"Оклад иконы"
материал (8 класс) по теме

Четверкина Марина Анатольевна

Определение оклада иконы,  углубление знаний и понятий (литература и живописи)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_oklad_ikony.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

: «Оклад иконы как элемент многовековой художественной культуры»

 «Мы проходили мимо иконы, но не видели ее. Она казалась нам темным пятном среди богатого золотого оклада… Что сказали бы мы, если бы увидали закованную в золото и сверкающую самоцветами Мадонну Боттичелли или Рафаэля?» Эти слова, принадлежащие известному философу и публицисту князю Евгению Николаевичу Трубецкому, посвящены важному явлению православной традиции – иконному окладу. Они отражают интересную ситуацию, когда, в самом начале ХХ века, русская культура фактически заново открыла для себя искусство древней иконописи, долгие годы скрывавшееся под драгоценным убором. Снимая золотые оклады, расчищая слои пожелтевшего лака, реставраторы не переставали удивляться мастерству древних иконописцев – выразительности изображения, точности композиции и богатству цветовой гаммы. Открытие иконы как произведения искусства повлекло за собой критику традиции оклада.

Актуальность заключается  в том, что сегодня иконописная традиция проявляет устойчивую тенденцию к возрождению. Тема церковного искусства становится все более популярной, в то же время в ней выявляются новые проблемы: Что такое оклад икон  — благочестивое ремесло или высокое искусство?

 В публикациях последних лет внимание исследователей нередко привлекают драгоценные оклады древнерусских икон, выполненные в технике басмы, или тиснения по металлической фольге. Оклады икон рассматриваются не просто как образцы декоративно-прикладного искусства, имеющие большую художественную и историческую ценность, но как часть самой иконы, составляющая с ней единый и неразрывный комплекс. Он складывается порой веками, обладает сложной символикой и литургическим смыслом

Целью исследования является  изучение не только предмета ритуально-обрядового назначения (оклада иконы), но и технология его изготовления.

       Задачи  исследования:

  • проанализировать  и структурировать текстовый и иллюстративный материал;
  • освоить основные технологические приемы вышивки оклада икон;
  • выполнить творческую работу с применением изученных технологий;
  • подготовить стендовую презентацию материала       по теме исследования

полученных знаний;

Методы исследования:

  • изучение инакопление теоретического и наглядного материала;
  • анализ текстового и иллюстративного материала;
  • проведение  практической работы с целью изготовления оклада иконы;
  • работа с медиаресурсами;
  • беседа с  церковнослужителем  Спасо - Преображенского Собора города Губкина;
  • анкетирование учащихся.

Объект исследования:предметы ритуально-обрядового назначения.

Предмет исследования:  оклад иконы.

Гипотеза:является ли оклад иконы вложением капитала  или   рассматривается как культовый предмет.

       Согласно словарю Даля, используется следующее словоупотребление: Окладывать (обложить) икону, одеть серебряной и иной ризой, окладом. Икона без оклада — это неокладный образ.

           Убор иконы в письменных источниках носит названия «крута», иконное «кование», «кузнь у икон». Современное слово «оклад» появляется только в XVI веке. К XVI веку относится и церковнославянское слово «риза» (одеяние). Оклад никогда и никоим образом не воспринимался как нечто отдельное от иконы — она всегда была «образ окладной». Если оригинальный оклад снят и заменён ризой, снятой с другой иконы, это называется «оклад в подборе».

            Этимология слова «риза», первоначально употреблявшегося лишь для детали оклада — изображения одежд (риз), и лишь потом распространившегося на весь оклад целиком, не ясна. 

Ри́за, или  окла́д  (в южных и западных областях России — шатацатагреч.επένδυση) — накладное украшение на иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лика и рук — так называемого лично́го письма), для которых сделаны прорези; значимый вид русского декоративно-прикладного искусства.

       Бывали металлические: золотые и серебряные, также из латуни, меди и даже белой жестишитыебисером или жемчугом («жемчужная обнизь» и «бисерное шитьё»), украшенные эмалью, подчас с драгоценными камнями, цветными стёклами и накладными деталями. С обратной стороны порой обивались красным или малиновым бархатом.

       Оклады встречаются на православных иконах всех стран, а также на ряде католических икон (например, образы византийского происхождения в католических храмах Италии, некоторых центрально - и восточноевропейских иконах). Наибольшая роскошь и размах производства была свойственна русским произведениям. В русском искусстве их создание выделилось в отдельную ветвь декоративно-прикладного искусства.

       Ранние оклады закрывали лишь фоновую часть иконы. С XIV века известен простейший вид оклада — басменный.  Басма — это тонкие металлические листы, с выбитыми на них по матрице узорами. Такой тип оклада, более простой, распространился в первой половине XVII века с ростом иконного промысла.

       Как считается, в конце XVII века иконный оклад стал самостоятельным видом прикладного искусства, со своими особенностями конструкции и орнаментики.

  1. Литургическое значение и предназначение    оклада икон

         Сверкающая риза иконы символизирует исходящий от неё небесный невещественный свет: «Одеяйся светом, яко ризою». Седьмой Вселенский собор в своём деянии о восстановлении иконопочитания отметил тождественность материала (дерево) Ковчега Завета и иконы. Поэтому как Ковчег Завета был обложен золотом («…обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец.»  (Исх.25:11)), так и иконы украшают драгоценными окладами.

       Как правило, в иконах, даже сразу писанных под оклад, тщательно прописывалась одежда, фон и надписи — именно поэтому и сейчас, даже оставшись без окладов, они так хорошо смотрятся. Подобная тщательность — «свидетельство того, что эти ризы, покрывающие на иконах написанные одежды святых, понимались как символическое раскрытие образа спасения души, сияющей одеждой чистоты (серебро) и божественной благодати (золото). Украшение окладов самоцветами, жемчугом, цветными эмалями — «бисером многоценным» — символ богатства души, украшенной множеством духовных дарований».

         Цель окладов — создание символа невещественного Света, в котором пребывают святые. А басменные растительные орнаменты образом вечного цветения обозначают живоносную силу этого Божественного Света.

Возникновение драгоценного убора икон связано с исконной традицией поклонения святыням, заимствованной христианством у язычества, но при этом оно перестало являться элементом идолослужения, а стало способом одухотворения художественного языка.

          Обилие подобных изделий в русских храмах поражало воображение иноземных путешественников. Так, один из них замечает:

«…На образах Богородицы и святых обыкновенно писаны только лики и руки, самое же платье покрыто золотой ризой. Уважаемые образа вместо риз покрыты сплошь жемчугом и драгоценными каменьями… Быть может, в одной Троицкой лавре жемчугу больше, чем во всей остальной Европе…»

             Традиция украшения монархами окладов почитаемых икон сохранилась и в более позднее время. Так, в 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной. 

               19 января 1722 года Пётр I издал указ «отныне впредь во всех Российского государства церквах привесов к образам, то есть златых и серебряных монет, и копеек, и всякой кузни, и прочего приносимого, не привешивать». Это распоряжение вызвало недовольство клириков и мирян, но,  несмотря на него,  все вотивные приношения с икон были сняты.

     Последней и наиболее печальной страницей в истории русского оклада стала революция 1917 года и последовавшие за ней события. Повсеместная конфискация церковного имущества, начавшаяся после издания соответствующего декрета в 1921 году, привела к массовому уничтожению иконных окладов, которые, в силу ценности материала, демонтировались и отправлялись на переплавку.

Технологическая составляющая оклада иконы

      3.1.Элементы оклада иконы

  • Венец 
  • Коруна (от «корона») — зубчатое или прорезное украшение, иногда завершающее венец.
  • Собственно риза —
  • Рама оклада 
  • Фон 
  • Цата 

      3.2.Украшения оклада иконы

  • Дробница — небольшая серебряная или золотая пластинка прямоугольной или

фигурной формы с отверстиями для прикрепления к иконы.

  • Запоны — застёжка-украшение (растительный орнамент и завитки) с

драгоценными камнями, закрепляемая шнуром, цепочкой или планкой.

  • Плашки, Рясно — подвески-украшения к венцу на окладе иконы. Название

образовалось от существовавшего ювелирного украшения — женские низанные (обычно жемчугом) подвесные украшения, прикрепляемые к головному убору и прикрывающие виски.

  • Серьги, рясы, кулоны, жемчужные убрусы, зарукавья, ожерелья

3.3.Типы оклада иконы

• Чеканные металлические и шитые оклады - покрывали «доличное письмо»: всю икону, кроме изображения ликов и рук святых (то есть, кроме «лично́го письма» - карнации).

• Басменные оклады - изготавливались в технике басмы, покрывая поля и фона икон так, чтобы оставить открытыми фигуры святых, изображения архитектуры и позема. Изготавливались из  тонких металлических пластин, украшенных разнообразными символическими орнаментами техникой тиснения и прочеканки.

• Обронный оклад - оклад, выполненный из металлического листа методом чеканки.

• Филигранный оклад

3.4.Техника создания окладов

  1. Описание практической работы  исследования

          4.1.Анкетирование учащихся по теме исследования (Приложение 1)

      Для того чтобы проверить  правильность гипотезы, является ли оклад иконы вложением капитала  или   рассматривается как культовый предмет, проведено анкетирование учащихся 5 класса. В исследование приняло участие 27 учеников.

Получены следующие результаты: 30 % учеников затрудняются объяснить понимание «икона», лишь 15 % называют ритуальным предметом. Символизм иконы понятен только для 52 %. Рассуждая о ценности оклада икон, школьники считают  ценными золото и серебро- 74 %, «ценность не зависит от оклада» – так ответили  15 % учеников. И, наконец, проанализированы ответы на 4 вопрос: 63 % респондентов ответили, что оклад иконы имеет материальное и духовное значение для человека.

          4.2 Выполнение творческой работы (изготовление оклада иконы)

Заключение

В ходе данного  исследования   был изучен материал не только предмета  ритуально-обрядового назначения (оклада иконы), но и технология её изготовления.

При помощи анкетирования учащихсяустановлено,что 63 % школьников  интересует не только коммерческая сторона, но и  духовноезначениеокладаикон.

Выявлено, что оклад иконы не является только  вложением капитала,  а    рассматривается как культовый предмет.

На основании результатов данного исследования  можно сделать вывод: любая  икона,  имеет,  прежде всего,  духовную ценность, несмотря  на то каков её оклад: золочёный или совсем простой – вышитый бисером.

Не мы смотрим на икону, а она смотрит на нас.

 Данная исследовательская  работа может иметь большую практическую значимость

заключается в использовании материалов исследования для составления паспорта музейного предмета, который, сопровожденный соответствующим описанием сможет служить уникальным источником для изучения школьниками истории и культуры нашей страны. Предмет может быть использован как в экспозиции, так и для написания  исследовательских работ.