Анализ поэтического текста
тренажёр по литературе на тему

Матисон Елена Николаевна

Материал содержит схему анализа лирического текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_liricheskogo_proizvedeniya.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО (ПОЭТИЧЕСКОГО) ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Анализ лирического произведения – это один из вариантов сочинения. В самой формулировке заложено то, что необходимо вам сделать для раскрытия идейно-тематического содержания и художественных особенностей лирического произведения: 1) рассказать о своём восприятии произведения; 2) истолковать, то есть приблизиться к авторскому замыслу, разгадать идею, заложенную в произведении; 3) выразить своё эмоциональное отношение к произведению, рассказать о том, что затронуло, удивило вас, обратило ваше внимание. Здесь приводится схема анализа лирического произведения.

1. История создания произведения:

факты из биографии автора, связанные с созданием поэтического произведения

место произведения в творчестве автора.

кому посвящено стихотворение (прототипы и адресаты произведения)?

2. Жанр стихотворения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения (если есть) и его смысл.

4. Образ лирического героя. Его близость автору.

5. Идейно-тематическое содержание:

ведущая тема;

идея (основная мысль) произведения

развитие мысли автора (лирического героя)

эмоциональная окраска (направленность) произведения и способы её передачи

6. Художественные особенности:

художественные приёмы и их значение;

ключевые слова и образы, связанные с идеей произведения;

приёмы звукописи;

наличие/отсутствие деления на строфы;

особенности ритмики стихотворения: стихотворный размер, рифмы, рифмовки и их связь с идейным замыслом автора.

7. Ваше читательское восприятие произведения.

План анализа лирического произведения

1. Внимательно прочтите стихотворение. Ощущается ли стихотворение монолитным или можно выделить отдельные части. Какие из выделенных частей вам кажутся связанными между собой теснее.

2. Как развивается основной образ (как, в какой последовательности сменяются образы, если их несколько).

3. Обратите внимание на название стихотворения (если оно есть). Как связано оно с тоном, образностью стихотворения.

4. Жанр стихотворения.

5. Тема и идея:

а) о каких явлениях жизни говорит поэт.

б) как вы понимаете мысли и оценки, данные поэтом описываемым явлениям жизни.

6. Структура стихотворения:

а) метрика; определите размер стихотворения; подумайте, связан ли размер с жанром, темой, образностью; выделяются ли метрически какие-либо слова, строки (спондей, пиррихий, цезура).

б) фоника (аллитерация, ассонанс).

в) рифмика (точная, неточная, мужская, женская, диалектическая).

г) строфика (двустишие, терцет, катрен, пятистишие…октава…сонет…Онегинская строфа).

д) способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая).

7. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафора…).

8. Интонационно-синтаксические фигуры (инверсия, анафора, эпифора, риторическое обращение…).

9. Лексико-морфологических средства языка (славянизмы, архаизмы, неологизмы).

Как все эти приемы усугубляют образ, способствуют созданию у читателя определенного настроения?

Можно ли сказать, что стихотворение изысканно, вычурно, изукрашено, или оно намеренно простое? С чем это связано? Представьте стихотворение в цвете. Какие цвета названы прямо или могут быть связаны с образом. Почему цветовая гамма именно такая? Нет ли в стихотворении чего-либо, требующего специального комментария — непонятных, устаревших слов, мифологических образов и т. п.?

Примерный план анализа лирического произведения

1. Кем и когда написано стихотворение?

2. Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.

3. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к ……. и т д.). Тематическое разнообразие лирики ( пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)

4. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.

5. Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).

6. Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.

7. Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.

8. Средства поэтического языка ( изобразительные средства языка, особенности лексики ). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы : пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения.

9. Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения

10. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения

Некоторые литературоведческие термины

метрика — наука о стихотворных размерах

спондей — в двухсложных размерах силлабо-тонического стиха — употребление подряд двух ударных слогов

пиррихий — отсутствие ударения в двухсложной, реже в трехсложной стопе

цезура — особый вид ритмической паузы, совпадающей со словоразделом, проходящим внутри стопы

фоника — раздел фонетики, рассматривающий звуки речи с точки зрения их эстетической и эмоциональной функции

аллитерация — повторение в речи одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи

ассонанс — повторение в речи одинаковых гласных звуков, один из видов звукописи

глагольная рифма — разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов

гласная рифма — вид окончательных рифм, состоящих из слов с ударением на последнем звуке.

дактилическая рифма — второе название трёхсложной рифмы. Слова в таких рифмах имеют ударение на третьем от конца слоге

двухсложная рифма — рифма из слов с ударением на предпоследнем слоге. Второе название — женская рифма

закрытая рифма — рифма, заканчивающаяся на согласный звук

кольцевая рифма — разновидность рифм по взаимному расположению в стихе. Образуется при кольцевом (опоясывающем) способе рифмовки АВВА

конечная рифма — самая распространённая и популярная рифма в стихосложении. Рифмуются последние слова в строках. Помимо конечной существует также начальная и внутренняя рифмы

мужская рифма — второе название односложной рифмы; рифмующиеся слова с ударением на последнем слоге

начальная рифма — рифма из первых слов в строках

открытая рифма — рифма из слов, заканчивающихся на гласные звуки

перекрестная рифма — наиболее распространённая разновидность рифм по взаимному расположению в стихах. Образуется при перекрёстном способе рифмовки АВAВ

двустишие — простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии — дистих, в восточной — бейт, в силлабической — вирши. Если двустишие образует самостоятельную строфу — это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга.

терцет — трехстишие с видами рифмовки: ААА, АBA, ABB или ААB ВВС CCD и т. д.

четверостишие (катрен) — простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии

пятистишие (квинтет) — строфа из пяти стихов

октава — восьмистишие ABABABCC

онегинская строфа — 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»)

метафора — вид тропа, отдельные слова в котором сближаются по сходству или контрасту их значений

метонимия — вид тропа, слова в котором сближаются по смежности обозначаемых понятий, более или менее реальных

эпитет — слово, определяющее предмет или явление, подчеркивающее какие-либо его свойства

сравнение — вид тропа, распространенная форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного предмета или явления с другим

перифраз — один из тропов, описательный оборот речи, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки

гипербола — чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета

литота — троп, противоположный гиперболе, образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения, явления

аллюзия — одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт — литературный или политический

анаколуф — стилистический оборот речи, в котором умышленно не согласованы члены предложения

антитеза — противопоставление образов, предметов или явлений

градация — стилистический прием расположения слов и выражений, а также средства художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости

инверсия — нарушение последовательности речи, придающее фразе новый выразительный оттенок

синтаксический параллелизм — тождественное или сходное расположение материалов, элементов речи в смежных частях текста, которые соотносятся и создают единый поэтический образ

эллипсис — фигура, с помощью которой достигается особая выразительность, неполнота предложений, опущение, пропуск тех или иных компонентов высказывания

эпифора — повтор слова или группы слов в конце нескольких строф

Клише анализа (интерпретации) поэтического текста.

ЦЕЛЬ;передать тему, идею, эмоциональный тон стихотворения, мысли и чувства лирического героя; объяснить роль наиболее характерных для текста художественных средств.

1.ВСТУПЛЕНИЕ.Поэт... - тонкий лирик (певец природы... гениальный мастер пейзажа...его творческой особенностью является...

2. ТЕМАТИКА.В стихотворении (автор, название) говорится (о чём), описывается (что) В стихотворении автор рисует...Тема... - центральная в творчестве...(характерная, традиционная, нехарактерная для этого поэта Поэт часто обращается к теме(природы, любви, Родины, смысла жизни, назначения поэта и т.д.) Это излюбленная тема поэта Автор поэтизирует (воспевает, романтизирует, рисует, описывает, превозносит, создает...

3. ЖАНР.Перед нами стихотворение - (размышление; - признание; - обращение; - портрет; - воспоминание; - зарисовка; - исповедь).

4. ПАФОС.Стихотворение проникнуто (- комическим; - сентиментальным; - гражданским;

- драматическим; - трагическим; - героическим; - романтическим) пафосом.

5. НАСТРОЕНИЕ.В стихотворении царит...настроение. Настроение этого стихотворения... Стихотворение пронизано настроением...настроение меняется на протяжении ...от первой строфы до...к...Начало стихотворения пронизано (восторгом, печалью, грустью, тоской, радостью...) Читая это стихотворение, чувствуешь (нежность, тоску, боль, радость бытия, любование природой...) В этом стихотворении мы ощущаем мотивы...

6. КОМПОЗИЦИЯ. Постараемся разобраться в композиции. Стихотворение можно разделить на (2- 3) части... Стихотворение состоит из (2/3/4/5/6/) двустиший(трехстиший, катренов, пятистиший, октав и т.д.) композиционно стихотворение делится на...начало стихотворения пронизано (восторгом, болью, размышлением, радостью...) Обратимся к первой строфе...В этой строфе поэт пытается выразить(трудновыразимое переменчивое состояние души, природы)

7. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА. Выразительности языка способствуют...Для создания (образа, настроения) автор использует (эпитеты...метафору...сравнение...оксюморон...) С помощью...автор создаёт образ( существительное, ключевое слово строчки, строфы) Используя..., поэт создаёт образ...Ключевые образы первой(второй, третьей ит.д.) строфы -. Светлая тональность поддерживается... Этим ... усиливается идея... Возникают символические образы... Художественное пространство стихотворения создаётся при помощи...

8. ЗВУКОПИСЬ.Мы условно( как будто) слышим (журчание ручья, гром, камнепад, водопад, шелест листьев, звуки боя...)и это достигается (ассонансом, аллитерацией, звукоподражанием...) Постоянно повторяющиеся звуки ...помогают услышать...Поэт воссоздает через звуковые образы настроение (настроение, ощущение...)

8. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ (СУБЪЕКТ)стихотворения...представляется мне (одиноким, путешествующим, размышляющим...) Лирический герой видит (слышит, чувствует...)

9. ЛЕКСИКА. Картину ...создаёт лексика, называющая различные (природные реалии: воздух, небосклон, ветерок...) Высокое звучание придаёт строфе старославянское слово (устаревшее) Лексические приметы элегического стиля (роща, ручьи, дубравы...)

10. РИТМИКА.Звучание ...стихотворения определяет ритм... короткие (длинные) строки подчёркивают...чередование коротких и длинных строк создаёт ощущение... Параллельная рифма с женским окончанием (или смежная, парная; перекрёстная; кольцевая) создаёт впечатление ...плавности, нежности мужское окончание ...сток создает впечатление строгости, отточенности мысли, торжественности...

11. СИНТАКСИС. Известно, что восклицательные предложения очень экспрессивны, они усиливают чувства, делают их ярче, выразительнее. Вопросительные предложения (риторические вопросы) заставляют нас задуматься вместе с лирическим героем... Анафора акцентирует наше внимание на состоянии...

12. ИДЕЯ.Последняя строфа - итог всего стихотворения (кульминация стихотворения...) Все уровни поэтической организации стихотворения направлены на полное, глубокое раскрытие идеи...Поэт затронул наши души посредством особой организации стиха... системой художественных образов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения

Разработка представляет собой обучению интерпретации поэтического текста. Для анализа выбраны тексты стихотворений Ставропольского поэта И.Кашпурова и Н.Заболоцкого...

СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА1.      Выразительно прочтите текст.Какие чувства, какое настроение вызывает у вас стихотворение? Какие картины рисует в...

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Анализ поэтического текста на примере стихотворения О.Э.Мандельштама "Ленинград"

Лирика - это вид литературы с очень сильным, прямым воспитательным воздействием.Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпрети...

Обучение приемам анализа поэтического текста

Обучение приемам анализа поэтического текста...

презентация по литературе "Анализ поэтического текста"

презентация может быть использована на уроках литературы в 9-10 классах...