Тесты по литературе, 9 класс
тест по литературе (9 класс) на тему

Бушина Любовь Сергеевна

Предметное содержание КИМ учитывает  соответствие федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования по литературе. Тесты соответствуют требованиям к уровню подготовки обучающихся по программе под редакцией В.Я. Коровиной. Материал предназначен для контроля знаний по четвертям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_9.doc36 КБ
Microsoft Office document icon 1_chetvert.doc56 КБ
Microsoft Office document icon 2_chetvert.doc59 КБ
Microsoft Office document icon 3_chetvert.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        

Цели создания КИМ:

- проверить знание обучающихся в области литературоведения;

- проконтролировать степень знания авторства и понимания содержания литературных произведений;

 - проверить сформированность навыка анализа литературного произведения, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных письменных высказываний.

Учебники, материалы, документы, использованные при разработке КИМ:

  1. Литература. 9 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Л64 В 2ч. / авт.-сост.        В.Я. Коровина [и др.]. – 15-е  изд., доп. – М. : Просвещение, 2008.

  1. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе:  9 класс. 4-е издание перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007.

  1. Тесты по литературе: 9 класс: к учебнику-хрестоматии  В.Я. Коровиной и др.  «Литература: 9 класс» / Н.А. Миронова – М.: издательство «Экзамен», 2007.  

  1. Контрольно-измерительные материалы. Литература 9 класс / Сост. Е.С. Ершова. – М.: ВАКО, 2010.

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы, 10-11 классы. Под редакцией В.Я. Коровиной. – 9-е изд. М.: Просвещение, 2007.

Проверяемые разделы федерального образовательного стандарта:

- древнерусская литература;

- русская литература XVIII века;

- русская литература XIX века;

- русская литература XX века.

Число заданий в каждом варианте КИМ:

Проверочная работа состоит из 3 частей и имеет следующую структуру:

- часть 1: 10 заданий с выбором ответа (А), требующих выбора одного из предложенных ответов;

- часть 2: 4 задания с кратким ответом (В), требующих написания слова или сочетания слов.

- часть 3: 1 задание с развернутым ответом (С), требующее написание ответа в объеме 5 – 10 предложений.

Время выполнения КИМ: 45 минут

Критерии оценки:

За каждый правильный ответ на задания А1 – А10, В1 – В4 дается 1 балл, за задание С максимально обучающийся получает 3 балла в соответствии с нижеприведенными критериями: развернутый ответ в размере 5 – 10 предложений.

Точность и полнота ответа

Баллы

а) обучающийся обнаруживает понимание специфики задания: аргументировано отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют

3

б) обучающийся обнаруживает понимание специфики задания, но при ответе не демонстрирует достаточную обоснованность суждений, и/или подменяет рассуждения пересказом текста, и \или допускает одну фактическую ошибку

2

в) обучающийся упрощенно понимает задание, его суждения поверхностны, неточны, ответ слабо аргументирован, анализ подменяется пересказом, и \или допускает 2 – 3 фактические ошибки

1

г) обучающийся неверно отвечает на вопрос, и \или дает ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей

0

Максимальный балл

3

Полученные баллы суммируются. Таким образом, максимальный балл за выполнение всей работы – 17.

Перевод в пятибалльную систему оценивания осуществляется следующим образом:

Отметка «5» - 17 – 15 баллов;

Отметка «4» - 14 – 12 баллов;

Отметка «3» - 11 – 9 баллов.



Предварительный просмотр:

9 класс, 1 четверть

1 вариант

ЧАСТЬ 1

        При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.

А1. Как называется жанр древнерусской литературы - «писание по летам» с поучительными и поэтическими элементами?

а) житие;

б) апокриф;

в) летопись;

г) сказание.

А2. Какое литературное направление было основным в 30-е годы 18 века?

а) сентиментализм;

б) классицизм;

в) реализм;

г) романтизм.

А3. Какой принцип является «лишним» для классицизма:

а) единство места;

б) единство времени;

в) единство действия;

г) единство языка.

А4. В каком литературном направлении в качестве идеала изображалась мирная идиллическая жизнь на лоне природы:

а) классицизм;

б) сентиментализм;

в) романтизм;

г) реализм.

А5. Что такое ода?

а) жанр литературы, большое сюжетно-разветвлённое повествование;

б) малый литературный жанр, который носит аллегорический характер и заключает в себе моральное или религиозное поучение;

в) прозаический жанр непостоянного объёма, который стремится к сюжету, отражающему естественное течение жизни;

г) жанр лирической поэзии: торжественное, возвышенное, прославляющее произведение.

        Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А5 – А10, В1 – В4. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

Не пора ль нам, братия, начать

О походе Игоревом слово,

Чтоб старинной речью рассказать

Про деянья князя удалого?

А воспеть нам, братия, его –

В похвалу трудам его и ранам –

По былинам времени сего,

Не гоняясь мыслью за Бояном.

Тот Боян, исполнен дивных сил,

Приступая к вещему напеву,

Серым волком по полю кружил,

Как орел, под облаком парил,

Растекался мыслию по древу.

Жил он в громе дедовских побед,

Знал немало подвигов и схваток,

И на стадо лебедей чуть свет

Выпускал он соколов десяток.

И, встречая в воздухе врага,

Начинали соколы расправу,

И взлетала лебедь в облака

И трубила славу Ярославу,

Пела древний киевский престол,

Поединок славила старинный,

Где Мстислав Редедю заколол

Перед всей косожскою дружиной,

И Роману Красному хвалу

Пела лебедь, падая во мглу

                        «Слово о полку Игореве»

А6. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1)  житие;                          3) поучение;

2)  летопись;                      4) воинская повесть.

А7. Какое место занимает этот фрагмент в произведения?

1)  вступление;

2)  завершает повествование;

3)  является кульминацией сюжета;

4)  играет роль вставного эпизода.

A8. Главной темой данного фрагмента является:

1)  описание битвы с половцами;

2)  причины похода Игоря;

3)  характеристика Бояна;

4)  изображение древних русских князей.

А9. Что лежит, по мысли автора, в основе его повествования?

1)  мысли Бояна;

2)  былины времени сего;

3)  фантастические события;

4) древняя сказка.

А10. С какой целью в данном фрагменте приводится описание старинных песен, созданных Бояном?

1)  выявить отсутствие у Бояна серьезного отношения к жизни;

2)  описать созданные Бояном произведения;

3)  выявить особенности данного повествования и показать его отличие от произведений Бояна;

4) показать, что автор отрицательно относится к Бояну и его творчеству.

ЧАСТЬ 2

В1. Укажите лексическое средство, с помощью которого в произведении характеризуются предметы и явления далекого прошлого («деянья», «сего», «мыслию по древу»).

Ответ:_________________________________________________________________________

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действии (со слов: «Тот Боян...»)

Ответ:__________________________________________________________________________

В3. Из фрагмента выпишите эпитет, который характеризует князя Игоря.

Ответ:__________________________________________________________________________

В4. В тексте отрывка найдите имена всех перечисленных русских князей и выпишите их.

Ответ:_________________________________________________________________________

ЧАСТЬ 3

Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений

С1. Какую роль играют эпитеты, использованные в данном фрагменте «Слова о полку Игореве»?

2 вариант

ЧАСТЬ 1

        При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.

А1. Какова основная тематика произведений древнерусской литературы?

а) религиозно-поучительная;

б) военная;

в) политическая;

г) любовная.                 

А2. Назовите литературное направление России конца 18 века:

а) классицизм;

б) реализм;

в) сентиментализм;

г) романтизм.

        

А3. какой жанр классицизма не относится к «высоким»?

а) сатира;                         в) трагедия;

 б) ода;                        г) эпопея.

А4. Для какого литературного направления характерно тяготение к экзотике, интерес к истории:

а) классицизм;

б) сентиментализм;

в) реализм;

г) романтизм.

А5. Что такое элегия?

а) лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.

б) малый литературный жанр, который носит аллегорический характер и заключает в себе моральное или религиозное поучение;

в) прозаический жанр непостоянного объёма, который стремится к сюжету, отражающему естественное течение жизни;

г) жанр лирической поэзии: торжественное, возвышенное, прославляющее произведение.

        Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А5 – А10, В1 – В4. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

Властителям и судиям

Восстал всевышний Бог,

да судит Земных богов во сонме их;

Доколе, рек, доколь вам будет

Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.

Не внемлют! видят - и не знают!

Покрыты мздою очеса:

Злодействы землю потрясают,

Неправда зыблет небеса.

Цари! Я мнил, вы боги властны,

Никто над вами не судья,

Но вы, как я подобно, страстны,

И так же смертны, как и я.

И вы подобно так падете,           

Как с древ увядший лист падет!

И вы подобно так умрете,

Как ваш последний раб умрет!

Воскресни, Боже! Боже правых!

И их молению внемли:

Приди, суди, карай лукавых

И будь един царем земли!

                                        Г.Р. Державин «Властителям и судиям»

А6. К какому жанру классической поэзии относится   стихотворение Г. Р. Державина «Властителям и судиям»?

1)  элегия;                          3) послание;

2) ода;                               4) эпитафия.

А7. Ведущей в стихотворении является тема:

1) любви и дружбы;

2)  законности и беззакония;                   

3)  природы и родины;

4)  свободы и одиночества.

                 

A8. Как называется художественно-выразительное средство, использованное поэтом в строках:         «И вы подобно так падете,

 Как с древ увядший лист падет!»?

1)  метафора;                      3) сравнение;

2)  метонимия;                   4) эпитет.             

А9. Какое чувство вызывают у лирического героя   современные властители?                                 

1)  грусти;                          3) умиления;      

2)  радости;                        4) негодования.

А10. Лирический герой стихотворения:

1) уходит от реальной жизни в мир иллюзий;

2)  заботится о крепостных крестьянах;

3)  напоминает властителям об их долге;      

4)  мечтает о революционном перевороте.

ЧАСТЬ 2

В1. В строке: «Покрыты мздою очеса...» использован синтаксический прием, основанный на нарушении традиционного порядка слов в предложении. Назовите этот прием.

Ответ:__________________________________________________________________________

В2.  Найдите словосочетание в первой строфе, объясняющее, кто вправе судить царей.

Ответ:__________________________________________________________________________

В3.  Укажите название лексического средства, использованного в следующих словах и словосочетаниях: «мздою очеса», «злодействы», «зыблет».

Ответ:__________________________________________________________________________

В4. Определите размер, которым написано стихотворение.

Ответ:__________________________________________________________________________

ЧАСТЬ 3

Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений

С1. К чему призывает царей Г.Р. Державин в своем стихотворении «Властителям и судиям»?

Ключи к тестам

9 класс, 1 четверть

Вари-ант

 

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

В1

В2

В3

В4

1

В

Б

Г

Б

Г

4

1

3

2

3

Устаревшее слово

Поступок

Удалого

Игорь,

Ярослав,

Мстислав,

Редедя,

Роман Красный

2

А

В

А

Г

А

2

2

3

4

3

Инверсия

Всевышний Бог

Устаревшее слово

Ямб



Предварительный просмотр:

9 класс, 2 четверть

1 вариант

ЧАСТЬ 1

        При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.

А1. Что характерно для реализма?

а) культ не разума, а чувств; главный герой - простой человек, обладающий богатым внутренним миром;

б) конфликты строятся на столкновении разума, чувства и долга; главный герой имеет одну преобладающую черту характера и является исключительно положительным или отрицательным;

в) язык произведений отличается величавостью, пышностью и яркостью; необычность сюжета, обстановки и героев;

г) стремление к многостороннему, широкому, правдивому изображению реальной жизни; главный герой - типичный человек, действующий в обычных обстоятельствах.

А2. Из какого стихотворения А.С.Пушкина эти строки?

        Духовной жаждою томим,

        В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;»

 

а) «Я вас любил…»;

б) «Пророк»;

в) «Анчар»;

г) «К морю».

А3. Каким стихотворным размером написан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

а) анапест;  

б) хорей;

в) дактиль;  

г) ямб .

А4. Какой герой не является действующим лицом романа М.Ю. Лермонтова «Герои нашего времени»?

а)  Вадим;

б)  Вернер;

в)  Грушницкий;

г)  Вера.

А5. Что такое фабула?

а) краткое высказывание персонажа, как правило, произносимое в ответ на слова другого;

б) употребление слова в переносном значении;

в) цепь событий произведения, о которых повествуется в сюжете в их логической последовательности;

г) малый литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение.

        Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А5 – А10, В1 – В4. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

 «Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог;

Его пример другим наука:             

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день,

Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство        

Полуживого забавлять,   

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:               

Когда же черт возьмет тебя!»

                        А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

А6. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1)  рассказ;                        3) быль;      

2)  повесть;                                4) роман.  

А7. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?                                                                                         

1)  играет роль лирического отступления;

2)  открывает повествование;

3)  является кульминацией сюжета;

4)  является завязкой сюжетного действия.

A8. Главной темой данного фрагмента является:.

1)  портрет дяди Онегина;

2)  мысли Онегина;

3)  знакомство Онегина с автором;             

4)  воспитание Онегина.               

А9. Какое чувство, по мысли Онегина, овладеет им, когда он будет сидеть у постели больного дяди?

1)  скука;                             3) любовь;

2)  злость;                            4) забота.

А10. С какой целью в данном фрагменте приводится описание мыслей Онегина?

1)  выявить отсутствие в герое серьезного отношения к жизни;

2)  показать внутренний мир героя, его образ мыслей;

3)  охарактеризовать отношение Онегина к дяде;

4)  показать жадность Онегина.

ЧАСТЬ 2

В1.  Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать образ и выразить свое отношение к нему («честных», «низкое»).

Ответ:________________________________________________________________________________

В2.  Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его мыслей.

Ответ:__________________________________________________________________________________

В3.  В строках: «Он уважать себя заставил / И лучше выдумать не мог...» использовано нарушение традиционного порядка слов в предложении. Назовите этот синтаксический прием.

Ответ:_________________________________________________________________________________

В4.  Во фрагменте найдите словосочетание, с помощью которого Онегин характеризует заботу о больном дяде.

Ответ:__________________________________________________________________________________

ЧАСТЬ 3

Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений

С1. Почему роман А. С. Пушкина начинается с описания мыслей Онегина? Свою мысль поясните.

2 вариант

ЧАСТЬ 1

        При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.

А1. Что такое лирика?

а) малая форма эпической прозы, сопоставляемая с повестью как более развёрнутой формой повествования;

б) жанр лирической поэзии и музыки; торжественное, возвышенное, прославляющее произведение;

в) род литературы, предметом изображения которого является содержание духовной жизни;

г) устное народное творчество, которое отражает жизнь народа, его воззрения и идеалы.

А2. Из какого стихотворения А.С.Пушкина эти строки?

        Шли годы. Бурь порыв мятежный

        Рассеял прежние мечты,

        И я забыл твой голос нежный,

        Твои небесные черты.

а) «Я вас любил…»;

б) «Элегия»;

в) «Сожженное письмо»;

г) «К***» .

А3. Сколько строк в «онегинской  строфе»?

а) четыре;

б) шесть;

в)  семь;  

г) четырнадцать.  

А4. Какая повесть из составляющих роман М.Ю. Лермонтова «Герои нашего времени» является последней в хронологическом отношении?

а)  «Бэла»;

б)  «Максим Максимыч»;

в)  «Фаталист»;  

г)  «Княжна Мери».

А5 Что такое фабула?

а) заключительная часть произведения, коротко сообщающая о судьбе героев после описанных в нём событий;

б) употребление слова в переносном значении;

в) способ развёртывания, последовательность и мотивировка передачи описываемых событий;

г) малый литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А5 – А10, В1 – В4. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

Грушницкий - юнкер. Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект - их наслаждение: они нравятся романтическим провинциалкам до безумия. Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами - иногда тем и другим. В их душе часто много добрых свойств, но ни на грош поэзии. Грушницкого страсть была декламировать: он закидывал вас словами, как скоро выходил из круга обыкновенных понятий; спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, по-видимому имеющую какую-то связь с тем, что вы сказали, но которая в самом деле есть только продолжение его собственной речи.

Он довольно остер; эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьет одним словом; он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. Его цель - сделаться героем романа. Он так часто старался  уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким-то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. Оттого-то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель. Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что-то не русская храбрость!..

Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать.

                                                М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

А6. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1)  рассказ;                        3) быль;

2)  повесть;                       4) роман.

А7. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1)  является экспозицией;

2)  завершает повествование;

3)  является кульминацией сюжета;

4)  является завязкой сюжетного действия.

A8. Главной темой данного фрагмента является:

1)  характеристика Печорина;

2)  описание человеческой доброты;

3)  описание Грушницкого;

4)  судьба офицера.

А9. Какова цель жизни Грушницкого?

1)  вскружить голову молоденькой девушке;

2)  сделаться героем романа;

3)  любовь к родине;

4)  забота о матери.

А10. С какой целью в данном фрагменте приводится описание внешности Грушницкого?

1)  очернить героя в глазах читателей;

2)  показать отношение Печорина к внешности Грушницкого;

3)  охарактеризовать психологическое состояние героя;

4)  заинтриговать читателя.

ЧАСТЬ 2

В1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить свое отношение к нему («пышные», «прекрасное», «исключительные»).

Ответ:__________________________________________________________________________

В2.  Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Он хорошо сложен...»).

Ответ:_________________________________________________________________________

В3.  Из абзаца, начинающегося со слов: «Он довольно...», выпишите объяснение, почему эпиграммы Грушницкого никогда не бывают метки и остры.

________________________________________________________________________________

В4.  В абзаце, начинающемся со слов: «Он довольно...», найдите эпитет, характеризующий храбрость Грушницкого.

Ответ:_________________________________________________________________________

ЧАСТЬ 3

Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений

С1. На какие особенности характера Грушницкого обращает внимание Печорин?

Ключи к тестам

 9 класс, 2 четверть

Вари-ант

 

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

В1

В2

В3

В4

1

Г

Б

Г

А

В

4

2

2

1

2

Эпитет

Внутренний монолог

Инверсия

Низкое коварство

2

В

Г

Г

Б

В

4

1

3

2

3

Эпитет

Портрет

… он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою.

Не русская



Предварительный просмотр:

9 класс, 3 четверть

1 вариант

ЧАСТЬ 1

        При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.

А1. Какого помещика в произведении «Мертвые души» Н.В. Гоголь описывал так?

        На  взгляд он был человек видный; черты лица его не были лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…

а) Ноздрева;        

б) Манилова;

в)  Собакевича;

г)  Плюшкина.

А2. Как зовут главного героя в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»?

а) Степан Астахов;        

б) Анатолий Соколов;

в) Андрей Соколов;

г) Григорий Мелихов.

А3. К чему стремился главный герой Л.Н. Толстого «Юность»?

а) получить знания;

б) стать богатым;

в) быть смелым;

г) быть порядочным человеком.

А4. Какое литературное направление определяло раннюю лирику А.А. Блока?

          а) футуризм;        

б) символизм;

в) акмеизм;

г) реализм;

А5.  Что такое юмор?

а) троп, основанный на намеренном преуменьшении;        

б) вид комического, когда забавное таится под маской серьезного и скрывает в себе чувство превосходства или скептицизма;

в) изображение героев в смешном виде, смех весёлый и доброжелательный;

г) способ проявления комического, заключающиеся в уничтожающем осмеянии явлений и характеров, которые кажутся автору порочными.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А5 – А10, В1 – В4. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, - словом, все те, которых называют господами средней руки. В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем. «Вишь ты, - сказал один другому, - вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?»  — «Доедет», - отвечал другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет?» - «В Казань не доедет», - отвечал другой. Этим разговор и кончился. Да еще, когда бричка подъехала к гостинице, встретился молодой человек в белых канифасовых панталонах, весьма узких и коротких, во фраке с покушеньями на моду, из-под которого видна была манишка, застегнутая тульскою булавкою с бронзовым пистолетом. Молодой человек оборотился назад, посмотрел экипаж, придержал рукою картуз, чуть не слетевший от ветра, и пошел своей дорогой.

                                        Н.В. Гоголь «Мертвые души»

А6. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1)  рассказ;                        3) поэма;

2)  повесть;                        4) роман.

А7. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?    

                                                   

1)  является экспозицией;

2)  завершает повествование;

3)  является кульминацией сюжета;

4)  является завязкой сюжетного действия.

A8. Главной темой данного фрагмента является:   

1)  жестокость времени по отношению к человеку;

2) распорядок дня Чичикова;

3) въезд в губернский город господина средней руки;

4) нравы губернского города.

А9. Какие черты внешности Чичикова являются определяющими?

1)  орлиный взгляд;

2)  ничем не выделяется;

3)  необычная красота;

4)  красные руки.

А10. С какой целью в данном фрагменте приводится диалог двух русских мужиков по поводу колеса брички?

1)  удивить читателя;

2)  охарактеризовать богатство Чичикова, его материальный достаток;

3)  показать, что человека поглотили вещи;

4)  описать подробно бричку.

ЧАСТЬ 2

В1. Укажите термин, которым в литературоведении называют скрытую насмешку, когда выражение употребляется в противоположном значении тому, что есть на самом деле («во фраке с покушеньями на моду»).

Ответ:__________________________________________________________________________

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «В бричке сидел...»).

Ответ:_________________________________________________________________________

В3. Из фрагмента выпишите сочетание слов, которое характеризует принадлежность Чичикова к особому роду людей.                                                      

Ответ:_________________________________________________________________________

В4.  Во фрагменте найдите слово, которое объясняет, какое впечатление на жителей губернского города произвела бричка Чичикова.

Ответ:__________________________________________________________________________

ЧАСТЬ 3

Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений

С1. С какой целью Чичиков приехал в губернский город?

2 вариант

ЧАСТЬ 1

        При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.

А1. Какого помещика в произведении «Мертвые души» Н.В. Гоголь описывал так?

        Лицо его не представляло ни чего особенного… один только подбородок выступал очень далеко вперед… маленькие глазки бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши.  

а) Ноздрева;        

б) Манилова;

в)  Собакевича;

г)  Плюшкина.

А2. Какое произведение М.А. Шолохова переведено на 80 языков мира?

а) «Донские рассказы»;        

б) «Тихий Дон»;

в) «Судьба человека»;

г) «Поднятая целина».

А3. Какое, с точки зрения главного героя повести Л.Н. Толстого «Юность», «главное и самое важное подразделение» людей?

а) на богатых и бедных;        

б) на добрых и злых;

в) на умных и глупых;

г) на порядочных и непорядочных.

А4. Какие художественные средства выразительности использованы в строке

С.А. Есенина: «Отговорила роща золотая…»? 

а) гипербола и метафора;        

б) сравнение и градация;

в) олицетворение, эпитет, инверсия;  

г) олицетворение, инверсия.  

А5. Что такое сатира?

а) троп, основанный на намеренном преувеличении;        

б) вид комического: беспощадное, уничтожающее высмеивание общественного явления или лица;  

в) вид комического, соединяет насмешку и сострадание;

г) изображение героев в смешном виде, смех весёлый и доброжелательный.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А5 – А10, В1 – В4. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту - лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:

- Здорово, браток!

- Здравствуй. - Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.

Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

- Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька.

Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:

- Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.

- Какой же я старик, дядя?  Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные  -  снежки катал потому что.

Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мною, отец сказал:

- Беда мне с этим пассажиром! Через него и я подбился. Широко шагнешь - он уже на рысь переходит, вот и изволь к такому пехотинцу приноравливаться. Там, где мне надо раз шагнуть, - я три раза шагаю, так и идем с ним враздробь, как конь с черепахой. А тут ведь за ним глаз да глаз нужен. Чуть отвернешься, а он уже по лужине бредет или леденику отломит и сосет вместо конфеты. Нет, не мужичинское это дело с такими пассажирами путешествовать, да еще походным порядком.

A6. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) рассказ;                          3) быль;

2)  повесть;                        4) роман.

А7. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1)  открывает повествование;

2)  завершает повествование;

3)  является кульминацией сюжета;

4)  является завязкой сюжетного действия.

A8. Главной темой данного фрагмента является:

1) образ жизни шофера;

2)  встреча рассказчика с немолодым мужчиной и мальчиком;

3)  красота природы;

4)  жизни и смерти.

А9. Какую форму имеет повествование в произведении М. А. Шолохова «Судьба человека»?

1)  повествование от 1-го лица;

2)  повествование от 3-го лица;

3)  рассказ в рассказе;

4)  форму монолога.

А10. С какой целью в данном фрагменте приводится речь мальчика?

1)  выявить отсутствие в герое серьезного отношения к жизни;

2)  показать детскую непосредственность;

3)  охарактеризовать психологическое состояние героя;

4)  объяснить трудность характера ребенка.

ЧАСТЬ 2

B1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, основанное на сопоставлении («светлыми, как небушко, глазами»).

Ответ:_________________________________________________________________________

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Глядя мне...»).

Ответ:_________________________________________________________________________

В3.  Из абзаца, начинающегося со слов: «Сняв со спины...», выпишите слово, которое характеризует состояние Андрея Соколова.

Ответ:_________________________________________________________________________

В4.  В абзаце, начинающемся со слов: «С трогательной...», найдите словосочетание, с помощью которого объясняется, как мальчик отнесся к незнакомому шоферу.

Ответ:__________________________________________________________________________

ЧАСТЬ 3

Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений

С1. Охарактеризуйте характер взаимоотношений между Андреем Соколовым и мальчиком. Как герои относятся друг к другу?

Ключи к тестам

9 класс, 3 четверть

Вари-ант

 

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

В1

В2

В3

В4

1

Б

В

Г

Б

В

3

1

3

2

3

Ирония

Портрет

Господин средней руки

Не произвел никакого шума

2

Г

Б

Г

В

Б

1

1

2

3

2

Сравнение

Портрет

Устало

С трогательной детской доверчивостью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по литературе 9 класс. Зачет по "Слову о полку Игореве" и литературе 18 века.

Цель тестирования: проверка знаний по изученным произведениям древнерусской литературы и литературы 18 века....

Контрольные вопросы по литературе (универсальные для всех классов).Тест по литературе по программе В. Я. Коровиной (в системе "Знак") для 7 класса

       Итоговая контрольная работа по литературе(универсальная подходит для всех классов)1. Какое из прочитанных в этом году произведений мне запомнилось больше всего?а) ...

Тест по литературе для неслышащих учащихся 8 класса. Тест по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба".

Данный  материал разработан для неслышащих учащихся 8 -го класса. Задания оформлены в виде теста по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". В тесте  ведётся работа по отработке сравнительной хар...

Проверочные тесты по литературе в 5 и 6 классах по УМК Г.С.Меркина, составлены учителем русского языка и литературы МБОУ Нижнепоповская ООШ Лазаревой Валентиной Владимировной.

Проверочные тесты по литературе в 5 и 6  классах по УМК Г.С.Меркина,  составлены учителем русского языка и литературы  МБОУ Нижнепоповская ООШ  Лазаревой Валентиной Владимир...

Тест по литературе на основе учебно-методического пособия Н.Н. Коршунова, Е.Ю. Липина«Тесты» Литература 5-8 классы, Москва, Издательский дом «Дрофа» 1997 в программеАйрен 2002-2009 Сергей Останин вебсайт irenproject.ru

Тест по литературе составлен на основе учебно-методического пособия Н.Н. Коршунова, Е.Ю. Липина«Тесты» Литература 5-8 классы, Москва, Издательский дом «Дрофа» 1997в программеАйрен 2002-2009 Сергей Ост...

Тест по литературе по итогам 3 учебной четверти в 6 классе (Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч., под ред. В. Я. Коровиной)

Тест по литературе по итогам 3 учебной четверти в 6 классе (Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч., под ред. В. Я. Коровиной)...

Тест по теме :Тест по литературе «Распутин В. Г. «Уроки французского»» для 6 класса

Тест по теме :Тест по литературе «Распутин В. Г. «Уроки французского»» для 6 класса...