«Своеобразие писательской манеры М.А. Булгакова»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Хлевная Виктория Николаевна

На уроке используются элементы кейс-технологии, то есть урок организован так, что обучающиеся разрешают проблему, стоящую перед исследовательской группой, и проявляют активную самостоятельную деятельность по ее разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками развития мыслительных способностей.

Вопросы для исследовательских групп разработаны таким образом, что требуют актуализации знаний, анализа произведения, умение видеть за отдельными фактами явление, скрытый смысл, идею.

При изучении нового материала преподаватель использует информационно-коммуникационные технологии, технологию синквейна, элементы здоровьесберегающих технологий.

В ходе урока используются разнообразные методические приемы: самостоятельная работа (викторина), групповая (синквейн), индивидуальная (защита синквейна). Самостоятельное разделение обучающихся на группы позволяет педагогу наблюдать и учитывать межличностные выборы обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока

Общая тема: М.А. Булгаков.

Тема урока: Своеобразие писательской манеры. 

Цели урока:

  1. Образовательная – совершенствовать у учащихся умение и навык художественного анализа текста, устной монологической речи, ведения диалога, излагать сложные идеи и чувства в нескольких словах
  2. Развивающая – развитие критического мышления через чтение и письмо, способности резюмировать прочитанное;
  3. Воспитательная – воспитывать и развивать личностные компетенции учащихся; на примере творчества М. А. Булгакова, воспитывать интерес к художественной литературе; учиться осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк.

Тип урока: комбинированный.

Материально-техническое оснащение урока: Презентация PowerPoint «Викторина по творчеству М.А. Булгакова», Презентация PowerPoint «Урок–синквейн», технологические карты урока, тексты произведения.

Межпредметные и внутрипредметные связи: история, обществознание, философия.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Перекличка, проверка готовности к уроку.
  2. Постановка цели и задач урока.

Не так давно невозможно было представить себе, что произведения Михаила Афанасьевича Булгакова будут внесены в школьную программу по литературе XX века.

Булгаковский герой Воланд, обращаясь к Мастеру, заметил: «Ваш роман вам принесет еще сюрпризы». Это произошло и с книгами самого Булгакова. Теперь, говоря о произведениях, созданных в 20—30-е годы, учитель не сможет обойтись без «Белой гвардии», «Собачьего сердца», «Мастера и Маргариты».

Мы с вами уже много говорили о романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», читали, анализировали, смотрели кадры из кинофильма. А теперь пришло время подвести итоги. Вы должны знать содержание романа, уметь анализировать идейно-образное его содержание. Учиться осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк.

  1. Актуализация опорных знаний.

Метод: викторина.

Вопросы для викторины.

  1. Из какого произведения Булгаков взял для эпиграфа строки: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»?
  2. Как называется 1-я глава из «Мастера и Маргариты»?
  3. О чем спорили эти герои романа «Мастер и Маргарита»?
  4. Как звали председателя МАССОЛИТа, который попал под трамвай на Патриарших прудах?
  5. Назовите этого героя романа. Какие названия в литературе он еще имеет?
  6. В каком театре Воланд и его компания показывали свои сеансы черной магии?
  7. Как встретились Мастер и Маргарита?
  8. Продолжите слова кота Бегемота: «Не шалю, не кричу….»
  9. Заполните пробелы:

В ___ плаще с ___ подбоем ___ ___ походкой, ___ утром 14 числа ___ месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Для справок: ранний, шаркающей, кавалерийский, белый, весенний, кровавый

  1. Узнайте героиню романа        и эпизод.
  1. Работа над темой урока.

Метод: синквейн.

Сегодня предметом нашего обсуждения является роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — одно из самых неоднозначных произведений в русской литературе. Споры о нём не утихают со дня издания романа, открытая дискуссия прошла на телевизионных каналах после показа многосерийного фильма, самые разные оценки произведению даются в статьях преподавателей, писателей, литературных критиков, служителей церкви.

Творчество Булгакова — это познание мира и человека. Булгаков от русских классиков, прежде всего, А. С. Пушкина, унаследовал благородную правдивость, идейную глубину и гуманизм. В «Мастере и Маргарите» он создал незабываемые, потрясающие образы, укрепляющие веру в идеалы света и добра, к борьбе за победу которых призывали русские писатели.

Сформулировать свою точку зрения о романе нам с вами поможет метод синквейна. Синквейн – это пятистрочная строфа. В методике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк:

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Судя по вашим ответам в викторине, вы почти все прочитали роман. Мы с вами смотрели важные эпизоды фильма режиссёра Бортко, рассматривали иллюстрации Нади Рушевой к роману.

Конечно, каждый из вас воспринял роман, его героев по-своему. У каждого сложилась определенная точка зрения и своя интерпретация произведения, отношение к личности писателя. Сегодня на уроке мы поучимся кратко, но ёмко проанализировать прочитанное, изложить сложные идеи романа, ваши чувства и представления в нескольких словах, используя всего 5 строк, синквейн, который является быстрым и эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме.

Мы много говорим о личности М. Булгакова, об особенности его художественного мира.

Составим общими усилиями синквейн о  М. Булгакове:

М. Булгаков

Терпеливый, Самозабвенный

Писать, Верить, Любить

Благородная завышенность требований к художнику, т.е. к себе самому.

ГЕНИЙ (Ахматова)

Учащимся даётся задание по группам, написать синквейн на тему:

1 – ая группа: Москва 30-х годов.

2 – ая группа: Любовь Мастера и Маргариты.

3 – я группа: Воланд – князь тьмы.

4 – я группа: Иешуа Га – Ноцри.

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Точки зрения на проблематику романа, оценки идейного содержания, образной системы различны, иногда прямо противоположны. Мы завершаем изучение романа, и у нас тоже появилась своя точка зрения, появились свои аргументы и свои ответы на вопрос: «что хотел сказать своим романом величайший из писателей-философов XX в.?»

Результаты групповой работы. Обсуждение синквейнов.

  1. Итог урока: замечания, комментирование оценок.
  2. Домашнее задание: Составить синквейны на тему: Мастер. Маргарита. Понтий Пилат. Черная магия.


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Вопросы викторины:

  1. В ______________ плаще с _______________ подбоем ___________ _______________ походкой, _____________ утром 14 числа __________ месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Для справок: ранний, шаркающей, кавалерийский, белый, весенний, кровавый.

  1.            

Количество баллов:

Синквейн:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вопросы викторины по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Слайд 2

Из какого произведения Булгаков взял для эпиграфа строки: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо »? 2)Как называется 1-я глава из «Мастера и Маргариты»?

Слайд 3

3) О чем спорили эти герои романа «Мастер и Маргарита»? 4)Как звали председателя МАССОЛИТа , который попал под трамвай на Патриарших прудах?

Слайд 4

5) Назовите этого героя романа. Какие названия в литературе он еще имеет?

Слайд 5

6) В каком театре Воланд и его компания показывали свои сеансы черной магии?

Слайд 6

7) Как встретились Мастер и Маргарита?

Слайд 7

8) Продолжите слова кота Бегемота: «Не шалю, не кричу….»

Слайд 8

9) Заполните пробелы: В ___ плаще с ___ подбоем ___ ___ походкой, ___ утром 14 числа ___ месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Для справок: ранний, шаркающей, кавалерийский, белый, весенний, кровавый

Слайд 9

10) Узнайте героиню романа и эпизод.

Слайд 10

Ответы: 1) И.В. Гёте «Фауст» 2) Глава первая «Никогда не разговаривайте с неизвестными»

Слайд 11

3) О существовании бога – Простите мою навязчивость, но я так понял, что вы, помимо всего прочего, еще и не верите в бога? – Да, мы не верим в бога. Но об этом можно говорить совершенно свободно. Иностранец откинулся на спинку скамейки и спросил, даже привизгнув от любопытства: – Вы – атеисты?! – Да, мы – атеисты, 4) Берлиоз

Слайд 12

5) Воланд, Мефистофель 6) В театре Варьете.

Слайд 13

7 ) Они встретились на Тверской улице. В тот момент улица была удивительно пуста. - Нравятся ли вам мои цветы? – внезапно спросила она.

Слайд 14

8) «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус»

Слайд 15

9) В белом плаще с кровавым подбоем шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром 14 числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок - синквейн по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Не верю в светильник под спудом. Рано или поздно, писатель все равно скажет то, что хочет сказать... М. Булгаков

Слайд 2

Тема урока: Своеобразие писательской манеры. «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» Цели и задачи урока: знать и уметь анализировать идейно-образное содержание романа. Учиться осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк.

Слайд 3

Синквейн – это пятистрочная строфа. В методике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк: 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Слайд 4

М. Булгаков Терпеливый, Самозабвенный Писать, Верить, Любить Благородная завышенность требований к художнику, т.е. к себе самому. ГЕНИЙ (Ахматова)

Слайд 5

Творческая лаборатория. Москва 30 – х годов. Любовь Мастера и Маргариты. Воланд – князь тьмы. Иешуа Га – Ноцри.

Слайд 6

Иллюстрации к роману Нади Рушевой:

Слайд 9

Кадры из фильма режиссёра Бортко:

Слайд 12

Домашнее задание. Составить синквейны на тему: Мастер. Маргарита. Понтий Пилат. Черная магия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ на тему: «История создания, жанровое и композиционное своеобразие, система образов романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цель: познакомить учащихся с историей создания романа, его жанровой          спецификой, сюжетно-композиционным своеобразием, принципом...

Педагогический проект: Идейно-тематическое своеобразие романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»

Актуальность педагогического проекта: основная тема романа – трагическая судьба русской интеллигенции в годы революции и Гражданской войны на примере русского офицерства – белой гвардии.Проект призван...

«Вершина писательского мастерства И.А. Гончарова – роман «Обломов».

В соответствии с программой и тематическим планированием данный урок литературы завершает изучение романа И.А. Гончарова «Обломов.Следует не только обобщить большой по объему материал, но и  и по...

Уроки литературы в 11-м классе по теме «Сложность писательских судеб и творческих поисков. Иосиф Александрович Бродский. Раннее творчество»

Разработки двух уроков литературы в 11 классе, раскрывающие особенности ранней творческой манеры и философские проблемы, затронутые в  первых произведениях поэта Иосифа Бродского...

Идейно-художественное своеобразие сатирической повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

Урок знакомит учащихся с судьбой повести М.А Булгакова «Собачье сердце», её идейно-художественным своеобразием и сатирической направленностью...

Итоговые результаты областного литературного конкурса «Степные всполохи», посвящённого 95-летию Ростовской областной писательской организации

В течение семи месяцев по мере поступления работ члены Жюри внимательно изучали представленные работы и оценивали их по десятибалльной системе...

Дистанционный урок русского родного языка. Урок хороших манер. Манера речи-этика и этикет.

Отдыхаем и учимся! Предложен к просмотру веселый видеоурок хороших манер....