Человеческая ценность повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Бжамбеева Альбина Адальбиевна

Конспект урока по литературе в 6  классе

Тема:

Человеческая ценность повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».

Цель:

Создать условия для проявления познавательной активности учащихся в процессе исследования текста.

 Развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения.  

Задачи:

Формировать навыки исследовательской деятельности учащихся

Развивать речь учащихся.

Оборудование:

 Презентация «По страницам повести «Барышня-крестьянка», фрагменты художественного фильма «Барышня- крестьянка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

 Человеческая ценность повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

Цели

Создать условия для проявления познавательной активности учащихся в процессе исследования текста.

 Развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения.

Задачи: 

Формировать навыки исследовательской деятельности учащихся

Развивать речь учащихся.

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

Знать содержание повести, уметь определять жанр произведения, выделять проблемы текста, анализировать эпизоды, проводить сравнительный анализ

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Интерес к учению; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь

Извлекать информацию из текстов, фильма, произведений искусства уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

Основные понятия

Повесть, дворянская усадьба, помещик

Межпредметные связи

 История, музыка

Ресурсы:

 Презентации «А.С.Пушкин «Повести Белкина», фрагменты художественного фильма А. Сахарова «Барышня-крестьянка»

Тип урока

Интегрированный

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, самостоятельная

Технологии

 Здоровьесберегающая, информационная, развивающего обучения, проблемного обучения

Конспект урока по литературе в 6  классе

Тема:

Человеческая ценность повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».

Цель:

Создать условия для проявления познавательной активности учащихся в процессе исследования текста.

 Развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения.  

Задачи: 

Формировать навыки исследовательской деятельности учащихся

Развивать речь учащихся.

Оборудование:

 Презентация «По страницам повести «Барышня-крестьянка», фрагменты художественного фильма «Барышня- крестьянка»

ХОД УРОКА

1.Орг. момент.

Доброе утро! Перед началом нашего урока вспомним нашу формулу успеха! (на экране)

А ещё скажу я вам:

Улыбнитесь всем гостям,

Соберитесь, подтянитесь

И тихонечко садитесь.

2. Мотивация.

Музыка Чайковского «Времена года»

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…

- Кто автор этих строк?

- О каком времени года говорит А.С Пушкин?

- Об осени.

Да. Это было любимое время года поэта.        

В творчестве Александра Сергеевича  был такой период, который литературоведы назвали «Болдинская осень». Что же это значит?

 На эти  вопросы  нам ответят ребята из первой творческой группы.  Назовём их библиографами. Они исследовали историю возникновения «Повестей Белкина».

 Презентация  «Повести Белкина»  (3 мин. )

Вы уже догадались, что сегодня мы с вами будем говорить не о поэзии…

Скажите, чему будет посвящен наш урок, какие вопросы мы сегодня должны обсудить?

Урок будет посвящён пушкинской прозе,  проведём исследование повести «Барышня-крестьянка».

 Поживем некоторое время с героями повести в эпохе, которую назовем   пушкинской.

3.Для этого сначала обратимся к следующей творческой группе, которая вкратце  перескажет саму повесть, а затем покажет отрывок из произведения. Назовём её театральной.  (8 мин.)

Какое впечатление произвела на вас повесть?

Повесть «Барышня-крестьянка» настолько легка в восприятии, что кажется – здесь нет ни особой глубины, ни особых авторских приемов, появляется ощущение, что перед нами просто веселое произведение со счастливым концом. Так ли это? Ответу на этот вопрос мы и посвятим свой урок.

В чем ценность повести «Барышня-крестьянка»?

 Наша задача сегодня на уроке: разобраться и ответить на этот вопрос.

Запишем тему урока в тетради. Затем  повторим некоторые литературоведческие понятия, художественно-изобразительные средства, стилистические фигуры и значения некоторых слов.  Это нам поможет  лучше  понять неповторимый язык Пушкина.

Словарная работа: 

Повесть - средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в которомпредставлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объёму повесть больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, вней больше событий и действующих лиц,

 однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия.

 Эпи́граф (греч. επιγραφή — «надпись» ) — цитата, помещаемая во главе сочинения или части его с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора.

Оксю́моронокси́морон (др.-греч. οξύμωρον, букв. — остроумно-глупое) — стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого).

При  изучении текста нам попались незнакомые слова зоил, англомания. Что они обозначают?

Зои́л (др.-греч. Ζωίλος) — ораторгреческий философлитературный критик IVIII веков до н. э., родом из Амфиполя, что во Фракии, откуда один из его эпитетов: «фракийский раб».  Зоил — нарицательное имя критика завистливого, язвительного и мелочного. 

Англомания — страстное почтение (со стороны преимущественно не англичан) ко всему английскому (будь то искусстволитератураисторияи т. д. и т. п.), которое выражается в желании всячески подражать быту англичан и возвеличивать его над бытом остальных народов. Также выражается в увлечении английским языком[1][2], проявляясь в массовых заимствованиях из него, таким образом выходя за рамки собственно английской культуры, поскольку английский язык распространён не только в Англии.

Баить—  означает  рассказывать. (диалектизм, северное)

 Наперсница — НАПЕРСНИК, а, м. (устар.). Любимец, пользующийся особым доверием кого- нибудь. Корнем существительного "наперсник" является слово-архаизм "перси", что в переводе на современный русский язык значит "грудь". Вот и выходит, что "наперстник" - это тот, к груди которого припадали и излагали все свои жалобы на жизнь, на близких и соседей со слезами или без них.Наперсником также называли доверенное лицо или просто любимчика господина.

4.Проверка домашнего задания (знание содержания повести).

Но вам нужно получить допуск, чтобы начать исследование. Для этого проведем блиц-опрос, т. е. быстрый опрос.

Прием «Да-нет» (Да –встали, нет –сидим на месте, физминутка)

  1. Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский были соседями? (да)
  2. Ненависть к нововведениям была отличительной чертой Берестова? (да)
  3. Отец поругал Лизу за то, что она странно оделась к обеду с Берестовыми? (нет)
  4. Отец обыкновенно звал Лизу Бетси? (да)
  5. Упав с лошади, травму получил Муромский? (да)
  6. Мисс Жаксон разрешила Лизе взять её белила и сурьму? (нет)
  7. Отец Алексея спрашивал у сына согласия женить его на Лизе? (нет)
  8. Идея обучить Акулину грамоте принадлежала Алексею? (да)
  9. Узнали ли отцы о переодеваниях Лизы? (нет)

Молодцы, ребята! Допуск к исследованию вы получили. Приступаем к работе с текстом.

В повести Пушкин рассказывает нам о своем времени, начале 19 века, о людях, об отношениях, принятых тогда в обществе. В этом историческая ценность его произведения. Вам нужно подтвердить это утверждение.

Презентация «Мир дворянской усадьбы»   2 мин

А теперь найдем доказательства в тесте.

Какие два поколения представлены в повести?

 Старшее - Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский, а также молодое поколение.

В начале повести перед нами предстают родители главных героев, это типичные помещики того времени. Давайте посмотрим, какими показывает их автор.

4.Защита следующей  части исследования.

Представьте информацию о помещиках

- О Берестове Иване Петровиче

- О Муромском Григории Ивановиче, зачитайте цитаты из текста.

Назовите положительные и отрицательные стороны помещиков Берестова и Муромского.

Положительные стороны помещика …  (Берестова старшего) – разумный человек, хороший отец, гостеприимный хозяин.

Положительные стороны помещика …  ( Муромского) –  всё время вводил что-то новое, хороший отец.

  Назовите отрицательные стороны помещиков И.П.Берестова, и Г.И.Муромского

Берестов  гордится своей суконной фабрикой и  богатым поместьем, думает только о выгоде.

Муромский   живёт не по средствам и не очень разумно ведет хозяйство, слишком  увлечен всем английским.

    Какие чувства  у вас вызывает решение отцов-помещиков поженить детей, не спрашивая их согласия?

(Недовольство, уважение, сочувствие влюбленным)

Сделаем выводы (составление кластера на доске)

Перед нами типичные помещики того  времени.

 Один - хозяин, другой - англоман.

Иван Петрович Берестов – русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу.

Григорий Иванович Муромский - «это был  настоящий русский барин», но всё делал на английский манер. Оба типа помещиков характерны для поместного дворянства того времени 19 века

       Мы  видим  в  повести   признаки  исторической эпохи

  В этом заключается историческая ценность повести «Барышня-крестьянка»

 5.Защита второй части исследования

Вопрос:

А в чем же человеческая ценность повести?

 Назовите главных героев повести (Алексей Берестов, Лиза Муромская)

Скажите, о ком эта информация:

  1. Воспитывался в университете. «Молодец», «красавец, стройный, высокий, румянец во всю щеку». Играет в горелки с крестьянами.

  2. «Ей было 17 лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо». Воспитывает англичанка мисс Жаксон. Дружит со своей служанкой.

Что происходит с героями?

 Как они познакомились? (краткий пересказ)

  Итак, молодые люди полюбили друг друга. Давайте выясним, какие качества характера вызвали у них взаимную симпатию? Продолжите высказывания  (правильное 1 из 2 вариантов):

       1. Алексей понравился Лизе, потому что

а) был холоден и равнодушен ко всем барышням;

б) в отношениях с Акулиной был прост, искренен и не гордился своим происхождением и богатством.

       2. Алексей полюбил Лизу, потому что

а) она  была  красивой    барышней  из богатой семьи;

б) она была необычной крестьянкой, умной, находчивой,  естественной, доброй и порядочной девушкой с чувством достоинства.

Продолжите фразу:

«Любовь к Акулине изменила Алексея, он  повзрослел …»  

1.Алексей верен своей любви и твердо решил жениться на крестьянке, ослушавшись воли родителя.

2. Алексей решил послушать отца и жениться на Лизе, хотя её не любит.

Фрагмент фильма (заключительная сцена)

Вопрос

Как  заканчивается повесть?

 Повесть заканчивается счастливо:

 Алексей узнает в Лизе свою любимую Акулину и Муромский благословляет их.

 

Что вы чувствуете?

 Радость за  счастье героев, они по-настоящему и искренне  любят и заслуживают счастья.

Учитель:

Итак, любимая Акулина и непривлекательная Лиза одна и  та же девушка. Алексей рад. Он произносит слова, которые являются эпиграфом к повести:

 « Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.»

- Как вы понимаете данные слова?

  Смысл эпиграфа к повести «Барышня-крестьянка» в том, что не платье красит человека, что подлинная красота – это красота Души, и она не зависит от положения человека в обществе.

Теперь герои не могут скрывать своих чувств. Повесть со счастливым концом.

6. Выводы.

 Мы выяснили: Александр Сергеевич хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красивых человеческих отношениях без обмана, без притворства. Пушкин звал к этому.  Глубина повести в том, что Пушкин провозглашает главными ценностями в человеке простоту, ум, живость, способность быть верным своим чувствам, таких людей автор «награждает» счастьем. А Лиза – привлекательная, артистичная девушка, представшая и в образе крестьянки, и в образе дворянки - действительно заслуживает слов эпиграфа.

Мы убедились в том, что простое на первый взгляд произведение Пушкина обладает глубиной: оно говорит о ценности простоты в человеке, естественности в проявлении чувств, о верности в любви.

  А разве мы, живущие в 21 веке не ценим в людях порядочность, верность, преданность?

    Для нас также важны все эти человеческие качества, как были важны и для А.С. Пушкина почти 200 лет назад.

Исследуя текст повести «Барышня-крестьянка», мы убедились в том, что простое на первый взгляд произведение Пушкина обладает глубиной, огромной человеческой ценностью и современно по сей день.

7.Домашнее задание

Мое впечатление от повести «Барышня-крестьянка» (в тетради)

Нарисовать иллюстрацию (по желанию)

Составить кроссворд или вопросы к викторине (по желанию)

 8.Оценки за урок.