М.В. Исаковский Стихотворение "Вишня"
план-конспект урока по литературе на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Аксы-Барлык
Барун-Хемчикского кожууна РТ»
Михаил Васильевич Исаковский
(1900- 1973)
Стихотворение «Вишня»
Урок разработала и провела
Саая Саида Хензиг-ооловна
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ с.Аксы-Барлык»
2016
Предмет: Литература.
Класс: 5
Тема: М.В. Исаковский Стихотворение «Вишня».
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока:
-познакомить детей с жизнью и творчеством писателя, прочитать и проанализировать стихотворение, определить тему и идею стихотворения;
- развить умение и навыки выразительного и осознанного чтения стихотворного текста, словарный запас слов;
-воспитать интерес к творчеству писателя, привить любовь к природе.
Должны узнать: содержание текста.
Должны уметь: выделять главное, формулировать вопросы поискового характера; делать выводы, проводить рефлексию.
Оборудование:
- Компьютер, проектор.
- Подготовить презентацию о жизни и творчестве поэта.
- Словарь (напечатанный).
- Песня А. Варум «Вишня».
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний. Решите кроссворд.
| В | и | н | о | г | р | а | д | |||
| с | л | И | в | а | ||||||
| Ш | а | р | ||||||||
я | б | л | о | Н | я | ||||||
Я | г | о | д | а |
- Какая ягода растёт на ветках целыми гроздьями?
- Какая ягода имеет внутри большую косточку?
- На что похож арбуз?
- Где растут яблоки?
- Чем является арбуз?
- Изучение нового материала.
1. Слово учителя: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с одним из замечательных поэтов и прочитаем его стихотворение. А как называется стихотворение? (Вишня).
-Ребята, я дала вам написать дома ответ на вопрос, как бы вы закончили фразу: «Человек бывает счастлив, когда….». Давайте послушаем несколько ответов. (ответы учащихся по желанию).
- Молодцы, вывешиваем ответы на доску.
- Ребята, мы постарались понять, ЧТО каждому из нас может приносить счастье. Давайте сделаем вывод, что такое СЧАСТЬЕ?
(Ответы учащихся: - это радость;
- это исполнение желаний;
- это когда получаешь «5»;
- это когда мама рядом;
- это когда ты здоров;
- это когда ты побеждаешь где- то или в чём-то…
(версии вывешиваются на доске)
- Спасибо, ребята. А теперь, давайте обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова и сравним с вашими ответами. (слайд №1)
СЧАСТЬЕ- это удовлетворённость жизнью, чувство радости, наивысшего удовольствия.
- А сейчас мы прочитаем стихотворение Михаила Васильевича Исаковского, где автор пытается нам рассказать (или разъяснить) о счастье простого человека.
2. Слово о писателе: М.В. Исаковский (1900- 1973)- замечательный русский поэт, лауреат двух Сталинских премий. Родился в деревне Глотовка Смоленской губернии в бедной крестьянской семье. Местный священник научил Исаковского читать и писать.
Окончив школу, он становится сельским учителем, затем редактором газеты, занимается литературным творчеством.
Первое стихотворение «Просьба солдата» опубликовано в 1914 году. В 1927 году вышел первый сборник стихов под названием «Провода в соломе».
В своих стихах он писал о человеческих чувствах: любви, доброте, бескорыстии, дружбе- и о благородных поступках людей. Об этом написано и в его стихотворении «Вишня».
3. Словарная работа:
* На исходе лета- в конце лета.
* Межа- узкая полоса земли, которая служит границей между полями.
* Отведав- съев немного, попробовав.
* Может статься- может быть.
* Экая досада- не так уж это важно.
4. Выразительное чтение стихотворения наизусть.
(читает подготовленный ученик класса)
5.Анализ стихотворения.
-О чём это стихотворение?
(Варианты ответов: - о старике и вишне;
- о бескорыстном поступке старика;
- о желаниях, о мечтах старика;
- о доброте старика)
Ответ учителя: о том, как старик решил посадить вишню.
-Что хотел сделать старик с вишней в начале стихотворения?
(Ответ из текста: и довольный нёс её домой)
Правильный ответ учащихся: хотел вишню посадить дома.
-Почему старик изменил свой план?
(Ответ: И подумал: «Дай-ка я на память у дороги вишню посажу»
- Почему старик решил посадить вишню у дороги, а не у себя дома?
(Варианты ответов:- порадовать людей;
- чтобы вишня радовала людей своими цветами;
- люди отведали спелых ягод;
- люди могли отдохнуть в тени вишни;
- вспоминали о нём;
- благодарили его)
- Была ли в замысле старика (посадить вишню у дороги) выгода для него?
(Ответ: нет)
- Найдите строчки, подтверждающие верный ответ.
(Ответ: А не вспомнят- экая досада,
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят- не вспоминай, не надо,
Всё равно я вишню посажу!)
-Как называется качество человека, который делает добро, не ожидая награды, личной выгоды?
(Варианты ответов: - доброта;
- искренность;
- благородство;
- добродушие)
Ответ учителя: бескорыстие.
- А теперь давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, верно ли мы определили душевное качество нашего главного героя стихотворения.
Слайд №2: Бескорыстие- отсутствие корысти, личной выгоды.
- Ребята, давайте сделаем вывод о том, что мы узнали с вами из стихотворения.
(Ответ: Старик был бескорыстным. Он посадил вишню у дороги. Он хотел подарить людям счастье и радость).
- Какое чувство ощутил старик, решив сделать добро людям, посадив для них вишню?
( варианты ответов: - радость;
- грусть;
- удовольствие).
Ответ учителя: счастье.
-Давайте вспомним нашу первую версию. О чём стихотворение? (о том, как старик решил посадить вишню). Теперь мы поняли каким душевным качеством обладал старик и главное- что он ощутил, решив посадить вишню для людей. Ещё раз подумайте и напишите, о чём это стихотворение?
(Варианты ответов: - о счастье старика;
- о том, что может сделать человека счастливым;
- о счастье бескорыстного человека;
- о счастье человека;
- о бескорыстном поступке, который делает человека
счастливым)
- Ребята, а давайте вернёмся к началу урока и вспомним размышления о том, когда человек бывает счастлив. Может кто-то из вас уже раньше знал об этом способе быть счастливым?
Учитель возвращается к домашнему заданию, где дети должны были закончить фразу: «Человек бывает счастлив, когда…». Дети находят свои ответы, в которых говорится о добрых поступках для других.
- Итоговая рефлексия.
На листочках фотография цветущей вишни. На 2 колонке написаны фразеологизмы. Вы должны выбрать из них те, которые подходят к стихотворению, суметь объяснить, почему вы выбрали именно эти фразеологизмы.
Фразеологизмы: * душа ушла в пятки;
- большой души человек;
- на душе кошки скребут;
- делает от всей души.
(Верные ответы:
*большой души человек- великодушный, способный на бескорыстные поступки;
*делает от всей души- искренне делает хорошее дело, старается).
V. Самостоятельная работа. Карточки.
Вопрос: Какой хороший поступок можно совершить бескорыстно, даря счастье себе и другим?
(Работа учащихся).
- Соберите листочки, и на следующем занятии мы обсудим ваши ответы.
VI. Домашнее задание.
- Выучить наизусть.
- Нарисовать рисунок к стихотворению.
VII. Подведение итогов.
*Выставление оценок активным учащимся.
- Есть непонятные вопросы? Если нет, то урок окончен. Спасибо всем за работу и внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Песня Исаковского - подвиг народосбережения".
Литературно-музыкальная композиция знакомит обучающихся с творчеством замечательного поэта-песенника, Михаила Васильевича Исаковского, с его песнями, ставшими народными. Обуча...
Великая Отечественная война в поэзии К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, М. Исаковского.
Данная работа может быть использована учителем как на уроках литературы при изучении темы войны в поэзии русских советских поэтов, так и на классных часах, посвященных 70-ой годовщине Вел...
М. Исаковский, «Катюша»
О создании песни «Катюша»....
Литературно-музыкальная композиция по творчеству Михаила Васильевича Исаковского «Снова замерло все до рассвета…»
Литературно-музыкальная композиция по творчеству Михаила Васильевича Исаковского «Снова замерло все до рассвета…»...
Всероссийский детско-юношеский конкурс сочинений на родном языке «Исаковский на родном»
Перевод стихотворений М.В.Исаковского на родной (осетинский) язык (работы моих учеников)...