Презентация с заданиями по подготовке к олимпиаде по литературе
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Кравец Наталья Владимировна

Задания по теории литературы и по творчеству А.С.Грибоедова

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon podgotovka_k_olimpiade._tvorchestvo_a.s.griboedova.ppt131 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.С.Грибоедов Горе от ума

Слайд 2

К каким персонажам комедии относятся эти цитаты? А Унизить рад, кольнуть: завистлив, горд и зол! Б Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки! В Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума… Г Он славно Пересмеять умеет всех: Болтает, шутит…. Д Вот он на цыпочках и небогат словами Е Он слова умного не выговорил сроду Ж И золотой мешок и метит в генералы З Он вольность хочет проповедать! И Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладит! Тут впору карточку вотрет! К Был острый человек, имел душ сотни три.

Слайд 3

В список внесценических персонажей комедии «Горе от ума» ошибочно включены имена героев других драматургических произведений Князь Григорий, княгиня Ласова, департаментский сторож Михеев, Татьяна Юрьевна, Гильоме, Прасковья Федоровна, Адрей Иванович Чмыхов, Барон фон Клоц, скотница Хавронья, княгиня Марья Алексевна, дядя Вавила Фалалеич

Слайд 4

Исправьте фактические ошибки в характеристике героев «Горя от ума». Дополните их литературные биографии известными фактами комедии МОЛЧАЛИН - потомок знатного дворянского рода. Начинал в Саратове титулярным советником, Через содействие Фамусова переведен на службу в Москву, РЕПЕТИЛОВ - член «секретнейшего союза», заседания которого проходят в Английском клубе, Карьера его не удалась, однако подлинное свое призвание он находит в литературной деятельности: Репетилов – автор популярных водевилей и эпиграмм, Живет в Петербурге ХЛЕСТОВА - знатная московская барыня, приходится теткой Софье и свояченницей Фамусову. В молодости была фрейлиной Екатерины1. На бал в дом Фамусова приезжает со своей «челядью» - несколькими служанками, двумя арапками, любимой собакой - старым ньюфаундлендом. В противоположность всем остальным героям комедии испытывает искреннюю симпатию к Чацкому

Слайд 5

К каким персонажам «Горя от ума» относятся цитаты, В каких произведениях русских писателей находит продолжение прием пародийного противопоставления персонажей? Чуть свет – РЕМАРКА: При самом входе. уж на ногах! падает со всех ног и я у ваших ног! Однако ж я, когда умишком поднатужась, Засяду, часу не сижу Он славно пишет, И как-то невзначай, Переводит вдруг каламбур рожу. Другие у меня мысль эту же подцепят Да он властей И вшестером, глядь, Не признает! водевильчик слепят… Карету мне, …. У нас…. решительные Карету! люди, Горячих дюжина голов! Поди, сажай меня в карету, Вези меня куда-нибудь

Слайд 6

ОТВЕТ: Цитатами охарактеризованы Чацкий и Репетилов. Репетилов в комедии- карикатурная фигура, пародия на Чацкого. Пародийное двойничество – прием, который использовали Лермонтов ( Печорин и Грушницкий), Достоевский ( Раскольников – Лужин – Свидригайлов), Тургенев ( Базаров – Ситников)

Слайд 7

1.Какие приемы создания комического эффекта использует Грибоедов в «Горе от ума»? 2. Имена каких мифологических персонажей звучат в монологах Чацкого? На какую литературную традицию ориентированы отсылки к персонажам античной культуры? Каковы стилистические функции литературных аллюзий в монологах Чацкого?

Слайд 8

. Своеобразие комического в «Горе от ума» задано соотнесенностью названия пьесы и ее жанрового определения: комедия — «Горе...». Драматизм психологических коллизий соединяется с комизмом ситуаций и положений. Сложный синтез комического и трагического -характерная особенность художественного строя «Гор от ума».

Слайд 9

Основные виды и приемы комического: использование говорящих имен и комическое обыгрывание значения имени в разных сюжетных ситуациях. Например, заключительная фраза комедии — реплика Фамусова, больше всего на свете боящегося молвы : «Что станет говорить/ Княгиня Марья Алексевна!»; ответной реакцией князя Тугоуховского на все реплики, к нему обращенные, является старческое «хмыканье» на разные лады: «А-хм?», Э-хм?», «О-хм!»; введение пародийных героев-двойников (Чацкий -- Репетилов, растиражированные княжны Тугоуховские);

Слайд 10

«разговоры глухих»: фарсовая беседа графини бабушки с Загорецким (действие III, явление 19), а затем с князем Тугоуховским (действие III, явление 20), диалог Чацкого и Фамусова (действие II, явление 2), трагикомический монолог Чацкого в финале третьего действия, обращенный к гостям, которые «в вальсе кружатся с величайшим усердием». «Разговоры глухих» в трагикомическом свете представляют взаимное непонимание не только «противников (Чацкого и Фамусова), но и «союзников» (гостей хозяина дома); гротеск: например, спор гостей о причинах сумасшествия Чацкого превращается в фантасмагорию абсурда. Выдвинутые ими версии построены на основе алогизма

Слайд 11

Так, Загорецкий одновременно предлагает две взаимоисключающие гипотезы: Его в безумные упрятал дядя-плут... В горах изранен в лоб, сошел с ума от раны. Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили. Не менее абсурдно предположение Фамусова: По матери пошел, по Анне Алексееве; Покойница с ума сходила восемь раз. Версии гостей демонстрируют отсутствие способности к здравому рассуждению скорее у них самих, нежели у Чацкого.

Слайд 12

Наиболее выразительной характеристикой «сумасшедшего дома» Фамусова становится реплика графини внучки: Ну бал! Ну Фамусов! умел гостей назвать! Какие-то уроды с того света... светские анекдоты и рассказы персонажей о комических происшествиях: анекдот Скалозуба о княгине Ласовой (действие II, явление 10), рассказ Лизы о сбежавшем от тетушки Софии французе (действие II, явление 5)

Слайд 13

каламбуры: разговор графини бабушки с Загорецким целиком построен по принципу «сломанного телефона» — полуглухая графиня, перевирая слова Загорецкого, создает очередную фантастическую историю о Чацком. Загорецкий Нет, Чацкий произвел всю эту кутерьму. Графиня бабушка Как, Чацкого? кто свел в тюрьму? Загорецкий В горах изранен в лоб, сошел с ума от раны. Графиня бабушка Что? к фармазанам в клоб? пошел он в пусурманы? Так Грибоедов показал процесс формирования общественного мнения и его истинную цену: абсурдные домыслы для гостей Фамусова, готовых поверить любой истиной в последней инстанции.

Слайд 14

Монологи Чацкого отличают высокий пафос и высокий «штиль» гражданской поэзии, ораторские интонации. Близость к жанровым признакам оды ( но одновременно и гражданской сатиры) проявляется в использовании отсылок к античным «образцам»: Минерва ( богиня мудрости), Нестор ( персонаж «Илиады», учитель и наставник героев( Амур ( Бог любви), Зефир ) мифологический образ ветра) – персонажи монологов Чацкого.

Слайд 15

Найдите и исправьте терминологические и фактические ошибки в литературоведческих суждениях о «Горе от ума» В своей драме «Горе от ума» Грибоедов соблюдает правило трех единств – места, времени и действия Кульминация композиции происходит в четвертом действии, когда Чацкий разоблачает Молчалина и Софью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для подготовки к олимпиаде по физике обучающихся 7-8 кл

Задания для подготовки к олимпиаде по физике обучающихся 7-8 кл.по различным темам.Тема 1. Сложение скоростей для тел, движущихся параллельно....

Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 5 класс

Материал способствует развитию интереса к изучению русского языка...

Банк заданий по подготовке к олимпиаде по биологии

В данном банке собраны примеры олимпиадных заданий по биологии для 6-11 классов. В банке имеются задания. матрицы ответов и ключи....

Задания для подготовки к олимпиаде по физике

В материале представлены примерные задания (муниципального этапа олимпиады ) с решениями...

Тренировочные задания для подготовки к олимпиаде по литературе в 11 классе

Данные тренировочные задания составлены по произведениям из списка 100 книг, которые должен прочитать каждый школьник. Они расширяют кругозор старшеклассников и позволяют лучше подготовить их к Всерос...

Задания для подготовки к олимпиаде по литературе

Задания для сравнительного анализа поэтических текстов...