Сочинение-описание изображенного на картине М.А. Врубеля «Царевна-Лягушка»
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему

Сочинение-описание изображенного на картине М.А. Врубеля «Царевна-Лягушка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_tsarevna-lebed.docx33.99 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение-описание изображенного на картине

М.А. Врубеля «Царевна-Лягушка»

Цель деятельности учителя

Повторить правила написания, оформления сочинений, разработка плана; воспитывать интерес к тексту описательного характера, развивать культуру речи учащихся; научить описывать портрет; развивать у школьников чувство стиля, способности к описательной речи.

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать о роли деталей в художественном описании, о понятии «портрет»; уметь описывать портреты; создавать текст-описание.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем.

Основные понятия

Художественное описание портрета.


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность учащихся

Формы организации взаимо-действия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежу-точный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово (составляется учителем)

- Давайте определим настрой на работу, свое настроение:

● отличное –

● хорошее –

● не совсем готовы –

Сегодня у нас необычный урок. Урок развития речи.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера).

Листы обратной связи.

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме урока

1. Сегодня нам предстоит сложная и увлекательная работа. Мы должны подготовиться к художественному сочинению-описанию картины М.А. Врубеля.

Прослушайте строки из сказки А.С. Пушкина и отгадайте о какой картине пойдет речь.

— «Да на свете,

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает —

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

Правильно. Это картина М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

Мы будем учиться описывать картину, которая относится к портретному жанру.

2. Рассказ учителя (или ученика) о творчестве М.А. Врубеля (презентация)

Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье военного юриста. Он учился в Санкт-Петербургской Рисовальной школе для вольноприходящих при Обществе поощрения художников, в Рисовальной школе Общества изящных искусств в Одессе, позднее состоял вольнослушателем Академии художеств.

В 1884 году художник уезжает в Киев. Там он участвовал в реставрации Кирилловской церкви XII века, для которой написал несколько самостоятельных композиций. Реставрировал росписи в куполе собора святой Софии. Он совершил поездку в Венецию для изучения техники рисования старых мастеров.

Михаил Александрович Врубель начал работать как художник в конце XIXначале XX века. Он был очень разносторонним живописцем: писал портреты, иконы, создавал иллюстрации к произведениям Пушкина, Лермонтова, Толстого, декорации к оперным спектаклям, скульптуры. Врубель был другом художников Васнецова и Серова, известного певца Шаляпина. Живя в Москве Врубель сблизился с Саввой Ивановичем Мамонтовым, принимал участие в начинаниях его художественного кружка – работал в Абрамцевской гончарной мастерской.

С Мамонтовым и его семьёй художник совершил поездки по Европе, побывав в Италии, Франции и Германии, проездом в Греции и Константинополе. В 1896 году Михаил Александрович в Женеве обвенчался с Надеждой Ивановной Забелой, артисткой Русской частной оперы С.И.Мамонтова. Жена Врубеля Забела-Врубель была талантливая певица. Она первой исполняла заглавные роли в операх «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане» замечательного русского композитора Римского-Корсакова. Врубель очень любил музыку этого композитора и охотно создавал для его опер декорации и эскизы костюмов.

Художник признавался, что музыка к опере «Сказка о царе Салтане» вдохновила его на создание картины «Царевна-Лебедь».

 Прослушайте в записи арию царевны-Лебеди из оперы Римского-Корсакова «сказка о царе Салтане». Определите характер музыки арии.

Сравните образ героини в опере с образом лебедя в сказке Пушкина.

(Музыка Римского-Корсакова нежная, чистая, словно по камушкам речка течёт, а в сказке Пушкина сказано: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит»).

3. Рассказ подготовленного ученика об истории создания картины.

Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, слушают музыку принимают участие в диалоге с учителем

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельнсти.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Задают вопросы для уточнения информации. Устные ответы.

3. Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа

1. Рассмотрим внимательно репродукцию картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

Учитель на доске записывает тему «Сочинение-описание изображенного на картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»».

Нравится ли она вам? Какие чувства, мысли, эмоции вызвало у вас это произведение?

2. Какие ощущения, какое настроение создает эта картина?

3. Кто изображен в центре картины, на переднем плане?

Опишите героиню.

Обратите внимание на глаза (взгляд), кокошник, вуаль, крылья, брови, как изображена рука.

4. Какие краски использует автор для создания образа? Почему мы испытываем тревогу?

5. Что изображено на заднем плане картины М.А. Врубеля «Царевна–Лебедь»?

6. Как вы понимаете слова М.А. Врубеля, которыми он характеризует свою героиню?

«Крылья - это родная почва и жизнь».

«Сколько у нас красоты на Руси!»

«Русская природа бесконечно дорога потому, что она носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою душу».

                                                          М.А. Врубель

- Каким по типу речи должно быть такое сочинение?

- А как вы думаете, откуда пришла к нам эта героиня?

- В чем идея произведения?

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Устные ответы

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Беседа по вопросам.

Анализ изображенного на репродукции, предложенной учителем.

Составление плана сочинения-описания картины.

- Чтобы описать картину, необходимо составить план.

Учитель по своему усмотрения еще раз беседует по картине и вместе с учащимися составляет примерный план к сочинению.

(2-е учащихся у доски)

I.

1. М.А. Врубель - выдающийся русский художник.

или

2. Место картины в творчестве писателя (История создания картины).

II. Картина «Царевна-Лебедь» - произведение необыкновенной красоты.

1. Передний план картины. Главная героиня произведения:

а) Царевна-Лебедь – девушка с печальным лицом и загадочным прощальным грустным взглядом;

б) великолепный кокошник;

в) тончайшая белоснежная вуаль;

г) белоснежные крылья – символ чистоты и невинности;

д) состояние души героини.

2. Задний план картины:

а) неспокойное море и мрачное небо;

б) светлая полоска неба на горизонте;

в) недобрые огни далекого города.

III. Какие мысли и чувства вызвала у меня картина М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

-Продолжите ряд прилагательных, которыми можно выразить свое отношение к героине.

Организует и сопровождает деятельность детей, подводит к мысли о необходимости художественного описания картины, использования в  тексте эпитетов, метафор, олицетворений.

По возможности необходимо создать такое описание, которое помогло бы читателю максимально ярко, точно и подробно представить описываемый вами портрет.

Для того чтобы грамотно написать рассказ, не упустив ничего нужного и не допустив лишнего, необходимо продумать последовательность текста, то есть составить план.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Выделяют главное.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Составляют план работы над сочинением.

Фронтальная, индивидуальная.

Личностные: осознают возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха и неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Устные ответы.

Задают вопросы для уточнения информации.

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Обсуждение картины.

Работа над синтаксической, речевой, орфографической и пунктуационной грамотностью сочинения.

I. Проблемный вопрос: что нужно для того, чтобы сочинение получилось образным, логичным, грамотным.

1. Продумать содержание сочинения.

2. Подобрать надо такие слова, в правописании которых вы уверенны, в случае неуверенности обращайтесь к орфографическому словарю.

3. Определите тип и стиль речи вашего сочинения;

4. Подберите лексические средства, ИВС языка.

II. Подберите синонимы к словам.

Кладовая подсказок

Царевна-Лебедь – она, девушка, прекрасная незнакомка, Лебедь, Царевна, женский образ, загадочная, пленительная, великолепная, необыкновенная.

Блестеть – сверкать, сиять, переливаться, отсвечивать.

Цвета – белый, белоснежный, прозрачный, серо-голубой, дымчатый, голубой, бирюзовый, серебряный, перламутровый.

Состояние души героини – тревога, переживание, тоска, беспокойство, печаль.

Море, небо, город (замок) – темное, серо-голубое, мрачное, сиренево-сизое, светло-розовый, оранжево-алый, синее с золотыми отблесками.

Цитаты, тезисы характеризующие главную героиню произведения и картину в целом:

- На картине изображена сказочная, очень красивая царевна.

- У царевны бледное грустное лицо, большие печальные синие глаза. Их можно сравнить с драгоценными камнями или с цветом вечернего неба. Её лицо полно задушевности и грусти. У неё чёрные длинные ресницы и густые брови. Её чёрная коса опускается ниже пояса.

- На голове царевны серебряный кокошник с синими и зелёными драгоценными камнями. Они переливаются и светятся. На лоб спускается сетка из жемчуга. На кокошник наброшена прозрачная, из тонкой ткани фата. На царевне воздушное, белое с розовыми и сиреневыми переливами платье. Платье уже начало превращаться в крылья лебедя.

- Царевна превращается в лебедя не днём, а вечером, потому что вечером всё кажется необычным, сказочным, волшебным.

- Событие происходит в море, вдали виден остров

- Для изображения сказочной царевны художник выбрал нежные, светлые краски (белую, голубую, розовую, сиреневую), потому что сама царевна добрая и нежная. А природу изобразил тёмными, густыми красками: синими, тёмно-красными, серыми и сиреневыми.

- Выбор красок помог художнику сделать картину более сказочной, таинственной. Картина создаёт грустное тревожное настроение.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Фронтальная, индивидуальная.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Задают вопросы для уточнения информации.

Устные ответы

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.

Контролирует правильность выполнения задания.

Составление черновиков сочинения.

- Для того чтобы сочинение получилось образным, чтобы его интересно было читать другим, продумайте сначала, что бы вы хотели написать, проговорите про себя предложение целиком и только потом записывайте.

- Неотъемлемой частью подготовки к хорошему сочинению является предупреждение ошибок. Для этого необходимо заранее подобрать слова, в правописании которых вы не уверены, и проверить по словарю

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Индивидуальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Письменная работа.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Составление связанных сообщений-описаний, письменная работа. Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения и на практике.

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления.

Организует и сопровождает деятельность детей по подготовке и написанию сочинения, контролирует правильность выполнения задания. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке.

Озаглавливают рассказ в соответствии с темой и основной мыслью сочинения; работают над предупреждением ошибок с помощью словарей и справочников, пишут сочинение.

Индивидуальная, групповая

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формируют цель; осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывания и обосновывают свою точку зрения.

Письменная работа.

8. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание работы на уроке

Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов, связанных с написанием сочинения:

1. В каком стиле должно быть написано сочинение?

2. Могут ли в тексте присутствовать большие фрагменты, различающиеся по стилевой окраске?

3. каким должно быть название рассказа? Какую мысль следует высказывать в названии?

Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Оценивание работы учащихся на уроке.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам.

- Что нового, интересного узнали сегодня на уроке?

- Что понравилось, запомнилось, удивило?

- Что полезного для вас было? Что пригодится в будущем?

- Над чем заставил задуматься материал урока?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолевали? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе, понравился ли урок.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений.

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Листы обратной связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-описание внешности человека по картине

Данная презентация содержит сведения о художнике, истории написания картины "Охотники на привале", вопросы и задания для учащихся, составление сложного плана, устное описание картины....

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины М. А. Врубеля "Царевна лебедь"

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины М. А. Врубеля "Царевна лебедь", для 6 класса. Урок представлен в виде технологической карты, соответствующей требованиям ФГОС....

Презентация к уроку по теме подготовка к сочинению - описанию картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

Презентация к уроку по теме подготовка к сочинению - описанию картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». В презентации представлены файлы в которых содержится наглядный материал для работы по данной теме....

Презентация к сочинению-описанию изображенного на картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

Сочинение-описание изображенного на картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»...

Интегрированный урок развития речи. Сочинение – описание по картине М.Врубеля «Царевна – Лебедь»

Интегрированный урок развития речи.Сочинение – описание по картине М.Врубеля «Царевна – Лебедь»...

Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".

Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....