Урок литературы в 10 классе на тему: "Философское осмысление лирики природы Ф.И.Тютчева"
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему

Миндовская Ольга Константиновна

В материале представлена разработка урока по теме "Филосоыское осмысление лирики природы Ф.И.Тютчева"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filosofskoe_osmyslenie_liriki_prirody_f.i.tyutcheva.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЛИРИКИ ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.И.ТЮТЧЕВА.

Цели: 1.Понять мировосприятие Ф.И.Тютчева.
           2.Формировать художественный вкус у учащихся.
           3. Развивать творческие способности, логическое мышление.
           4. Воспитывать уважительное отношение к культурному наследию.

2. Повторение изученного на предыдущих уроках.
  Беседа:
- Вспомните, о чём размышляет Базаров перед смертью.
-Какие чувства сливаются у героя воедино?
-Почему Россия осталась для Базарова загадкой?
-Какие строки Ф.И.Тютчева могли бы стать ответом тургеневскому герою?

       «Отец  вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет…Это чепуха; но не разуверяйте старика. Чем бы дитя ни тешилось…вы знаете. И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать… Я нужен России… Нет, видно , не нужен. Да и кто нужен?»

        Умом Россию не понять,
      Аршином общим не измерить.
      У ней особенная стать-
      В Россию можно только верить!

Вопрос: Какие философские и политические взгляды отразились в этом стихотворении? (Тютчев- славянофил)

3. Изучение нового материала. (Слайды  №1,2)
   Слово учителя:
    Сегодня наше занятие посвящено прекрасному русскому поэту второй половины 19 века Фёдору Ивановичу Тютчеву, его философской лирике.

Определим цели сегодняшнего урока. (определяют учащиеся)

Обратим внимание на портрет Тютчева. (Слайд №4)

Вопрос: Что привлекло ваше внимание в этом человеке?
      «Стройного, худощавого сложения, небольшого роста, с редкими, рано поседевшими волосами, небрежно осенявшими высокий, обнажённый необыкновенной красоты лоб, всегда оттенённый глубокой думой; с рассеянием во взоре, с лёгким намёком иронии на устах, хилый, немощный и по наружному виду, он казался влачившим тяжкое бремя собственных дарований, страдавшим от нестерпимого блеска своей собственной неугомонной мысли», - так, по воспоминаниям И.Аксакова, выглядел Тютчев – поэт, о котором Лев Толстой сказал: «Без него нельзя жить».

4. Выступление группы «Биографы». Просмотр слайдов о Тютчеве.

Слайд 1. Фёдор Иванович Тютчев родился в родовом тютчевском имении, селе Овстуг Орловской губернии Брянского уезда, 23 ноября 1803 года. Тютчевы принадлежали к старинному дворянскому роду.

Слайд 2. Екатерина Львовна Тютчева – мать поэта, «Женщина замечательного ума, сухощавого нервного сложения, с фантазией, развитой до болезненности». Она оказала на сына огромное влияние.

Слайд 3. Отец – Иван Николаевич – был равнодушен к служебной карьере и слыл гостеприимным , радушным хозяином – помещиком.

Слайд 4. Фёдор Иванович Тютчев и по внешнему виду (был очень худ и малого роста), и по внутреннему духовному строю был совершенной противоположностью своему отцу ( у них было общее разве одно благодушие). Зато он чрезвычайно походил на свою мать.

Слайд 5. С признаками высших дарований с самых первых лет поэт сделался любимцем и баловнем бабушки Остерман, матери и всех окружающих.

Слайд 6. Ему было почти 9 лет, когда настала гроза 1812  года.

Слайд 7.Сразу  «после  французов» родители поэта пригласили к нему воспитателем Семёна Егоровича Раича (известный поэт, переводчик и литературный критик) Впоследствии Тютчев посвятил Раичу несколько стихотворений., который оказал большое влияние на  Фёдора Ивановича.

Слайд 8.В 1818 году Тютчев поступил в Московский университет.

Слайд 9. По окончании университета поэт уезжает в Петербург, где поступает на службу в Коллегию иностранных дел. Вскоре он получает сверхштатное место чиновника русской миссии в Баварии.

Слайд 10. В июле 1822 года Тютчев уехал в Германию, в Мюнхен. За границей он прожил 22 года.

Слайд 11. В 1844 году Тютчев приезжает в Россию. Стихи почти не пишет. Он стремится для себя уяснить ход мировой истории. Пишет политические статьи, которые получили одобрение Николая 1. Это помогло ему устроиться на работу в цензурный комитет старшим цензором.

Слайд 12. С конца 1840- х годов Тютчев возвращается к лирическому творчеству. Его имя в поэзии уже забыто. В 1850 году Некрасов помещает в «Современнике» статью « Русские второстепенные поэты», в которой публикует напечатанные Пушкиным прежде 24 стихотворения поэта. Некрасов отнёс Тютчева к великим поэтическим именам, поставив рядом с Пушкиным и Лермонтовым.

Слайд 13. Тютчев стал заслуженно знаменитым. Л.Н. Толстой сказал о Тютчеве, и эти слова  разделили с ним другие: «Без него нельзя жить».

Слайд 14. 27 июля 1873 года Тютчев умер в Царском Селе. Похоронен в Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря.

5. Учитель.  Стихотворений о природе изучено нами немало. Попробуем определить, в чём своеобразие лирики Ф.И.Тютчева. Поэт стремился уловить душу природы, понять и объяснить её во всех её проявлениях. Ему представляется высшим блаженством, доступным человеку, любоваться многообразными проявлениями в жизни природы. Это связано с тем, что Тютчев -  поэт- мыслитель.     Почему?    
Ответ учащихся:      Философскую основу его мировоззрения составляет особое отношение к природе. Страстная любовь к жизни и мучительная тревога, вызванная мыслью о кратковременности человеческого бытия,- вот что заставляет поэта всматриваться в природу, в которой он видит реальность, обладающую способностью вечно обновляться.
Учитель: Тютчев был сыном своего века, отмеченного печатью сомнения и неверия. Это сомнение порой проникало в его стихи.

                          Природа – сфинкс. И тем она верней
                         Своим искусством губит человека,
                         Что, может статься, никакой от века
                         Загадки не было у ней.

В этом стихотворении мы видим, что природа и человек изначально враждебны друг другу. Природа провоцирует человека отыскать в ней несуществующие тайны. Впрочем, это стихотворение лишь один из моментов поиска истины.

6. Выступление группы «Литературоведы».

Ф.И.Тютчев –  поздний романтик.  Поздний романтизм существенно отличается от раннего романтизма. Романтики учитывали  достижения реалистической прозы и сами влияли на неё. Чему же научился романтизм у реализма?
 Во – первых, лирический герой у многих романтиков теряет черты исключительности и избранности, представая вполне обыкновенным человеком, наделённым мощью и утончённостью  личного духа.
Во- вторых, романтическую одухотворённость всего сущего романтик находит в самых обыденных явлениях природы и предметах, в их спокойных, тихих состояниях.
В – третьих, романтики ценят точность- изобразительную, живописную, звуковую, пластическую и даже «научную» (полёт, повадки и поведение зверей, птиц, насекомых).
      Тютчева принято считать поэтом- философом. Однако он в своих стихах не излагал какую-то определённую философскую систему. Главное в его лирике не философские идеи, а образ мысли и образ мыслителя. Посредством образного языка поэт объясняет происхождение мира, жизнь основных его стихий, законы времени и пространства.
   Лирика Тютчева – не логически стройная картина мира. В одних стихотворениях он утверждает мысль, которая опровергается в других.
    Все эти новые качества позднего романтизма в наибольшей степени воплотились в творчестве Ф.И.Тютчева. И сейчас мы это увидим.

7. Выступление группы «Чтецы».                                                                             Чтение стихотворений Ф.И.Тютчева и рассказ о них.

«Как океан объемлет шар земной» (1830) (Слайд №4)
         Это стихотворение даёт представление о строении Вселенной в поэтической космогонии Тютчева.
       На поверхности жизни  человек, по убеждению поэта, видит порядок. Признаки его- культура и цивилизация. Но поверхностное знание обманчиво. Земная жизнь днём, когда человек бодрствует, подобна тому, как небесный свод в виде покрова «объемлет « шар земной, и человеку не видна мрачная бездна мироздания. Так и земная жизнь окутана своим покровом( «снами»). Если снять покров снов, то обнажится мощная и грозная игра стихии, разверзнется пылающая бездна. Тогда Земля, место обитания человека, окажется утлым чёлном, на котором во Вселенной плывёт человечество.

«День и ночь» (1839) (Слайд №5)
         То же представление содержится и в этом стихотворении. «День» оберегает человека от встречи с «бездной», угрожающей ему. Днём не страшно. День –« друг человеков и богов» - признак культуры , цивилизации и порядка. Однако «день» зыбок и не вечен: за ним приходит  «ночь», когда вступает в свои права могучая, неуправляемая стихия, полная угроз.
     Люди самонадеянно думают, что они властители Вселенной, а на самом деле их жизнь призрачна. Всем этим Тютчев хотел сказать, что нынешние культура и цивилизация относительны ,что они могут исчезнуть, что их существование не вечно.
    Всюду Тютчев замечает и распознаёт двойственность, схватку противоположных начал, сшибку противоположных стихий. Даже в самом человеке проявляется двойственность.

«Silentium!» (1830) (молчание) (Слайд №6)
         Теме двойственности посвящено это стихотворение. Тютчев пишет о том, что мысль, зародившаяся в « душевной глубине», не тождественна той, какую выговаривает язык. («Мысль изречённая есть ложь») Если роковая двойственность присуща человеку и обнаруживает пропасть между его сознанием и его речью, то тем более она присуща человеческому роду. Передать свою мысль другому невозможно («Другому как понять тебя?»). Человек обречён на непонимание, ему остаётся погрузиться в свой внутренний мир.
        Здесь Тютчев развивает одну из любимейших тем романтиков о невыразимости души. Душа человека – это своего рода замкнутая вселенная, не имеющая выхода во внешний мир и скрытая для постороннего взора и ума.

«НЕ ТО, ЧТО МНИТЕ ВЫ, ПРИРОДА…» (1836) (Слайд №7)
      Тютчев начинает стихотворение с полемического обращения к так называемым материалистам, которые видят в природе не более чем объективную реальность, бесчувственную и равнодушную. Природа для них лишена духа и души. Она представляет собой жалкое и безжизненное «тело». Они отрицают всяческое родство между природой и человеком. Если природа бездушна, а человек обладает духом и душой, то между ними воздвигнута непреодолимая преграда. Это значит, что мы не в силах понять природу, а природа не может понять нас , успокоить нашу душу, исцелить страдания. Тютчев с этим решительно не согласен. Он считает, что человек и природа духовны. В современный век люди стали сомневаться в божественных тайнах, и душа природы закрылась перед ними. Противоречие, намеченное Тютчевым, трагично и чревато разобщением человека с мировым целым, с природой.

Учитель:    У Тютчева ответственное отношение к поэтическому слову, которое рассчитано на ответный отклик. И в этом поэт видит Божий дар. Наряду с талантом поэта он ставит и талант читателя.                                                                                                                           «Нам не дано предугадать…» (1869) (Слайд № 8)                                                      Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся,-
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать.

       На какие ключевые слова мы должны обратить внимание?

    (сочувствие – форма выражения своего состояния по поводу переживаний другого человека;
Благодать – дар человеку от Бога, без всяких заслуг со стороны человека и предназначенный для его спасения)
       Тютчев считает, что отзыв может быть ожидаемым и неожиданным. Богом предусмотрены «сочувствие» и «благодать», следовательно, есть надежда и на верный отзыв. Человечество не оставлено Богом, оно опекается им. Это, однако, не значит, что от самого человека не требуется никаких усилий. Человек должен трудиться.(Слайды №9,10,11,12,13)

Учитель:
      Сила эмоционального впечатления, производимого на нас стихами Тютчева о природе , велика, потому что он мастерски владел умением создавать картины природы. Тютчев в совершенстве владел этим искусством. Как же он этого добивался? Заглянем в творческую лабораторию поэта.

Творческая работа учащихся:

      Учащимся предлагаются карточки с отпечатанной первой частью стихотворения «Фонтан». Эпитеты пропущены. Ученики должны вставить их и обосновать свой выбор.    

Смотри, как облаком………………………..
Фонтан ………………………….. клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце……………………………..дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты…………………………….-
И снова пылью………………………………………..
Ниспасть на землю осуждён.    
(Слайды №14,15)

   2-3 учащихся читают свои стихотворения. Делаем вывод.

        Сравним с оригиналом стихотворение «Фонтан» (Слайд № 16)

Учитель:
     Для поэта Ф.И.Тютчева сущность мира – столкновение, противоречие, конфликт. Он наблюдает их повсюду: в природе, в движении истории, в человеческой душе. Но природа всегда оказывается для него неисчерпаемой, потому что она таинственна и загадочна. Для передачи этих мыслей и чувств Тютчев использует свой излюбленный приём «образного параллелизма»
  . Однако эта параллель не всегда обнаруживается явно.

    Настоящее признание Ф.И.Тютчева  как великого поэта началось  лишь в двадцатом столетии. Хочется верить, что сегодняшний разговор о поэзии Тютчева позовёт человека с утончённой душой к сборнику его стихов, и он найдёт в нём строки, созвучные своему настроению.  

       Вернёмся к стихотворному афоризму Тютчева: (Слайд № 17)
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить!
     

      Что теперь, после нашего разговора о Тютчеве, вы можете сказать об этом стихотворении?

         Мне кажется, что это стихотворение родилось в споре с философской, исторической, нравственной и религиозной мыслью Западной Европы. Главным и немеркнущим ориентиром служила для Тютчева  вера в Россию, в её призвание, в то, что благодаря России продолжится развитие цивилизации и культуры.
      Тютчев прожил за рубежом 22 года. Он отметил достойную для подражания образцовость европейцев, однако продолжал любить уклад жизни русских. Ему нравилась их непредсказуемость, живость ума, характера. Он был уверен, что у России своя дорога. Она не погрязнет, как Европа,  вмещанских устремлениях, а будет развиваться духовно, и именно это сделает её более сильной перед другими странами.

        Современники увидели в нём непобедимую веру в великое будущее России, всемирная миссия которой, однако, пока скрыта, загадочна и непостижима, и когда она явится миру – неизвестно. Не зря Велимир Хлебников назвал Россию «Лебедией будущего».

Вопрос: Почему это стихотворение пользуется популярностью сегодня?

Подведение итогов урока:
     1. С каким замечательным поэтом  второй половины 19 века мы познакомились на уроке?  

    2.В чём своеобразие лирики Тютчева?     (литературоведы отвечают)

        Преобладание пейзажей – одна из примет лирики Тютчева

      В отношении к природе Тютчев являет как бы две ипостаси: бытийную и созерцательную.

     Тютчев – мыслитель. Обращаясь к природе, видит в ней неисчерпаемый источник для размышлений и обобщений космического порядка.

     Тютчев приходит к неожиданным прозрениям: человек не всегда в разладе с природой. Он не только «беспомощное дитя», но он равновелик ей.

      Природа дышит и живёт, радуется и грустит, непрерывно движется и изменяется.

    Пытливая мысль Тютчева находит в теме природы философские проблемы. Каждое его описание череды зимы и лета, весенней грозы – это попытка заглянуть в глубины мироздания, как бы приоткрыть завесу его тайны.

Синквейн на тему Природа

1.Тема (предмет) одно существительное

2.Описание предмета ( два прилагательных)
3.Действие предмета ( три глагола)
4. Отношение автора во фразе ( четыре слова)
5. Синоним (слово – резюме), обобщающий смысл темы.

Возвращаемся к целям урока.

Вопрос: Выполнили мы на уроке то, что задумали?

Рефлексия: (Слайд №18)
     Закончите фразу:

  • Я сегодня узнал…
  • Я сегодня задумался….
  • Меня удивило….
  • Я сделал вывод…

Домашнее задание: (Слайд № 19)
 1. Выучить наизусть  стихотворение Тютчева по выбору.
2. Сделать анализ этого стихотворения.
                                                                     

       

       

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"

Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....

Урок литературы. 8 класс. Человек и природа в лирике Н.Заболоцкого.

На данном уроке даётся анализ нескольких стихотворений Н.Заболоцкого.Разбираются некоторые виды тропов....

Урок литературы. 10 класс.«Панаевкий», «денисьевкий» и «лазичевский» циклы любовной лирики Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева и А. А. Фета.

На уроке используются технологии групповых способов обучения, проблемного обучения, технологии личностно-ориентированного обучения и  ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).Школьники уже...

Урок литературы 10 класс «Философская лирика Ф. И. Тютчева»

Освоение понятий категории времени в философии, категории времени, философии природы в творчестве Ф.И. Тютчева.Умение анализировать стихотворения Ф.И. Тютчева, относящиеся к философской лирике....

Блок-урок: 1. Лирика природы Ф. И. Тютчева («Осенний вечер», «Весенние воды», «Не то, что мните вы, природа...») 2 . «О, как убийственно мы любим...»: «Накакнуне годовщины 4 августа 1864 года», «Я встретил вас и все былое».

ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПроанализировать ключевые стихотворения Ф. И. Тютчева о природе и о любви.2. Развивающие Развивать умение целостного анализа произведения; Развитие умения готовить сообщ...