Ф.М.Достоевский. "Белые ночи".
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Кузнецова Валентина Викторовна

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx48.14 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

(9 класс)

Тема: «Ф. М. Достоевский. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя».

                                                                Подготовила

                                                                     учитель русского языка и литературы

                                                                   Кузнецова В.В.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/68/Dostoyevski_-_White_Nights_(1865).jpg/200px-Dostoyevski_-_White_Nights_(1865).jpg

2017 год

Тема урока. Ф. М. Достоевский. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя».

Цель урока: определить нравственно-философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя.

Задачи:

обучающие: выявить характерные особенности образа мечтателя; повторить вопросы теории литературы (роман, сентиментализм); отработать навыки  аналитического чтения текста;

развивающие: развитие у учащихся логического мышления, навыков сравнительного анализа в работе с художественным текстом и критической литературой;

воспитательные: формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви к художественному слову, живописи, музыке.

Оборудование: портрет писателя; раздаточный материал (карточки-информаторы), репродукции картин И. Глазунова, запись музыкальной пьесы Р. Шумана «Грёзы».

Формы работы: фронтальная, статистические пары, индивидуальные задания, словарная работа.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Планируемые результаты: учащиеся раскрывают образ главного героя, постигают философское звучание темы одиночества, приходят к выводу о необходимости любви и участия в жизни людей.

                                           Эпиграф:  Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого  мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..                  (Ф.М. Достоевский)

Ход урока

I. Организация класса.

Вступительное слово учителя.

Ребята, здравствуйте, садитесь. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга. Не замечаете ничего нового? Мы так привыкли друг другу, к образу, созданному нашими стереотипами, что никогда, наверное, не задумывались о том, что каждый человек есть тайна, загадка. А прикоснуться к этой тайне сегодня нам поможет великий русский писатель Ф.М. Достоевский. Это поистине гениальный писатель. Достаточно лишь сказать, что его роман «Преступление и наказание» стоит самым первым в цикле 10 великих романов 20 века, подготовленном специалистами Оксфорда.

        Достоевский – автор нелёгких для чтения произведений. Он с болью в сердце писал о страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой, благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой жизни – голод, страдания, грубость, грязь, унижения и оскорбления. Первая его повесть так и называлась – «Бедные люди».

        Уже в ранних произведениях по- новому зазвучала тема любви как высшего проявления человеческой сущности. Известно выражение Достоевского, что «красота спасет мир»; он хотел заглянуть в область «предвидений и предчувствий» того, чего нет, но что должно быть действительностью. 
        «Зачем мы все не так, как бы братья с братьями?» - такой риторический вопрос задает героиня «Белых ночей» своему нечаянному знакомому.

II. Актуализация знаний.

        Литературная разминка (работа по прочитанной повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи») (первый уровень восприятия: репродуктивный).

– Назовите фамилию автора, строки которого были использованы Достоевским в качестве эпиграфа? 

– Сколько слов содержит полное название данного произведения? 

– Как звали главную героиню повести «Белые ночи»? 

– Сколько ночей было в произведении «Белые ночи»? 

– Как называется город, в котором происходят описанные героем события? 

III. Постановка проблемного вопроса.

 Ребята, а что такое мечта?  А кто такой Мечтатель? Мечтатель - это хорошо или плохо?

         Словарная работа. Обратимся к словарю С.И.Ожегова (карточка-информатор)

 А когда мы мечтаем? 
-  Кто нам видится и слышится в образе Мечтателя?

(Сообщение уч-ся о теме мечтателя в творчестве Достоевского)

- Имеет ли главный герой имя?


– Что вы можете сказать о герое - Мечтателе? Расскажите коротко о жизни Мечтателя.  

(Сообщение уч-ся)

- О чём мечтает герой?

– Как вы считаете, в романе только один мечтатель?

- Что столкнуло этих двух людей – мечтателей вместе?

- Итак, а был ли Счастливым человеком Мечтатель? 

        Сегодня мы познакомимся с воспоминаниями мечтателя и постараемся ответить на проблемный вопрос: Счастливый ли человек Мечтатель?

IV. Изучение новой темы.

                Подобно тому, как увертюра является вступлением к опере или балету, вступлением к нашему уроку будет музыкальное произведение Роберта Шумана «Грёзы».

        После прослушивания ребята отвечают на вопросы:

- Какое настроение владеет вами сейчас?

- Как вы думаете, какие чувства, в этой пьесе хотел выразить композитор?

- Что вы слышите? Здесь звучит тема одного или нескольких героев?

- Думаю, все согласятся с тем, что эти два произведения обладают несомненной близостью характеров.

- А теперь поговорим о художественном своеобразии повести.

        Мы постараемся проникнуться настроением, заданным Достоевским в самом начале повести: «Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Небо было такое звездное, такое светлое небо, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди?».

(Сообщение уч-ся)

        А ночи стояли чудные…  А тут ведь ещё не просто ночи, а белые. В этой обстановке происходит случайное знакомство, зарождается робкая и в то же время пылкая любовь. Но счастье вскоре меркнет «вместе с неверным, обманчивым блеском короткой белой ночи. Мечтатель снова остается один». В этом городе, по словам Н.В.Гоголя: «Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется…»

Знаменитые петербургские белые ночи…Особенность северного лета – белая ночь - не раз привлекала внимание писателей и поэтов. Попробуем и мы с вами почувствовать красоту белых ночей….

– Ребята, роман называется «Белые ночи». Что это за явление: белые ночи?

        Значение словосочетания “белые ночи” (сообщение уч-ся)

        Всем русским известны знаменитые строки А.С. Пушкина из вступления к поэме «Медный всадник», посвященные белым ночам в Петербурге, когда, по словам поэта,

…не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

- Но есть еще символическое значение этого словосочетания. Достоевский назвал своё произведение «Белые ночи». Как вы думаете, что скрывает в себе это название? (сообщение уч-ся

– Вы наверняка обратили внимание на необычное название произведения Ф.М. Достоевского. Критик Дружинин А.В. даже счёл название «немного странным и хитросплетённым». Впервые опубликованные в 1848году, «Белые ночи» имеют два подзаголовка: «Сентиментальный роман» и «Из воспоминаний мечтателя». Всего сколько слов?  Небольшая повесть и такое необычное название. Наверно, это не случайно.

         Существует выражение: «За семью печатями». Или: «за семью замками». Как справедливо замечает Юрий Манн в статье «Боль о человеке», «по счастливому совпадению, семь слов романа – это как бы семь ключиков к его художественной тайне». И мы сегодня на уроке попробуем её приоткрыть

— Как вы понимаете подзаголовок повести Достоевского? Почему она названа «сентиментальным романом»?

        Словарная работа. У слова “роман” два значения. Обратимся к словарю Ожегова С.И. (карточка-информатор)

– В каком значении употреблено в этом подзаголовке слово «роман»? Писатель определил жанр своего произведения как роман. Дело в том, что в 40 – е годы 19 в. роман как литературный жанр подразумевал, прежде всего, изображение личной жизни обыкновенных людей. Недаром второе значение слова роман – история любви, любовные отношения между мужчиной и женщиной.

- Не забудем слово «сентиментальный». Что означает слово «сентиментальный», где вы уже встречались с этим понятием? (Сентиментальный – от франц. «чувственный». При изучении творчества Карамзина, который был основоположником сентиментализма в России, его повести «Бедная Лиза»)

        Словарная работа (карточка-информатор)

        Сентиментальный, т. е. обращённый к изображению жизни сердца в тончайших её проявлениях. Итак, в произведении будет важно не то, что произойдёт с героями, а то, что они будут чувствовать, переживать, как будут воспринимать происходящее.

— Что подсказывает вам для понимания особенностей повести ее второй подзаголовок — «Из воспоминаний мечтателя»? Обратимся к ключевому понятию – «воспоминания». Точнее – «Из воспоминаний мечтателя». Что это значит?  

- Но какое значение имеет предлог «из»?  

– Какие слова взял Достоевский в качестве эпиграфа? Какой комментарий вы можете дать к ним? (В качестве эпиграфа Достоевский взял три последние строчки из стихотворения И.С. Тургенева «Цветок» (1843), слегка изменив и тем самым отчасти переосмыслив их. В первом – уверенность, во втором – сомнение. Помогает понять основную мысль, заключённую в последних строках: «Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую…?»)

 У Тургенева:

Знать, был он создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего.

У Достоевского:

…Иль был он создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего?..

– От чьего лица ведется повествование в повести “Белые ночи”? Почему? (Повествование ведется от 1-го лица, от лица героя, который сам называет себя Мечтателем. Перед нами рассказ-исповедь. Такое повествование звучит как исповедь, душевное признание)

(Сообщение уч-ся)

        

— Как вы понимаете слова Достоевского: «Мечтатель — странное существо среднего рода»?

– Как вы думаете, можно ли эту характеристику мечтателя отнести к герою “Белых ночей”? Найдите подтверждение в тексте.

– Что делает его мечтателем?

- Расскажите, на какое состояние души героя указывает Достоевский в самом начале? 

 - В одну из встреч Настенька попросила Мечтателя рассказать ей свою историю. Что ответил Мечтатель?

– Почему Мечтатель погружается в свой воображаемый мир? Как он отзывается об окружающем мире?

- Люди вечно торопятся жить: то на службу, то домой, то на дачу… А разве сегодня не так?

– Актуальна ли проблема одиночества, поднятая Достоевским, в наше время? («В основе жизнедеятельности человека лежит гармония – между внешним миром и внутренним, между поступками и волей, между мыслью и воображением. Если же берёт верх что-либо одно, равновесие нарушается, и всё развитие человека получает однобокое, искажённое направление. (Ю. Манн «Боль о человеке») 
- Комфортно ли Мечтателю в его одиночестве?

- Ребята, как мечтатель воспринимает город? История с одним домом (зачитать).

- Способность чувствовать красоту – это дар счастливого или несчастливого человека? 

- Ребята, обратимся к мастерству Достоевского-художника. Какие краски использует автор в отрывке? (розовый) Почему? («Караул, домик красят в желтую краску!»)

- Есть ли в отрывке слово, которое можно было поставить в один ряд с этим словом? (жёлчь)

- При жизни Достоевского жёлтый и жёлчный писались через о. («Это написание как-то грубее и выразительнее. Стоило бы и теперь восстановить это начертание: оно подчеркивало бы особенное значение, которое вложил в это слово Достоевский». В.Кожинов, литературовед).

        В словаре Ожегова слово жёлчный - раздражительный, злой.

        Сердце мечтателя не приемлет ничего жёлчного, злого, некрасивого.

- Герой, как и все Мечтатели, грезит о Любви. (Зачитать)

- Однажды Судьба послала ему встречу. (Зачитайте.) 
- Что происходило с Мечтателем в тот момент, когда он увидел Настеньку?

- Что он чувствовал в эти минуты? 

– Мог ли Мечтатель выговориться перед кем-нибудь до Настеньки? Какой мотив начинает звучать в диалоге мечтателя и Настеньки? 

        Герой начинает встречаться с Настенькой. 
- Каким словом можно охарактеризовать бытие Мечтателя?

- Как вы думаете, делает ли неустроенный быт Мечтателя счастливым человеком? 

— Как вы оцениваете любовь героя к Настеньке? Готов ли он пожертвовать собой ради счастья любимой или он в своей любви эгоистичен? Спасает ли эта любовь героя от бесплодной мечты?

- Почему Мечтатель не проявил настойчивость и не попытался остановить Настеньку?

- Как изменится Мечтатель после ухода Настеньки? Изменится ли он вообще?

– В конце произведения герой-рассказчик сообщает, что между описанными событиями и моментом их изложения прошло пятнадцать лет. Почему время (как элемент хронотопа, его категория) указано Достоевским точно? В чём смысл этого?

– Обратим внимание на особенности композиции романа: всё действие романа происходит ночью. В нём нет даже привычного деления на главы, есть ночи: “Ночь первая”, “Ночь вторая”… Всего четыре ночи. Как вы думаете, с чем это связано? 

– В произведении, состоящем из четырёх “ночей”, заменяющих главки, есть лишь одно “утро”. Но это утро – как эпилог. Прочитаем первый абзац “Утра”. 

- Какое значение имеет финальный эпизод произведения? 

         Да, конечно. Потеря была велика, потому что в Настеньке наш герой нашел воплощение своей мечты, и что еще важнее, нашел доброго друга.

- Почему повесть, несмотря на свой печальный конец, не производит впечатления трагедии? Участь Мечтателя печальна, он снова одинок, однако безысходного трагизма нет. Почему? 

- Так счастливый ли человек Мечтатель?  Прочитаем последние строки произведения: (чтение).         Мечтатель умеет ценить каждое мгновение жизни, каждую минуту счастья! И с благодарностью воспринимает жизнь как Божий Дар. А это не всем дано. 
        Счастье, по мнению Достоевского, это не жизненная удача, а простое, искреннее проявление жизни, пусть даже печальное или трагическое,- вот мысль Достоевского. 
                Нельзя замыкаться в одиночестве. Надо любить! 
        Ребята, учитесь видеть красоту вокруг, ценить счастливые мгновения, и тогда известная всем фраза Достоевского «Красота спасёт мир», приобретает, на мой взгляд, дополнительный смысл: Умение видеть и слышать эту красоту сделает человечество добрее, счастливее, гуманнее. 

V. Рефлексия

1. О чём повесть «Белые ночи»?

2. Чему учит нас эта повесть?


Вывод: «Белые ночи» - повесть об одиночестве человека, не нашедшего себя в мире, о его несостоявшемся счастье.        Повесть Достоевского учит нас понимать жизнь в различных ее проявлениях, находить в ней истинные ценности. 

        Творчество Ф.М. Достоевского никого не оставляет равнодушным. И мы сегодня имеем возможность виртуально посетить выставку картин современного художника Ильи Сергеевича Глазунова. Всемирную славу Илье Сергеевичу принесли иллюстрации к произведениям его любимого философа, писателя, русского пророка Федора Михайловича Достоевского. Он единственный художник, который проиллюстрировал все произведения великого писателя.

- Подберите цитаты из текста к картинам художника.

– Какие цвета преобладают на картинах И.Глазунова и случайно ли это?

А) «Мечтатель».  Портрет молодого человека на фоне города Петербурга, отражающегося, как в зеркале, в спокойных водах канала, так и называется “Мечтатель. Ф. Достоевский. «Белые ночи». «Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни… Мне 26 лет, а я никого не видал. Никакого знакомства! и только мечтаю каждый день, что наконец-то когда-нибудь я встречу кого-нибудь.»

Б) «Настенька». «В сторонке, прислонившись к перилам канала, стояла женщина, облокотившись на решётку… Она была одета в премиленькой жёлтой шляпке и в кокетливой чёрной мантильке.»

В) «Мечтатель и Настенька».  «Но что это? Точно чудо со мной совершается… Где я, боже мой? Ну, скажите, неужели вы недовольны тем, что не рассердились, как сделала бы другая, не отогнали меня в самом начале? Две минуты, и вы сделали меня навсегда счастливым; почём знать, может быть, вы меня с собой помирили, разрешили мои сомнения…»

Г) «Дождь». «Сегодня день был печальный, дождливый, без просвета, точно будущая старость моя. Меня теснят такие странные мысли, такие тёмные ощущения, такие ещё не ясные для меня вопросы толпятся в моей голове, – а как-то нет ни силы, ни хотения их разрешить.»

Д) «Настенька уходит». «Я долго стоял и глядел им вслед… Наконец оба они исчезли из глаз моих…»

VI. Домашнее задание.

- Письменно ответьте на один из вопросов: «Что нового открылось мне в образе Мечтателя на сегодняшнем уроке?», «Актуальна ли проблема, поднятая в произведении, в наши дни?»

- Соотнесите содержание повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» со словами Н.В. Гоголя из повести «Невский проспект»: «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется…».

- Написать сочинение-миниатюру на тему: «Что нового вы открыли для себя в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» благодаря иллюстрациям художника И. Глазунова?»

VII. Выставление оценок.

КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР

Мечта – 1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое.

               2. Предмет желаний, стремлений.

               Мечтательный – тот, кто предается мечтам, фантазер. 

Роман  – 1. Повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы.
               2. Любовные отношения между мужчиной и женщиной.

Сентиментальный -

  • Основанный на принципах сентиментализма.
  • Излишне слащавый.
  • Способный легко растрогать, расчувствоваться.

Сентиментализм - литературное направление, отмечавшееся излишней чувственностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по произведению Ф.М.Достоевского "Белые ночи"

презентация  содержит материал к уроку по произведению Ф.Достоевского  "Белые ночи"...

Урок по повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи".

Урок по литературе в 9 классе познакомит ребят с особенностями творчества Ф.М.Достоевского 40-х годов,с еще одной интерпретацией повести "Белые ночи",поможет проследить , как тема     ...

Рецензия учащегося на повесть Достоевского "Белые ночи"

Стиль,орфография и пунктуация-авторские...

Вопросы для анализа Ф.М. Достоевский "Белые ночи".

Вопросы для анализа Ф.М. Достоевский "Белые ночи"...

Презентация к уроку литературы в 9 классе по изучению повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи"

Презентация содержит фотографии современного Санкт-Петербурга, иллюстрации к повести "Белые ночи"...

Тест по повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи" (9 класс, презентация)

Презентация содержит контрольный тест по повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи". Вопросы ориентированы на выявление уровня знания текста и на его осмысление....

Сценарий "Белые ночи" (по повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи")

Сценарий "Белые ночи" по повести Ф.М. Достоевского....