Конспект урока литературы"Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова "Крестьянские дети"
план-конспект урока по литературе на тему

Мусина Зухря Фатиховна

Цели:

·       проанализировать произведение, раскрыть отношение поэта к крестьянским детям, выявить особенности построения произведения;

·       развивать связную речь учащихся, навыки выразительного чтения, творческие способности;

·       воспитывать доброту, чуткость, сострадание, милосердие, повышать интерес к творчеству Некрасова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«И вижу я себя ребенком…». Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»

Цели:

  • проанализировать произведение, раскрыть отношение поэта к крестьянским детям, выявить особенности построения произведения;
  • развивать связную речь учащихся, навыки выразительного чтения, творческие способности;
  • воспитывать доброту, чуткость, сострадание, милосердие, повышать интерес к творчеству Некрасова.

Оборудование: карта путешествия, картина Перова «Тройка», кораблики, карточки с понятиями, диск с песней А.Пугачевой «Куда уходит детство», сигнальные флажки.

Ход урока

  1. Орг.момент.
  2. Индукция.

Песня «Куда уходит детство».

Слово учителя. Да, удивительная эта пора – детство. Наверное, каждый взрослый мечтает хоть на одну минутку вернуться в то чудесное и беззаботное время. В детстве мы верим в романтическую мечту, мечтаем о приключениях, удивительных странах и материках, таинственных островах, еще не найденных  сокровищах. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто хотел бы побывать на островах, проплыть по великой русской реке Волге, насладиться живописной красотой русской природы.

Итак, представьте, что вы – отдельные команды, выберите себе капитанов, а я, с вашего разрешения, буду штурманом, человеком, который управляет судном.

  1. Рефлексия.

Капитаны! К каким островам причалили ваши кораблики? Прикрепите их на доску у выбранного вами острова.

  1. Определение темы и целей урока.

Ребята, почему мы отправились в путешествие  по Волге? Какое отношение это имеет к теме нашего урока?

  1. Анализ произведения.

 Пристань село Грешнево Ярославской губернии

 Итак, мы находимся в родовом имении Некрасовых, в селе Грешнево, в 20 км от Ярославля. Сейчас здесь располагается дом-музей поэта, где сохранились личные вещи Николая Алексеевича и его родителей. Все так же, как было в начале 19 века.

Ролевая игра. Представьте, что вы выступаете в роли экскурсоводов. Расскажите, что вам известно о детстве поэта, о его матери, об отношении мальчика с крестьянскими ребятишками, о его любимых занятиях и увлечениях.

Выступления учащихся.

Учащийся 1. Детство Некрасова прошло в имении отца Грешнево, недалеко от Ярославля. Отец был очень крутого нрава. Он не щадил ни мать, ни сына. Но больше всего доставалось мужикам и матери поэта. Она была женщиной доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Она не раз защищала сына и простых людей. Всё это очень сильно волновало будущего поэта.

Учащийся 2. В детстве Некрасов всё свободное время проводил среди крестьянских ребятишек. Он общался с ними как с равными. Он вместе сребятами ходил в лес, на речку. Поэтому уже с ранних лет Некрасову хорошо была знакома жизнь деревенских ребят.

Учащийся 3. Самым сильным увлечением была охота. Однажды за день он 18 раз упал с лошади, зато больше никогда не боялся лошадей. Охота была для него не только забавой, но и способом знакомиться с народом. После одного из таких путешествий появилось стихотворение «Крестьянские дети».

Некрасов во многих своих произведениях затрагивает тему детства, с  одним из которых мы познакомились на прошлом уроке – это стихотворение

« Крестьянские дети».

Пристань Рассуждений. Какой сценой начинается стихотворение? (выразительное чтение). Как определить, что автор доволен ночлегом?

С каким чувством автор описывает детей? Какие слова использует для их описания?

Как вы понимаете выражение «коснулось души умиленье»?

Чтение диалога детей по ролям.

Какую оценку дали крестьянские детишки охотнику? Каким он им показался?

Поэт слышит их разговор, но не обижается. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к следующей части.

Выразительное чтение.

Словарная работа.

Дежурный по словарю зачитывает понятия.

Вирши – стихотворения.

Вереница – ряд одинаковых предметов, расположенных один за другим.

Почему рассказ о встрече с ребятами поэт прерывает своими воспоминаниями?

Перечитайте, как Ванюша радуется труду. Как вы понимаете выражение «Обернуть мы обязаны кстати другою стороною медаль»?

Пристань Здоровья.

Физкультминутка.  Звучит музыка.

Волны плещут в океане. (дети машут руками, изображая волны).

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперед).

Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх).

Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками).

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем. (Ходьба на месте).

Ищем ракушки в песке. (Наклоны).

И сжимаем в кулачке. (Дети сжимают кулачки).

Чтоб побольше их собрать,

Надо чаще приседать. (Приседания).

Сядем дружно на песок.

Снова начался урок. (Дети садятся за парты).

Пристань  юных театралов. Какой сценой заканчиваются воспоминания героя?

Инсценировка отрывка.

Словарная работа.

Чинный – важный.

С ноготок – очень маленький.

О чем говорит описание его внешнего вида? ( Вид у него грозный, он не идет, а «шествует важно», чрезмерно серьезен. Одежда ему велика, видно, отцовская. Он очень много работает. Честь и хвала ему за это! Автор рассказывает о Власе с восхищением и любовью, называет его «парнище», «мужичок», «малюточка».

В подтверждение сказанному, я хочу прочитать строки, которые вы не найдете в учебнике, так как текст дан в сокращении. В них выражена авторская позиция.

На эту картину так солнце светило,

Ребенок был так уморительно мал,

Как будто всё это картонное было,

Как будто бы в детский театр я попал!

Но мальчик был мальчик живой, настоящий,

И дровни, и хворост, и пегонький конь,

И снег, до окошек деревни лежащий,

И зимнего солнца холодный огонь –

Всё, всё настоящее русское было,

С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,

Что русской душе так мучительно мило,

Что русские мысли вселяет в умы…

Действительно, стихотворение «Крестьянские дети» - это произведение о тяжелом детстве крестьянских ребятишек, об их жизни, труде.

Но поэт изобразил своих любимцев всесторонне, многопланово, сумел показать больше хороших моментов в их жизни. Почему? Потому что он относится к ним с сердечной теплотой и любовью, беспокоится за их судьбу. Давайте зачитаем строки, где показаны положительные, а затем отрицательные стороны жизни крестьянских детей.

С какими же чувствами автор описывает крестьянских детей? Что вызывает в нем жалость, негодование, сочувствие? Почему он беспокоится за судьбу крестьянских детей?

№ п/п

Положительная мотивация картин

№ п/п

Отрицательная мотивация картин

1

В их жизни так много поэзии слито

1

…низкого рода люди…

2

…до полдня грибы собирали.

2

…ни науки, ни неги

Не ведают в детстве они…

3

Река огласилась и смехом, и воем:

Тут драка – не драка, игра – не игра…

3

Но вырастет он, если богу угодно,

А сгибнуть ничто не мешает ему…

4

А сколько рассказов! Попался косой,

Поймали ежа, заблудились немножко…

4

Зато беспощадно едят его мошки,

Зато ему рано знакомы труды…

5

Гляди – уж чернехоньки губы у всех,

Набили оскому: черница поспела!

А там и малина, брусника, орех!

6

Ребяческий крик, повторяемый эхом,

С утра и до ночи гремит по лесам.

7

Отведает свежего хлебца ребенок

И в поле охотней бежит за отцом.

Навьют ли сенца: «Полезай, постреленок!»

Ванюша в деревню въезжает царем…

8

Положим, он знает лесные дорожки,

Гарцует верхом, не боится воды…

Пристань Живописи.   Рассмотрите картину Перова «Тройка». Какое впечатление она производит? Какой цветовой фон – светлый, радостный или темный, мрачный? Каково выражение лица главного героя? Как выглядят остальные дети? В чем схожесть со стихотворением «Крестьянские дети»?

Наше путешествие медленно приближается к своему завершению. Последняя наша остановка

Пристань Творчества. Своеобразным «трапом» для перехода из 19 в 21 век, я думаю, станет для вас стихотворения.

Чтение наизусть.

Мир, в котором я живу.

Полон красок и цветов,

Песен птиц и ручейков.

А еще вместились в нем

Мама, папа и сестричка,

Мой родной любимый дом,

Где живем мы вчетвером.

Чтобы мир мой сохранить,

Нужно дружно-дружно жить.

Я хочу достать звезду,

Яркую такую,

Чтобы жизнь она мою

Сделала счастливой.

Я хочу дарить добро,

Светлое такое.

Чтобы было на Земле

Счастье неземное.

Я хочу найти любовь,

Крепкую такую,

Чтобы жизнь моя была,

Как весна, красивой.

  1. Обобщение.

Я думаю, что вы из сегодняшнего нашего путешествия поняли главное, что надо в любом возрасте оставаться человеком, быть добрым, чутким, уважительным, много работать над собой, всегда достигать своей цели и жить по совести.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Благодарю вас, ребята, за активное участие на уроке. Вы порадовали меня своими ответами и добросовестно подготовили свои индивидуальные домашние задания. Взгляните на карту. Капитаны, к каким островам вы причалите свои корабли?

Как оцениваете работу своих товарищей? ( Учащиеся сами выбирают «адмирала», «контр-адмирала».) «вице-адмирала».)

  1. Домашнее задание.

Отрывок наизусть.



Предварительный просмотр:

Портретные и речевые детали в рассказе

А.П.Чехова «Хамелеон»

Цели:

  • показать роль художественной детали в раскрытии характеров героев произведения,  определить особенности стиля Чехова;
  • развивать навыки выразительного чтения, мышление, связную речь учащихся;
  • воспитывать непринятие грубости, лицемерия, безразличия, хамства.

Оборудование: учебник, картинки с изображением хамелеонов, карточки с понятиями, сигнальные карточки для выражения настроения,  решето, узелок, карточки с названиями художественных деталей, карточки со словами, «дерево совести».

Эпиграф: «Победа из побед – победа над собой»

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в классе.

С каким настроением вы пришли на урок? Поднимите сигнальные карточки:

Красная – страх, нежелание идти на урок.

Желтая – апатия, безразличие, вялость,

Зеленая – стремление узнать что-то новое, интересное, нужное;

Друзья, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.

  1. Вводно-мотивационная часть.

Слово учителя.

Сегодня мы будем с вами говорить о неравнодушии, об искренности, об уверенности в себе, т.е. о человеческих достоинствах. Но, как известно, все познается в сравнении, и чтобы понять, как стать настоящим человеком, нужно понять, что такое человеческие пороки. Нам сегодня будет помогать мудрый учитель, мастер юмористического рассказа, тонкий психолог Антон Павлович Чехов и его рассказ «Хамелеон». Мы обобщим все наши наблюдения за два урока работы над этим произведением, обратим внимание на особенности творческой манеры писателя, в частности, на роль художественной детали.

  1. Подготовка к анализу произведения.

Понравился ли вам рассказ?

Что в рассказе Чехова самое смешное?

  1. Литературный диктант.
  • Как звали полицейского надзирателя? (Очумелов.)
  • Что было в руках у городового? (Решето с конфискованным крыжовником.)
  • Как звали золотых дел мастера? (Хрюкин.)
  • Какое животное «обидело» Хрюкина? (Собака.)
  • Как звали городового? (Елдырин.)
  • Во что был одет Очумелов? (В шубу.)
  • Кому принадлежала собака? (Брату генерала.)

  1. Анализ произведения.

Чехов – мастер художественной детали. Давайте посмотрим, как деталь может характеризовать человека.( Каждую деталь записывают в тетради, вывешивается название на доске.)

  1. Где происходят события? (выборочное чтение). Обратите внимание на узелок, решето с конфискованным крыжовником.

Словарная работа.

Дежурный по словарю зачитывает.

Конфискованный – запрещенный товар на крупную сумму денег, который забирают у владельца в наказание за нарушение закона.

  1. Для чего автор употребил эти детали?
  2. Представьте себя в роли Очумелова. Вы с узелком в руках идете через базарную площадь. Кругом тишина. Вдруг… Какая картина разворачивается среди тишины? (творческий  пересказ от имени Очумелова).
  3. Как выглядит Хрюкин? О чем говорит его внешний вид?(выборочное чтение)

Чтение по ролям диалога.

  1. Сколько раз Очумелов меняет свое отношение к Хрюкину и решение о судьбе собаки? От чего это зависит?

  1. Почему у нас не вызывает сострадания потерпевший Хрюкин? Каким человеком он нам представляется? Почему он говорит, что у него брат в жандармах?

Словарная работа.

Жандармы – полицейские, занимавшиеся политическим сыском. Они воспринимались простым народом как более грозная сила, чем полицейские.

  1. Дело происходит летом, в жару. Тогда же зачем Очумелов в новой шинели? Почему он ее то снимает, то снова надевает?
  2. Как ведет себя толпа? Почему она смеется не над Очумеловым и Елдыриным, а над потерпевшим? Чем потешает ее положение Хрюкина?
  3. Случаен ли подбор фамилий? Запишите синонимы –ассоциации к фамилиям героев.

Очумелов – очумел, стал наглым, нагло врет;

Хрюкин – хрюкает, говорит лишь бы что;

Елдырин –Лодырь, лентяй, волдырь, неприятен, мешает.

  1. Кто в рассказе вызывает сострадание и кому отдана симпатия писателя? Почему после прочтения рассказа становится грустно?

7.Физкультминутка.

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз,  вперед смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

8.Творческая работа.

Перед вами решето с конфискованным крыжовником. Но вместо крыжовника мы конфискуем те пороки, которые есть у наших героев и которых, конечно же, не должно быть у нас с вами. Выберите карточки с тремя недостатками, которые наиболее точно характеризуют Очумелова и положите их в решето, чтобы вы с ними никогда не встречались.

Ложь, подхалимство, лицемерие, грубость, хамство, высокомерие, самолюбие.

Словарная работа.

Порок – отрицательные качества человека, его плохие черты.

А как вы считаете, почему Очумелов себя так ведет? Потому что он глуп?

9.Разрыв.

Как вы думаете, кого имел ввиду Чехов, когда называл свой рассказ? (учащиеся рассматривают картины с изображением хамелеонов). Почему он так назван?

Словарная работа.

Хамелеон – ящерица, меняющая свою окраску, в зависимости от ситуации.

Как вы думаете, смех в рассказе – это смех веселого или грустного человека? (глаза собаки)

Если откровенно, не бываем ли мы с вами иногда Очумеловыми? (Да, мы стараемся приспособиться, извлечь для себя выгоду. )

Актуален ли рассказ? (Да, мы каждый день должны бороться с этими недостатками.)

В чем смысл эпиграфа?

Перед вами деревья совести. Запишите на листочках те качества, которые должны быть с вами всегда.

Доброта, искренность, грубость, подхалимство, жестокость, милосердие, уважение к другим, честность, высокомерие, порядочность, неравнодушие, взаимопомощь.

Пусть эти деревья станут для вас своеобразным кодексом нравственности. Заглядывайте  почаще в него, чтобы не появилось сорняков-пороков вокруг него. Подпитывайте дерево новыми хорошими душевными качествами.

10.Рефлексия.

Карточки настроения в конце урока.

 Что взяли для себя с урока?

11.Домашнее задание.

Иллюстрации к рассказу.

12.Подведение итогов.

Выставление отметок.

А закончить наш урок мне хотелось бы замечательным стихотворением Леонида Филатова.

- Вот вы говорите, что слезы людские – вода?

- Да.

_ Все катаклизмы проходят для вас без следа?

- Да.

- Христос, Робеспьер для вас  - лабуда?

- Да.

- И вам все равно, что кого-то постигла беда?

- Да.

И вам наплевать, если где-то горят города?

- Да.

- И боли Вьетнама не трогали вас никогда?

- Да.

- А совесть, скажите, тревожит ли вас иногда?

- Да…

- Но вам удается ее усмирить без труда?

- Да.

- А если разрушили созданный вами семейный очаг?

- Так…

- Жестоко расправились с членами вашей семьи?

- И?

- И вам самому продырявили пулею грудь?

-Жуть!

- Неужто бы вы и тогда мне ответили «да»?

- Нет!

- А вы говорите, что слезы людские – вода?

- Нет…

- Все катаклизмы проходят для вас без следа?

- Нет!

- Так, значит, вас что-то тревожит еще иногда?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 7 классе "Стихотворения Маяковского"

Работа над стихотворением Маяковского "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»....

Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""

В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...

Конспект урока по теме "Н.Заболоцкий. Стихотворение "Журавли". 6 класс

На уроке проводится анализ стихотворения, выявляются выразительные средства речи, создается атмосфера нетерпения бездумного отношения к природе....

План-конспект урока литературы Тема: И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»

                                          План-конспект  урока  литературы...

План-конспект урока литературы по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети"

Урок с применением технологии критического мышления...

Конспект урока литературы ,11 класс по стихотворению Б.Пастернака "Февраль. Достать чернил и плакать!"

Урок является творческой лабораторией, с ипользованием проблемной, проектной технологии....

Урок литературы . «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок».

Урок литературы . «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок»....