Рекомендации по подготовке и написанию итогового сочинения
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) на тему

Гордеева Татьяна Александровна

В работе даны практические советы по практической подготовке учащихся к написанию итогового сочинения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации к написанию итогового сочинения

Работа по подготовке обучающихся 11 класса  к написанию итогового сочинения требует больших усилий. Это очень сложный и кропотливый труд учителя, в первую очередь. Для того чтобы он не пропал даром, а вылился в успешную сдачу этого экзамена, необходимо иметь чёткое представление о том, как организовать процесс подготовки обучающихся. Итак, прекращаем переживать по поводу предстоящих сложностей  и  составляем план наших дальнейших действий!

План последовательной работы по подготовке к итоговому сочинению:

Мероприятие

Сроки

С кем?

1

Изучение официальных документов по организации и проведению итогового сочинения

1 неделя сентября

Работа предметника

2

Изучение  тематических направлений сочинений и критериев его оценивания

1 неделя сентября

Работа предметника

3

Прохождение КПК, участие в работе различных обучающих семинаров

В течение года перед сочинением

Работа предметника

4

Участие в работе РМО учителей русского языка по вопросам итогового сочинения

В течение года

Работа предметника

5

Создание перечня материалов по подготовке к итоговому сочинению

1 неделя сентября

Работа предметника

6

Изучение материалов по подготовке к итоговому сочинению

1 неделя сентября

Работа предметника

7

Подготовка информационного стенда «Итоговое сочинение» для обучающихся и их родителей

1 неделя сентября

Работа предметника

8

Информирование и консультирование по вопросам итогового сочинения  в рамках родительского собрания

1 неделя сентября

Работа с родителями

9

Составление рабочей программы и тематического планирования с учётом подготовки к итоговому сочинению

Август,

1 неделя сентября

Работа предметника

10

Информирование по организации и проведению итогового сочинения

1 неделя сентября

Работа с обучающимися

11

Ознакомление с критериями оценивания сочинения, в т.ч. и с таблицей перевода баллов( для поступления в вуз)

1 неделя сентября

Работа с обучающимися

12

Ознакомление с направлениями сочинений и возможными формулировками тем

1 неделя сентября

Работа с обучающимися

13

Ознакомление с бланками, используемыми на экзамене

1 неделя сентября

Работа с обучающимися

14

Рекомендации по подбору материала к сочинениям в сети Интернет

1 неделя сентября

Работа с обучающимися

15

Составление алгоритма действий ученика при работе над сочинением(раздаём памятки и придерживаемся их)

1 неделя сентября

Работа с обучающимися

16

Работа по каждому из направлений по схеме:направление-работа с понятием-возможные темы-тезисы-цитатный материал-подбор аргументов-список книг для чтения или повторения текстов-план сочинения-сочинение

1-2 четверти

Работа с обучающимися

17

Создание общей схемы ( плана)сочинения(обязательные части)

1 неделя сентября

Работа с обучающимися

18

Индивидуальная работа по анализу каждого сочинения

1-2 четверти

Работа с обучающимися

19

Проведение тренировочного внутришкольного экзамена

2 четверть

Работа с обучающимися

20

Мониторинг успеваемости при написании тренировочных сочинений

СРАЗУ ПОСЛЕ ЭКЗАМЕНА

Работа предметника

21

Ознакомление с результатами тренировочных сочинений

СРАЗУ ПОСЛЕ ЭКЗАМЕНА

Работа с родителями и обучающимися

22

Проведение групповых и индивидуальных консультаций

1-2 четверти

Реализуем свой план на уроках, факультативах и консультациях в 10 и 11 классах. Принцип работы одинаков. Облегчением в подготовке к сочинению будет служить работа, проделанная нами в 10 классе. Если всё, что сказано выше, уже было сделано в 10 классе, то в 11 классе мы повторим изученное, закрепим навыки, работая уже над направлениями текущего года. Конечно, было бы очень хорошо, если бы об этих направлениях мы знали уже и в 10 классе. НО…  

Образец тематического планирования по литературе на 1-2 четверти 2015-2016 учебного года

Введение (1+0)

1

Россия рубежа 19-20 веков. Историко-культурная ситуация.

1

2.09

Итоговое сочинение по литературе(4+0)

2

Итоговое сочинение по литературе. Особенности подготовки и проведения экзамена

1

4

3.

Особенности формулировки тем и оценки сочинения по литературе

1

5

4.

Итоговое сочинение. Особенности заполнения бланков

1

8

5.

Тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года.Комментарии.

1

9

Русская литература начала 20 века (91 + 18)

ТВОРЧЕСТВО И.А.БУНИНА

6

И.А. Бунин. Очерк жизни и творчества.

1

11

7

Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина  «Господин из Сан-Франциско»

1

12

8

Рассказы И.А. Бунина о любви.

1

15

9

РР Подготовка к написанию сочинения по тематическому направлению «Любовь»

1

16

10

РР Написание сочинения по тематическому направлению «Любовь»

1

18

ТВОРЧЕСТВО А.И.КУПРИНА

11

А.И. Куприн . Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести  «Олеся»

1

19

12

Талант  любви в рассказе А.И. Куприна  «Гранатовый браслет»

1

22

13

РР Подготовка к написанию сочинения по тематическому направлению «Любовь»

1

23

14

РР Написание сочинения по тематическому направлению «Любовь»

1

25

ТВОРЧЕСТВО М.ГОРЬКОГО

15

М. Горький. Очерк жизни и творчества

1

26

16

Романтические рассказы М. Горького

1

29

17

Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне»

1

30

18

Роль Луки в драме «На дне»

1

2.10

19

Вопрос о правде в драме Горького «На дне»

1

3

20

Повесть  «Фома Гордеев»: голос правды в мире наживы.

1

6

21

Р.Р. Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Путь»

1

7

22

Р.Р. Написание сочинения по тематическому направлению «Путь»

1

9

ТВОРЧЕСТВО Л.Н. АНДРЕЕВА

23

Жизненный и творческий путь Л.Н. Андреева

1

10

24

Пути просветления человеческих душ в прозе Андреева.

1

13.10

25

РР Подготовка к написанию сочинения по тематическому направлению «Дом»

1

14

26

РР Написание сочинения по тематическому направлению «Дом»

1

16

27

Серебряный век  : имена

1

17

28

Поэзия В.Я .Брюсова

1

20

29

Самый непрочитанный поэт (жизненный и творческий путь Н.С. Гумилева)

1

21

30

«Поэзия как волшебство »в творчестве К.Д. Бальмонта

1

23

31

Путешествие за « золотым руном» Андрея Белого

1

24

32

РР Подготовка к написанию сочинения по тематическому направлению «Год литературы»

1

27

33

РР Написание сочинения по тематическому направлению «Год литературы»

1

28

34

Футуризм.

1

30

35

«Эгофутуризм »Игоря Северянина

1

6.11

36

Р.Р. Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Время»

1

7

37

Р.Р. Написание сочинения по тематическому направлению «Время»

1

10

ТВОРЧЕСТВО А.А.БЛОКА

38

А.А. Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока.

1

11

39

Стихотворение Блока « Незнакомка»

1

13

40

Тема Родины в творчестве Блока.

1

14

41

Поэма Блока «Двенадцать»-книга бесстрашной искренности.

1

17

42

РР  Подготовка к сочинению по тематическим направлениям 2015-2016 учебного года

1

18

43

РР  Написание  сочинения  по тематическим направлениям 2015-2016 учебного года

1

20

ТВОРЧЕСТВО А.А.АХМАТОВОЙ

44

Ступени биографии и ранняя лирика А.А. Ахматовой

1

21

45

«Царственное слово»  А.А. Ахматовой

1

24

46

Поэма А. Ахматовой «Реквием»

1

25

47

РР  Подготовка к сочинению по тематическим направлениям 2015-2016 учебного года

1

27

48

РР  Написание  сочинения  по тематическим направлениям 2015-2016 учебного года

1

28

Памятка для ученика

Дорогой друг!При написании сочинения всегда помни о следующем:

 - объем сочинения должен быть выдержан(оптимальный объём-300-350 слов);

  -суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения;

 - почерк должен быть разборчивым;

 - соблюдай поля;

 - на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; не менять тему в процессе написания сочинения;

 - выбрав тему,  конспективно запиши все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков и т.д.;

-при написании черновика только подчёркивать то, что вызывает вопросы и не останавливаться на этом, чтобы не потерять мысль;

 - на черновике составить план (переносить в чистовик не надо);

 - удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.;

- сокращать в черновике фамилии, названия произведений (С.-Щ. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Е.О.» роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и т.д.);

- нумеровать страницы черновика;

-  строго придерживаться избранной темы( особо помни о ключевых словах темы);

- сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;

-ключевые слова должны звучать;

-  не сбиваться на пересказ текста;

-  не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объем сочинения (это при условии, что цитата будет вами заучена);

-  если не приходит в голову нужный эпиграф, можно обойтись без него (он вовсе не обязателен);

- если не помнишь автора критической работы или ее названия, можно сделать косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому поводу писал...»: «критика встретила произведение восторженно...» и т.п.);

- то же относится к именам героев, датам и т.п. всегда можно выйти из положения,  указав примерную дату («в начале века...», «относится к ранней лирике...»), заменив забытое имя словами «один из героев Толстого...»; «антипод главного героя» и т.п.;

- главное- умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о чем пишешь; при этом не желательно пользоваться штампами («Пo моему мнению, Блок великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека...») это не выражение собственного мнения, а лишь его беспомощная имитация только испортит впечатление от сочинения;

- не забыть о членении текста: разделить сочинение на абзацы, при этом обязательно подумай о «связках» между частями сочинения;

- рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания сочинения на чистовик.

СОЧИНЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ОРИГИНАЛЬНЫМ, ИНТЕРЕСНЫМ! Для этого используй:

-средства выразительности(эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения…);

-  удобно пользоваться приемами риторики (риторические вопросы, восклицания, обращения);

-вопросно-ответную форму( ставить вопросы, приводить разные варианты ответов);

- привлекать материал из других произведений или противоположные примеры  из одного и того же произведения, из истории, из жизни, таким образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять.

Обычно не знаешь, как начать и как закончить сочинение. В зависимости от темы можно рекомендовать следующие варианты введения:

- историческое краткая характеристика эпохи, анализ ее политических, социальных, экономических условий 

- общая характеристика произведения, если тема предполагает анализ одного или нескольких образов

-о месте произведения в контексте эпохи, в контексте творчества писателя; о новизне и значимости произведения, идейном замысле .

Введение должно по замыслу соответствовать вступлению.

 Заключение должно содержать вывод из сказанного с обязательным обращением к авторам, героям и ключевым слова темы.

 Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее!

Желаю успеха всем педагогам и ученикам! Терпения Вам и удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по подготовке к написанию итогового сочинения

Программа элективного курса по подготовке к написанию итогового сочинения разработана мною в 2015 году, когда надо было научить десятиклассников писать выпускные сочинения. Программа рассчитана на 16 ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯВ 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКАИ ЛИТЕРАТУРЫ...

Презентация "Подготовка к написанию итогового сочинения в 11 классе. Речевые клише для итогового сочинения".

Данная презентация предназначена для 11 класса, хотя может быть использована и в 10 классе. С помощью этой работы обучающиеся старших классов познакомятся с основными видами речевых клише, необходимых...

«Подготовка к написанию итогового сочинения». Программа элективный курс

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпр...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Подготовка к написанию итогового сочинения» Класс 10 Уровень базовый

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпр...

Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе.

Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе....