Рецензия на роман М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
творческая работа учащихся по литературе (11 класс) на тему

Преснякова Ирина Николаевна

Рецензия на любимое призведение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon retsenziya_na_roman_m.a.bulgakova_master_i_margarita.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Моё самое любимое произведение–роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», романтическое название которого   сразу  привлекло моё внимание. Несмотря на многоплановую сложность, он не вызвал   у меня  затруднения при чтении, а наоборот, заинтересовал  своим интригующим сюжетом о Боге и дьяволе, о Мастере и Маргарите.  Анализ различных литературных источников  позволяет мне   утверждать , что по праву  его можно считать главной книгой писателя.  Над ней он работал  в  1928-1929 годах. Последние дополнения к произведению были сделаны Михаилом Афанасьевичем   перед смертью в 1940 году. Сначала книга имела  названия «Чёрный маг» , «Копыто инженера». Конечно, писатель был прав, изменив  их, потому что первые , на мой взгляд,  были не столь удачными, как последнее. Впервые опубликовано  произведение , да и то в сокращённом варианте,  в 1966—1967 годах в журнале «Москва». А первое полное издание книги на русском языке вышло в 1967 году в издательстве Ymca-press  города Парижа.    

          Обратимся к   названию  книги. В чём же смысл его слов? Что же за любовь изображает писатель, продолжая традиционную тему в русской литературе?  Взаимность ,страдание или жертва? Скорее всего, Булгаков обращает внимание на  неоднозначность высокого чувства, на  сочетание в себе всех перечисленных мною черт, и было бы неправильным считать, что тема любви  не является главной в романе. Хотя и можно было  согласиться  с подобным предположением, поскольку  только в  XIX  главе  из рассказа Мастера Иванушке Бездомному читатель  узнаёт о Маргарите. Но название произведения подсказывает нам то, что именно истории влюблённых ,их необычным чувствам  уделено  главное внимание. Убеждает в правильности данного мнения  и другой  факт:   нечистая сила ,появившаяся в Москве, помогает влюблённым соединиться.

                Но не только  любовь  находится в центре внимания автора. Тема судьбы творческого человека также звучит в романе. Раскрывается она на примере судьбы Мастера. Прообразом этого персонажа, конечно же, можно считать  Булгакова, обосновывая это  тем, что и роман Мастера  и  произведение   писателя имеют общую судьбу. В обеих частях произведения заметна и тема религии и веры. Как она раскрывается ,понять, к сожалению, сложно. Вот этот момент я бы отнесла к одному из  недостатков  в произведении, потому что при невнимательном чтении  создаётся впечатление, что в романе Булгаков выступает  против религии. Хотя писатель ставил перед собою другую задачу: показать, что с помощью веры

люди становятся лучше как в моральном, так и в духовном плане.

Широко представлена и тема власти. При её раскрытии главным конфликтом становится  противоборство разных социальных систем и форм власти и раскрытие противостояния убеждений (перерастающих в веру) маленького человека и системы через призму событий, в которых участвуют персонажи.
Его  мы можем наблюдать   во второй главе, где власть Понтия Пилата автором преподносится в разных смысловых контекстах и  он  не только выступает олицетворением  власти Рима и над людьми, но и сам является орудием в руках Тиверия. Тема сочувствия также  нашла своё отражение в романе. Мы видим, как  Пилат сочувствует бродячему философу Иешуа.                     Всем сердцем сопереживает Маргарита Мастеру  и Фриде на балу, и Пилату. Сочувствует мастеру и Иван Бездомный, проникаясь его историей, что «каждый год, когда наступает весеннее полнолуние, под вечер появляется на Патриарших прудах…», чтобы потом ночью видеть горько-сладкие сны о дивных временах и событиях.
           В книге анализируется и тема добра и зла ,которая воплощается не совсем однозначно, так как автор не делает каких-либо выводов и даёт читателю повод поразмышлять  о написанном. Не трудно догадаться, что добро в романе несут  Мастер и Иешуа. А вот, кто же является носителем зла? Пожалуй, этот вопрос   вызовет затруднения, оттого что  злой поступок совершает и Понтий Пилат, ведь именно он подписал приказ о казни Иешуа. Зло делает и Маргарита, потому что она  обманула мужа и заключила сделку с сатаной.

           Показывая сплетение различных тем, писатель тем самым  утверждает,  что путь духовного совершенствования человечества  – это бесконечное восхождение к истине, обогащённое опытом духовной культуры, движение вперёд через сомнения.

       Читая роман, мы знакомимся с различными героями , некоторые из которых   производят двойственное впечатление.

       Например, образ Маргариты воспринимается весьма неоднозначно.  Мы можем считать её  ведьмой, потому что она  вступает в сговор с нечистой силой. Маргарита, мстя за Мастера, разносит в пух и прах квартиру злополучного критика Латунского, Маргарита, обнажённая, принимает чудовищных гостей Воланда на балу у сатаны. И в то же время нет ни малейших сомнений, что Маргарита для Булгакова — то же, что Татьяна для Пушкина.Это его любимый женский образ, его женский идеал. И идеал этот  кажется при  чтении довольно странным. 

       Образы  Воланда и его свиты являются символами воздаяния по заслугам. Хотя на первый взгляд  может показаться странным их появление в Москве, поскольку Воланд производит  тоже неоднозначное впечатление. Черты его характера, которые можно вывести, исходя из его поступков, полностью совпадают с внешними особенностями. Сам по себе он двойственная фигура, отсюда и глаза разного цвета, и брови разной высоты. Циничный и хитрый, он одновременно щедрый и благородный.

         Мастер рассматривается с двух сторон:1)художник;2)мастер. Изображая его, Михаил Афанасьевич  утверждает, что художник должен стремиться к совершенствованию мира, в котором он живёт.. Вот  поэтому автор осуждает своего героя и его бездействие.  И  здесь мы замечаем сходство мыслей писателя  с взглядами на творчество  А.С.Пушкина.

         Главным персонажем  становится и Понтий Пилат, со своим  раздвоенным сознанием  и  трагической судьбой, пытающийся всеми способами спасти Иешуа и не изменить кесарю. Страх, мучение, жажда познать истину горят в его груди. Это и делает его живым, до боли узнаваемым образом.. 

        В  Иешуа мы легко узнаём фигуру Иисуса Христа, хотя заметно, что Булгаков снимает с него ореол «божественности »  , и мы приходим к выводу, что перед нами не Бог, не прорицатель, а обыкновенный человек.                Другие   герои романы  показаны образно, схематично, талантливо и карикатурно, высвечивая трагизм и уродство  показанного М.А.Булгаковым реального мира. В этом и заключается их основная цель.        

      Сюжет сложен для понимания, так как в произведении мы можем выделить  4 сюжетные линии:

1)философская - Понтий Пилат и Иешуа Га – Ноцри;

2)любовная  - Мастер и Маргарита;

3)мистическая – Воланд и его свита

4)сатирическая – Москва и москвичи.

      Построение произведения  необычно, и оно тесно  связано с содержанием. Действие и диалогические сопоставления  в нём переносятся: 1)с земли;2) на Олимп; 3)в преисподнюю. В чём же своеобразие  его формы?  Во-первых , мы не сразу знакомимся с его главными героями, чьими именами он назван. Мастер  появляется только в   XIII главе, когда значимые для него события остались позади, а  Маргарита  как воспоминание умалишённого –в XIX.Во-вторых, это не единственная деталь, придающая своеобразие. Гораздо интереснее становится тот факт, что перед нами необычное по своей структуре произведение–“роман в романе”: повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате.  Вот поэтому его композицию  можно считать многоплановой . Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа. С одной стороны, два романа  противопоставлены друг другу, с другой,– образуют одну сюжетную линию. Мы можем заметить, что Мастера волнуют те же проблемы, что и Понтия Пилата. А в конце романа  Москва соединяется с Ершалаимом. Романы написаны  разными людьми, следовательно, они противопоставлены и по манере повествования.Так, рассказ о событиях в Ершалаиме трагически напряжен и безличен. Автор никак не заявляет о себе — ни обращениями к читателю, ни выражением своего мнения о происходящем. Совсем иначе  выглядит роман о Мастере, Воланде, москвичах. В нём  уже сам автор выражает свое отношение к происходящим событиям и героям: сочувствие, радость, горе, негодование. Также М.А. Булгаков использует особый композиционный прием – “скрепы”. Читая текст, мы можем убедиться в том, что повторяющиеся предложения в тексте  завершают одну главу и начинают следующую ( Все просто: в белом плаще … (гл. 1) – В белом плаще с кровавым подбоем (гл. 2); Было около десяти часов утра (гл. 2) – Да, было около десяти часов утра, досточтимый Иван Николаевич, – сказал профессор (гл. 3, ч. I)  ) . Завязкой в  романе считается  встреча Берлиоза и Воланда, их беседа. Происходит это в 30 годах XIX века. Рассказ Воланда переносит читателя тоже в тридцатые годы, но два тысячелетия назад. И здесь начинается вторая завязка – романа о Пилате и Ешуа. Далее следует завязка. Это проделки Воланда и его компании в Москве. Отсюда же берет истоки и сатирическая линия произведения. Также параллельно развивается и второй роман. Кульминация романа мастера – казнь Ешуа, кульминационный момент рассказа о мастере, Маргарите и Воланде – визит Левия Матвея. Интересна развязка: в ней оба романа объединяются в один. Воланд и его свита везут Маргариту и Мастера в иной мир, чтобы наградить их покоем и миром. По пути они видят вечного скитальца Понтия Пилата. «Свободен! Он ждет тебя!» – этой фразой мастер освобождает прокуратора и завершает свой роман.

       Обращают на себя внимание средства художественной выразительности. Проведённые наблюдения  позволяют мне  прийти к следующему выводу: 1)изображая жизнь москвичей, автор   часто    применяет гротеск и фантастику. (Таинственное перемещение Степы Лиходеева в Ялту, История с валютой, костюм председателя комиссии, подписывающий документы и другие) ;

2)вульгаризмы  характеризуют речь персонажей, их эмоциональное состояние и отношение друг к другу и к окружающему миру:

 1)«А какого чёрта ему надо?» - подумал Бездомный и нахмурился.

2) Всякий посетитель, если он, конечно, был не вовсе тупицей, попав в Грибоедова, сразу же соображал, насколько хорошо живётся счастливцам - членам МАССОЛИТа, и чёрная зависть начинала немедленно терзать его;

  3)с  помощью  градации усиливается производимое впечатление путём постепенного нагнетания событий:

 В них заключались мольбы, угрозы, кляузы, доносы, обещания произвести ремонт за свой счёт, указания на несносную тесноту и невозможность жить в одной квартире с бандитами. В числе прочего было потрясающее по своей художественной силе описание похищения пельменей, уложенных непосредственно в карман пиджака, в квартире №31, два обещания покончить жизнь самоубийством и одно признание в тайной беременности;

4) в тексте мы можем проследить иронию:  

Важное сведение, по-видимому, действительно произвело на путешественника сильное впечатление, потому что он испуганно обвёл глазами дома, как бы опасаясь в каждом окне увидеть по атеисту;

 5)парцелляция  чаще всего используется  Булгаковым для передачи телефонных разговоров, а также речи некоторых персонажей (в особенности Коровьева):

– Слушаю. Как же. Непременно. Срочно. Всеобязательно. Передам, - отрывисто стукала трубка.

– Прошу принять, - говорила трубка, - мои наилучшие, наигорячейшие приветы и пожелания! Успехов! Удач. Полного счастья. Всего!

       Приведённые примеры доказывают уникальность жанрового своеобразия романа. Я думаю, его можно  одновременно считать и фантастическим, и философским, и любовно-лирическим, и сатирическим. Нельзя не отметить ещё одну  его выразительную деталь-построение .   Вот почему я считаю это   произведение одной  из самых интересных   книг в русской литературе. Она заставляет меня о многом задуматься, потому что в ней ставятся вечные проблемы  величия человека и  аморальности власти как проявления насилия над человеком,  красоты любви и людей, способных на любовь, сострадания и милосердия, отваги и верности. Все они ,я уверена, ещё долгое время будут волновать человечество. Поэтому  это произведение  невозможно не полюбить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...

Урок по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тема урока:  Сатирическое изображение московского общества в романе  М. Булгакова  «МАСТЕР И МАРГАРИТА»...

Тест по роману МА Булгакова "Мастер и Маргарита"

включает тестовые задания и задание с развернутым ответом...

Конспект урока по литературе в 11 классе «Роль библейских глав в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Урок ставит своей целью показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности....

Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...

Мастер и Маргарита (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Цель урока: Выяснить с учащимися главную идею романа; на основе поступков уметь давать оценку героям, выражать свое отношение к ним; на материале романа способствовать воспитанию у учащихся...

Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....