Образ «маленького человека» в рассказе А.Д.Балашова «Муха»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Птицина Елена Михайловна

Урок литературного краеведения знакомит с творчеством А.Балашова. Рассматриваются традиции и новаторство писателя в создании образа "маленького человека" 20 века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_malenkogo_cheloveka_v_rasskaze_a.balashova_muha.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного краеведения

Образ «маленького человека» в   рассказе А.Д.Балашова «Муха»

Цели: способствовать развитию мыслительных навыков обучающихся (умение работать с информацией, анализировать различные ситуации, проявлять способность к разумному рефлективному творческому мышлению); подвести к осознанию того, что никогда ни при каких обстоятельствах нельзя утрачивать чувство собственного достоинства,  осознанию обучающимися своей УД (учебной деятельности), самооценке результатов деятельности своей и всего класса.

Задачи: обобщение знаний обучающихся по данной теме, продолжение знакомства с произведениями писателя-земляка, формирование умения полноценно воспринимать художественное произведение, выявлять художественные особенности рассказа А.Балашова, традиции и новаторство в создании новых героев, развитие культуры работы с текстом,  умения публично выступать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Планируемые результаты обучения:

предметные

метапредметные

личностные

Умение выявлять художественные особенности рассказа; определять понятия «традиция», «новаторство»; строить монологическое высказывание

Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка    и решение проблемы; регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку; коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Осознание значимости самоуважения, личности человека, его достоинств; умение оценивать поступки героев с нравственной точки зрения.

   Ход урока:

I.Мотивационный этап

1.Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Садитесь, а я начну.  (слайд №1)

        «Долго стоял он неподвижно, наконец, увидел за обшлагом своего рукава сверток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти- и десятирублевых смятых ассигнаций. Слезы опять навернулись на   глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошел…Отошед несколько шагов, он остановился, подумал… и воротился, но ассигнаций уже не было».

  • Вы узнали этот отрывок? Из какого он произведения?

( А.С.Пушкин «Станционный смотритель»)

  • Кто этот   герой? Что это за образ? (Самсон Вырин, образ «маленького человека»)
  • В каких еще произведениях рассказывается о «маленьком человеке»? (Н.М.Карамзин «Бедная Лиза», Н.В.Гоголь «Шинель»)
  • Поднимают ли современные писатели тему «маленького человека»?
  • Запишите тему урока : «Образ «маленького человека» в   рассказе А.Д.Балашова «Муха».

  • На доске записаны строки   из стихотворений Иосифа Бродского и Николая Добронравова: (слайд №2)

Сумев отгородиться от людей,

Я от себя хочу отгородиться.

Не изгородь из тесаных жердей

А зеркало тут больше пригодится.

  И Бродский

Чтоб тебя на земле не теряли,

                                                                Постарайся себя не терять.

                                                                                                                                                                                                                 Н.Добронравов

  • Выберите те, которые, на ваш взгляд, могут служить эпиграфом к теме урока.  
  • Обоснуйте выбор такого эпиграфа . Запишите его.
  • Исходя из темы урока и соотношения ее с эпиграфом, сформулируйте проблему, которую следует сегодня решить.  

Формулировка проблемного вопроса, целей урока обучающимися, корректировка их учителем.

Проблема : кто он – «маленький человек» современности. каковы особенности его характера; традиции и новаторство в создании его образа.

  • Для того, чтобы эта проблема была разрешена, нам необходимо определить цели.    
  • Сопоставьте целевые установки, предложенные вами и мной. (слайд №3)

( выявить художественные особенности рассказа А.Балашова, определить ролевые функции средств выразительности, традиции и новаторство в создании новых героев; развивать культуру  работы с текстом,  умение публично выступать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

1.Вы не раз встречались с   понятиями: традиция, новаторство. У вас на столах лежат опросные листы, на которых записаны вопросы и задания. Выберите правильные варианты ответов к заданиям №1 и №2, обозначив, таким образом ,  эти понятия.

(Традиция в литературе – это…

        А) открытие новых путей;

        Б) передача художественного опыта из поколения в поколение;

        В) обычай, установившийся порядок в поведении.

Новаторство – это…

        А) обычай, установившийся порядок в поведении;

        Б) открытие новых путей, перестройка литературных традиций;

        В)  передача художественного опыта из поколения в поколение.)

2.Самопроверка тестовых заданий. (слайд №4)

3.  Знания по теме «Образ «маленького человека» в русской литературе» позволяют вам заполнить 1-ую графу таблицы задания №3 на опросных листах.

  • Запишите сведения, уже известные вам по данной теме.
  •   Впишите во 2-ую графу, что еще вы хотели бы узнать по этой теме. (слайд №5)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

III. Выявление места и причины затруднения.

1.Исследуйте развитие  сюжетной линии  рассказа А.Балашова «Муха».

  • Озвучьте вопросы, которые возникли при чтении.

2.Словарная работа по тексту: проверка домашнего задания.

  • Проанализируйте незнакомые слова, встретившиеся в тексте. (слайд №6)
  • Мессия – (от иврит. "помазанный", "помазанник") — в эсхатологических представлениях (см. Эсхатология) иудаизма и христианства — идеальный Царь, Помазанник и Посланник Божий, который явится в конце времен, чтобы изменить неправедную историю, победить зло, свершить Суд (см. Страшный суд) над народами Земли и ввести человечество в Мессианскую эру — эру добра, милосердия, любви, гармонии.  
  • Люмпены – социальный  слой, пребывающий па дне общества и глубоко сочувствующий революционной идее перевернуть общество  вверх дном.
  • Панибратство – неуместная дружелюбность или простота общения.

  • Каким же предстает перед читателем « маленький человек» в рассказе А.Балашова?

IV. Построение проекта выхода из затруднений.

1.Исследование художественного текста по группам:

1гр. – глава 1 до слов «в нашем завистливом городке»

2гр. – гл.1 до слов «чем президенту России»

3гр. – гл 1-2 до слов «держи дистанцию»

4гр. – гл.2 -3 до конца.

5гр. – 4-5 гл.: роль второстепенных героев в создании образа «маленького человека»

6гр. – 6гл. : смысл финала.

Задание: заполнить двухчастный дневник, выполняя следующие задания:

  • Выписать средства выразительности, характеризующие героя с точки зрения авторской позиции.
  • Выписать художественные детали, создающие образ «маленького человека».
  • Выписать цитаты, эпизоды, которые особенно взволновали, и записать ассоциации, комментарии к выписанному.

 

Цитаты, эпизоды, средства выразительности,

художественные детали

Ассоциации, комментарии к выписанному

V. Реализация построенного проекта.

1.Обсуждение результатов исследования, предложенных обучающимися.  

  • Каким изображает автор своего героя?
  • Какие средства использует, создавая образ «маленького человека»?
  • Как изображает писатель время, в котором живет герой?
  • Каков смысл финала рассказа?

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  • Итак, кто он, «маленький человек» современности? Каков? Составьте его словесную характеристику и выразите   даймондом или диамантой. (слайды №

(  Даймонд – состоит из 7 строк.

Алгоритм написания даймонда: Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия.

 Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого       существительного.

Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие.

Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд.

Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.

 Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 причастия)

строчка 4: ассоциации (4 существительных)

строчка 5: действие (3 причастия)

строчка 6: определение( 2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное) )

1.Обсуждение творческих работ. (слайд №7)

2.Сопоставление образов героев.

  • Что объединяет образы героев в произведениях разных эпох?
  • Вернемся к эпиграфу (или эпиграфам). Какие же строки из стихотворений глубже раскрывают внутреннее состояние героя? (оба отрывка могут послужить иллюстрацией к образу «маленького человека», созданного А.Д.Балашовым: герой одинок, но отчасти сам виновен в том, что не смог устранить причины своего одиночества, однако он обладал чувством собственного достоинства).

VII. Включение в систему знаний и повторения.

1.Подводя итог вашим исследованиям, предлагаю поиграть. Игра называется «Незаконченные мысли». Я начинаю предложение – вы заканчиваете:

  •   Жизнь героя не удалась…
  •  Автор этого рассказа хотел сказать…
  •  Сохранить в себе индивидуальность человеку поможет…
  •  Спасут «маленького человека» в современном мире…

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1.Заполнение 3-й графы таблицы «Знаю – хочу знать – узнал»: записать новые сведения по теме.

  • Сравните содержимое 1-й и 3-й колонок таблицы. Сделайте вывод о результатах ваших учебных действий.
  • Назовите традиции писателей-классиков, которые продолжает А.Балашов, создавая образ «маленького человека» в рассказе «Муха», и   его новаторство.

2.Соотношение цели урока и результатов, полученных в ходе работы, фиксируется самооценка обучающимися собственной учебной деятельности.

Домашнее задание: сочинение-эссе на тему « Чтоб тебя на земле не теряли, постарайся себя не терять»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блочно- модульная система в изучении темы «Образ «маленького человека» в русской литературе 19 века»

Блочно- модульная система в изучении темы  «Образ «маленького человека» в русской литературе 19 века»...

А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"

Целью данного урока является: определить место повести в творчестве А.С.Пушкина;.проанализировать образы героев; способствовать воспитанию гуманного отношения к людям; способствовать развитию умения р...

Образ "маленького человека" в русской литературе ХIХ века

Тема не новая, но её знание необходимо и учащимся, и поступающим в вузы....

Конспект урока литературы в 9- классе по теме: «Тема «маленького человека» в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника», «Тоска»».

Знакомство с биографией и творчеством  писателя, чтение и  анализ рассказов «Смерть чиновника», «Тоска», помочь разобраться в психологии «маленького человека»...

Презентация на тему "Маленький человек" в рассказах А.П.Чехова и в произведении В.Маканина "Человек свиты".

Данная презентация выполнена ученицами 10 класса как иллюстративный материал к защите реферата на тему "Маленький человек" в рассказах А.П.Чехова и в произведении В.Маканина  "Человек свиты"....

Конспект урока "Образ «маленького» человека в современной литературе ( на примере рассказа-притчи Людмилы Улицкой «Народ избранный»)".

Образ «маленького» человека в современной литературе ( на примере рассказа-притчи Людмилы Улицкой «Народ избранный»)....

Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку».."

Тема. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа  «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому челове...