Н.В.Гоголь "Тарас Бульба"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Пять уроков по повести Н.Гоголя "Тарас Бульба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nikolay_vasilevich_gogol.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Николай Васильевич  Гоголь

«Тарас Бульба»

7 класс

Темы уроков:

  1. Н.В.Гоголь. История жизни. Работа над повестью «Тарас Бульба»
  2. Тарас Бульба и его сыновья.
  3. Образ запорожской сечи в повести.
  4. Сопоставление Остапа и Андрия.
  5. Осада польского города Дубно.

Урок 1.  Н.В.Гоголь. История жизни. Работа над повестью «Тарас Бульба»

1. Слово учителя: «…Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С серебряного неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете: чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханный. Божественная ночь! Очаровательная ночь!...» с чего вдруг прозвучали странные строки об украинской ночи с этим вызывающим вопросом – Знаете ли вы украинскую ночь? Как думаете, чьи это строки?

Конечно же это Гоголь. Его трудно не узнать по только ему присущим особенностям языка. Прочитанный отрывок сплошь насыщен метафорами: тут и «месяц глядит», и «небесный свод раздался, раздвинулся», «горит и дышит».  И даже этот маленький отрывок насыщен эпитетами: только  у Гоголя можно встретить «серебряный свет», окутывающий землю, и воздух «прохладно-душен». Ну вы наверное уже догадались, что нам предстоит изучать творчество Н.В.Гоголя и его знаменитую повесть «Тарас Бульба», чтение ее задавала еще на лето. Нам нужно будет с вами прочитать от корки до корки это произведение, разобраться в художественном мире писателя, разобраться с героями, оценить их поступки.

А теперь попробуйте покопаться в вашей памяти и найти там, что читали у Гоголя? Как озаглавил свою первую книгу Гоголь? Можно ли прочитать заглавие «Вечера на хуторе близ Диканьки» как  ключ к ее страницам? Почему «Вечера»? С какими страницами сразу же соотнесете это заглавное слово гоголевской книги? Конечно,  с её ночами «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством». Назовите героев Гоголя.

!!! Беседа по ранее изученному – см.И.Аркина, стр.115 (об истоках гоголевского творчества, гоголевские строки в памяти маленькой читательницы).

- Как сложилась жизнь и судьба автора «Вечеров» и «Тараса Бульбы»? (учебник, стр.95)

- Как работал Гоголь? (учебник, стр.97) Гоголь в период работы над повестью серьезно занимался историей, читал летописи и исторические акты. Но в повести он не описывал конкретных исторических событий и боев, в которых участвовали казаки 15-16 веков. Ему важно было передать живой дух того мятежного времени, как передавали этот дух народные песни, исполняемые путешествующими по Украине бандуристами. В процессе чтения повести я предлагаю делать вам закладки о Тарасе, об Остапе, Андрии, об их матери и т.д.

2. Историческая основа повести «Тарас Бульба» (Поур.разр. Кутузова, стр. 12-14)

3. Можно начать чтение повести.

д/з Читать повесть «Тарас Бульба» (1-2 главы)

Составить рассказ по повести: а) о Тарасе Бульбе; б) Об Остапе; в) об Андрии.

Урок 2. Тема: Тарас Бульба и его сыновья.

Слово учителя.  Чтобы представить себе особенности казачье жизни, необходимо представить тех людей, о которых идет речь. Начнем с ваших рассказов. Впечатления от прочитанного.

- Каким вы представляете себе главных героев (имена записать в тетради).

- Какой образ в первой главе трогает вас больше всего? О ком рассказывает Гоголь с сочувствием и любовью? (мать бурсаков)

-Как описывает автор мать Остапа и Андрия? Как называет ее? («Бедная, худощавая мать их, стоявшая у порога и не успевшая еще обнять ненаглядных детей своих», «говорила жалостно, со слезами на глазах, худощавая старуха мать», «бедная старушка,  лишенная последней надежды»)

- Найдите описание того, как она проводит ночь у изголовья своих детей. Прочитайте так, чтобы суметь передать мелодику народных плачей и причитаний.

- Что поражает нас в первой главе? Что противопоставлено горю матери?  (первая глава построена на антитезе: суровая казачья жизнь противопоставлена нежной любви матери). Запишите, что АНТИТЕЗА – основной композиционный прием «Тараса Бульбы».

- Представитель казачьей жизни – Тарас Бульба. В каких эпизодах 1 и 2 глав наиболее полно раскрывается образ Тараса Бульбы?

- Вспомните прием отца. Почему после долгой разлуки отец предлагает сыновьям биться на кулачках, а на следующий день увозит в Запорожскую Сечь? ( Тарас Бульба каков был с женой, таков и с сыновьями. Как и его товарищи, смысл жизни видел в борьбе за независимость родины, поэтому пренебрежительно относился к оседлой домашней жизни и ко всем занятиям, не имеющим отношения к военной службе. Все, что у него было дорогого, он отдает, не колеблясь, общему делу. Решение Тараса немедленно везти сыновей в Запорожскую Сечь вызвано, таким образом, не только упрямством и горячностью, но и твердой убежденностью, что лишь Запорожская Сечь настоящая воинская школа  наука, только там можно стать рыцарем, настоящим воином).

- Что такое бурса? (в старое время: духовное училище с общежитием)

- Подумайте, почему Гоголь так подробно рассказывает об этом периоде в жизни героев?

- Как характеризует автор Остапа в его бурсацкой жизни?

- Как автор характеризует Андрия?

- Какой прием использует Гоголь, описывая двух братьев?

- Работаем со второй главой. Какое описание природы мы видим во второй главе? (зачитать описание: «А между тем степь уже давно приняла их всех…» -  до слов: «…что красные платки летели…»)

- Какое впечатление возникает у вас при чтении этого отрывка? (эмоциональность описания, чувство слитости с природой)

- С помощью каких средств добивается Гоголь такого впечатления?

Анализируем этот отрывок:

- Какое время суток изображено? (автор описывает степь в движении: это движение времени. Сначала мы видим степь днем, потом на закате, затем ночью. Мы  видим не один конкретный пейзаж, а обобщенную картину вольной, раздольной степи, которая сравнивается с океаном. Над степью в воздухе «роскошно купается» чайка, которая становится символом воли, свободы)

- Какой прием использует автор, описывая степь? (Гиперболу). Докажите.

- Еще найдите эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения. (можно дать на дом – поработать с этим отрывком)

- Прочитаем еще один отрывок «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее».. – до слов: «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!» (анализ отрывка)

д/з: 1. Выписать в тетрадь приемы художественной словесности (задание смотри выше)

2. Прочитать 3-4 главы. Подготовить рассказ о жизни в Запорожской Сечи.

Урок 3.Тема: Образ Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба».

Слово учителя. Прежде чем начнем разговор о жизни Запорожской сечи, разберемся, что такое историческая Запорожская Сечь. Начнем со слова «сечь». Одно из старинных значений существительного «сечь» -засека, завал из деревьев, который служил в качестве укрепления. От названия такого укрепления произошло название центра организации украинских казаков: Запорожская Сечь. Главное крепление казаков располагалось за днепропетровскими порогами, часто на острове Хортица, который сейчас находится в черте города Запорожье. Остров большой по площади, берега его скалистые, обрывистые, в некоторых местах высотой около сорока метров.

Запорожская Сечь – это организация украинских казаков, которая возникла в 16 веке. Когда Татры разорили Киевскую Русь, северные территории стали объединяться под властью московских князей. Киевские и Черниговские князья были убиты в жестоких схватках, и центральные земли Киевской Руси остались без власти. Татары продолжали разорять богатые земли, позже к ним присоединились Османская империя. Великое княжество Литовское, затем Польша. Жители, населявшие эти земли, в отличие от татар, исповедовали православие. Они  стремились к объединению и защите своей земли от набегов хищных соседей.  В этой борьбе на центральных землях бывшей Киевской Руси складывалась украинская народность.

Запорожская Сечь не была организацией государственной. Она  создавалась ради военных целей. До 1654 года, то есть до воссоединения Украины и России, Сечь была казачьей «республикой»: главные вопросы решала сечевая рада. Сечь возглавлялась атаманом и делилась на курени (войсковое подразделение и его жилое помещение).

- Расскажите о быте и нравах в Запорожской Сечи? Что вас поразило в этом описании? (Беспечность и воля. Комментарий: В общественном устройстве Сечи нет сословной вражды и зависимости людей друг от друга, нет имущественных оков. Эта военная организация вольного народа противопоставлена Гоголем миру вражды и рабства. Воинская служба в Сечи – это не принуждение, а добровольное служение своему Отечеству. Сечь сурово карает за нарушение ее законов, законов свободного народа: Гоголь описывает жестокое наказание за кражу, за невыплаты долгов, за убийство. Самое главное, что появляется в обществе равных,- чувство товарищества. «Первый долг и первая честь козака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны братья, чтобы козак покинул где или продал как-нибудь своего товарища» - говорит Касьян Бовдюг.

Гоголь не идеализирует казаков. Сечь населяют самые разные люди: бывшие преступники, образованные и необразованные, богатые и бедные, желающие самоутвердиться и любящие воевать. Но всех их объединяет товарищество и православная вера. Вера требует поста и воздержания, но казаки не хотят и слышать о них, безудержность натуры запорожцев отвергает любые ограничения. По той же причине все имущество казаков хранится у куренных атаманов.

Жизнь Сечи состоит из крайних проявлений человеческого характера. Недаром ее описание начинается с картине бражничества, а заканчивается перечислением убитых казаков.  Золотой середины казаки не имеют. Мирное существование для Сечи – редкость. Обычное состояние Запорожья – беспрерывные битвы.. казаки моментально переходят от бешенного разгула и веселости к готовности биться не на жизнь, а на смерть. Гоголь подчеркивает суровость казаков, их мужество, широту натуры, ее размах.

В походе казаки очень жестоки – это войско мстителей. (гл.5). казаки отрицают тактику осады. Казаки прямолинейны. Им  не свойственны какие-то там тонкости).

- Расскажите о жизни Остапа и Андрия на Сечи. Чем они там занимались?

- Какие порядки и законы Сечи поразили Андрия? Почему автор рассказывает нам о жестокой казни именно от имени Андрия? (Андрий имеет способность к состраданию – способность воспринимать чужое горе, несчастье, как свое собственное).

- Почему Тарас хотел «поднять запорожцев на какое-нибудь дело»?

- Можно прочитать главу 5 (в учебнике, сокращенную)

- Какой можно сделать вывод по сегодняшнему уроку? (Автор рисует не реальную Сечь, а образ Сечи – такой, каким он запечатлелся в народном сознании. Автор создает поэтическую картину казачьего общества, но не идеализирует это общество, показывая его жестокость, стихийность, неорганизованность)

Урок 4

Тема: Сопоставление Остапа и Андрия.

- Сегодня мы готовимся к серьезному разговору  по повести «Тарас Бульба». Нам предстоит сопоставить двух сыновей Тараса -  Остапа и Андрия.

Для начала запишем примерный план характеристики героев.

1.  Первые читательские впечатления от героев-братьев.

2. Внешний облик, его значение, отражение в характере.

3. Как проявились характеры братьев в семинарии?

4. Отношение с родителями, с товарищами.

5. Как проявляют себя братья в Сечи?

6. какие качества проявляют братья в бою?

7. Какие события являются ключевыми в судьбах героев?

8. Оправдались ли слова Тараса о своих сыновьях (5 глава)? Каковы судьбы Остапа и Андрия?

9. Каково отношение автора к каждому из братьев?

-Давайте начнем с того, что объединяет двух братьев. Обратите снимание на следующие эпизоды: бурсацкие дни, Остап и Андрий в Сечи,  братья в бою, смерть Остапа и Андрия.  Запишем важное.

Ответы детей.

  • В первой сцене знакомство с братьями мы уже видим, насколько они разные. Тарас отдает предпочтение Остапу, несмотря на равную храбрость братьев. Остапа отличает прямота характера и сила натуры, суровость, верность товариществу; прежде всего – он воин. Остап – человек своего времени. Этим он близок отцу. Остап обнаруживает «наклонности будущего  вождя»,  хладнокровие, изобретательность в бою.  Прежде всего он – воин. Остап – человек своего времени.  Этими качествами он ближе своему отцу.
  • Остап обнаруживает «наклонности будущего вождя», хладнокровие, изобретательность в бою. «Это будет со временем добрый полковник» - говорил о нем Тарас.

-Об Андрии хотелось бы поговорить подробнее.

- Что объединяет Андрия с Сечью? (дерзость его поступков, сила страсти, безудержность натуры)

-  Почему Андрий скучает во время бездействия под Дубно (Сказывается  любовь его натуры к сильным переживаниям  и впечатлениям, его душе тесно в мире казаков.)

- Прокомментируйте сцену отхода Андрия ко сну (глава 5) (Картину «июльской чудной ночи» мы видим глазами Андрия. Небо «все было открыто перед ним; чистота и прозрачность стояли в воздухе. Гущина звезд, составлявшая Млечный Путь... вся была залита в свету. Временами он  как будто позабывался, и какой-то легкий туман дремоты заслонял на миг пред ним небо, и потом оно опять очищалось и вновь становилось видно». Андрию свойственны не только  жажда подвига, безумная смелость, но и тонкая душевная организация, способность переживать прекрасное, чувствовать  красоту женщины и красоту природы. Но время, в которое он жил, исключало возможность проявления этих его  свойств натуры. Душа Андрия жаждала любви, а долг  требовал верности Родине, товарищам.)

- Почему Андрий идет в осажденный город? Как этот го поступок повлиял на судьбу Андрия? (В нем с новой силой ожили прежние чувства к полячке и заслонили всю казацкую жизнь, Андрий сделал свой выбор, и этот выбор неизбежно привел Андрия к предательству.)

- О чем просит Андрия панночка? (Татарка передает просьбу о куске хлеба для старой матери). Какие чувства испытывает молодой человек? (Сострадание, сочувствие жалость любовь – это те чувства, которые благословляются Евангелием. Разве это плохо?(размышления учеников)

- За что воевали запорожцы? (Сложный вопрос. Вспомним слова одного козака: «Такая пора теперь завелась, что уже церкви святые теперь не наши». Запорожцы шли на Польшу, чтобы «отомстить» за все зло и посрамления веры и козацкой славы, набрать добычи с городов, пустить пожар по деревня и хлебам и пустить далеко о себе по степи славу».

- Как описывается Андрий в битве поляков с запорожцами (Андрий испытывал в сражении с запорожцами не меньше упоения, чем раньше в бою с поляками: «А он между mем, объятый пылом и жаром битвы, жадный заслужить навязанный на руку подарок, понёсся как молодой борзой пес,  красивейший, быстрейший и молодший всех в стае». Андрий сравнивается с псом, так подчеркиваются животные истинкты, возобладавшие в нем.)

- Почему Андрий при виде отца не бежал, не прятался, не просил пощады, а лишь побледнел и «покорно, как ребёнок, слез с коня и остановился ни жив ни мёртв перед Тарасом»?

- Почему Андрий изменил своей отчизне? (Андрий любит полячку, он чувствует перед ней «благоговейную боязнь», теряет волю, уже не принадлежит себе, готов погубить себя  ради нее: «Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из козаков вырвет ее оттуда! И все, что ни есть, продам, omдам,  погублю за такую отчизну!» Ради своего чувства Андрий „ютов пожертвовать всем, что связывало его с семьей, верой, миром Запорожской Сечи, родиной. Он изменил отчизне, потому что полюбил. Ничего, кроме любимой, для него уже

не существовало.)

- Каково ваше отношение к поступку Андрия? (Обсуждение.)

Комментарий учителя.

Андрий - предатель. Это понимает он сам, понимает полячка. Не оставляет читателю сомнений и сам автор; он заранее «хоронит» Андрия: «И погиб козак!», говорит о будущем горе отца, который « проклянет  день и час, в который породил себе на позор такого сына», С точки зрения Тараса, Остапа, других казаков, Андрий заслуживает смерти. Действительно, предательство достойно самого резкого осуждения.

. Но все же многим из нас в душе жаль Андрия. Для него отчизну заменила любовь, действительно очень сильная, которой он был  силах сопротивляться. Стремления человека вступили в непримиримый трагический конфликт со стремлениями его товарищей, его земляков, единоверцев. И этот конфликт не мог разрешиться иначе, как смертью героя. Поступок Андрия - измена товарищам, отчизне, но не самому себе, это его выбор. Личный выбор, ставший трагедией.

Когда Тарас убивает Андрия, то стоит перед отцом не шолохнувшись. Что происходит в его душе? Две противоположные картины мира – с  абсолютно разными, несовместимыми ценностями – стоят у него перед глазами. Выбрать первую – он уже не вправе, выбрать вторую – значит поднять руку на отца, но сделать этого Андрий не может и умирает от руки отца.

Домашнее задание

  1. Подготовить характеристику Тараса Бульбы. Рассказать о его воинской доблести, о его отношении к людям (товарищам, сыновьям, врагам). В чём видит свой долг Тарас? В чём для него высший смысл жизни и счастья человека? Добр или жесток Тарас?
  2. Подготовить анализ одного из эпизодов повести (по группам): 1 группа - речь Тараса о товариществе; 2-я группа- второй бой Дубно; 3-я"группа- гибель Тараса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»

Цели :·         образовательные:формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как това...

разработка урока литературы "Образы - персонажи повести "Тарас Бульба"

Данная разработка будет полезна учителю литературы при подготовке к уроку по творчеству Н.В. Гоголя, материал изложен в доступной форме, подготовлен учителем для работы над анализом повести "Тарас Бул...

Образ Сечи. Повесть Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".

Пояснительная записка к домашнему заданию по литературе в 7 классе.  Данное домашнее задание входит в комплекс заданий по изучению повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе.Цели:1. Образо...

Тест по литературе для 6 класса на знание текста повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

В тесте представлены задания на знание текста повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Ответы могут содержать как один, так и несколько правильных вариантов....

Драматизм образа Тарса Бульбы. По повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Исследовательская работа даёт возможность и учителю и ученикам по - новому взглянуть на образ Тараса Бульбы. В чём заключается драматизм образ этого  героя? Вы сможете поняить, просмотрев данную ...

Образ Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Урок «открытия» нового знания по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...