Стихотворение С. А. Есенина "Белая береза"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Незванова Анна Васильевна

Открытый урок по творчеству С. А. Есенина. Стихотворение "Белая береза"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Конспект открытого  урока по чтению в 5 классе                                  Слайды: 1-2. Тема урока: Стихотворение С. А. Есенина «Береза»

Цели урока: знакомство с стихотворением  С.А.«Есенина «Береза», формирование умения анализировать поэтический текст.

Задачи:                                                                                                                                          образовательные: раскрыть обучающимся авторское отношение к природе; коррекционно-развивающие: развивать коммуникативные качества, навыки работы в группах через чтение и анализ стихотворения;                                                                                                                       воспитательные: прививать любовь к поэтическому творчеству С. А. Есенина.

                                                Ход урока

1. Работа. Оргмомент. Психогимнастика. Работа над речевым аппаратом.

Слайд 3. Березонька качается где-то в облаках.                                                                                               Облака качаются с улыбкой на устах.                                                                                                                                                                                                                                                                          Эти руки сильные рвутся в вышину                                                                                                                      Держат небо синее, улыбку и луну.

Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы попробуйте услышать в нем фамилию русского поэта.

Слайд 4. В этом имени слово» есень», осень, ясень, осенний цвет.                                                Что-то есть в нем от русских песен –поднебесье, тихие веси,                                                     Сень березы и синь рассвет.                                                                                                                                             Что-то есть в нем и от весенней грусти, юности, чистоты:                                                                                                                                                                       Только скажут Сергей Есенин - всей России встают черты!

Как вы думаете, о каком поэте пойдет речь? (о Сергее Есенине)

Но прежде чем познакомиться с ним, предлагаю обратить внимание на следующие пословицы:

Слайд 5. а) Кто за Родину горой, тот и герой.                                                                                                   б)  Человек без Родины – что соловей без лета.

Почему, когда мы говорим о Родине, вспоминаем поэта С. Есенина?                      (С. Есенин – великий русский поэт, который своим творчеством прославил нашу страну. Он очень любил свою родину, ее природу. И это отразилось в его стихах. «Если крикнет Рать святая: кинь ты Русь, живи в раю, я скажу : не надо рая, дайте Родину мою»). И сегодня познакомимся с творчеством С. А. Есенина.

Слайд 6-11. Сообщения обучающихся (детские годы будущего поэта)

1 обучающийся: Далеко в Рязанской губернии на высоком берегу реки Оки стоит село Константиново. В большом доме , в центре села, напротив церкви, 3 октября 1895 года родился мальчик, которого назвали Сергеем. Позже его назовут великим русским поэтом – С. А. Есенин. Здесь он провел свое детство. В три года он был отдан на воспитание деду, у которого было трое сыновей, с которыми будущий поэт и провел детство. Ребята были озорные. С трех лет катали они Сережу на лошади без седла. Брали его на речку, где много играли и резвились, бросали из лодки в воду. Сережа плескался, барахтался, но плавать научился.

2 обучающийся: Бабушка рассказывала внуку сказки, а дед часто пел заунывные старые песни, читал библию и много интересных историй. У Сережи было много друзей. С ними он убегал на 2-3 дня в луга и питался там с пастухами рыбой, которую ловили в маленьких озерах.  За это часто дома ему влетало. Но на следующий же день он поил на Оке лошадей. Ему казалось,  что вместе с водой они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда луна отплывала от них. Читать Сережа научился в 5 лет, а писать стихи начал с 9 лет.

Слайд 12. Это звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» (Январь).      Она тесно связана с нашим разделом , который мы сейчас проходим. А как называется раздел, который мы изучаем?  («Люблю природу русскую. Зима».) Тема природы проходит через все творчество С. Есенина, Она у него как живая: думает,  плачет, грустит, смеется..Поэт воспевал околдованные холодом и снегом леса, поля, луга ярко и трогательно, Всюду снег,  тишина, все кругом спит зимним сном: «Поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает» или «Заколдован невидимкой дремлет лес под сказкой сна...» или «Улыбнулись сонные березки и горят серебряные росы…»

А теперь, отгадав загадку, вы узнаете, как называется стихотворение, над которым мы будем работать.

Слайд 13.  Русская красавица стоит на поляне.                                                                                   В блестящей кофте, в белом сарафане  (береза)

Это первое опубликованное стихотворение С. Есенина. Написал его в 18 лет. В это время он уже жил в Москве, но мысленно был в родном селе Константиново и вспоминал, как береза меняла свой наряд: осенью она стояла желтая, зимой на ее ветвях лежал пушистый снег, а весной одевалась в  зеленый наряд, опубликовано оно было  в 1914 году, поэту было 19 лет. В стихотворении и радость, и грусть, и нежность, образ Родины и русской девушки. (прослушивание аудиозаписи стихотворения «Береза», постарайтесь представить березу такой, какой видел ее С. Есенин).

1. А какой увидел зимнюю березу поэт?                                                                                                                                                                                                                    2. В какое время года изображена береза?  

Слайд 14. Словарная работа:  кисть – пучок нитей для украшения, кайма – украшение по краю ткани, бахрома – ряд свисающих нитей, заря – освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.

                         Физпауза                                                                                                                                         Слайд 15. Мы отправляемся в зимний лес, все встали и закрыли глаза, представьте, что мы гуляем по березовому лесу:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 А мы по лесу гуляли, за природой наблюдали,                                                                                                                      Н а березы посмотрели, вдруг снежинки полетели.                                                                                                                                                                                                                                                 Крылышками помахали, раз присели, два присели.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               А теперь вы дружно  встали, посмотрели все направо                                                                                                                                                                                                                                                                                       И почувствуйте: легко вам стало.

Первичное закрепление материала. Работа над содержанием.                                                    Построчное чтение стихотворения и его анализ.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      «Принакрылась снегом точно серебром»                                                                                                                         (береза не полностью накрылась снегом, снег только на ветвях, его немного.                                           С. Есенин наделяет неодушевленные предметы живыми качествами).

«На пушистых ветках снежною каймой…»                                                                                                                                Слайд 16 . (Что напоминает снег на ветках? -) Он похож на кайму, на белую бахрому, а под «снежной каймой» и «белой бахромой» поэт подразумевает заснеженные ветки).

И так: кого же нам напоминает береза?                                                                                 (Береза напоминает девушку, которая принарядилась, набросив на себя красивую шаль с блестящей каймой и белой бахромой).

Почему тишина «сонная»? (Вокруг ни звука, ни движения, полный покой).

Как вы понимаете выражение: «И горят снежинки в золотом огне…?                                                                                    («Горят, значит, сверкают, «золотой огонь» - солнечный луч, солнечный свет).

Как вы думаете, когда снег похож на серебро, а когда на золото?                                                                                                          (в разное время суток, при разном освещении? В первой строфе – на серебро. В третьей – на золото, а в четвертой  опять уподобляется на серебру).

Слайд 17. Как вы понимаете выражение «заря… обсыпает ветки новым серебром (заря изменяет цвет снега на ветках).

Вывод: значит поэт описывает березу такой, какой она бывает в течение дня, при разном освещении . Не случайно «заря, обходя кругом, обсыпает ветки  новым серебром»                                                                                                                                              Все это говорит о том, что он часто смотрел на нее.

Вопросы:                                                                                                                                           1. Почему С. Есенин часто и подолгу смотрел на березу? (он любовался русской березой).                                                                                                                        2. Каково его отношение к березе? (поэт восхищался его красотой, гордился русской красавицей).                                                                                                                                                               3. Какие чувства выразил С.Есенин в своем стихотворении? (любовь к природе).                                                                                                                                                         4. Какое настроение создал  поэт? (он создал волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда).

Чтение стихотворения детьми

Какая красивая береза у Есенина! Ее красоту он сумел передать при помощи слов.

А как еще можно показать красоту березы? (с помощью красок).

Слайд 18. а) Картина И. Грабаря Февральская лазурь»                                           Художник передал настроение зимнего леса: морозное, солнечное утро, небо, березы, снег – все так и дышит свежестью. Такое ощущение, что сам присутствуешь в этой березовой роще. Удивительный пейзаж!

                                                                                                                           Слайд 19. б) А. Коровин «Зимой»                                                                                                                                                                             В картине «Зимой» ярко выражена любовь художника к родной природе. Образ среднерусской зимы задушевен, лиричен. Деревенская тема: простая бревенчатая изба, лошадь, запряженная в сани и березы…

                                                                                                                                                                               Слайд 20. в) Г. Ф. Юон «Мартовское утро»                                                                                                                                                                                              Мартовское утро в обычной деревушке, когда весна наступила только по календарю, но зима не спешит отдавать свои права. Картина жизнерадостная, яркая.

                                                                                                                                                     Слайд 21. г) Ю. Левитан «Березовая роща»                                                                     Картина насыщена ароматом свежей зелени, шумом березовых листьев, переливами солнечных лучей, березы с негромким шумом листвы будто сияют. Не картина, а чудо!                                                                             (Какая из картин больше всего подходит к стихотворению «Береза»7)

Слайд 22. А сколько песен сложено про русскую березу!                                                                                                                          Почему ее зовут русской красавицей?                                                                                                                                                                                                                                                                                         (белоствольная, кудрявая, стройная, похожа на русскую красавицу)

Слайд 23. А какую пользу приносит она людям7                                                                                                                                                                                                                                                                         Листья и почки являются лекарственными.                                                                         Березовые дрова дают много тепла.                                                                                                                                                          Весной береза выделяет полезный сок.                                                                                                                                                                                                               Из бересты (это кора березы раньше плели корзины, туески, из древесины изготавливают мебель, лыжи, фанеру.                                                                                                                                                                                 Слайд 24. В праздники украшали ее как невесту и водили вокруг нее хороводы.

Слайд 25.Народные приметы про березу:                                                                                                                                  1. Иней на березах – к морозу.                                                                                                                                                                              У березы много соку – к дождливому лету.                                                                              3. Когда береза распускается – сейте овес, лопаются сережки –сей овес.                                                       4. Соловей начинает петь, напившись росы с березового листа.

Слайд 26. Пословицы и поговорки.                                                                                                                                                                                                                                                                                            1. Сломать березу – секунд вырастить – года.                                                               2. Кто кору с березы снимает – тот ее убивает.                                                                                3. Где береза вырастает, там русский человек приживается.

Слайд 27. Вот такая русская береза, воспетая С. Есениным – символ нашей Родины – России.

Чтение стихотворения вслух хором (с экрана).

Итоги урока                                                                                                                                                                             1. Со стихотворением какого поэта мы познакомились?                                                      2. Как называется стихотворение С. Есенина?                                                                                                                  3. Чем стала для С. Есенина образ березы?                                                                                                                                    Слайд 28. Оценки за урок:                                                                                                                  а) зеленый лист березы – очень хорошо работал на уроке – «5».                                       б)  желтый лист –  хорошо работал на уроке, но можно было лучше – «4».                                                       в) красно-коричневый лист – я буду работать на уроке лучше –«3».                             Задание на дом:                                                                                                         выучить стихотворение наизусть, нарисовать зимнюю березу.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе "С.Есенин.Анализ стихотворения "Береза"

Изучение творчества великого русского поэта С. Есенина начинается в начальной школе и продолжается в среднем звене. С каждым погружением  в биографию и творчество поэта происходит расширени...

Брошюра "Береза - символ Родины моей. Стихотворения рязанских поэтов XX века"

Данный тематический сборник можно использовать для ознакомления учащихся с творчеством рязанских поэтов....

Урок литературы по теме: «Народнопоэтическая основа творчества С.А. Есенина» (на примере стихотворения «Береза»)

Данный ресурс содержит конспект урока литературы по творчеству С.Есенина, предназначен для учащихся 5 класса.  на уроке у учащихся есть возможность сравнить произведение С.Есенина с народной песн...

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Природа и человек в стихотворении А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у березы…»

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Природа и человек в стихотворении А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у березы…»...

Конспект урока на тему "Образ березы в стихотворениях русских поэтов"

МБОУ «Алтанская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»Учитель: Адамова Вероника КарловнаТема:  «Образ березы в стихотворениях Сергея Есенина и Афанасия Фет...

Конспект занятия по развитию речи. Старший дошкольный возраст. Тема: "СТИХОТВОРЕНИЕ С. ЕСЕНИНА «БЕРЕЗА»"

Познакомиться с  биографией поэта С. Есенина и названия его стихотворений о природе; эмоционально откликаться на красоту природы в стихотворениях С. Есенина....