Методическая разработка учебного занятия по литературе
методическая разработка по литературе на тему

Туз Наталья Владимировна

Методическая разработка учебного занятия по литературе представляет собой заключительный урок по творчеству И. А. Гончарова. Применение интерактивных форм способствуют развитию логического  мышления, коммуникативных компетенций, памяти, а так же развивают мыслительный процесс и социальную активность обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл goncharov.docx46.23 КБ

Предварительный просмотр:

 План открытого учебного занятия по русскому языку и литературе

Тема учебного занятия: «Господин де Лень» (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).

Продолжительность: 45 минут

Вид занятия: урок-размышление

Тип занятия: урок обобщения, систематизации и закрепления изученного материала.

Цель: формирование завершенного представления о романе и его герое.

Задачи

Образовательная: раскрыть истоки зарождения лени главного героя, формирование активной жизненной позиции обучающихся;

Развивающие: развитие умений аргументированно высказывать свою точку зрения; развитие ассоциативного, критического мышления;

Воспитательные: формирование  лучших качеств личности: целеустремлённости, решительности  в реализации целей, трудолюбия, ответственности, активности.  

Ожидаемые результаты:

Студент должен знать:

-  содержание изученного литературного произведения;

- основные факты жизни и творчества писателя;

Студент должен уметь:

- анализировать и интерпретировать художественное произведение;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью;

-   участвовать в диалоге или дискуссии;

Формирование  общих  компетенций

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством.

-взаимодействует с обучающимися, преподавателями   в ходе обучения; демонстрирует навыки организации собственной деятельности, организации работы в коллективе.

Материальное обеспечение учебного занятия:

демонстрационно-компьютерный комплекс; информация в виде слайдов, видеофрагмент романа;  роман И. А. Гончарова "Обломов", рабочие тетради обучающихся, тексты притч, стихи для рефлексии, критерии оценивания синквейнов.

Методы обучения: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, интерактивный.

Межпредметные связи: русский язык, логика, этика, философия, обществознание.

Внутрипредметные связи: Н. В. Гоголь «Мёртвые души»,  А. П. Чехов «Ионыч».

Структура занятия:

  1. Организационный этап.
  2. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
  3. Постановка темы и задач. Актуализация знаний.
  4. Осмысление и закрепление знаний посредством беседы.
  5. Физкультминутка.
  6. Работа с таблицей.
  7. Самостоятельная работа по составлению синквейна и взаимопроверка.
  8. Подведение итогов.
  9. Рефлексия.
  10. Информация о домашнем задании.

Ход занятия:

1. Организационный момент.  Эмоциональный настрой:  

-  Добрый день, всем!

Друзья мои! Я очень рада 
Войти в уютный кабинет.
И для меня уже награда-
Вниманье ваше как отрада.


Будьте все внимательны,
А еще старательны.
Сейчас будем  размышлять,
Будем думать и вникать.

Искренне желаю всем хорошего настроения и конструктивного диалога, центром внимания которого станет роман «Обломов».  

2. Определение темы и целей занятия:

Актуализация знаний:

Друзья,  в пословице исчезло одно слово. Верните слово  и объясните смысл всей пословицы! От труда здоровеют, а от … болеют.

- Молодцы! Умение трудиться позволяет преодолевать трудности. Труд приносит пользу, а лень наоборот. Как называются пары слов труд-лень, здороветь-болеть?  Антонимы!  Эта пословица будет эпиграфом, который мы запишем позже.

Мы  завершаем сегодня разговор о романе Гончарова. «Обломов» - это не то произведение, которое быстро забывается. О нем думаешь, споришь, рассуждаешь. В романе более 50 героев. Все они, как и мы с вами, любят, страдают, ищут, отчаиваются, радуются. Изображая  персонажей, Гончаров  подчеркивает в них деталь, и благодаря этому портрет  запоминается надолго. 

- Попробуйте узнать персонажа по портрету: «Человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи». Это Илья Обломов.

- Почему мы начали занятие с пословицы о труде и лени?

(потому что  лень – главный порок персонажа)

Тема занятия: «Господин де Лень».  Выбор такого названия неслучаен, поскольку именно так прозвали Гончарова друзья за его медлительность и малоподвижность.  События  романа во многом перекликаются с жизнью автора. Запишите тему и эпиграф!

  

 Какую цель мы поставим? (высказывания студентов)

раскрыть истоки зарождения лени; в ходе размышлений ответить на вопрос: лень – это добро или же это зло, безнравственность, самый большой порок?

- Как вы понимаете такое простое слово «лень»? (ответы студентов)

- Давайте ваши ответы обобщим в ассоциативный ряд.  

Лень: апатия, покой, бездействие, сонливость, пассивность, инертность, малоподвижность, вялость. …

Из  записанных слов подчеркните самое плохое. Произнесите его!

 С этим страшным словом необходимо бороться?  Как?

- В продолжении разговора о лени предлагаю притчу, которую  мы проанализируем!

- О чём сюжет текста? Какие черты присущи герою притчи?

- Кого напоминает  этот человек? К чему привело бездействие? 

(покорился лени, не смог преодолеть, показал слабость, отсутствие силы воли, решительности).  Это хорошо или плохо?

- Что бы вы сделали на месте этого человека?

Лень и апатия Обломова, боязнь движений  превратили его в жалкое состояние, в «придаток халата и дивана», то есть привели к трагедии сначала духовной, потом физической.

3. Систематизация и обобщение изученного материала:

Каковы истоки  лени Обломова? На какой почве взращён характер?

Сообщение подготовленного студента

- Подытожим. Что повлияло на формирование характера героя?

Характер героя сформирован средой Обломовки, семейным воспитанием! Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы. Его не научили трудиться, действовать самостоятельно. Всё началось с неумения надевать чулки,  в результате неглупый человек превратился в пародию на человека.

- В русской литературе есть похожие персонажи. У Плюшкина душа давно мертва, он превратился в «прореху на человечестве». Не находится места в обществе и Чацкому, и Онегину. У Чехова нам предстоит знакомство с «Ионычем», где интеллигентный образованный человек превратился в неряшливого обывателя.

Неужели Илья Ильич не смог сам побороть лень, не сумел найти дело по душе?

По мере взросления Обломов уже не сумел противостоять лени, не смог побороть её, хотя от воли человека многое зависит, а его черты характера – нерешительность, пассивность и нежелание работать, привык, что всё делали другие!

 - Меняется ли герой на протяжении романа или он всегда одинаков?

Обломов во второй части романа выходит из спячки, ездит на дачу, в гости, в театр, его мысли и чувства просыпаются, речь меняется, становится живой, он приободрился! Перед нами уже другой человек! Характер героя меняется!

- Почему это происходит? Главным стимулом является любовь.

- Давайте вспомним одну из встреч с Ольгой – приезд Обломова к Ильинским!

4-й эпизод фильма

- Из данного фрагмента какие перемены в герое вы заметили?

Обломов прислушивается к Ольге, увлекается искусством, жизнь проводит в движении, он расцвёл, стал мыслить, чувствовать, ходить на свидания, то есть выполняет много действий, которых ранее не делал! Он  активен. Значит человек способен меняться! Но пробуждение длится недолго.

 Почему? Что его возвращает на диван?

- Обломов не умеет жить, не умеет приспосабливаться, все добрые намерения потухают, боится перемен, вновь  возвращается на свой диван. Отрицательные черты приводят героя к полному краху, он уже не совершает поступков, не принимает решений, а опускается на дно лежачей жизни. Обломов выбрал философию покоя, умиротворения.

Физкультминутка

- Мы  больше критикуем персонажа, но в нём помимо отрицательных качеств, есть положительные! Оформим  в тетрадях таблицу:

Положительные качества Обломова

Отрицательные качества Обломова

Доброта , мечтательность, мягкость,  гостеприимство, способность любить, честность, терпимость, благородство,  простодушие, спокойствие.

Лень, отсутствие силы воли, вялость, равнодушие,  не принятие труда, нерешительность, неаккуратность, неумение жить, безразличие, нежелание развиваться.

Какие качества из левой колонки  вам импонируют?  

1) Почему женитьба Обломова на Ольге так и не состоялась?  Что помешало ему?

2)Почему  Обломов выбрал в жёны Агафью? Какой образ жизни они вели? Что в их семье было главным? 

3)Кто виноват в смерти Ильи Обломова?  

- Вспомните эпизод, когда Ольга спросила Обломова:  «Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...». «Есть, - сказал он чуть слышно...

- Какое слово он произнёс?  Обломовщина.        

-Составьте  в тетрадях синквейн к слову обломовщина. Пример:  

Обломовщина 
губительная, смертельная, ужасная
изъедает, существует, губит, портит, увядает, умирает

обломовщина ведёт к падению, смерти. Это тип жизни, крах. Увядание человека.

деградация, смерть, «прореха на человечестве», «мёртвая душа».

Взаимопроверка, согласно критериям. Оценки всем.

4. Завершение  занятия

Илья Ильич – действительно, Господин де Лень? Смогли ли мы доказать это?

 Вернёмся к эпиграфу. Правдива ли пословица?

- Изучив произведение Гончарова, какой вывод  мы сделали для себя?

-Какие качества необходимы  человеку, чтобы прожить жизнь не зря?

(трудолюбие, настойчивость, активность, честность, толерантность и тд.)

Заключительно слово:

Избавляйтесь от лени всеми возможными способами. Проявляйте  активность, инициативность, работоспособность, организованность, деловитость.

Прочь  "обломовщину"! Помните, что  трудолюбие – источник  благ,  только трудясь, вы достигнете всего, о чем  мечтаете!  А. Чехов говорил: «Без труда не может быть чистой и радостной жизни». Вспомним  Н. Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Оценивание студентов. Благодарность.  Рефлексия.

Домашнее задание.



№ п/п

Этап занятия

Время

Цели и задачи

Действия преподавателя

Деятельность студента

Результат

1

Организационный этап.

1 мин.

Создать учебный настрой на деятетельность обучающихся

Приветствует, проверяет готовность к занятию

Приветствуют преподавателя, настраиваются на работу

Рабочая обстановка на занятии

2

Постановка задач учебного занятия. Мотивация учебной деятельности

3 мин.

Формулирование темы, постановка задач, мотивировать обучающихся на выполнение предстоящих заданий

Демонстрирует слайд презентации, объявляет тему, комментирует задачи

Показывают свой настрой, формулируют задачи, объясняют смысл пословицы,слушают и анализируют притчу.

Позитивный эмоциональный настрой обучающихся, формулировка задач, анализ сюжета притчи.

3

Систематизация и обобщение  знаний при выполнении практических заданий и аналитической беседы.

37 мин.

Способствовать деятельности студентов по включению в работу

Способствовать  правильному выполнению самостоятельной работы

Инструктирует о ходе занятия, организует сообщение студента, показывает видеофрагмент фильма, задаёт вопросы.

Просматривают видеофрагмент и презентацию, слушают сообщение и анализируют информацию. Составляют таблицу, делают синквейн, отвечают на вопросы.

Ознакомление с порядком деятельности на занятии и заданиями.  Заполняют таблицу, составляют синквейны, проверяют и оценивают по критериям, высказывают личные мнения

4

Информация о домашнем задании.

1 мин.

Предлагается студентам выполнить домашнее задание.

Инструктирует о выполнении домашнего задания

Записывают домашнее задание

Понимание содержания и сроков выполнения домашнего задания

5

Рефлексия

1 мин.

Оценить эмоциональное состояние в конце занятия

Предлагает в четверостишии указать  эмоциональное состояние

Оценивают  эмоциональное состояние в нужной строке стихотворения.

Позитивный эмоциональный настрой обучающихся

6

Завершение учебного занятия

2 мин.

Дать качественную оценку работы группы. Анализ уровня достижения поставленных задач

Оценивает работу. Анализирует уровень достижения поставленных задач. Подчеркивает важность приобретенных знаний и умений в дальнейшей жизни.

Озвучивают выводы, сделанные в ходе размышлений, свои результаты

Оценивание работы на занятии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия теоретического обучения по учебной дисциплине «Иностранный язык» (немецкий) ТЕМА « O SPORT, DU BIST DER FRIEDEN!»«О СПОРТ, ТЫ- МИР!»

Методическая разработка учебного занятия «O Sport, du bist der Frieden!» («О спорт, ты- мир!») представлена на конкурс преподавателем иностранного языка Тихоновой Екатериной Вячеславовной. Педаг...

Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)

Учебное занятие в курсе  биологии для учащихся 7 класса по  теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...

Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине Информатика и ИКТ на тему "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" с применением активного метода обучения "Цикла Д. Колба"

Методическая разработка урока по теме "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" , в разработке показано применение Цикла Д.Колба на практических уроках Информатики при реализации ФГОС СПО...

Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык

Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов  Iкурса СПО  (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба»  направлена на за...

Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык

Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов  Iкурса СПО  (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба»  направлена на за...

Методическая разработка учебного занятия "Молодежные субкультуры" учебной дисциплины Английский язык

Методическая разработка  урока «Молодежные субкультуры» по английскому языку для студентов  I курса СПО  (УМК Кузовлев В.П.)  направлена на комплексное применение знаний и способов...

Методическая разработка учебного занятия "Изобретения и изобретатели" учебной дисциплины Английский язык

Методическая разработка  урока «Изобретения и изобретатели» по английскому языку для студентов  II курса СПО  (УМК Куз...