Разработка урока-игры "Мифы Древней Греции"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Ким-оол Чечек Семеновна

В разработке урока-игры "Мифы Древней Греции" есть разные интересные задания, связанные с мифами Древней Греции, развивающие творческие способности и интерес к литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_mify.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока-игры Ким-оол Чечек Семеновны, учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 г Кызыла РТ по теме: «Мифы Древней Греции»

с использованием элементов ФГОС:

Образовательные цели:

  • расширить кругозор учащихся;
  • закрепить их знания о Греции;
  • рассказать о возникновении древнегреческих мифов, отражении в них представлений греков об окружающем их мире;
  • познакомить учащихся с героями мифов на русском языке;
  • раскрыть образы мифологических героев;

Развивающие цели:

  • стимулировать познавательный процесс, развивать коммуникативные способности учащихся;
  • раскрыть потенциальные возможности детей;
  • развивать творческие способности и интерес к литературе.

Воспитательные цели:

  • воспитывать у учащихся инициативность в построении совместной учебной деятельности;
  • формировать умение работать в команде;
  • воспитывать у учащихся эстетический вкус;

Использованные методы и приемы:

  • технология интерактивного обучения,
  • интегрированное обучение,
  • технологии КСО (работа в группах),
  • элементы технологии развития критического мышления,
  • игровые технологии обучения.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор; подготовленная заранее при помощи компьютерной программы MicrosoftPowerPoint презентации «Путешествие по Греции», «Мифические чудовища и победившие их герои»;

Основные понятия: мифы, мифология.

В игре участвуют учащиеся 6 класса. Класс заранее делится на 2 команды, каждая команда выбирает капитана, придумывает название, связанное с темой урока. Команды «Эллины», «Криты». В качестве ведущих – учителя истории, литературы. В качестве судей выступают гости урока-игры: зам.директора по УМР школы, учителя. На их столе надпись «Ареопаг». По ходу выполнения командами заданий и участия в конкурсах «Ареопаг» заполняет оценочные листы.

Ход урока:

I. Работа по определению темы урока: (При помощи мультимедийного проектора на экран проецируется подготовленная заранее презентация).

Перед вами предметы из разных стран, мы ими пользуемся –одними часто, другими реже. Давайте вспомним, из каких стран они к нам пришли?

(Поочередно демонстрируются предметы, а ученики называют страну, из которой они к нам пришли)

1. Лист бумаги- Китай

2.Шахматные фигуры –Индия

3. Чай –Китай

4. Сахар –Индия

5. Ваза –

- Подобные древние вазы пришли к нам из Древнего города Афины в результате археологических раскопок. Эти древние вазы и рисунки на них могут рассказать нам о разных исторических событиях древнейшей страны, с которой нам сегодня предстоит познакомиться. Кто догадался, какая это страна? Древняя Греция

Итак, мы отправляемся в Древнюю Грецию и удивительный мир ее мифических героев.

Чечек Семеновна: И так, давайте сформулируем нашу тему урока: О чем будем говорить и рассказывать сегодня, что предстанет главной фигурой нашей игры?

- Молодцы все команды, темой нашего урока будет «Мифы Древней Греции». Сегодня вам предстоит увлекательное соревнование, в котором вы покажете свою смекалку, эрудицию, кругозор, умение логически мыслить. На уроке вы снова сможете погрузиться в неповторимый и загадочный мир древней Эллады с её героями и их удивительными подвигами, мы вспомним греческих богов, которые то помогали, то  мешали людям и мифическим героям.

Цель нашей игры - демонстрировать, как больше свои знания по данной теме. Исходя из цели, мы ставим перед собой следующие задачи:

  • закрепляем свои знания о Греции;
  • рассказываем о древнегреческих мифах;
  • повышаем свой интерес к русской литературе через греческую мифологию;
  • раскрываем свои умения работать в команде;
  • развиваем в себе «соревновательный дух»;


-Наша игра состоит из 4 этапов, увлекающих нас в красивую страну, в ее историю, культуру. И в конце нашей игры, мы определим команду знатоков о Греции, с помощью ареопагов.

- Хотим представить вам наш высокий «ареопаг»:

Верховный ареопаг, и ареопаги – , и помощники ареопагов- все учителя, которые будут строго судить вас, а также три команды и их капитанов.

Итак, в путь!

Ч.С. Представьте, что мы с вами мореплаватели, садимся на корабли и в путь? Наш корабль направляется на Северо-Запад. Пересекаем Средиземное море, попадаем в Эгейское море, а там не за горами Эллада или Греция.

Ч.С. Это небольшая страна дала человечеству очень многое: театр, скульптуру, архитектуру, живопись, олимпийские игры. Греция небольшая страна, но с очень большой культурой.

Многие имена тоже греческого происхождения: Татьяна, Елена,Екатерина, Ксения, Галина, Марина, Александр и др.

II. Актуализация опорных знаний.

1. этап: учитель истории предлагает 1 конкурс «Природа Греции»

Ч.С. Первая наша остановка – порт «Практический»

Я прошу вас заполнить таблицу «Природные условия и занятия жителей Древней Греции»

Какие задачи мы поставим перед собой, чтобы заполнить таблицу?

1. Определить географическое положение Греции

2. Выяснить природные условия.

3. Определить занятие населения

Группы работают 5 мин.

Вопросы:

1. Назовите три особенности природы Древней Греции.

2. Какие занятия были характерны для греков?

2 этап. Учитель литературы.

Любая страна интересна не только с точки зрения природы, она славится прежде всего культурой, которую создают люди.

Мы с вами отправляемся на следующий порт – «Мифический». Вы знакомы с мифами. С историей Греции мы продолжим знакомство, обратившись к мифам «О Тесее и Минотавре», «О Дедале и Икаре».

Что такое миф?

Мифы (греч.) – предания, сказания. Это произведения, созданные фантазией народа. В них рассказывается о происхождении мира и человека, о деяниях древних богов и героев.

- Что такое мифология? Из каких двух корней состоит это слово? Как его можно перевести на русский язык?

Мифология — совокупность мифов и мифологических представлений.

Повсеместно распространились легенды о Геракле – могучем сыне Зевса, о его подвигах и трагической судьбе, о подчинении им острова Крит, организации игр в честь Зевса в Олимпии, о странствиях по малоизвестным странам, о превращении его после смерти в божество.

- Можем мы считать мифы историческими источниками? И почему? (изучает прошлое, узнают, как жили люди)

- Чтение мифов. (5 мин)

Вопросы для диалога:

- Что построил Дедал на Крите? (лабиринт)

- Что такое лабиринт?

- Как бы вы выбрались из лабиринта?

- Что бы вы смогли для этого придумать?

- Что у меня в руках? (клубок нити)

- Что можете рассказать?

- В какой ситуации сегодня мы можем использовать выражение «ариаднина нить»?

Ч.С. - Что сказочного в этих мифах? (чудовище Минотавр, происхождение названия Эгейского моря)

Ч.С. -Что могло соответствовать исторической действительности? (наличие государств, есть цари, дань, города, дворцы, мастера, строительство кораблей-тоже реальность)

Ч.С. -Что объединяет эти два мифа? (дети не послушались своих родителей –Тесей сменил парус, забыл просьбу отца и тот погиб,а Икар взлетел слишком высоко, и его тоже постигла гибель).

-Какой вы можете сделать вывод для себя? (надо прислушиваться к советам родителей, так как они желают нам только добра)

Физкультминутка:

Метание диска – повороты корпуса;

Бег на месте – разминка ног;

3 этап: порт Божественный: Ч.С. Продолжаем наше путешествие. «Угадай древнегреческого бога»

4этап: 4 порт фразеологический: Работа с крылатыми фразами из мифов (работа с толковым словарем).

В каждодневной речи мы часто употребляем такие известные выражения, как «Авгиевы конюшни», «Ахиллесова пята», «Кануло в лету», «Ариаднина нить» другие. Происхождение их связано с сюжетами древней мифологии. Вот примеры некоторых из них.

«Кануть в Лету. Лета.»

В греческой мифологии лета – река забвения в подземном царстве. Души умерших, отведав воду из Леты, забывали о своей земной жизни. «Кануть в Лету» – быть забытым, бесследно исчезнуть.

«Танталовы муки» – Зевс разгневался на своего сына Тантала за то, что он считал себя богоподобным и низверг его в мрачное царство брата своего Аида. Там он несет ужасное наказание. Мучимый жаждой и голодом, стоит он в прозрачной воде. Она доходит ему до самого подбородка. Ему лишь стоит наклониться, чтобы утолить мучительную жажду. Но едва наклоняется Тантал, как исчезает вода и под ногами его лишь сухая черная земля. Над головой Тантала склоняются сочные фиги, румяные яблоки гранаты, груши и оливы; почти касаются его волос тяжелые, спелые грозди винограда. Изнуренный голодом, Тантал протягивает руки за прекрасными плодами, но налетает порыв бурного ветра и уносит плодоносные ветки... Так мучается царь Сипила, сын Зевса Тантал в царстве ужасного Аида вечным страхом, голодом и жаждой. Отсюда выражение «Танталовы муки» означает нестерпимые мучения от сознания близости желанной цели и невозможности ее достичь.

«Ахиллесова пята» – пятка была единственным уязвимым местом Ахилла, так как ее не коснулись воды подземной реки Стикса, в которую окунала, держа младенца за пятку, богиня Фетида, чтобы сделать его бессмертным. Отсюда «ахиллесова пята» – уязвимое, слабое место.

IV. Итоги урока:

Чечек Семеновна: Все хорошо поработали. Спасибо вам, ребята. Было очень приятно с вами общаться.

V.Рефлексия.

  • Цель: провести анализ учебной деятельности.
  • Что нового узнали о древней Греции?
  • Какие мифы мы повторили?
  • Что вам помогло определить имена богов, при переводе с английского на русский язык?
  • Как вы думаете, нужно ли изучать мифы?

Сегодня, ребята, вы очень плодотворно поработали.


V. Запись домашнего задания:

Прочитайте мифы, нарисуйте рисунки. Приготовьте пересказ мифа.

По истории прочитать §27, 28.

Урок окончен. Спасибо за внимание. До скорого свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока с презентацией для 4 класса "Образ человека Древней Греции".

Тема: «Образ художественной культуры Древней Греции.                      ...

Разработка урока "Цивилизация древней Греции"

Повторительно-обобщающий урок по истории....

Разработка внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе: «Знаток истории Древней Греции»

Разработку внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе "Знаток истории Древней Греции" можно использовать при проведении итогового урока по истории античной Греции. здесь вы найдете в...

Разработка внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе: «Знаток истории Древней Греции».

Цель мероприятия:в игровой форме  между параллельными классами систематизировать и закрепить знания, полученные на уроках истории по культуре Древней Греции;продолжить формирование умений л...

Методическая разработка раздела «Древняя Греция» образовательной программы «История Древнего мира» 5 класс

   Данная работа представляет методическую разработку раздела «Древняя Греция» (22 ч.). Раздел входит в курс Всеобщей истории 5 класса, изучение которого решает ряд задач:...

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции"

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции" На уроке проводится проверка различных орфограмм,  работа с толковым словарем, знаком...

ПРОЕКТ УРОКА «Древняя Греция». «Религия Древней Греции»

ПРОЕКТ УРОКА «Древняя Греция». Урок № 5 «Религия Древней Греции»«Современные подходы в преподавании истории и обществознания»...