конспект урока литературы в 11 классе "Поэма Сергея Есенина «Анна Снегина»"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Перкина Ольга Юрьевна

Урок является заключительным этапом в изучении творчества Сергея Есенина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anna-snegina.-konspekt-uroka_1.doc62.5 КБ
Файл opredelite_zhanr_proizvedeniya.docx14.69 КБ
PDF icon sergey_esenin.pdf490.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Поэма Сергея Есенина «Анна Снегина»

Цель урока: обнаружить в поэме «Анна Снегина» признаки произведения лироэпического жанра через раскрытие  художественного многообразия тем поэмы и систему образов ее героев.

Методические приемы: лекция с элементами беседы; аналитическое чтение.

Разберемся во всем, что видели,

Что случилось, что сталось в стране,

И простим, где нас горько обидели

По чужой и по нашей вине.

(«Несказанное, синее, нежное» 1925)

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока

- Мы подходим к заключительному этапу изучения творчества Есенина. Предметом обсуждения на этом уроке станет поэма С.А. Есенина «Анна Снегина». Это произведение создано в 1925 году в последние годы жизни поэта, наполненные глубокими переживаниями и поиском ответа на вопрос «нужен ли он России?»    

- Дома вы прочитали поэму.  Поделитесь  своими  впечатлениями. Понравилась ли она вам?

- Можно ли сказать, что поэт отождествляет себя с лирическим героем поэмы?  (Скорее, да)

– Несмотря на то, что поэт лирического героя поэмы  нарекает  Сергеем, это событие не стоит воспринимать буквально. Однако герой, безусловно, наделен некоторыми чертами, которые присущи и самому автору.

- Ясно одно, что поэма «Анна Снегина» – произведение, в котором автор как будто подводит итоги, размышляя не только о своей жизни, но и о судьбе страны.

 - Я думаю, что у вас возникло много вопросов, на которые вы бы хотели получить ответы в рамках изучения поэмы.

- Сформулируйте свои вопросы, чтобы определить цели нашего  сегодняшнего урока. (От каждой группы 1-2 вопроса. Художественное своеобразие, тема поэмы и способы её выражения, время действия в поэме, система образов)

  1. Изучение нового материала.

А) Словарная работа.

- Я предлагаю начать изучение этого произведения с определения его жанра.

-  Сам поэт определял свое произведение «Анна Снегина» как  лироэпическую  поэму.

- Как вы понимаете это определение? (Лирическое, потому что выражаются чувства, эмоции; эпическое – присутствует сюжет, повествуется о событиях из жизни героев).

Но  есть  и  другие  взгляды  литературовед, В. Турбин,  к  примеру,  называет  произведение «повестью в стихах» и находит сходство с «Евгением Онегиным» А. С. Пушкина.

Еще одно определение предложил А.П. Квятковский, утверждая, что это стихотворная новелла, то есть повествование с напряженным сюжетом и неожиданной концовкой.

Б) Аналитическая беседа.

- Все эти определения указывают на различные особенности произведения, среди которых ярче выделяются лирическое и эпическое начала.

- Давайте вместе определим признаки эпического произведения в поэме Есенина (работаем с 1-й главой).

- Известно, что в эпическом произведении автор больше всего внимания уделяет описанию событий.

- О каких событиях идет речь в 1 главе поэмы? (Из его повествования узнаем о противостоянии двух сел: Радово, которому «...счастье дано», и Криуши, где «житье у них было плохое». Однажды в скандале («украдкой они рубили / из нашего леса дрова») был убит старшина. Десятерых из Криуш «услали в Сибирь», но и в Радово «скатилась со счастья вожжа»)

-  Скажите, а раз в поэме описано столько разноплановых событий можем ли мы считать , что сюжет находится в постоянном развитии и продолжении? (Безусловно, сюжет динамичен).

  - Но во внутрь динамично развивающегося сюжета Есенин включает один совершенно нехарактерный для эпического произведения прием.

Снова обратимся к сюжету поэмы. О чем самом важном повествует это произведение? (История несостоявшейся любви героев,  (в поэме он едва намечен, и развивается как череда фрагментов. Несостоявшийся роман героев поэмы

- Есенин включает в сюжет поэмы - лирический план,  в основе которого лежит судьба главных героев – Анны Снегиной и Поэта.

- Расскажите о главных героях поэмы?

(Главным героем поэмы является Сергей, он вышел из деревни, вырос в деревне, но сумел стать литератором, писателем. Когда ему было 16 лет, он был влюблен в одну девушку, ту самую Анну Снегину, позже он был вынужден уехать из своей деревни, но спустя долгое время вернулся в родные края и снова встретился с Анной. Девушка за это время успела выйти замуж, да еще и за офицера). 

- Вернемся к лирическому сюжету. История любви все-таки несбывшаяся: Анна и Сергей испытывают чувства к друг другу, происходят встречи, иногда случаются ссоры, их то отталкивает, то притягивает друг к другу. Завершается все тем, что Анна, муж которой погиб на войне, эмигрирует, а Сергей остается на Родине и в конце поэмы получает письмо из Лондона. 

-Что же мешает героям быть вместе? Зачитать. В первую очередь разница в социальном положении, разница в воспитании, у них совершенно разные жизненные пути. Они не могут преодолеть какие-то условности, созданные их происхождением, обстоятельства, и эти обстоятельства становятся для них барьером. 

- Одна из причин разразившейся революции, а потом и гражданской войны — пропасть между “белой” и “черной” костью, Россией дворянской и крестьянской. Она оказалась непреодолимой и для Сергея с Анной, несмотря на то чувство, что их связывало: “лирике” помешал “эпос”. Судьбы героев оказываются неотделимы от судьбы их родной страны.

- А  определите  время действия в поэме (основная часть поэмы воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. Действие в поэме кончается 1923 годом.)

- События в поэме даны эскизно, и Есенину важны не сами события, а выражение его собственного отношения  и его героев к ним.

- А является ли это доказательством, что в поэме присутствуют признаки лирического произведения.

- Подведем итог. Так почему поэма "Анна Снегина" - это лироэпическое произведение? (Потому что сочетает в себе динамичный событийный сюжет и лирический план чувственных отношений главных героев).

-  Запишем в рабочие листы (тетрадь).

В) Определение основных тем поэмы.

- Жанр поэмы раскрывается и через многогранность тем. Попытаемся раскрыть их.

- Речь какого героя открывает поэму? О чем он рассказывает? Зачитать  (Поэма начинается с рассказа возницы, который везет возвращающегося с войны героя в родные места. Из его слов мы узнаем «печальные вести» о том, что происходит в тылу: жители когда-то богатого села Радова враждуют с соседями – бедными и вороватыми криушанами. Эта вражда привела к скандалу и убийству старосты и к постепенному разорению Радова.

- Какая тема просматривается уже в 1 главе поэмы? Тема крестьянства

- О чем сообщает лирический герой в 1 главе, в чем признается?  «Другую я явил отвагу – Был первый в стране дезертир»

- Почему герой самовольно возвращается с войны? Воевать «за чей-то чужой интерес», стрелять в другого человека, в «брата» - это не геройство. Потерять человеческий облик: «Война мне всю душу изъела» - не геройство. Быть игрушкой на войне, пока «купцы да знать» спокойно живут в тылу, а «прохвосты и дармоеды» сгоняют людей на фронт умирать – тоже не геройство. 

- Какая тема просматривается в этом признании? Одна из главных тем поэмы – осуждение  империалистической и братоубийственной гражданской войны.

- Как вы думаете, почему тема крестьянства и тема гражданской войны «идут след в след»?

Символичны эти крестьянские войны. Они являются прообразом большой братоубийственной войны, народной трагедии, от которой, по словам мельничихи, едва не «пропала Расея».

Г) Анализ системы образов.

- Даны в развитии и образы главных героев. Они придают произведению биографический характер.

- Развертывая сюжетную линию поэмы, С. Есенин создает образ деревенского вожака – Прона Оглоблина, воплотившего в себе вековой гнев народа против притеснителей и мироедов, своего рода Пугачева. Вот как историю об Оглоблине рассказывает одна из героинь поэмы, старая жена мельника, к которому Сергей прибывает на лето, покинув свою разгульную жизнь в Москве: зачитать

У них там есть Прон Оглоблин,
Булдыжник, драчун, грубиян.
Он вечно на всех озлоблен,
С утра по неделям пьян.

И нагло в третьевом годе,
Когда объявили войну,
При всем честном народе
Убил топором старшину.

Таких теперь тысячи стало
Творить на свободе гнусь.
Пропала Расея, пропала...
Погибла кормилица Русь...

- Вспомним историю, когда происходит действие поэмы? В период революции, в эпоху крестьянских бунтов и наступающего террора. 

- А вот Оглоблин отличился еще в период мирного времени, убив топором человека во время спора между крестьянами из двух соседних деревень за лес.

 - Интересно то, как относится к нему Есенин? С одной стороны, он понимает, что его герой – плохой человек и убийца, а с другой стороны, лирический герой Сергей с Оглоблиным дружит. Они между собой связаны и говорят на одном языке.

- Тема бунта, тема крестьянина в его бунтарских проявлениях волновала Есенина давно. Эта тема касалась всех, так как крестьяне – основные жители России и аграрный вопрос был первым в русской политике и литературе длительное время. Как вы знаете, о народных бунтах, о Пугачевщине писал и Пушкин.

- И тут мы снова возвращаемся к образу Оглоблина, кого он напоминает нам? Пушкинского Пугачева, который, с одной стороны, лихой человек, страшный и кровавый, а с другой стороны, в нем есть какое-то обаяние. Кроме того, важно отметить, что в данном произведении Оглоблин оказывается жертвой ужасных событий: в 1920 году этого героя убивают деникинцы.

- Кто является главным героем захвата, когда помещики забирают землю у Снегиных? Лабутя – брат Прона. 

- Какую характеристику дает ему автор? Зачитать

“Мужик — что твой пятый туз:

 При всякой опасной минуте

 Хвальбишка и дьявольским трус”. (Пятый туз — лишний туз в шулерской колоде).

- Таким образом, оба плана поэмы - эпический и лирический раскрываются через тему осуждения (чувство - лирика) войны и тема крестьянства (историческая основа сюжета - эпос). Запишем.

- Подумайте и сделайте вывод на основе выявленных тем и системы образов поэмы: каково отношение автора ко всем этим событиям? двойственное: с одной стороны, он вроде бы и за революцию, за крестьянскую правду. Запишем.

«Скажи, кто такое Ленин?»

Я тихо ответил:

«Он – вы».

  В этом и есть вся прелесть поэмы Есенина, в ней нет категоричности и жестко расставленных оценок.

V. Заключительное слово учителя. Возвращение к эпиграфу.

- Прочитайте финал поэмы. Какие строки повторяются? Какой смысл вложен в них?

- Как соотносятся эти строки с эпиграфом к уроку. (Чтение эпиграфа)

 В конце поэмы изменилось всего одно слово, но смысл изменился значительно. Природа, родина, весна, любовь – эти слова одного ряда. И прав тот человек, который прощает.

  1. Итог урока.

- Мы рассмотрели в поэме «Анна Снегина» признаки произведения лироэпического жанра? (какие это признаки)

- Раскрыли ли  художественного многообразия тем поэмы? Назовите эти темы?

- Смогли ли мы сегодня приблизиться к пониманию прелести поэмы Есенина (в ней нет категоричности и жестко расставленных оценок).

  1. Выставление отметок и домашнее задание.

  1. Напишите развернутый ответ: «Отношение автора к Родине в поэме Есенина “Анна Снегина”»
  2. Ответьте на вопросы:
  1. Как в поэме показана новая власть?
  2. Как показаны чувства героев: Анны и Сергея?



Предварительный просмотр:

  1. Определите жанр произведения, вписывая признаки в каждый столбик, докажите свою точку зрения.

Лироэпическая поэма

Повесть в стихах

Стихотворная новелла

Лирический план – тема:

Эпический план – темы:

  1. Определите время действия в поэме, соотнесите с историческими событиями, происходящими в России в этот период.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите основные темы поэмы:
  • Речь какого героя открывает поэму? О чем он рассказывает? Какая тема просматривается уже в 1 главе поэмы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

  • О чем сообщает лирический герой в 1 главе, в чем признается? Подумайте, почему герой самовольно возвращается с войны? Какая тема просматривается в этом признании? 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • О чем повествует это произведение? Какая тема лежит в основе лирического сюжета?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заполните таблицу.

  1. Дайте цитатную характеристику основным образам поэмы :

Анна Снегина и лирический герой поэмы.

Прон Оглоблин

Лабутя Оглоблин

Подумайте с какими литературными персонажами они схожи, ответ запишите в таблицу.

  1. Подумайте и сделайте вывод: каково отношение автора ко всем этим событиям?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С.А. Есенин. Анна Снегина

С.А. Есенин. "Анна Снегина" (11 класс)...

С.А.Есенин "Анна Снегина". Вопросы и задания.

Презентация по литературе для 11 класса на знание текста....

Проект урока литературы. Тема урока: Поэма С. Есенина «Анна Снегина».

Цели урока: 1. Научить анализу лиро-эпического произведения. Обеспечить усвоение учащимися  этапов анализа лиро-эпического произведения:...

История создания поэмы Сергея Есенина "Анна Снегина" .

История создания поэмы Сергея Есенина   "Анна Снегина", факты из жизни  прототипа главной героини произведения....

Технологическая карта урока по литературе: «Соотношение лирического и эпического начал в поэме С.Есенина «Анна Снегина» (технология критического мышления)

Третий урок в изучаемом разделе «Творчество Есенина» -11 класс. В рамках  темы необходимо было систематизировать и обобщить ранее пройденный материал и изучить аспекты новой темы.Тип ...

Поэма Сергея Есенина "Анна Снегина"

История создания поэмы С.Есенина"Анна Снегина", образы главных героев...

С.А.Есенин "Анна Снегина",урок в 11 классе

Поэма «Анна Снегина» закончена Есениным в  январе 1925 года. В этой поэме сплелись все основные темы лирики Есенина: родина, любовь, «Русь уходящая» и «Русь советска...