Урок систематизации знаний «Особенности композиции романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 10 класс
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Нефедова Галина Анатольевна

Цели. Деятельностная: научить школьников структуризации полученного знания по содержанию и проблематике романа Достоевского, развивать умение перехода от частного к общему, повторить изученный способ действия в рамках всей изучаемой темы. Содержательная: научить видению нового знания о художественной  структуре романа в русле общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего изучения творческой лаборатории Достоевского.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок систематизации знаний «Особенности композиции романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 10 класс

Нефедова Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы

ЧОУ «Школа экономики и права» г. Санкт-Петербург

Цели:

Деятельностная: научить школьников структуризации полученного знания по содержанию и проблематике романа Достоевского, развивать умение перехода от частного к общему, повторить изученный способ действия в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить видению нового знания о художественной  структуре романа в русле общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего изучения творческой лаборатории Достоевского.

Ход урока

Оформление доски: портрет писателя и слова Л. Гроссмана "Измученное мыслью лицо, словно все прожженное страстным пламенем".

Беседа с учениками с целью контроля, систематизации и развития полученных знаний:

Учитель:

-Какая мысль, сжигающая писателя, заключена в названии романа?

Ученики:

-Мы видим объединяющее и одновременно разъединяющее. И при несоразмерности частей: преступление - 6 дней (это1/6 романа), а наказание - 7 дней, но 5/6 текста. Всего 10 страниц занимает эпилог, но по времени это 9 месяцев! Т. о., наказание - "восстановление"  разрушенного преступлением человека- путь более долгий и мучительный.

Учитель:

-Какие главные особенности структуры романов Достоевского были отмечены исследователями?

Ученики вспоминают и объясняют термины ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ (Энгельгардт)

и ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ (Бахтин).

Учитель:

-Основа композиции романа" Преступление и наказание"- опровержение одной страстной идеи БУНТА и возвышении противопоставленной ей авторской идеи СМИРЕНИЯ. На какие составляющие условно разделена  преступная идея бунта?

Ученики:

-"Арифметическая" и "аристократическая» (объясняют значение терминов).

Учитель:

 -Как композиционно расположены эти идеи?

 Ученики:

- Одна - до , а другая после преступления. Первую читатель воспринимает как распространенную среди многих, а вторая словно разработана самим Раскольниковым.

Учитель:

- Какими  художественными путями во второй части романа будут опровергаться эти преступные идеи?

Ученики:

-Опровержением первой идеи является обилие смертей именно тех, кому Раскольников хотел подарить "тысячу " жизней, а несостоятельность второй автор передает через невыносимые муки совести и постоянную боязнь возмездия - отнюдь не "наполеоновские" чувства.

Учитель:

- Еще один важный композиционный аспект - введение опошляющих двойников. Лужин опошляет, снижает "арифметическую" теорию: ни Дуня, ни Соня, ни Раскольников не вписались в расчеты, и Лужин с позором покидает "поле боя" идей. Свидригайлов снижает, по сути убивает "аристократическую" теорию Раскольникова: если тебя не воспринимают как "наполеона", то тупик и самоубийство. На следующем уроке два ученика приготовят для нас компьютерные презентации( дается индивидуальное задание  по желанию учеников или учителя о роли Лужина и Свидригайлова в романе Достоевского).

Главный противовес преступной идее бунта - всепобеждающая идея СМИРЕНИЯ и СОСТРАДАНИЯ. При этом авторская идея "поселена"в образ хрупкой, внешне уязвимой, но внутренне сильной и даже всесильной Сони: к ней тянутся все композиционные нити романа вплоть до эпилога. Но важную роль играют и другие авторские носители всепобеждающей идеи - молодой Разумихин и опытный Порфирий Петрович.

Ученик (это было его индивидуальное задание на предыдущем уроке) делает сообщение о роли Разумихина и Порфирия в системе романа.

Учитель:

-Суд над Раскольниковым  не стал ни кульминацией, ни развязкой  повествования. Он дан в романе конспективно, по сути, в кратком изложении, словно это какое - то незначительное, незначимое событие? Почему?

Ученики:

- Потому что главное наказание  Раскольникова - муки совести, тесно связанные с крушением преступных теорий. Именно поэтому такую важную роль играет обычно не такая значимая часть как ЭПИЛОГ, ведь именно в эпилоге романа Достоевский покажет окончательное восстановление человека в преступнике, сбросившем оковы преступных теорий. Соня, Евангелие и просторы Сибири  - знамение истинного возрождения.

Учитель:

- Почему Сибирь, а не Петербург?

Ученики:

- Петербург у Достоевского -  город Убийца, человек не может возродиться там, ведь время действия эпилога - 9 месяцев. За это время в Раскольникове рождается новый человек.

Учитель:

-При этом писатель оставляет финал открытым, возможно, потому, что человек, даже  заново родившийся, всегда тайна, поэтому невозможно поставить точку в его судьбе. Борьба идей вечна и не завершится в ближайшем будущем. Открытый финал - приглашение к вечному размышлению над преступлением и наказанием в жизни человеческого общества.

Итак, назовем и запишем главные особенности композиции  романа Достоевского "Преступление и наказание":

1.Несоразмерность частей.

2.Введение опошляющих двойников.

3.Введение авторских персонажей.

4.Отсутствие подробного описания суда.

5.Открытый финал.

Как вы думаете, какой важный элемент композиции мы не отразили в этих выводах?

Ученики:

- По-видимому, сны Родиона Раскольникова?

Учитель:

- Да, и это будет домашним заданием: письменная работа" Роль снов Раскольникова в раскрытии замысла автора".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронные материалы к уроку "Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

Презентация может быть использована на нескольких уроках.Она позволяет рассмотреть  разные аспекты образа города ....

Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель  чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень  отличное  от других  классиков  русской литературы от...

Урок систематизации знаний учащихся по теме "Решение систем уравнений" в 9 классе

Урок систематизации знаний учащихся по теме "Решение систем уравнеий" в 9 классе...

Интегрированный метапредметный урок «Многогранность пространства в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»»

пространство» в его разнородных естественно- математических и гуманитарных  дисциплинах.Предметом исследования является роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»....

Презентация к уроку "Систематизация знаний (1 том романа "Война и мир")".

В презентации представлен материал по 1 тому романа "Война и мир" Л.Н. Толстого....

Контроль знаний по теме "Ф.М.Достоевский. "Преступление и наказание"

Контроль знаний по теме "Ф.М.Достоевский. "Преступление и наказание" (10 класс)...

Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". История создания,композиция романа.

Презентация по литературе для 10 класса по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". В презентации представлена информация: история создания романа, композиция романа....