Ф.И. Тютчев "Узорами обшитая золотая осень"
план-конспект урока по литературе на тему
Чтение и анализ стихотворения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutchev_est_oseni_pervonachalnoy.docx | 258.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Аксы-Барлык
Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва»
Открытый урок на школьном семинаре учителей
русского языка и литературы и начальных классов
Ф. И. Тютчев
«Узорами обшитая золотая осень»
Разработала и провела урок по литературе
Саая Саида Хензиг-ооловна
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ с.Аксы-Барлык»
2016 г
Цель:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта;
- развить умение и навыки конспектирования и выступления перед аудиторией, расширить словарный запас, устную и письменную речь учащихся;
- воспитывать интерес к творчеству поэта, любовь к красоте природы.
Оборудование:
- Компьютер, проектор.
- Портрет поэта и эпиграф (напечатанный)
… Тютчев- певец природы, тонкий лирик и философ. (Шейн)
- Картина Левитана «Золотая осень»
Словарная работа:
- философ- учёный- специалист по философии, а также вообще мыслитель, занятый разработкой вопросов мировоззрения.
- первоначальный- самый первый, являющийся началом чего- нибудь.
- дивный- удивительный, прекрасный
- Организационный момент.
- Мотивация к уроку.
Беседа с учащимися по картине русского художника И.И. Левитана «Золотая осень» в соотнесении с личными впечатлениями детей от наблюдений во время осенней прогулки.
Слово учителя: Мы продолжаем наблюдать осенние картины и настроения в стихотворениях русских поэтов.
Это чудесное время года привлекало внимание не только поэтов и писателей, но и художников. Перед вами картина известного русского художника Исаака Ильича Левитана, который написал картину «Золотая осень». Рассмотрите эту картину, чтобы ответить на вопросы, записанные на доске (на слайде):
1. Какую осеннюю пору изобразил художник Левитан на своей картине?
2. Почему картина так называется?
3. Тебе нравится эта картина? Почему?
4. Осень, изображённая на картине, похожа на осень в наших краях?
5. Что, увиденное художником, наблюдали и вы во время осенней прогулки?
(После рассмотрения картин ребята обмениваются своими мнениями).
Учитель:- С какими чувствами художник писал свою картину? Выберите из таблицы «Словарь настроений» слова, определяющие эти чувства. Чем вы можете это доказать?
- Сумел ли художник передать своё настроение вам?
- Хотели бы вы ещё побывать в осеннем лесу? А прочитать стихотворение об осени?
III. Изучение нового материала.
Слово учителя: Ф.И. Тютчев гениальный лирик, певец природы, тончайший мастер стихотворного пейзажа. Творческой особенностью поэта является изображение пейзажа одухотворённым, выражающим эмоции человека. В поэзии Тютчева лирический герой выступает прежде всего как созерцатель природы. Стихи Тютчева о русской природе- это прекрасные образцы русского литературного языка.
Ученик: Тютчев родился и вырос в деревне Овстуг Орловской губернии. Там научился он любить природу. Красота, окружавшая мальчика, пробудила в нём любовь к природе, а вместе с ней желание писать стихи. Домашним учителем его был замечательный человек Раич- поэт и переводчик.
Ученица: Тютчев жил за границей 22 года. Окончил университет. После окончания университета он уехал на службу в русское посольство за границу. Несмотря на это главной темой его стихотворений всегда оставалась природа русской земли.
Учитель: Впервые стихотворения Тютчева напечатал А.С. Пушкин в своём журнале «Современник». Читателей сразу привлекли тонкая наблюдательность поэта, его умение в небольшом стихотворении передать самые разнообразные переживания и мысли.
Ф.И. Тютчев и сегодня учит нас любить, понимать поэзию не только умом, но и сердцем.
IV. Чтение стихотворения. (стр. 204, хрест. 5 кл. ч.I)
а) учителем
б)самостоятельно
* Небольшое по объёму стихотворение Тютчева «Есть в осени первоначальной» состоит из трёх строф, в которых поэт описывает начало осени. Картина прекрасной «дивной» поры в композиционном отношении изображается в 2-х планах: как описание природы и как поры уборки урожая. Оба плана в первых 2-х строфах существуют раздельно и объединяются в последней строфе. И тем самым подчёркивая единство и нераздельность человека и природы.
* Статья «О стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной».
(стр. 205 хрестоматии)
V. Анализ стихотворения.
- Какая пора осени изображена в стихотворении Тютчева? Докажите это словами из текста.
- Как вы понимаете значение слова «первоначальной»? Каким эпитетом определяет поэт эту пору? (дивная пора)
- Подберите к этому прилагательному такие синонимы, которые помогли бы вам понять смысл этого слова в стихотворении?
(дивный- удивительный, прекрасный, красивый)
- Это действительно так, но в стихотворении объединяются, совмещаются оба значения этого слова:
- дивный- удивительный, необычный;
- дивный- чудесный, прекрасный, очаровательный.
- Для чего необходимо такое совмещение значений?
(чтобы ярче показать красоту и очарование русской осени и одновременно с этим подчеркнуть её неповторимость и волшебство)
- Как Тютчевым описана эти дивная пора? Приведите в подтверждение вашему ответу эпитеты и другие образные выражения из текста.
(Весь день… вечера…)
- О чём говорит сравнение «весь день стоит как бы хрустальный»? Как вы его понимаете? (день чистый, ясный, прозрачный, как бы создан из хрусталя).
*Словарная работа: хрусталь- стекло высокого сорта с особым блеском, сильно преломляющее свет. Прилагательное «хрустальный», например, в сочетании хрустальная ваза обозначает «сделанная из хрусталя».
- А как можно понять значение слова хрустальный в сочетаниях «хрустальная вода», «хрустальный воздух»?
(хрустальная вода- очень прозрачная, чистая;
хрустальный воздух- чистый, свежий)
- Образным выражением «как бы хрустальный» Ф.И. Тютчев передаёт ясность и кратковременность ранних осенних дней. Это сравнение прочно вошло в русский язык, оно часто используется, когда необходимо рассказать о тёплых, ясных, солнечных осенних днях.
- Каким вы себе представляете небо в такой вот солнечный, ясный, хрустальный день? ( небо в такие дни безоблачны, светло- синего или ярко- голубого цвета).
* Для обозначения светло- синего цвета употребляется слово «лазурь», во времена Тютчева оно употреблялось значительно чаще и встречается во многих произведениях русских писателей того времени. О небе мы могли бы сказать «лазурное».
- Как вы понимаете предложение «И льётся чистая и тёплая лазурь на отдыхающее поле»? (этим предложением ещё раз подчёркивается голубизна неба, мягкий свет солнечного дня; мы ощущаем тепло, струящееся с неба и разлитое в прозрачном воздухе).
*Да, вся эта картина вместе с другими вызывает ощущение лёгкости, невесомости.
- Какая ещё характерная черта осеннего дня подчёркивает ощущение лёгкости, невесомости? (паутины тонкий волос блестит на праздной борозде)
- Как вы понимаете слово «лучезарный» в сочетании «лучезарные вечера»? (лучезарный- сверкающий, сияющий; лучезарные вечера- вечера, полные сияния, мягкого блеска).
- Подумайте внимательно и скажите, как показан Тютчевым день: просто нарисовано какая-то отдельная картина или же эта картина дана в движении? (Тютчев показывает нам природу в движении. В первом четверостишии мы замечаем движение- от описания дня к вечеру).
- Какие ещё приметы осени подмечены поэтом?
(пустеет воздух, птиц не слышно боле).
- С какой целью поэт упоминает о зимних бурях: но далеко ещё до первых зимних бурь? (Хотя Тютчев и написал, что ещё далеко до первых зимних бурь, но чудесная пора ранней осени непродолжительна. Уже в первых строчках поэт отмечает: короткая, но дивная пора. Она быстро пройдёт и наступят грустные дождливые дни поздней осени, а потом пойдут и первые снежные бури).
* Да, и здесь Тютчев нам показывает не просто отдельные картины природы, а изображает их в движении. Раньше мы отметили- от дня к вечеру, а вот сейчас- от осени к зиме. Всё в природе изменяется и постоянно чередуется: утро-вечер, ночь- день, осень- весна, зима- лето. И это движение в природе неизменно и вечно.
- Ребята, вы, наверное, уже заметили, что в стихотворении делается не только описание природы, но и изображается труд крестьянина. Как в стихотворении показана пора уборки урожая? Найдите эти строки. (Где бодрый серп гулял и падал колос, теперь уж пусто всё).
- Что же такое серп? (серп- ручное сельскохозяйственное орудие в виде сильно изогнутого полукругом острого ножа для срезания хлебных колосьев с корня).
- В каком же значении употреблено слово «серп» в стихотворении? (Конечно, сам по себе серп не может срезать колосья, а срезает их, жнёт человек, крестьянин с серпом- жнец).
- А почему серп назван бодрым? Как вы считаете, каким уродился урожай? (эпитет «бодрый» отмечает ощущение бодрости, радости, трудовой энергии. Само слово «бодрый» означает полный сил, энергии. Бодрость, энергия у жнеца вызван богатым, обильным урожаем, который радует крестьянина- земледельца).
* В этом стихотворении Тютчев показывает нашу природу как одушевлённое, живое существо.
* Какие эпитеты говорят нам об этом? (Отдыхающее поле, праздничная борозда)
*Слово «праздный» является устаревшим, оно как и слово «дивный», в стихотворении совмещает одновременно 2 значения: первое- ведь с поля уже собран урожай, значит, он сейчас ничем не занято, пустое. И второе- поле сейчас не занято никакой работой, будет засеяно только весной.
Вывод: Человек и природа в изображении Тютчева неразделимы. Стихотворение «Есть в осени первоначальной» символизирует это единство.
Выразительное чтение наизусть (читает подготовленный ученик).
(тон чтения неторопливый, радостно- приподнятый. Однако, с лёгким оттенком грусти)
VI. Итог урока.
Учитель: Стихи Тютчева о природе вошли в золотой фонд русской и мировой литературы, прочно вошли в нашу жизнь. В беседе с одним из своих современников Л.Н. Толстой однажды заметил, что без Тютчева жизнь невозможна. Эти слова могут быть отнесены к каждому человеку, которому ещё в школьном возрасте тютчевская лирика открыла неповторимость и своеобразную красоту русской природы.
- Прочитайте эпиграф урока. Как вы понимаете значение этих слов?
(Тютчев как певец, исполнитель, рассказывает нам об осени. Лирик- душевный, грустный певец. Философ- человек, который поднимает вопрос о красоте природы).
VII. Домашняя работа.
- Ответить на вопросы на стр. 206.
- Написать мини-сочинение: «Экскурсия в осенний лес».
- Сделать иллюстрации к стихотворению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Золотая осень. Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти
Презентация к уроку 5 класса по ИЗО....
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении осеннего легкоатлетического кросса «Золотая осень – 2014»
Традиционный легкоатлетический кросс в лицее№5 проводится с целью популяризации легкой атлетики среди учащихся школы, вовлечения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здоров...
Осенний бал «Золотая осень»
В данной разработке представлен сценарий осеннего школьного бала, целью проведения которого является воспитание патриотизма через привитие любви к родному краю...
Осенний кросс "Золотая осень"
Осенний кросс 2019...
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении осеннего легкоатлетического кросса «Золотая осень – 2018»
Соревнования проводятся 29 сентября 2018 года на стадионе МБОУ СОШ №4. Начало соревнований: 14.00 3-4 классы; 14.40 5-6 классы; 15.20 7-8 классы; 16.00 9-11классы....
Занятие Золотая осень (экскурсия в осенний лес)
Ребята, как вы думаете, куда мы сегодня пойдём?Ребята, подумайте: кто нас сейчас будет встречать? (Деревья, кустарники, травянистые растения и среди них — самые поздние цветы, которые прово...
Осенний конкурс "Золотая Осень"
Предмет конкурса: работы, посвященные теме «Золотая осень» Задачи конкурса:1. Воспитывать любовь Родине большой и малой, к природе.2. Развитие эстетического воспитания детей и с...