Литература родного края. "Ты хочешь мира? Помни о войне!"»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Кузнецова Валентина Викторовна

Урок-реквием, урок памяти.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marafon-proekt.docx39.22 КБ

Предварительный просмотр:

Заочный конкурс «Марафон-проект»

в номинации «Эффективный урок литературного краеведения.

Конструктор педтехнологий»

Тема урока «Литература родного края. "Ты хочешь мира? Помни о войне!"»

8 класс

Тема урока. Литература родного края. «Ты хочешь мира? Помни о войне!»

Стратегическая цель: развитие интереса к чтению, любознательности.

Задачи: сформировать у учащихся представление о роли литературы в борьбе за независимость родины; расширить представление о литературе родного края; развивать речь учащихся; воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое страны.

Форма: урок-реквием, урок памяти.

Оформление: на доске эпиграфы; портреты, фотографии Б.Горбатова; книги, тексты произведений писателя.

Предварительная работа: подготовка группами учащихся сообщений о Б.Горбатове и его творчестве.

Ход урока

                                                                                                 Просто был выбор у каждого:

                                                                                                  я

                                                                                                       или

                                                                                                                 Родина.

                                                                                                                              Р.Рождественский

                                                                                  Бой идёт святой и правый.
                                                                                  Смертный бой не ради славы,
                                                                                  Ради жизни на земле.

                                                                                                                        А.Твардовский

I. Индукция. Введение в тему (слово учителя).

Анализ темы урока. Первая часть темы сегодняшнего нашего урока звучит так: «Литература родного края». Для начала, давайте вспомним, что такое «родной край».

- Как вы понимаете эти слова?

- Какие слова в теме являются главными, ключевыми? (Родной край)

- Что значит для вас родной край?

                                                        Что мы Родиной зовём?
                                                       Край, где мы с тобой живём.

Итак, родным краем мы называем всё то, что нас окружает с детства, всё то, к чему мы настолько привыкли, что уже перестали придавать этому значение, перестали удивляться, интересовать и восхищаться нашей такой обыденной, знакомой повседневной реальностью… Писатели и поэты Донбасса! Давайте посмотрим в их умные, добрые, доверчивые, прекрасные глаза. Подружимся с ними, их произведениями и сами станем чуточку умнее, добрее, мудрее, красивее.

Формулировка учащимися цели урока. Какова цель нашего урока? Подумайте и грамотно сформулируйте! (Узнать о писателях и поэтах нашего Донецкого края, познакомиться с наиболее значительными произведениями писателей-земляков).

- А зачем нам необходимо знакомиться с писателями Донецкого края, читать их произведения?

- чтобы знать историю, любить свой родной край, знать своих героев, талантливых людей нашей земли;

- чтобы расширить свой кругозор, быть умным, образованным;

- чтобы помнить свои корни, свою родословную, не быть Иванами, не помнящими    родства, помнить и чтить героев ВОВ;

- чтобы познать самого себя, стать лучше, добрее, чище душой.

II. Актуализация знаний

На дом было предложено составить тезисы (утверждения) для критического осмысления вопросов: «Верно ли, что без любви к Родине нет ни поэта, ни гражданина?  Согласны ли вы, что, не зная прошлого, нельзя любить настоящее и будущее?»

(Один ученик зачитывает свой тезис, другой либо соглашается, повторяя его и дополняя, либо опровергает, доказывая свою точку зрения. Ответы должны быть краткими, но полными. Не допускаются односложные ответы, тезис следует начинать со слов "Я думаю, что…")

III. Мотивация учебной деятельности

Эмоциональный настрой учащихся на восприятие темы (ассоциативное поле).

Музыкальное вступление к «Реквиему» Д. Кабалевского. На фоне музыки звучат строки из стихотворения Р. Рождественского:

Помните!
Через века,
Через года –
Помните!
О тех,
Кто уже не придёт никогда, -
Помните!

Ты хочешь Мира?

Помни о войне!

Забыть о ней хотелось бы и мне.

Пока еще таится под золой

Огонь войны, неистовый и злой,

Пока еще оружие в цене,

Почаще вспоминайте о войне.

Это вторая часть темы сегодняшнего урока. Война - это страшная беда, которая коснулась каждой семьи, каждого человека. Об этом мы обязаны помнить всегда, ведь у памяти нет срока давности.

Обратите внимание на эпиграфы к нашему уроку (записи на доске)

IV. Самоконструкция.

Ассоциативное поле «Война». Так что же такое война? Что мы знаем о ней? Давайте попробуем на уровне ассоциаций создать представление о войне. Вспомните, что вы читали, видели, слышали и запишите свои ассоциации: звуки, запахи войны, что видит и чувствует человек на войне (дети заполняют таблицы).

Социализация 1. Прочитайте свои слова. Подчеркните в ряду одно слово, которое, по вашему мнению, является самым точным.

Социализация 2. Прочитайте это слово.

(Записываются на доске слова, которые выбрали учащиеся в качестве основных)

В юбилейный год Победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг. каждый из нас старается отдать дань памяти погибшим на войне.    

 Познакомившись с военной прозой, особое отношение у меня сложилось к повести «Непокоренные» Б.Горбатова. Здесь нет фронтовых событий, но жизнь простых людей сродни геройству солдат на войне. Почему именно это легло в основу повести? О реальных лицах ведется повествование или это художественный вымысел писателя? Эти вопросы и станут основой нашего урока.

Задание: выберите и запишите в тетрадь тот эпиграф, который наиболее полно отражает тему сегодняшнего урока. Аргументируйте свой ответ. (Приём «Осмысление эпиграфа»).

V. Работа в группах.

Учащиеся разделены на три группы. Каждая из групп предварительно получила  индивидуальное домашнее задание: «Борис Горбатов. Жизнь и творчество»

1 группа. «Я родился в Донбассе…» (знакомство с вехами биографии Б.Горбатова)

 (Приложение №1)

2 группа. Близость к Донбассу – неотъемлемая особенность  творчества Б.Горбатова. (Приложение №2)

3 группа. «Непокорённые» - честная повесть о непокорённом Донбассе (история создания). (Приложение №3)

(В процессе работы учащиеся заполняют таблицу)

Социализация 3. Защита работ в группах.

VI. Рефлексия. Составление синквейна (ключевое слово «Война»)

«Синквейн» (от англ. «путь мысли») - это пятистрочная строфа, которая имеет определённую схему. Определите свое отношение к рассматриваемому событию, используя всего пять строк:

1 строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное);
2 строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3 строка - три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4 строка - представляет собой фразу, короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5 строка - синоним ключевого слова (существительное)

Образцы синквейнов

1. Война.
Беспощадная, бессмысленная.
Стреляют, убивают, допрашивают.
Война — это зло, позорящее человеческий род.
Смерть.

2. Война.
Кровопролитная, жестокая.

Умирают, взрывают, расстреливают.

Всякий, стоящий за войну, – уже лежащий.

Страдание.

3. Война.
Отечественная, мировая.
Побеждают, проигрывают, сдаются.

Война – величайшее горе, в особенности в условиях современной военной техники

Победа.

VII. Заключительный эмоциональный этап урока (посвящается памяти героям Великой Отечественной войны).

С чего начинается память –

С берёз?

С речного песочка?

С дождя на дороге?

А если – с убийства?

А если -  со слёз!

А если – с воздушной

Тревоги!

А если с визжащей пилы в облаках,

Со взрослых, в пыли распростёртых!

А если с недетского знания –

Как

Живое становится мёртвым!

И в пять, и в пятнадцать,

И в двадцать пять лет,

Войной начинается память.                                             (К. Симонов)

VIII. Дифференцированное домашнее задание (по выбору учащихся)

1. Творческая работа. Написать небольшое сочинение – рассуждение «Так что же такое война: фейерверк или трудная работа?»

2. Составить и защитить опорный конспект по теме урока.

Приложение №1

«Я родился в Донбассе…» (знакомство с вехами биографии Б.Горбатова)

«Я родился в 1908 году в Донбассе на Петромарьевском (ныне Первомайском) руднике. Это — в полукилометре от шахты «Центральная Ирмино», где Стаханов поставил свой рекорд. Мое детство провел я на руднике, всю молодость — в Донбассе. Мне было двенадцать лет, когда вместе с другими мальчиками мы организовали первую на Украине детскую коммунистическую группу (ныне это пионеры)»

В Донбассе прошли его детство и юность. Но и потом, где бы ни пришлось жить,- он никогда не терял связи с шахтерским краем. Навсегда родными остались для него холмистая степь с ее зеленеющими балками, копры и терриконы шахт, огневые всполохи над заводами, запах угля и дыма, и люди - самоотверженные в труде, несгибаемые и гордые в беде, безудержные в веселье. Горбатов говорил о себе: «Я - патриот своей донецкой родины, и каждый камень в ней и каждая травинка в донецкой степи мне дороги до слёз».

Шло время. Наступили грозные дни 1941. С самого начала Великой Отечественной войны Борис Леонтьевич находится в рядах Советской Армии. Он — корреспондент газеты «Правда», работник фронтовой печати.

Он участвовал в обороне Донбасса и был среди первых солдат, освобождавших рабочие поселки и города родного края.

Писатель прошел боевой путь до Берлина. «Войну я окончил в Берлине. Я присутствовал при взятии рейхстага, был на том заседании, где подписывалась капитуляция Германии, видел дохлого Геббельса и т. д.»

Б. Л. Горбатов был депутатом Верховного Совета РСФСР второго созыва, награжден орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, Знак  Почета (за участие в арктическом перелёте В. С. Молокова) и медалями  «За оборону Одессы», «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина».

26 января 1954 года Борис Горбатов ушел из жизни.

В 1978 году (посмертно) Б. Л. Горбатову присуждена премия Ленинского комсомола за книги о трудовых свершениях комсомольцев и молодёжи первых пятилеток.

Произведения Б. Л. Горбатова были изданы 200 раз (из них более 100 – за рубежом), переведены на 47 языков, их общий тираж превысил 8 миллионов.

Приложение №2

Близость к Донбассу – неотъемлемая особенность  творчества Б.Горбатова.

Близость к Донбассу – не только черта жизненной биографии Горбатова, но и неотъемлемая особенность его творчества. О людях Донбасса написаны лучшие произведения его зрелого таланта – повесть «Непокорённые» и роман «Донбасс».

Здесь, в шахтерском крае, происходило духовное формирование будущего писателя. Склонность к литературному творчеству обнаружилась у Горбатова рано. Первый его рассказ «Сытые и голодные» напечатан в газете «Всероссийская кочегарка» 31 мая 1922 года. С этого дня и до конца жизни Горбатов не оставлял сотрудничества в газетах, никогда не отделял создание крупных прозаических и драматургических произведений от повседневной публицистической работы, позволяющей литератору непосредственно и оперативно вторгаться в жизнь. Б. Л. Горбатов был одним из организаторов и активным участником Союза пролетарских писателей Донбасса «Забой», созданного в октябре 1924 года.

Избранный секретарем правления Всероссийской Ассоциации пролетарских писателей, он переселяется в 1925 году в Москву. Здесь Б. Л. Горбатов знакомится с          В. Маяковским и А. Серафимовичем.

Горбатов в 1923-1926 году начал писать стихи, которые публиковал в журнале «Октябрь» и в газете «Правда». Горбатов знал, что его стихам не хватает поэтической силы. Поэтому он решил встретиться с Маяковским и тот, прослушав несколько стихотворений Горбатова, ответил, что ему здесь больше всего нравятся слова: «Я - рабочий!» После этих слов Горбатов забрал из типографии свои стихи и уехал из Москвы на Донбасс. «Там я написал мою первую книгу «Ячейка» — о комсомольцах  Донбасса. Неожиданно для меня и издательства эта книга имела успех, вышла десятью изданиями. Её перевели на немецкий язык, и она впоследствии горела на гитлеровском костре в Берлине».  Позже он напишет: «Осенью того же 1926 года я принял два важных решения, я понял, что я не поэт, и бросил писать стихи, и я решил вернуться в Донбасс. Это были, ей-богу, мудрые решения! По-моему, они спасли мою творческую биографию».

         Грянула Великая Отечественная война. Для всех это время было самым тяжёлым в жизни. Эта война сплотила всех, все шли под одним флагом, и журналисты не были исключением. Если боец разил штыком, то писатель в это время поднимал дух пером. Перо сплачивало дух солдат и просило их терпеть тягости, сражаться за Родину. Во время войны в литературу выплеснулось море патриотических книг, но из них выделяются лишь единицы. Это те книги, от которых у читателя щемило горло или поднимало дух.

Проза и публицистика Б.Горбатова появляются во фронтовых и центральных газетах. Константин Симонов, сам военкор, писал: «Я принадлежу к числу людей, считающих вершиной публицистики военных лет «Письма к товарищу» Бориса Горбатова». Наполненные личным, острым переживанием народной беды - войны, обрушившейся на мирные сёла и города, «Письма к товарищу» были одновременно и публицистичны, и лиричны. Через образы своей малой родины, образы утраченного мирного счастья писатель затрагивал самые тонкие духовные струны, пробуждая мужество и непоколебимую уверенность у советских бойцов, отстаивающих свою родную землю.   «Письма» обращены к безымянному адресату, другу-шахтёру писателя, но каждый, кто прочёл их, ощущал в этих простых, но искренних словах, обращение к себе, к своему прошлому и своему настоящему, своему будущему, которое решается вот-вот, в эту самую минуту ожесточённой схватки.

В ноябре 1941 года, в тяжелые для нашей родины времена, в одном из «Писем товарищу» Горбатов описывает человека, пришедшего «с того берега», из оккупированных немцами сёл. Писатель с изумлением видит те изменения, произошедшие в этом человеке, всего лишь полтора месяца прожившем «под властью врага». Эта власть, насаждающая «новый европейский порядок», тяжелой отметиной пометила человека: «Словно хребет ему переломали... Это была спина подневольного человека». Охваченный горестными мыслями, писатель восклицает: «Вот когда увидел я... что несёт мне фашизм: жизнь с переломанной, покорённой спиной».

Можно с уверенностью сказать, что мысли о соотечественниках, оказавшихся под властью оккупантов, не оставляли Бориса Горбатова. Военное лихолетье давало для этого достаточно печального материала. Но с особой ясностью вопрос о несломленности духа человека стал перед Горбатовым на его родине, в Донбассе.

Донбасс был не только колыбелью, домом детства и молодости для Бориса Горбатова. Друг писателя Константин Симонов считал, что Донбасс остался подлинным домом Горбатова на всю его жизнь: «...Горбатов не приезжал сюда в творческие командировки из Москвы, нет, он возвращался сюда домой, а всё остальное - жизнь в Москве, и жизнь на Урале в 30-е годы, и многочисленные его поездки - всё это были только разные - кратковременные и долговременные - командировки отсюда, из Донбасса».

В 1951 году в печати появилась первая книга задуманной Б. Л. Горбатовым эпопеи о молодежи 30-х годов и зарождении стахановского движения — роман «Донбасс», оставшийся незаконченным.

Приложение №3

«Непокорённые» - честная повесть о непокорённом Донбассе (история создания)

Борис Горбатов одним из первых писал об освобождении Донбасса от фашистов.

Непосредственно на месте знакомился с борьбой земляков против оккупантов, и в повести «Непокорённые» правдиво показал силу и мужество этих людей. Увиденное и услышанное наполняло душу писателя горестным и радостным волнением. Горестным - потому как невозможно, не содрогнувшись, слышать о тех расстрелах, насилии, жестокости, которые совершались фашистами и их пособниками. Радостным - потому как видна была несломленность духа земляков, вопреки всему сохранивших и свободолюбие, и человечность. Да, конечно же, были и здесь «покорённые спины», люди с перебитым хребтом. Но всё же писатель разглядел некие знаковые черты, характерные не только жителям Донбасса, но и всем восточным славянам.

Первую часть повести Горбатов написал в течение трех недель марта и апреля 1943 года, находясь в Донбассе. В мае – с 17 по 23 – она уже была опубликована в “Правде”. Вторая часть была написана в августе – сентябре 1943 года на подмосковной даче. Писатель трудился увлечённо, вдохновенно. Он понимал, что такое произведение необходимо как оружие теперь же, когда идут ожесточённые сражения с гитлеровскими захватчиками. Повесть создавалась в состоянии непрерывного творческого горения, “на едином дыхании”. Писатель испытывал то ощущение внутренней свободы, которое сопутствует работе над родным, выношенным материалом. Он говорил: «Только потому, что я сам донбассовец, родившийся и выросший там, и только потому, что в дни войны я был в Донбассе, и при обороне его и в боях за него, только потому, что я с войсками вошел в освобождённый Донбасс, - смог я рискнуть написать книгу «Непокорённые» о людях, мне известных и близких. Я не изучал их – я жил с ними».

В произведении многие герои и события взяты из реальности. Горбатов спрашивал у всех истории, которые мог бы вставить в свою повесть, например историю Антонины, Андрея и Лукерьи Павловны рассказали ему квартирные хозяйки. Прототипом Степана Яценко был Степан Емельянович Стеценко – глава подпольщиков Донбасса. Прототипом Вали – жена Стеценко Валентина Павловна, учительница, которая была во время войны связной обкома и не раз, рискуя жизнью, переходила линию фронта. Доктор Фишман, расстрелянный гитлеровцами, -  известный в городе врач Г. А. Фишкин. «История расстрела евреев, описание базара, положение детей, девочка из сундука – все это мне было рассказано ворошиловградцами», – писал Б. Горбатов в многотиражке «Правдист»  6 ноября 1943 года.

В повести Бориса Горбатова «Непокорённые» прозвучали нужные слова поддержки, которые так необходимы в самую трудную минуту. Она раскрывает перед нами типы обыкновенных донбасских людей, сумевших сохранить внутреннюю свободу и духовную чистоту вопреки лжи вражеской пропаганды, вопреки физическому и духовному насилию.

Повесть Бориса Горбатова «Непокорённые» оказалась едва ли не единственным в литературе правдивым откликом на судьбы миллионов советских людей, оказавшихся в зоне фашистской оккупации. Душевная боль продиктовала писателю спасительный для него и для его современников гоголевский пафос. В знак нравственной преемственности он назвал своих главных героев Тарас, Степан (Остап), Андрей (Андрий).

Повесть, впервые напечатанная в мае-сентябре 1943 года в «Правде», была отмечена Государственной (Сталинской) премией в 1946 году. Повесть о героическом подполье передавалась по радио, печаталась на страницах «Комсомольской правды». Это произведение вошло в золотой фонд советской литературы о Великой Отечественной войне. По её мотивам создана опера Дмитрия Кабалевского «Семья Тараса».

Прошли десятилетия, война забылась в Донбассе. События Великой Отечественной войны стали легендарными, казалось бы, страшно далёкими. Но вернувшееся зло национализма натолкнулось в Донбассе на новое поколение непокорённых людей, не желающих жить с покорно согнутой спиной. Поэтому повесть эта, пожалуй, необыкновенно созвучна современной донбасской трагедии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА РОЛИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЛИТЕРАТУРЫ РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ...

Литература. 6 класс. Основная школа. Модульный факультативный курс «Литература родного края».

Цель: познакомить учащихся с особенностями развития литературы Южного Урала: фольклором, публицистикой, художественной литературой. Также включены уроки развития речи и обучения выразительному чтению....

"Ты хочешь мира? Помни о войне!"

Данное мероприятие относится к патриотическому  воспитанию детей в школе. Разработанный  классный час посвящен Сталинградской битве,  поможет детям узнать о героических поступ...

Методическая разработка музейного занятия, посвященного годовщине проведения Нюрнбергского судебного процесса над бывшими руководителями гитлеровской Германии «Ты хочешь мира? Помни о войне!»

Цель занятия:- Сформировать нетерпимое отношение к расизму и нацизму.Задачи занятия: - Познакомить учащихся с Нюрнбергским процессом;- Воспитать патриотизм на примере борьбы с фашизмом защитников Лени...

Программа элективного курса по литературе в 8 классе "Гражданское воспитание на примере литературы родного края"

Данная работа прошла экспертную редакционную оценку и получила положительное заключение оргкомитета официального сайта "Моя Югра".                ...

Литература родного края. Мой родной Донбасс в устном народном творчестве

Литература родного края. Мой родной Донбасс в устном народном творчестве...