Детство,опаленное войной
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Муратгалина Ирина Анатольевна

Патриотическое воспитание учащихся, ознакомление их с литературным наследием военного и послевоенного периода, формирование исторической памяти о подвиге их сверстников в годы войны и тяжелом детстве тех, кто прошел через войну.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon план урока79.5 КБ
Office presentation icon презентация к уроку1.78 МБ

Предварительный просмотр:

На детстве войны отметина

Цели урока: Патриотическое воспитание учащихся, ознакомление их с литературным наследием военного и послевоенного периода, формирование исторической памяти о подвиге их сверстников в годы войны и тяжелом детстве тех, кто прошел через войну.

  1. Задачи урока:

Образовательные: - обогащение знаний о поведении людей на войне; 

                                   - формирование умения характеризовать героев по их поступкам,

                                    эмоциональному состоянию;

Развивающие:          - развивать образование мышления, речь;

                                    - навык выразительного чтения;

                                    - интерес к чтению;

Воспитательные:     - воспитывать патриотические качества личности;

                                    - воспитание культуры межличностных отношений.

 

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.                  Организационный момент (слайд 1)

Уч.: здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок литературного чтения, а, значит, будем открывать новое, сопереживать героям, попробуем понять, что нам хотел сказать автор.

 

Внимательно слушают учителя

 

Самоопределение(л), целеполагание(п)

 

 

 

II.               Актуализация знаний (слайд 3)

Ребята, детство – прекрасная пора. Не так ли? Подумайте и скажите, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «ДЕТИ». Составление ассоциограммы.

А есть ли у детей заботы и проблемы?

 

Цель этапа:

(Дети называют слова, мы записываем их на доске: радость, улыбки, родители, школа, внимание и др.)

(Да, не хочется учиться, мама ругает и проч.)

 

 

Анализ, синтез,аналогия(п),

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(к),выполнение пробного учебного действия(р)

 

 

 

III. Проблемное объяснение нового знания (слайд 4)

3. Молодцы! А сегодня мы говорим о детях, которые жили во время Великой Отечественной войны. Беседа по вопросам:

 - Что вы знаете о ВОВ?

 - Знаете ли вы, кто из ваших бабушек и дедушек участвовал в войне или строил укрепительные сооружения, пережил оккупацию или блокаду?

 - Как в вашей семье хранятся эти воспоминания?

 - Какие книги о войне вы читали? (слайд 5,6)

Война длилась долгих 4 года. Будни войны, ее отдельные эпизоды сохранились в произведениях писателей-фронтовиков.

Беседа о А. Т. Твардовском ( слайд 7)

УЧИТЕЛЬ:

- Кем же является Александр Трифонович Твардовский? О жизни и творчестве этого человека нам расскажет………

 Мы с вами прочтем  стихотворение о войне. (слайд 8)

Словарная работа:  (слайд 9,10)

Уч.: В стихотворении вам встретятся слова, подберите к ним синонимы:

Нынче, бедовый, главарь, спросонок

 Чтение учителем стих. А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста».

Беседа по вопросам:

 - Каким вы видите этого мальчишку? Как описывает его автор?

 - Он появляется в разгар боя. Давайте прочтем, как он хочет помочь? Какие чувства его переполняют?

 - Что говорит о нем лирический герой?

  - Мальчик совершил подвиг. Осознает ли он сам до конца то, что совершил?

 - Попробуем охарактеризировать этого мальчика..

Уч.: -из чего складывается характеристика героя?

Д: внешний вид, поступки

Уч.: давайте попробуем охарактеризовать героя. Мы разделимся на группы: 1 и 2 группы – «составители», 3 и 4 – «редакторы»

1 группа – составьте характеристику мальчика самостоятельно.

2 группа – составьте характеристику мальчика, пользуясь следующим планом:

А) – каким вы увидели мальчика по внешности?

Б) – какими словами вы бы охарактеризовали его поступки?

В) – ваше отношение к герою.

3 группа – выберет слова, которые

подходят к характеру героя, и обоснует свое мнение.

Волевой, смышлёный, трусливый, смелый, слабый, мужественный.

4 группа – читают уже составленную характеристику героя и выражают свое мнение

 6. Чтение стих. К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…»

 

 7. Беседа по вопросам:

 – Каким вы представляете себе этого мальчика?

 - Что узнали мы о судьбе мальчика?

 - Как говорит о нем лирический герой?

 - Как вы понимаете слова: «Кто раз увидел этого мальчишку, домой прийти не сможет до конца»?

 - Запишем несколько слов, которые мы можем сказать об этом мальчике

 

Цель этапа

Внимательно слушают, отвечают на вопросы, обсуждают вопросы в группе, составляют ассоциограммы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(желание помочь, любопытство, ему интересно покататься на танке и пр.)

( Лирический герой испытывает чувство вины. Он жалеет, что не спросил имя мальчика. А тот спас жизнь и танкисту, и его товарищам).

(Смелый, отчаянный, бедовый, шустрый, сильный и пр

Делается запись на доске.

 

 

(читают подготовленные ученики)

 

 

 

 

(несчастный, погибла мать, седой, слезы, горе, нет дома и пр.)

 

 

.

 

Анализ ,синтез, сравнение(П), Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(к),определение основной и второстепенной информации(п),аргументация своего мнения с достаточной полнотой и точностью(к),извлечение из текста необходимой информации(п)

 

 

 

III.           Первичное закрепление (слайд 11)

 В начале урока мы с вами составили ассоциограмму со словом «дети». Сейчас мы составим ассоциограмму(кластер) со словосочетанием «дети войны». Подумайте, какие проблемы и заботы были у этих детей? С чем это связано нам понятно.

 

Цельэтапа:

Составляют ассоциограмму(кластер)

(слезы, горе, боль, смерть, одиночество, нет дома, нет родителей, голод и проч.).

 

Нравственно-этическое  оценивание усваиваемого содержания(л),понимание текстов, извлечение необходимой информации(п),построение логической цепи рассуждений(п)анализ, синтез, обобщение(п)

 

 

 

V.Итог урока

В этом году наша страна отмечает 65-летие Победы в ВОВ. Я предлагаю посвятить героям ВОВ стихотворение.

1 группа – сочиняет четверостишие по рифме:

……………… героям,

………………солдатам,

………………подарили,

………………в сорок пятом!

2-3 группы – восстанавливают деформированный текст.

Добыли ПОБЕДУ.

Вы кровью и потом

Сейчас – уже деды.

Вы молоды были

4 группа – читает готовое четверостишие.

Мы эту победу –

Вовек не забудем!

Пусть мирное солнце

Сияет всем людям!

Цель этапа:

 Рефлексия.

 

Рефлексия способов и условий действия(п),формулирование своего мнения, учет разных мнений(к),следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям(л)

 Подведение итогов:

-закончите фразу:

А) У меня в душе осталось…

Б) На уроке я понял(а)

В) На уроке мне удалось…

Г)если бы…, то…

Домашнее задание:

Выразительное чтение стихотворения. Выучить наизусть любое стихотворение о войне (по желанию)

 

 

 Характеристика героя для учащихся 4 группы.

Герой стихотворения храбрый и смелый, потому что не побоялся врага и решил помочь нашим танкистам. Он смышлёный и сообразительный, т.к. сначала всё разведал, узнал, где находится враг, а потом помог танку проехать незамеченным путём. Он любит свою Родину, потому что, хоть и маленький, а пошёл защищать её.

 Характеристика героя для учащихся 4 группы.

Герой стихотворения храбрый и смелый, потому что не побоялся врага и решил помочь нашим танкистам. Он смышлёный и сообразительный, т.к. сначала всё разведал, узнал, где находится враг, а потом помог танку проехать незамеченным путём. Он любит свою Родину, потому что, хоть и маленький, а пошёл защищать её

 Характеристика героя для учащихся 4 группы.

Герой стихотворения храбрый и смелый, потому что не побоялся врага и решил помочь нашим танкистам. Он смышлёный и сообразительный, т.к. сначала всё разведал, узнал, где находится враг, а потом помог танку проехать незамеченным путём. Он любит свою Родину, потому что, хоть и маленький, а пошёл защищать её

 Характеристика героя для учащихся 4 группы.

Герой стихотворения храбрый и смелый, потому что не побоялся врага и решил помочь нашим танкистам. Он смышлёный и сообразительный, т.к. сначала всё разведал, узнал, где находится враг, а потом помог танку проехать незамеченным путём. Он любит свою Родину, потому что, хоть и маленький, а пошёл защищать её

Рифма для творческой работы.

………………. героям,

……………….. солдатам,

……………….. подарили,

……………….. в сорок пятом!

Рифма для творческой работы.

………………. героям,

……………….. солдатам,

……………….. подарили,

……………….. в сорок пятом!

Рифма для творческой работы.

………………. героям,

……………….. солдатам,

……………….. подарили,

……………….. в сорок пятом!

Рифма для творческой работы.

………………. героям,

……………….. солдатам,

……………….. подарили,

……………….. в сорок пятом!

Деформированный текст.

Добыли ПОБЕДУ.

Вы кровью и потом

Сейчас – уже деды.

Вы молоды были,

Деформированный текст.

Добыли ПОБЕДУ.

Вы кровью и потом

Сейчас – уже деды.

Вы молоды были,

Деформированный текст.

Добыли ПОБЕДУ.

Вы кровью и потом

Сейчас – уже деды.

Вы молоды были,

Деформированный текст.

Добыли ПОБЕДУ.

Вы кровью и потом

Сейчас – уже деды.

Вы молоды были,

Четверостишие для 4 группы.

Мы эту победу –

Вовек не забудем!

Пусть мирное солнце

Сияет всем людям!

Четверостишие для 4 группы.

Мы эту победу –

Вовек не забудем!

Пусть мирное солнце

Сияет всем людям!

Четверостишие для 4 группы.

Мы эту победу –

Вовек не забудем!

Пусть мирное солнце

Сияет всем людям!

Четверостишие для 4 группы.

Мы эту победу –

Вовек не забудем!

Пусть мирное солнце

Сияет всем людям!

Твардовский Александр Трифонович родился на хуторе Загорье в 1910 г. в семье кузнеца, всю жизнь мечтавшего о крестьянской независимости и достатке, человека целеустремленного и начитанного. Мать происходила из дворян однодворцев. Твардовский с самого раннего детства познакомился с русской классикой, когда в семье «целые зимние вечера часто отдавались чтению вслух какой-нибудь книги». Заветной книгой Твардовского становится томик Н. А. Некрасова. В 1922 г. заканчивает начальную школу. С 1924 г. начинает посылать заметки в местные газеты. В 1930 г. поступает в Смоленский институт. В 30-е гг. родителей раскулачивают и отправляют в ссылку. Поэт продолжает упорно работать (пишет стихи, статьи, поэмы). В 1936 г. он переезжает в Москву. Во время войны 1941–1945 гг. был военным корреспондентом, написал стихотворения о войне, поэму «Василий Теркин». После войны руководил журналом «Новый мир». Статьи и заметки Твардовского о литературе были и остаются примером писательского мастерства.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Детство, опаленное войной"

дать знания о ВОВ, познакомить учащихся  сюными защитниками Родины и их подвигами, рассказать о родном городе  в годы ВОВ....

Урок математики в 6 классе "Детство, опаленное войной"

Данный урок-путешествие в историю, посвященный  Великой Отечественной войне может проводиться в конце учебного года, как урок повторения материала за курс математики 6 класса. В этот урок  в...

"Детство, опаленное войной"

Разработка сценария выступления учащихся  к 9 маю....

Детство, опаленное войной

Презентация может использоваться как дополнительный материал на уроках истории и на классных часах....

Детство, опаленное войной

В старой анкете друзей наряду с вопросами «Твой любимый цвет?, Лучший друг? Любимая книга?» - был и такой вопрос «Чего ты боишься больше всего? И мы , дети 80-х отвечали: «Войны». Вы – дети, очередное...

Устный журнал "Детство, опаленное войной"

Война и дети… Как несовместимы эти понятия! Каким беззащитным становится ребенок, когда взрослые воюют. Дети войны познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь. Трудно представить, чт...

Классный час в рамках проекта "Я помню, я горжусь!" на тему:" Дети и война. Детство, опаленной войной""

Мероприятие разработано с целью развития и воспитания патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма и жизни их сверствников...