Тема урока: Роль эпиграфов в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Цели урока:

а) научить восьмиклассников видеть роль эпиграфов перед каждой главой повести;

б) проследить, как эпиграфы помогают созданию сюжетного полотна повести;

в) выработать у учащихся умение обобщать образы главных героев и исторические события при раскрытии роли эпиграфов к каждой главе и ко всей повести.

Использование технологий: технология сотрудничества (работа в  группах)

Методы работы: исследовательский (прививается желание и умение самостоятельного поиска информации по теме урока, преумножение и углубление знаний по содержанию повести).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_epigrafov_v_povesti_a.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Роль эпиграфов в повести А.С. Пушкина  «Капитанская дочка»                                                                                                

         

Цели урока:

а) научить восьмиклассников видеть роль эпиграфов перед каждой главой повести;

б) проследить, как эпиграфы помогают созданию сюжетного полотна повести;

в) выработать у учащихся умение обобщать образы главных героев и исторические события при раскрытии роли эпиграфов к каждой главе и ко всей повести.

Использование технологий: технология сотрудничества (работа в                              группах)

Методы работы: исследовательский (прививается желание и умение самостоятельного поиска информации по теме урока, преумножение и углубление знаний по содержанию повести).

Ход урока:

Вступительное слово учителя: 

           В «Капитанской дочке» А.С.Пушкин противопоставил благородство и бесчестие. Для Пушкина важно, чтобы человек « не растерял» себя в каждодневной суете, в водовороте истории.

           Понятие «любовь», «благородство», «честь» сами по себе не возникают в сердце человека, становление души происходит в отеческом доме. Таким отеческим домом для Пушкина стал Лицей, поэтому и дата написания повести – 19 октября – неслучайна.

           Передо мною ученики, за нравственные качества которых, я несу ответственность и их родители. И уроки по «Капитанской дочке» помогают мне научить вас справедливости, порядочности, верности. Как важно дать вам напутствие, подобное тому, которое дал Андрей Петрович Гринев своему сыну: «Береги честь смолоду».

            В «Капитанской дочке» Пушкин активно использует эпиграфы. А эпиграф, как известно, какая-либо цитата предпосланная произведению (а в нашем случае и главам) и фокусирующая смысл текста в одной фразе. Маленькая лаконичная цитата может рассказать читателю и о сюжете, и о характере героя.

              В эпиграфе словно дается загадка ответ, на которую читатель сможет найти потом в полотне романа.

               В повести используются Пушкиным «Эпиграфы фольклорной тематики» и « Литературные эпиграфы». Две группы получили задание.                                          Первая группа:

«Фольклорная тематика эпиграфов»

Вся группа получила задание:

1.Найти эти эпиграфы в повести, уметь их прокомментировать, используя тексты  глав повести «Капитанская дочка» (работая в сотрудничестве, помогая друг другу, готовят ответы)

        Вторая группа:

«Литературные эпиграфы»

Вся группа получила задание:

1.Найти эти эпиграфы в повести, уметь их прокомментировать, используя тексты  глав повести «Капитанская дочка» (работая в сотрудничестве, помогая друг другу, готовят ответы)

                     

 Примерные ответы групп:

         Первая глава открывается эпиграфом из Княжнина (поэт жил в ) где говорится о приписке звания и при этом спрашивается, кто отец военного. И далее, читая текст, мы узнаем, что, находясь в утробе матери, Петруша, был записан в Семёновский полк сержантом « по милости майора гвардии князя Б., близкого родственника». Но, несмотря на это, отец всё равно отправляет сына на службу. Хотя с такими связями Петр Гринев мог наверняка избежать военной науки. Здесь в эпиграфе говорится просто, кратко и лаконично о действиях отца, а подчинено все единой мысли о чести и благородстве. Молодой человек в молодости должен сам выйти из всех испытаний:

  1. азартные игры
  2. дуэль
  3. война

          Фольклорная тематика открывает вторую главу повести, где говорится о вожатом. В эпиграфе в краткой форме даётся не столько описание, сколько натура Пугачева. Ведь на «сторону не знакомую» завела его, доброго молодца,

Прытость, бодрость молодецкая

И хмелинушка кабацкая.

Пушкин показывает в Пугачеве и что-то плутовское как во внешности, так и в разговоре с хозяином постоялого двора. Бодрость и разгульность молодецкая появились потом в действиях Пугачева и его сподвижников в крепости.

           Глава третья «Крепость» открывается веселой солдатской песенкой, которая сходна с тональностью жизни Белогорской крепости « Подходя к комендантскому дому, мы увидели на площадке человек двадцать стареньких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах …. Впереди стоял комендант, старик бодрый и высокого росту, в колпаке и в китайчатом халате». Несмотря на такое ироническое описание «бравого» войска крепости, Пушкин показывает потом их храбрость при защите крепости. Здесь же используется литературный эпиграф из «Недоросля» « Старинные люди, мой батюшка». Он помогает раскрытию характеров героев повести. В мягких, юмористических тонах показаны образы капитана Миронова и его жены Василисы Егоровны.

            Эпиграф к четвертой главе « Поединок» носит явно сатирический характер.  Он с легким оттенком юмора сводит на нет всю драматичность предстоящей дуэли между Гриневым и Швабриным, а Пушкин как бы посмеивается над юношеской несдержанностью своего героя.

             Эпиграф к пятой главе « Любовь» говорит о любви  Петрушки и Маши. При помощи этого эпиграфа тонко оттеняется характер Маши Мироновой.

           Какая же она? Докажите текстом.

а)« Марья Ивановна от меня не отходила»

б)« ангельский голос ее»

в)« она безо всякого жеманства призналась Петру Гриневу в сердечной склонности»

г)скромно согласилась со словами отца в письме « Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля Господня!»

            Эпиграф к шестой главе «Пугачевщина» кажется немного настороженным. Здесь словно предупреждают о предстоящей беде и предостерегают молодых.  На пороге события, которые предотвратить не в силах никто. Можно в этой ситуации только попробовать твердо устоять на ногах и не свернуть с истинного пути.

              А на воззвание Пугачева, в котором он приглашал казаков и солдат в свою шайку, а командиров просил не сопротивляться  -они (а именно комендантша) отвечали: « Ах он собачий сын! Да разве не знает он, что мы уже сорок лет в службе и всего, слава Богу, насмотрелись».

              Эпиграф к седьмой главе «Приступ» - народная песня.

В этой главе говорится о Пугачеве и о смелости капитана Миронова. Однако можно посмотреть на этот эпиграф и с иной точки зрения: Сколько служил капитан Миронов верой и правдою, а выслужил, как и Пугачев, только « Два высокие столбика, перекладинку кленовую, еще петельку шелковую».

               Восьмая глава «Незваный гость» имеет эпиграф – русскую меткую пословицу. В ней снова говорится о Пугачеве, но не о его прыткости, молодецкой удали, а как о незваном госте. Пугачев в ней перед молодым Петром Гриневым представляется «великим государем».

 Его дерзость позабавила Гринева, он даже усмехнулся.

Если бы Петруша трясся от страха, как осиновый лист, он бы усмехался?

Гринев позволяет себе даже сказать следующее: « Кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку».

                  Девятая глава «Разлука». Эпиграф в ней предсказывает разлуку с любимой.

А еще в ней Савельич предстал героем, переданным слугою, «потребовав у Пугачева возврата барского добра»

                   Десятая глава «Осада города», в эпиграфе к неё дается описание действий Гринева, который с жаром убеждает пойти на осаду Белогорской крепости. Но он не смог убедить генерала пойти на такой решительный шаг.

                    Одиннадцатая глава «Мятежная слобода». Эпиграф к ней рисует образ Пугачева. По натуре свои, как и лев, он жесток, что было видно из предыдущего повествование.

Не он явился ласковым и гостеприимным хозяином при приеме Гринева, вернувшегося в крепость. Все оттенки и тончайшие переходы такой неоднозначной натуры, как Пугачев, Пушкин замечает в эпиграфе.

                     Двенадцатая глава «Сирота» открывается эпиграфом из свадебной песни.  Он имеет для главы двойное значение. Во-первых, предсказывается скорая свадьба Маши и Петруши.

Во-вторых говорится о сиротстве девушки. Такая печальная тональность задается и всей главе. Но счастью молодых мешает орест Гринева.

                  В эпиграфе к тринадцатой главе «Арест» говорится о том, что счастью молодых мешает арест Гринёва. Но уверенность , исходящая из диалога эпиграфа, говорит о том, что это всего лишь временное недоразумение.

                  Заканчивается роман главой четырнадцатой «Суд» с пословицей «Мирская молва - / Морская волна».Мирская молва, так же как и волна непостоянна: то она накатывает сильнее, то слабее, то увереннее, то украдкой. Но Маше удаётся «направить» мирскую молву в нужное русло – Гринёва оправдывают.

                          Выводы по уроку:

-Вот так постепенно от главы к главе по эпиграфам, мы можем проследить сюжет романа. Они являются не только ключиками к понимаю текста, но и задают определенную тональность той или иной главе.

 Первый же эпиграф остаётся каноном и ориентиром всего повествования. Поэтому роль эпиграфов в «Капитанской дочке» очень велика. Они создают своё сюжетное полотно, которое ориентирует читателя в повести.

- Так почему Пушкин дал название повести «Капитанская дочка»?

Она действительно центр произведения. Благодаря ей , Гринёву удаётся раскрыть свои лучшие черты характера, он отправляется в стан Пугачёва, чтобы спасти её. Швабрин совершает свои злодейства тоже из-за любви к ней и разоблачает себя. Благодаря ей было спасено будущее Гринёва, его честь. Маша для автора – образец душевной чистоты, верности, её доброта и нравственная чистота победили недоверие, несправедливость и предательство. Не было бы её, мы бы многого не узнали о героях.

По большому счёту, повесть эта о семейных ценностях . Как важно жить семьёй, ценить близких тебе людей.

Домашнее задание: подготовка к контрольному сочинению по «Капитанской дочке»;  чтение повести «Пиковая дама».