его к сотрудничеству в издательстве "Знание", где появились лучшие рассказы того времени: "Антоновские яблоки" (1900), "Сосны" и "Новая дорога" (1901), "Чернозем" (1904). Горький напишет: "...если скажут о нем: это лучший стилист современности — здесь не будет преувеличения". В 1909 Бунин стал почетным членом Российской Академии наук. Повесть "Деревня", напечатанная в 1910, принесла ее автору широкую читательскую известность. В 1911 — повесть "Суходол" — хроника вырождения усадебного дворянства. В последующие годы появилась серия значительных рассказов и повестей: "Древний человек", "Игнат", "Захар Воробьев", "Хорошая жизнь", "Господин из Сан-Франциско".Враждебно встретив Октябрьскую революцию, писатель в 1920 навсегда покинул Россию. Через Крым, а затем через Константинополь эмигрировал во Францию и обосновался в Париже. Все, написанное им в эмиграции, касалось России, русского человека, русской природы: "Косцы", "Лапти", "Далекое", "Митина любовь", цикл новелл "Темные аллеи", роман "Жизнь Арсеньева", 1930, и др. В 1933 Бунину была присуждена Нобелевская премия. Написал книги о Л. Толстом (1937) и о А. Чехове (издана в Нью-Йорке в 1955), книгу "Воспоминания" (издана в Париже в 1950).Бунин прожил долгую жизнь, пережил нашествие фашизма в Париж, радовался победе над ним.Умер 8 ноября 1953 в Париже.

   3.2  Назвать основные темы лирики Бунина.

      Поэзия Бунина – это песнь о родине, о её «бедных селеньях», необъятных лесах в «атласном блеске березняка». Также много стихов посвящены любви и смерти.

   3.3  Доказать, что в рассказе «Господин из Сан-Франциско» автор осуждает бездуховность существования.

      Герой рассказа – пожилой человек, всю жизнь много и тяжело работавший,- решил наконец «приступить к жизни» и отправиться в долгое путешествие. Он сам отчётливо осознаёт, что до этого времени «он не жил, а лишь существовал», поэтому путешествие для него не только следствие подражания людей, но и надежды на будущее, стремление к той жизни, которой он сам доселе не испытывал. Автор говорит о господине из Сан-Франциско, что он богат, но не называет его имени, в то время как даже слуги отеля с именами. Писатель преследует двоякую цель : с одной стороны, образ героя принимает обобщённый характер, а с другой – нет личности у этого героя, как нет и имени собственного. Его портрет оставляет впечатление человека, живущего в достатке и комфорте, привыкшего к дорогим вещам и уходу за своим телом. Нигде не показаны глаза этого господина – как зеркало отсутствующей души. Внезапно на острове Капри герой умирает. Перед смертью автор показывает, как герой борется за жизнь. Именно тогда автор дважды рисует глаза, становящиеся проявлением бьющейся живой души, противящейся смерти.

      Господин из Сан-Франциско, по убеждению автора, «существовал», но изведать настоящую жизнь – жизнь души, полную тревог и радостей, ему не было дано.

4.1  Рассказать о жизни и творчестве А.Куприна.

    Родился 26 августа (7 сентября н.с.) в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус. После окончания учения продолжил военное образование в Александровском юнкерском училище (1888 — 90). Впоследствии опишет свою "военную юность" в повестях "На переломе (Кадеты)" и в романе "Юнкера". Уже тогда мечтал стать "поэтом или романистом".

Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет,— рассказ "Последний дебют" (1889).В 1890, окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений. В 1893 — 1894 в петербургском журнале "Русское богатство" вышли его повесть "Впотьмах" и рассказы "Лунной ночью" и "Дознание". Жизни русской армии посвящена серия рассказов: "Ночлег" (1897), "Ночная смена" (1899), "Поход". В 1894 Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.В 1890-е опубликовал очерк "Юзовский завод" и повесть "Молох", рассказы "Лесная глушь", "Оборотень", повести "Олеся" и "Кэт" ("Прапорщик армейский").В эти годы Куприн познакомился с Буниным, Чеховым и Горьким. В 1901 переехал в Петербург, начал работать секретарем "Журнала для всех", женился на М. Давыдовой, родилась дочь Лидия. В петербургских журналах появились рассказы Куприна: "Болото" (1902); "Конокрады" (1903); "Белый пудель" (1904). В 1905 вышло наиболее значительное его произведение — повесть "Поединок", имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав "Поединка" стали событием культурной жизни столицы. Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк "События в Севастополе" (1905), рассказы "Штабс-капитан Рыбников" (1906), "Река жизни", "Гамбринус" (1907). В 1907 женился вторым браком на сестре милосердия Е. Гейнрих, родилась дочь Ксения.

Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков "Листригоны" (1907 — 11), рассказы о животных, рассказы "Суламифь", "Гранатовый браслет" (1911). Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века.После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, "красный террор", он испытал страх за судьбу русской культуры. В 1918 пришел к Ленину с предложением издавать газету для деревни — "Земля". Одно время работал в издательстве "Всемирная литература", основанного Горьким.Осенью 1919, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом. Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк "Москва родная". Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться. В августе 1938 Куприн умер в Ленинграде от рака.

4.2  Охарактеризовать героиню повести «Олеся».

       Олеся – главная героиня повести. «Высокая брюнетка лет около двадцати – двадцати пяти», с лицом, которое «нельзя было позабыть», но и трудно было его описать: «лукавство, властность и наивность» во взгляде «больших, блестящих тёмных глаз». Её лицо легко менялось от суровости до детской наивности. Олеся доверчива, любит природу, добра, но горда, и это чувствуется в той принуждённости, появившейся в отношениях с Иваном Тимофеевичем. Нагадав себе горе и позор от этой любви, она решает расстаться с любимым , но разлука во время его болезни решила за влюблённых всё – она показала силу их чувства и невозможность расставания. Для Олеси самое важное то, что она любима.

      Олеся – воплощение лучших качеств, присущих русскому характеру женщин. Девушка не мыслит себе, чтобы она чем – то могла осложнить жизнь своего любимого: «Ты молодой, свободный… Неужели бы у меня хватило бы духу связать тебя по рукам и ногам на всю жизнь ?» . Она отказывается выйти за него замуж, думая не о себе, а о нём, о его благополучии. Глубокая искренняя любовь, самоотверженность, чувство долга – то, что всегда отличало русских женщин, героинь А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова и др.

 

4.3 Доказать, что «Гранатовый браслет» - это история трагической любви.

     В рассказе «Гранатовый браслет» тема любви раскрывается в особом аспекте – это тема любви неразделённой, безответной. Бывает ли любовь напрасной? Княгиня Вера Николаевна Шеина, главная героиня рассказа, счастлива в браке. Ничто не нарушает её душевного покоя, если бы не одно досадное недоразумение – знаки внимания со стороны некоего Г.С.Ж. И присланный им подарок на именины княгине Веры – гранатовый браслет – кажется ей предвестием несчастья. Она раздосадована неприличным поступком Г.С.Ж., но в то же время рассказанная мужем история ухаживаний телеграфиста за его женой вызывает в ней какое-то непонятное ей самой сочувствие к этому не знакомому человеку. Разговор с генералом Аносовым заставляет Веру Николаевну взглянуть на надоевшего Г.С.Ж. иными глазами : «…Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Теперь Вера чувствует, что ей «жалко этого несчастного». Муж и брат встречаются с Желтковым, чтобы вернуть подарок и пресечь преследование им княгини Веры. На что Желтков просто отвернулся. Никто не может лишить главного чувства его жизни – любви к Вере Николаевне : и в тюрьме, и в другом городе он будет продолжать любить её. Только смерть может прекратить это чувство, которым нельзя управлять живущему на этом свете человеку.

       После чего княгиня Вера захочет «прекратить как можно скорее» эту историю. Но Желтков прекращает её единственно возможным способом – своим уходом из жизни. Его посмертное письмо Вера Николаевна разворачивает «с нежностью, которой она в себе не ожидала». Только теперь видит она силу и бескорыстие его любви, величие души человека, бывшего для неё поводом для досады и негодования. Желтков уходит из жизни, не упрекая Веру, благодаря за то, что она была в его жизни единственной радостью. Такая любовь сродни Вере, только предметом обожествления и поклонения служит любимая женщина : «Да святится имя твое». Такая любовь сильнее смерти, потому что любящий не боится её приближения – он славит ту, которую любит. И хотя история имеет трагический конец – самоубийство героя, всё же финал рассказа – это оптимистическая, жизнеутверждающая позиция автора, воспевающего вечные ценности жизни, а самое главное чувство – любовь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительный материал к урокам по русскому языку по теме "Алфавит" 5 класс

Материал предназначен для подготовки к открытому уроку в 5-х классах в лицейских и профильных классах по теме "Алфавит". Во время предварительной подготовки ученикам предлагается подготовить короткие ...

Русская литература 10 класс. II – полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.

Русская литература 10 класс.II – полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....

Русская литература 11 класс. II полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.

Русская литература  11 класс.II  полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....

Дополнительный материал к уроку литературы в 5 классе «А.С. Пушкин. Стихотворение"Няне» «Няня Пушкина Арина Родионовна»

Это дополнительный материал для учителя при изучении темы "Стихотворение А.С.Пушкина "Няне" Всем известно, что именно няня привила Александру Сергеевичу Пушкину любовь к русс...

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

дополнительный материал к урокам литературы

Материал  к урокам литературы по произведению А.С. Пушкина " Капитанская дочка"...