Ф.И. Тютчев "Узорами обшитая золотая осень"
план-конспект урока по литературе на тему

Саая Саида Хензиг-ооловна

Чтение и анализ стихотворения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutchev_est_oseni_pervonachalnoy.docx258.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Аксы-Барлык

Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва»

Открытый урок на школьном семинаре учителей

русского языка и литературы и начальных классов

Ф. И. Тютчев

«Узорами обшитая золотая осень»

Разработала и провела урок по литературе

Саая Саида Хензиг-ооловна

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ с.Аксы-Барлык»

2016 г

Цель:

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта;

- развить умение и навыки конспектирования и выступления перед аудиторией, расширить словарный запас, устную и письменную речь учащихся;

- воспитывать интерес к творчеству поэта, любовь к красоте природы.

Оборудование:

  1. Компьютер, проектор.

  1. Портрет поэта и эпиграф (напечатанный)

           … Тютчев- певец природы, тонкий лирик и философ. (Шейн)

  1. Картина Левитана «Золотая осень»

                   

Словарная работа:

  • философ-  учёный- специалист по философии, а также вообще мыслитель, занятый разработкой вопросов мировоззрения.

  • первоначальный-  самый первый, являющийся началом чего- нибудь.

  • дивный-  удивительный, прекрасный

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация к уроку.

Беседа с учащимися по картине русского художника И.И. Левитана  «Золотая осень»  в   соотнесении  с  личными  впечатлениями  детей  от   наблюдений  во  время  осенней прогулки.

  Слово учителя: Мы продолжаем наблюдать осенние картины и настроения в стихотворениях  русских поэтов.

      Это чудесное время года привлекало внимание не только поэтов и писателей, но  и  художников. Перед вами  картина  известного русского художника Исаака Ильича Левитана, который написал картину «Золотая осень». Рассмотрите эту картину, чтобы ответить на вопросы, записанные на доске (на слайде):

1.        Какую осеннюю пору изобразил  художник Левитан на своей картине?

2.        Почему картина так называется?

3.        Тебе нравится эта картина? Почему?

4.         Осень, изображённая на картине, похожа на осень в наших краях?

5.        Что, увиденное художником, наблюдали и вы во время осенней прогулки?

(После рассмотрения картин ребята обмениваются своими мнениями).

Учитель:- С какими чувствами художник писал свою картину? Выберите из таблицы «Словарь настроений» слова, определяющие эти чувства. Чем вы можете это доказать?

- Сумел ли  художник передать своё настроение вам?

- Хотели бы вы ещё побывать в осеннем лесу? А прочитать стихотворение об осени?

III.  Изучение нового материала.

Слово учителя: Ф.И. Тютчев гениальный лирик, певец природы, тончайший мастер стихотворного пейзажа. Творческой особенностью поэта является изображение пейзажа одухотворённым, выражающим эмоции человека. В поэзии Тютчева лирический герой выступает прежде всего как созерцатель природы. Стихи Тютчева о русской природе- это прекрасные образцы русского литературного языка.

Ученик: Тютчев родился и вырос в деревне Овстуг Орловской губернии. Там научился он любить природу. Красота, окружавшая мальчика, пробудила в нём любовь к природе, а вместе с ней желание писать стихи. Домашним учителем его был замечательный человек Раич- поэт и переводчик.

Ученица: Тютчев жил за границей 22 года. Окончил университет. После окончания университета он уехал на службу в русское посольство за границу. Несмотря на это главной темой его стихотворений всегда оставалась природа русской земли.

Учитель: Впервые стихотворения Тютчева напечатал А.С. Пушкин в своём журнале «Современник». Читателей сразу привлекли тонкая наблюдательность поэта, его умение в небольшом стихотворении передать самые разнообразные переживания и мысли.

Ф.И. Тютчев и сегодня учит нас любить, понимать поэзию не только умом, но и сердцем.

IV. Чтение стихотворения. (стр. 204, хрест. 5 кл. ч.I)

а) учителем

б)самостоятельно

* Небольшое по объёму стихотворение Тютчева «Есть в осени первоначальной» состоит из трёх строф, в которых поэт описывает начало осени. Картина прекрасной «дивной» поры в композиционном отношении изображается в 2-х планах: как описание природы и как поры уборки урожая. Оба плана в первых 2-х строфах существуют раздельно и объединяются в последней строфе. И тем самым подчёркивая единство и нераздельность человека и природы.

* Статья «О стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной».

(стр. 205 хрестоматии)

V. Анализ стихотворения.

- Какая пора осени изображена в стихотворении Тютчева? Докажите это словами из текста.

- Как вы понимаете значение слова «первоначальной»? Каким эпитетом определяет поэт эту пору? (дивная пора)

- Подберите к этому прилагательному такие синонимы, которые помогли бы вам понять смысл этого слова в стихотворении?

(дивный- удивительный, прекрасный, красивый)

  • Это действительно так, но в стихотворении объединяются, совмещаются оба значения этого слова:
  1. дивный- удивительный, необычный;
  2. дивный- чудесный, прекрасный, очаровательный.

- Для чего необходимо такое совмещение значений?

(чтобы ярче показать красоту и очарование русской осени и одновременно с этим подчеркнуть её неповторимость и волшебство)

- Как Тютчевым описана эти дивная пора? Приведите в подтверждение вашему ответу эпитеты и другие образные выражения из текста.

 (Весь день… вечера…)

- О чём говорит сравнение «весь день стоит как бы хрустальный»? Как вы его понимаете? (день чистый, ясный, прозрачный, как бы создан из хрусталя).

*Словарная работа: хрусталь- стекло высокого сорта с особым блеском, сильно преломляющее свет. Прилагательное «хрустальный», например, в сочетании хрустальная ваза обозначает «сделанная из хрусталя».

- А как можно понять значение слова хрустальный в сочетаниях «хрустальная вода», «хрустальный воздух»?

(хрустальная вода- очень прозрачная, чистая;

хрустальный воздух- чистый, свежий)

  • Образным выражением «как бы хрустальный» Ф.И. Тютчев передаёт ясность и кратковременность ранних осенних дней. Это сравнение прочно вошло в русский язык, оно часто используется, когда необходимо рассказать о тёплых, ясных, солнечных осенних днях.

- Каким вы себе представляете небо в такой вот солнечный, ясный, хрустальный день? ( небо в такие дни безоблачны, светло- синего или ярко- голубого цвета).

* Для обозначения светло- синего цвета употребляется слово «лазурь», во времена Тютчева оно употреблялось значительно чаще и встречается во многих произведениях русских писателей того времени. О небе мы могли бы сказать «лазурное».

- Как вы понимаете предложение «И льётся чистая и тёплая лазурь на отдыхающее поле»? (этим предложением ещё раз подчёркивается голубизна неба, мягкий свет солнечного дня; мы ощущаем тепло, струящееся с неба и разлитое в прозрачном воздухе).

*Да, вся эта картина вместе с другими вызывает ощущение лёгкости, невесомости.

- Какая ещё характерная черта осеннего дня подчёркивает ощущение лёгкости, невесомости? (паутины тонкий волос блестит на праздной борозде)

- Как вы понимаете слово «лучезарный» в сочетании «лучезарные вечера»? (лучезарный- сверкающий, сияющий; лучезарные вечера- вечера, полные сияния, мягкого блеска).

- Подумайте внимательно и скажите, как показан Тютчевым день: просто нарисовано какая-то отдельная картина или же эта картина дана в движении? (Тютчев показывает нам природу в движении. В первом четверостишии мы замечаем движение-  от описания дня к вечеру).

- Какие ещё приметы осени подмечены поэтом?

(пустеет воздух, птиц не слышно боле).

- С какой целью поэт упоминает о зимних бурях: но далеко ещё до первых зимних бурь? (Хотя Тютчев и написал, что ещё далеко до первых зимних бурь, но чудесная пора ранней осени непродолжительна. Уже в первых строчках поэт отмечает: короткая, но дивная пора. Она быстро пройдёт и наступят грустные дождливые дни поздней осени, а потом пойдут и первые снежные бури).

* Да, и здесь Тютчев нам показывает не просто отдельные картины природы, а изображает их в движении. Раньше мы отметили- от дня к вечеру, а вот сейчас- от осени к зиме. Всё в природе изменяется и постоянно чередуется: утро-вечер, ночь- день, осень- весна, зима- лето. И это движение в природе неизменно и вечно.

- Ребята, вы, наверное, уже заметили, что в стихотворении делается не только описание природы, но и изображается труд крестьянина. Как в стихотворении показана пора уборки урожая? Найдите эти строки. (Где бодрый серп гулял и падал колос, теперь уж пусто всё).

- Что же такое серп? (серп- ручное сельскохозяйственное орудие в виде сильно изогнутого полукругом острого ножа для срезания хлебных колосьев с корня).

- В каком же значении употреблено слово «серп» в стихотворении? (Конечно, сам по себе серп не может срезать колосья, а срезает их, жнёт человек, крестьянин с серпом- жнец).

- А почему серп назван бодрым? Как вы считаете, каким  уродился урожай? (эпитет «бодрый» отмечает ощущение бодрости, радости, трудовой энергии. Само слово «бодрый» означает полный сил, энергии. Бодрость, энергия у жнеца вызван богатым, обильным урожаем, который радует  крестьянина- земледельца).

* В этом стихотворении Тютчев показывает нашу природу как одушевлённое, живое существо.

* Какие эпитеты говорят нам об этом? (Отдыхающее поле, праздничная борозда)

*Слово «праздный» является устаревшим, оно как и слово «дивный», в стихотворении совмещает одновременно 2 значения: первое- ведь с поля уже собран урожай, значит, он сейчас ничем не занято, пустое. И второе- поле сейчас не занято никакой работой, будет засеяно только весной.

Вывод: Человек и природа в изображении Тютчева неразделимы. Стихотворение «Есть в осени первоначальной» символизирует это единство.

Выразительное чтение наизусть (читает подготовленный ученик).

(тон чтения неторопливый, радостно- приподнятый. Однако, с лёгким оттенком грусти)

VI. Итог урока.

Учитель: Стихи Тютчева о природе вошли в золотой фонд русской и мировой литературы, прочно вошли в нашу жизнь. В беседе с одним из своих современников Л.Н. Толстой однажды заметил, что без Тютчева жизнь невозможна. Эти слова могут быть отнесены к каждому человеку, которому ещё в школьном возрасте тютчевская лирика  открыла неповторимость и своеобразную красоту русской природы.

- Прочитайте эпиграф урока. Как вы понимаете значение этих слов?

(Тютчев как певец, исполнитель, рассказывает нам об осени. Лирик- душевный, грустный певец. Философ- человек, который поднимает вопрос о красоте природы).

VII. Домашняя работа.

  1. Ответить на вопросы на стр. 206.
  2. Написать мини-сочинение: «Экскурсия в осенний лес».
  3. Сделать иллюстрации к стихотворению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении осеннего легкоатлетического кросса «Золотая осень – 2014»

Традиционный легкоатлетический кросс в лицее№5 проводится с целью популяризации легкой атлетики среди учащихся школы, вовлечения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здоров...

Осенний бал «Золотая осень»

В данной разработке представлен сценарий осеннего школьного бала, целью проведения которого является воспитание патриотизма через привитие любви к родному краю...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении осеннего легкоатлетического кросса «Золотая осень – 2018»

Соревнования проводятся 29 сентября 2018 года на стадионе МБОУ СОШ №4. Начало соревнований: 14.00 3-4 классы; 14.40 5-6 классы; 15.20 7-8 классы; 16.00 9-11классы....

Занятие Золотая осень (экскурсия в осенний лес)

Ребята, как вы думаете, куда мы сегодня пойдём?Ребята, подумайте: кто нас сейчас будет встречать? (Деревья, кустарники, травянистые растения и среди них — самые поздние цветы, которые прово...

Осенний конкурс "Золотая Осень"

Предмет конкурса: работы, посвященные теме «Золотая осень» Задачи конкурса:1. Воспитывать любовь Родине большой и малой, к природе.2. Развитие эстетического воспитания детей и с...