Конспект урока литературы в 5 классе «Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван – царевич.».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Технологическая карта + презентация к уроку литературы в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_5_klasse.rar2.09 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе.

Тема урока: «Волшебная сказка «Царевна-лягушка».  Василиса Премудрая и Иван – царевич.».

Тип урока:  урок общеметодической направленности.

Цель урока:  научить давать характеристики героям, оценивать и обсуждать поступки и поведение сказочных героев, работать по содержанию текста.

Задачи:  

  1. Формировать умение анализировать текст художественного произведения
  2. Выработать умение строить сообщение исследовательского характера в устной форме.
  3. Формировать умение делать выводы на основании самостоятельного анализа.
  4. Закрепить навык выразительного чтения по ролям.

Этап урока

Виды деятельности на уроке

Компетенции учителя

УУД

Результат

Организационный этап (мотивационный)

1

1. Приветствие учащихся

Организационная: уметь создавать ситуацию мотивации к обучению («стартовое желание учиться»)

Вступительное слово учителя:

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку … (пять)

Личностные, регулятивные:

• умение мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начало деятельности»;

• установление целевых приоритетов;

• самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Личностные, регулятивные:

• выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению;

• соблюдение моральных норм в отношении взрослых людей и сверстников на уроке;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующих функций познавательного мотива;

• осознание самого себя как движущей силы своего научения

2.Проверка готовности учащихся к уроку

 (предметное портфолио учащихся, закладки в книгах, рабочие тетради, ручки, карандаши)

Коммуникативно-образовательная: формировать атмосферу исследования, творчества, сотворчества

Познавательные:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• формулирование проблемы

Познавательные:

• умение переходить от одного вида общения к другому;

• умение видеть проблему;

• проявлять интерес к индивидуальному и коллективному творчеству

Коммуникативные: речевые действия (речевое отображение): описание, объяснение, доказательство, убеждение содержания планируемых действий для достижения цели, решения задач в форме громкой социализированной речи, в форме внутренней речи

Коммуникативные:

• умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Технологии:  дифференцированный подход; индивидуально-личностное обучение, технология здоровьесбережения

Этап урока

Этап целеполагания: постановка целей и задач урока

2

1.Проверка Д/З

Учителем читаются либо слова героев сказки «Царевна – лягушка», либо их описание; учащимся необходимо определить, кто говорит эти слова в тексте, либо чье это описание:

- Ну, сынки мои дорогие, теперь вы все трое женаты. Хочется мне узнать, умеют ли ваши жены хлебы печь.

-  Где кольнет иглой раз – цветок зацветет, где кольнет другой раз – хитрые узоры идут, где кольнет третий – птицы летят.

-  Как махнули своими левыми рукавами – только всех гостей забрызгали, как махнули правыми – костями-огрызками осыпали, самому царю чуть глаз не выбили.

-  Катится он по высоким горам, катится он по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам.

-  Зачем, добрый молодец, ко мне пожаловал? Дело пытаешь или от дела лытаешь?

-  Снарядился, взял лук, да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою.

Как вы думаете, для чего мы с вами вспомнили героев сказки? Над чем мы будем работать на сегодняшнем уроке?

Методическая: уметь включать учащихся в разные виды исследовательской, аналитической деятельности в соответствии с намеченными результатами, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы

Личностно-регулятивные:

• готовность к самообразованию;

• определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Личностно-регулятивные:

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной и коллективной деятельности и сотрудничества с партнером;

Познавательные:

- формирование умения постановки и формулирования прблемы

- формирование умения делать выводы и  обобщения

- формирование умения производить отбор и вычленять нужную информацию

Познавательные:

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации;

• обнаруживать ценность или недостоверность информации, находить пробелы в информации и находить пути восполнения пробелов;

 • использовать приемы работы с учебной книгой

Коммуникативная: уметь определять и помогать учащимся формулировать проблему.

Коммуникативные:

- строить монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами

-  умение учитывать и предвидеть разные возможные другие мнения;

- умение обосновывать и доказывать собственное мнение;

Коммуникативные:

- использовать приемы работы с учебной книгой, аргументировать свой маршрут работы.

  Технологии: поэтапное формирование умственных действии; индивидуально-личностное обучение; первичное проектирование индивидуального маршрута выполнения задач урока, технология здоровьесбережения.

Этап урока

Этап актуализации знаний, умений, навыков

3

1. Фронтальная устная работа по схеме: вопрос – ответ – коррекция ответа другими учениками – самокоррекция.

- Что такое сказка?

- Чем отличается авторская сказка от народной?

- Какие виды сказок нам известны?

- Расскажите об особом построении сказок.

- Что такое эпитет, гипербола?

- Для чего нужны  в сказках чудеса? Какие обращения, повторы, постоянные эпитеты, гиперболы, встречающиеся в сказках вам известны?

- Назовите любимые сказки и их героев.

- На какие две группы можно разделить сказочных героев? Назовите положительных и отрицательных героев сказки «Царевна – лягушка»

Образовательная: формирование понятий и организация своих и ученических действий на их основе

Личностно-регулятивные: - -- умение осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их

- высказывать предположения на основе наблюдений.

- самостоятельно делать выводы

Личностно-регулятивные:

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной, парной и коллективной деятельности;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации

2.Индивидуальное заранее подготовленное сообщение ученика о том, почему Василиса Прекрасная предстает пред нами в образе лягушки.

Коммуникативная: уметь определять и помогать учащимся формулировать цели и образовательные результаты на языке умений (компетенций)

Познавательные:

• формирование навыков применения теоретических знаний

- формирование умения выстраивать верные и логически законченные высказывания

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Познавательные:

- правильно применять теоретические знания

- разграничивать основную и дополнительную информацию

- преобразовывать и сохранять информацию

Рефлексивная: уметь занимать позицию эксперта относительно демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев

Коммуникативные:    реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной деятельности

Коммуникативные:

• аргументировать свою точку зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод, выбор;

Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; развивающее обучение технология здоровьесбережения

Этап урока

Этап освоения нового (исследовательский этап)

4

1.Работа в группах  с опорой на вспомогательные карточки – подсказки. Составление характеристик  героев сказки по опорным вопросам:

Ι гр - Василиса Премудрая

- Как выглядела царевна-лягушка? Найдите в сказке описания ее внешности (в болоте, на пиру). Какой вывод можно сделать об истинной и ложной красоте?

- Как ВП выполняла царские задания? Прочитайте, как она пекла хлеб и ткала ковер. Почему у нее результаты работы оказались выше, чем у жен других царевичей?

- Как выглядела и вела себя ВП на пиру у царя? Почему она все время хотела помочь Ивану-царевичу?

ΙΙ гр – Иван – царевич

- Опишите, что чувствовал ИЦ, когда его стела попала к лягушке? С каким настроением ИЦ получал задания царя жля своей жены и как он воспринимал ее работу? Найдите в сказке примеры, подтверждающие ваши мысли.

- Почему ИЦ поторопился сжечь лягушачью кожу? Как это его характеризует?

- Найдите в сказке описание трудностей, которые преодолевал ИЦ в поисках жены. Что можно сказать о его характере? Подберите определения, характеризующие героя.

- Почему путь ИЦ к ВП был таким трудным и долгим?

ΙΙΙ гр – животные–помощники

- С кем встретился ИЦ в пути?

- Кто помогал ему в поисках жены? Почему животные помогали Ивану?

- Какими показаны в сказке Баба-яга и Кощей Бессмертный? Почему?

Методическая: включать в учебную деятельность в соответствии с намеченными результатами, учитывая индивидуальные способности учащихся к участию в самостоятельной и организации групповой (коллективной) деятельности

Личностно-регулятивные:

-  планирование – составление плана и последовательности действий;

-  формирование ситуации саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т. е. формирование опыта:

сотрудничества в совместном решении задач

-  соблюдать моральные нормы в отношении взрослых людей и сверстников в школе и дома, во внеучебных видах деятельности;

Личностно-регулятивные:

• устойчивый познавательный интерес;

• становление смыслообразующих функций познавательного, исследовательского, аналитического мотива

2.  Представление учащимися результатов проделанной работы; либо оценивание и дополнение, либо опровержение выступлений учащимися других групп.

Образовательная:     формирование навыков групповой работы с учебником;

 

актуализация ведущих способов исследовательской, аналитической, мыслетворческой деятельности учащихся во всех формах действия

Познавательные:

-  поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- определение основной и второстепенной информации;

- построение логической цепи рассуждений

- выработка навыков индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

Познавательные:

• откликаться на содержание текста:

– связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями, полученными из других источников;

– оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

• откликаться на форму текста:

– оценивать не только содержание, но и форму, а в целом – мастерство исполнения

– использовать полученный опыт, информацию для обогащения предметных знаний, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном тексте

Коммуникативная: установление правил продуктивной коллективной работы учащихся и учебных действий на их основе

Коммуникативные:

 -  умение  устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

-  уважительное отношение к партнерам, внимание к чужой личности;

-  интеграция в группу (пару) сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым в условиях решения предметной задачи

Коммуникативные:

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные поставленной предметной задаче;

• строить монологическое контекстное высказывание;

• определять цель, функции участников, способы взаимодействия;

•формулировать вопросы;

• инициативно сотрудничать в поиске и сборе, обработке информации

Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока;  дифференцированное обучение, проблемное обучение, технология здоровьесбережения

Этап урока

Этап закрепления знаний (этап фиксации)

5

Физ. минутка

Проводится  стоя у парт, учащиеся изображают зверей:

- Шел, шел Иван-царевич и пришел в дремучий бор. Попался ему навстречу медведь косолапый. Не убил зверя ИЦ, пожалел.

- Идет он чистым полем, глядь, а над ним летит большой селезень. И его пожалел ИЦ, не убил.

- Идет дальше ИЦ голодный, а навстречу ему косой заяц «скачет». «Убью этого зайца»,-подумал ИЦ, но и его тоже не убил.

- Вышел царевич к синему морю, а там на берегу, на желтом песке, лежит щука-рыба, тяжело  ртом дышит. Бросил ИЦ щуку в море, а сам пошел вдоль берега за своим клубочком.

Вот и мы с вами побывали в сказке.

1.Прослушивание фонограммы актерского чтения отрывка сказки «Царевна – лягушка»

2.Чтение по ролям учащимися  отрывка сказки

Ребята, мы с вами дали характеристику героям сказки и прослушали ее исполнение актерами, давайте попробуем показать героев такими, какими мы с вами их увидели, попробуем передать черты характера персонажей при чтении по ролям.

3.Обобщающая беседа:

- Почему сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным?

- Почему героиня сказки названа Василисой Премудрой?

- Действительно ли третий сын Иван – дурак?

- Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло?

- На основе прочитанной сказки, сделайте вывод, что в представлении  русского народа было « хорошо и что такое плохо».

Образовательная: 

• актуализация ведущих способов исследовательской, аналитической, мыслетворческой деятельности учащихся во всех формах действия

Личностно-регулятивные:

• умение осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и коррекции их;

• самостоятельное применение знаний в новой ситуации;

• формирование и реализация навыков решения практической задачи индивидуальным и коллективным образом (составление текстов, материалов для устного ответа, сообщения; проведение самопроверки и взаимопроверки выполненной работы, редактирования текста и др.);

• рефлексия, коррекция, самокоррекция

Личностно-регулятивные:

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• выбирать альтернативные способы достижения цели и наиболее эффективный способ

Методическая: 

включать в учебную деятельность по составлению и реализации алгоритмов устного и письменного ответа учащихся

Познавательные:

- формирование навыков чтения по ролям

- формирование навыков строить умозаключения на основе самостоятельного анализа

Познавательные:

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации

- использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

Организационно-рефлексивная:

создание условий для индивидуальной и коллективной работы учащихся с учетом индивидуальных «зон выпадения» (проблемных зон) учащихся в участии в самостоятельной и групповой деятельности

Коммуникативные:

• формулирование вопросов для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером, учителем;

• адекватное использование речи для планирования и регуляции (коррекции) деятельности и результатов выполнения предметной задачи

Коммуникативные:

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

• владеть устной и письменной речью;

• строить монологическое контекстное высказывание

Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; развивающее обучение, проблемное обучение, технология здоровьесбережения.

Этап урока

Проектирование выполнения домашнего задания (комментирования)

6

1. Проектирование (разъяснение) вариантов выполнения домашнего задания на основе осуществления дифференцированного подхода в обучении («каждому по силам»):

-  определите структуру сказки «Царевна-лягушка».Заполните таблицу композиционных элементов  сказки «Царевна-лягушка»

 

Экспозиция

Завязка

Развитие сюжета

Кульминация

развязка

-  нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся эпизоду сказки, объясните свой выбор

-  подготовьте устные рассказы о Василисе Премудрой или Иване царевиче

-  подготовьте пересказ понравившегося эпизода сказки

2. Комментирование содержания памяток для:

• подготовки к пересказу текста

• определения структуры сказки

Образовательная: формирование навыков

самостоятельного выделения основной и дополнительной информации и работы с алгоритмами

Личностно-регулятивные:

• уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• формирование умений по самоанализу результатов и самооценке готовности к выполнению заданий разного уровня сложности

Личностно-регулятивные:

• проявлять саморегуляцию в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Методическая: ориентирование учащихся на применение памяток и алгоритмов к выполнению дифференцированного домашнего задания

Познавательные: формирование и реализация навыков составления лингвистического (предметного) портфолио с целью накопления вспомогательного материала, направляющего выполнение домашних, самостоятельных заданий и способствующего системной подготовке к итоговой аттестации учащихся

Познавательные: создавать и преобразовывать модели, схемы, алгоритмы, рекомендации для решения предметной задачи (написания, сочинения, составления плана, пересказа текстов публицистического стиля по типу речи рассуждение)

Рефлексивная: формирование умения рефлексии учебных действий и результатов обучения учащимися на основе комментирования учителем достижений учащихся и путей преодоления затруднений в выполнении задания

Коммуникативные: отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи

Коммуникативные: в процессе коммуникации точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Технологии: анализ результатов реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; дифференцированное обучение; индивидуально-личностное обучения,  технология здоровьесбережения

Этап урока

Этап диагностики и рефлексии

7

1. Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.

2. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке по 5-тибальной шкале:

«5» -  Я - молодец, у меня все получилось …

«4» -  Я неплохо постарался, но мог бы и лучше, только нужно…

«3» -  У меня сего дня не получилось, потому что …

Организационно-методическая: проектировать способы и формы индивидуально-личностной и коллективной учебно-образовательной деятельности на основе выявленных затруднений учащихся

Личностно-регулятивная: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Личностно-регулятивная: формировать программу личных достижений, преодоления проблемных зон в знании и способах деятельности

Технологии: анализ результатов реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока, технология здоровьесбережения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 1 классе "Волшебная страна звуков. В гостях у сказки" (по программе В.В. Аллева, Т.Н. Кичак)

Урок проведен в рамках РМОТип урока: комбин6ированныйДидактическая задача урока:создание условий для формирования УУД в условиях решения практических задач.Цели урока:- закрепить умение выражать ...

Презентация к уроку литературы. Конкурс знатоков волшебной сказки

Конкурс знактаков волшебной сказки - увлекательный урок для пятиклассников....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...

Конспект урока литературы 6 класс Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке - были М. Пришвина "Кладовая солнца"

Методическая  разработка  по  литературе  "Сравнительная  характеристика  Насти  и  Митраши  в  сказке  -  были  М.Пришвина ...