Конспект открытого урока по литературе в 11 классе по теме "Судьба малой родины в повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой".
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Линник Ирина Владимировна

Открытый урок по литературе в 11 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой".

Тема урока: "Судьба малой родины в повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой".

Эпиграф к уроку: "Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится".

Цели урока:

- установка на восприятие темы – чувства ответственности за свои слова и поступки, любви к Родине, к малой родине;

- на материале повести В.Г.Распутина "Прощание с Матерой" содействовать формированию личности через понятия памяти, рода, любви к малой родине, ответственности за свои слова и поступки;

- продолжить работу над развитием речи учащихся, умением устанавливать причинно - следственные связи;

 - способствовать активизации мыслительного поиска проблемы путем проблемных вопросов;

 - ввести ребят в духовный мир В.Г.Распутина, в нравственный мир его героев;

 - способствовать воспитанию у ребят потребности в наличии собственного мнения в самоанализе.

Оборудование:

1. Выставка книг на тему «Отношение человека к памяти своих отцов, предков».

2. Эпиграф на доске.

3. Портрет писателя.

4. Художественные книги.

5. Тетради.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

3. Выход на тему урока.

4. Беседа по содержанию.

5. Обобщение сказанного.

6. Подведение итогов урока.

7. Комментарий оценок.

8. Домашнее задание.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы продолжим разговор о замечательном русском советском писателе, нашем современнике, лауреате Государственной премии СССР – Валентине Григорьевиче Распутине и о его произведении "Прощание с Матёрой". Земляк Распутина, иркутский поэт и писатель Марк Сергеев рассказывает: "Стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском, рабочий посёлок, районный центр Усть-Уда. От немудрящей пристани круто поднимается вверх бугристая улица, кажется, начинается она прямо в реке, под водой, по бокам её – лиственничные избы, вперемежку с местными учреждениями, столовой, магазином…

В 1937 году, когда родился В. Распутин, река была поуже, улица подлиннее, а там, где голубеют разливы Братского моря, степенностью своей, заменив стремительность тогдашней Ангары, были в те дни колхозные пашни. Всё это надо знать, чтобы понять, откуда у современного горожанина, учившегося в Иркутском университете, живёт это доброе, неиссякаемое чувство земли, пашни, речных заводей, откуда в творчестве писателя поразительная точность языка, бытующего в Сибири, достоверность пейзажей, истинность поступков, характеров".

Выход на тему урока:

Обратимся к теме урока «Прощание». Найдите в словаре синонимы этому слову.

Прощание

Разлука

Расставание

Панихида

Последнее целование

Беседа по содержанию повести:

Вопрос: Какие основные темы затрагивает автор в повести?    

Предполагаемый ответ обучающихся: “Прощание с Матерой” — своеобразная драма народной жизни — была написана в 1976 году. Здесь речь идет о человеческой памяти и верности роду своему.

Матера, сросшаяся своим именем не только с землей, но и с людьми, должна исчезнуть. Она станет дном грядущего моря. Дома, огороды, луга, кладбище – все это уйдет под воду навечно. А это – смерть. И поэтому все человеческие дела и заботы в эти последние дни деревни обнажились. Каждое слово обрело резкую отчетливость и первоначальный смысл. Всякий поступок стал говорить о человеке и мире как будто последней правды, потому что “истинный человек, – как пишет Распутин, – высказывается едва ли не только в минуты прощания и страдания – он это и есть, его и запомните”. (Экран)

Вопрос: Что такое проблема и в чем видит проблему автор?

Предполагаемый ответ обучающихся: «Административные люди» не понимают чувств жителей Матеры, для которых кладбище является «домом» ушедших на тот свет родных. Это место, где вспоминают предков, разговаривают с ними, и это то место, куда принесли бы их после смерти. Всего этого жителей Матеры лишают, да еще и на их же глазах. Люди понимают, что затопление все равно произойдет, но «можно было бы эту очистку под конец сделать…».

Вопрос: Над чем  писатель заставляет задуматься?

Предполагаемый ответ обучающихся: Будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты, покидая Матеру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору?

Вопрос: Как вы понимаете слова Дарьи о совести людской?

Предполагаемый ответ обучающихся: Дарья приходит к выводу, что в людях и обществе стало утрачиваться чувство совестливости. “Народу стало много боле, – размышляет она, – а совесть, поди-ка та же…, наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не смотрит… Че про совесть ежели этакое твориться!” (Экран)

Матёра – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали этот уголок Земли русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. Уходит Матера, уходит и душа этого мира.

Но однажды случилось печальное событие не только для жителей этой деревеньки, но и для самой Матёры. Надумали построить на реке мощную электростанцию. И как это не парадоксально, остров попал в зону затопления, всю деревню надо было переселять в новый поселок на берегу реки Ангара.

Вопрос: Какое же это горе для стариков?

Предполагаемый ответ обучающихся: Прожив всю жизнь в родной Матере, теперь им нужно покидать свою родину, оставить все то, с чем они жили столько лет. Душа бабки Дарьи обливалась кровью, ведь в Матере не только она выросла. Это – родина ее предков, а сама Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит, что “нам Матеру на подержание только дали… чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились”. А другим, чужим, неужели не понять чувство потери родного, любимого местечка на всей планете? Нет, для них этот остров всего лишь территория, зона затопления. Прежде всего, новоявленные строители попытались снести на острове кладбище, потеряв при этом все человеческое уважение не только к умершим, но и к жителям деревни, ведь это их место преклонения перед своими предками.

Дарья приходит к выводу, что в людях и обществе стало утрачиваться чувство совестливости (прощание с совестью, прощание с душой, которая оберегает человека от беспамятства, варварства…)

Вопрос: Можем ли мы утверждать, что это является позицией самого автора? А как думаете вы?

Предполагаемый ответ обучающихся: Доказательство выстраивается через лексический ряд слов, на антитезе: Мещера и Дарья, как единое, неразрывное.

Вопросы:

1. Для чего автор в самом начале повествования на первый план выводит и показывает нам особые черты матери – женщины, которая вырастила сына, внука через  сцены разлуки?

2. С какой целью автор показывает расставание Дарьи с землей?

3. Почему автор приводит читателя к сцене разговора Дарьи со своими  предками? (Своего рода панихида, чтобы услышали, простили, позвали….. но не зовут….душа не готова…не снаряжена на тот свет, еще тяжелая, …)

4. Через какие эпизоды автор показывает последнее целование (последнее целование по обычаю, перед смертью, когда Батюшка отпускает грехи, причащение)? Моет и чистит дом, украшая цветами.

5. Всепрощение или прощание с Матерой. (Толковый словарь Ожегова. Всепрощение –  полное прощение всех обид, зла. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка. Всепрощении ср. Полное прощение всех, за всё) (Экран)

Обобщение сказанного:

Распутин связывает с Дарьей, которая несет в себе те духовные ценности, которые утрачиваются с надвигающейся городской цивилизацией: память, верность роду, преданность своей земле. Берегла она Матеру, доставшуюся ей от предков, и хотела передать в руки потомков. Но приходит последняя для Матеры весна, и передавать родную землю некому. Жизнь сурова и итог печален…

Просить прощения у тех, кто жил по совести  и сберег для детей своих, для будущего поколения родину в самое трудное для нее время, у тех, кто отдал жизнь за святое, за наше, русское. Поэтому мы должны свято оберегать память ибо «Память есть сама жизнь» (В. Распутин).

Подведение итогов урока.

Комментарий оценок.

Домашнее задание.

Список использованных источников:

  1. http://festival.1september.ru/articles/102405/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературе - 7 класс

18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект  урока....

Открытый урок "У кого нет памяти, у того нет жизни" по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"

Помочь учителям русского языка и литературы ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный  мир его героев; обратить внимание на разнообразие проблем, которые ставит писатель; формиро...

Открытый урок "У кого нет памяти, у того нет жизни" по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"

Материалы для открытого урока по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"...

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

Конспект открытого урока по литературе 6 кл. "Человеческая ценность повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

Тема:Человеческая ценность повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».Цель:Создать условия для проявления познавательной активности учащихся в процессе исследования текста. Развивать умение анализи...

Конспект открытого урока по литературе 5 класс.

Конспект урока по литературе по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образ...

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...