М.В. Исаковский Стихотворение "Вишня"
план-конспект урока по литературе на тему

Саая Саида Хензиг-ооловна

Чтение и анализ стихотворного текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mihail_isak-iy_vishnya.docx184.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Аксы-Барлык

Барун-Хемчикского кожууна РТ»

Михаил Васильевич Исаковский

(1900- 1973)

Стихотворение «Вишня»

                                                              Урок разработала и провела

                                                             Саая Саида Хензиг-ооловна

                                                        учитель русского языка и литературы

                                                                   МАОУ «СОШ с.Аксы-Барлык»

2016

Предмет: Литература.

Класс: 5

Тема: М.В. Исаковский Стихотворение «Вишня».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока:

-познакомить детей с жизнью и творчеством писателя, прочитать и проанализировать стихотворение, определить тему и идею стихотворения;

- развить умение и навыки выразительного и осознанного чтения стихотворного текста, словарный запас слов;

-воспитать интерес к творчеству писателя, привить любовь к природе.

Должны  узнать: содержание текста.

Должны уметь: выделять главное, формулировать вопросы поискового характера; делать выводы, проводить рефлексию.

Оборудование:

  1. Компьютер, проектор.
  2. Подготовить презентацию о жизни и творчестве поэта.
  3. Словарь (напечатанный).
  4. Песня А. Варум «Вишня».

                                                     Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Решите кроссворд.

                                     

В

и

н

о

г

р

а

д

               

с

л

И

в

а

                                   

Ш

а

р

я

б

л

о

Н

я

Я

г

о

д

а

  1. Какая ягода растёт на ветках целыми гроздьями?
  2. Какая ягода имеет внутри большую косточку?
  3. На что похож арбуз?
  4. Где растут яблоки?
  5. Чем является арбуз?
  1. Изучение нового материала.

 1. Слово учителя: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с одним из замечательных поэтов и прочитаем его стихотворение. А как называется стихотворение?  (Вишня).

-Ребята, я дала вам написать дома ответ на вопрос, как бы вы закончили фразу: «Человек бывает счастлив, когда….». Давайте послушаем несколько ответов. (ответы учащихся по желанию).

- Молодцы, вывешиваем ответы на доску.

- Ребята, мы постарались понять, ЧТО каждому из нас может приносить счастье. Давайте сделаем вывод, что такое СЧАСТЬЕ?

(Ответы учащихся: - это радость;

 - это исполнение желаний;

- это когда получаешь «5»;

- это когда мама рядом;

- это когда ты здоров;

- это когда ты побеждаешь где- то или в чём-то…

(версии вывешиваются на доске)

- Спасибо, ребята. А теперь, давайте обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова и сравним с вашими ответами. (слайд №1)

СЧАСТЬЕ- это удовлетворённость жизнью, чувство радости, наивысшего удовольствия.

- А сейчас мы  прочитаем стихотворение Михаила Васильевича Исаковского, где автор пытается нам рассказать (или разъяснить) о счастье простого человека.

2. Слово о писателе: М.В. Исаковский (1900- 1973)- замечательный русский поэт, лауреат двух Сталинских премий. Родился в деревне Глотовка Смоленской губернии в бедной крестьянской семье. Местный священник научил Исаковского читать и писать.

Окончив школу, он становится сельским учителем, затем редактором газеты, занимается литературным творчеством.

Первое  стихотворение  «Просьба солдата» опубликовано в 1914 году. В 1927 году вышел первый сборник стихов  под названием «Провода в соломе».

В своих стихах он писал о человеческих чувствах: любви, доброте, бескорыстии, дружбе- и о благородных поступках людей. Об этом написано и в его стихотворении «Вишня».

3. Словарная работа:

* На исходе лета- в конце лета.

* Межа- узкая полоса земли, которая служит границей между полями.

* Отведав- съев немного, попробовав.

* Может статься- может быть.

* Экая досада- не так уж это важно.

4. Выразительное  чтение стихотворения наизусть.

(читает подготовленный ученик класса)

5.Анализ стихотворения.

-О чём это стихотворение?

(Варианты ответов: - о старике и вишне;

                                  - о бескорыстном поступке старика;

                                  - о желаниях, о мечтах старика;

                                  - о доброте старика)

Ответ учителя: о том, как старик решил посадить вишню.

-Что хотел сделать старик с вишней в начале стихотворения?

(Ответ из текста: и довольный нёс её домой)

 Правильный ответ учащихся: хотел вишню посадить дома.

-Почему старик изменил свой план?

(Ответ: И подумал: «Дай-ка я на память у дороги вишню посажу»

- Почему старик решил посадить вишню у дороги, а не у себя дома?

(Варианты ответов:- порадовать людей;

                                 - чтобы вишня радовала людей своими цветами;

                                 - люди отведали спелых ягод;

                                 - люди могли отдохнуть в тени вишни;

                                 - вспоминали о нём;

                                 - благодарили его)

- Была ли в замысле старика (посадить вишню у дороги) выгода для него?

(Ответ: нет)

- Найдите строчки, подтверждающие верный ответ.

(Ответ: А не вспомнят- экая досада,

              Я об этом вовсе не тужу:

             Не хотят- не вспоминай, не надо,

             Всё равно я вишню посажу!)

-Как называется качество человека, который делает добро, не ожидая награды, личной выгоды?

(Варианты ответов: - доброта;

                                  - искренность;

                                  - благородство;

                                  - добродушие)

Ответ учителя: бескорыстие.

- А теперь давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим,  верно ли мы определили душевное качество нашего главного героя стихотворения.

Слайд №2: Бескорыстие- отсутствие корысти, личной выгоды.

- Ребята, давайте сделаем вывод о том, что мы узнали с вами из стихотворения.

(Ответ: Старик был бескорыстным. Он посадил  вишню у дороги.  Он  хотел подарить людям счастье и радость).

- Какое чувство ощутил старик, решив сделать добро людям, посадив для них вишню?

( варианты ответов: - радость;

                                   - грусть;

                                   - удовольствие).

Ответ учителя: счастье.

-Давайте вспомним нашу первую версию. О чём стихотворение? (о том, как старик решил посадить вишню). Теперь мы поняли каким душевным качеством обладал старик и главное- что он ощутил, решив посадить вишню для людей.  Ещё раз подумайте и напишите, о чём это стихотворение?

(Варианты ответов: - о счастье старика;

                                  - о том, что может сделать человека счастливым;

                                  - о счастье бескорыстного человека;

                                  - о счастье человека;

                                  - о бескорыстном поступке, который делает человека

                                     счастливым)

- Ребята, а давайте вернёмся к началу урока и вспомним размышления о том, когда человек бывает счастлив. Может кто-то из вас уже раньше знал об этом способе быть счастливым?

Учитель возвращается к домашнему заданию, где  дети должны были закончить фразу: «Человек бывает счастлив, когда…». Дети находят свои ответы, в которых говорится о добрых поступках для других.

  1. Итоговая  рефлексия.

На листочках фотография цветущей вишни. На 2 колонке написаны фразеологизмы. Вы должны выбрать из них те, которые подходят к стихотворению, суметь объяснить, почему вы выбрали именно эти фразеологизмы.

Фразеологизмы: * душа ушла в пятки;

  • большой души человек;
  • на душе кошки скребут;
  • делает от всей души.

(Верные ответы:

*большой души человек- великодушный, способный на бескорыстные поступки;

*делает от всей души- искренне делает хорошее дело, старается).

V. Самостоятельная работа.  Карточки.

Вопрос: Какой хороший поступок можно совершить бескорыстно, даря счастье себе и другим?

(Работа учащихся).

- Соберите листочки,  и на следующем занятии мы обсудим  ваши ответы.

VI. Домашнее задание.

  1. Выучить наизусть.
  2. Нарисовать рисунок к стихотворению.

VII. Подведение итогов.

*Выставление оценок активным учащимся.

- Есть непонятные вопросы? Если нет, то урок окончен. Спасибо всем за работу и внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Песня Исаковского - подвиг народосбережения".

Литературно-музыкальная композиция знакомит обучающихся с творчеством замечательного поэта-песенника, Михаила Васильевича Исаковского, с его песнями, ставшими народными. Обуча...

Великая Отечественная война в поэзии К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, М. Исаковского.

Данная работа может быть использована   учителем  как на уроках литературы при изучении темы войны в поэзии русских советских поэтов, так и на классных часах, посвященных 70-ой годовщине Вел...

М. Исаковский, «Катюша»

О создании песни «Катюша»....

Литературно-музыкальная композиция по творчеству Михаила Васильевича Исаковского «Снова замерло все до рассвета…»

Литературно-музыкальная композиция по творчеству Михаила Васильевича Исаковского «Снова замерло все до рассвета…»...

Всероссийский детско-юношеский конкурс сочинений на родном языке «Исаковский на родном»

Перевод стихотворений М.В.Исаковского на родной (осетинский) язык (работы моих учеников)...