урок-дискуссия по творчеству Ф.М. Достоевского
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Доронина Галина Николаевна

урок-дискуссия "Может ли быть достигнута высокая цель путем преступления и лжи?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-diskussiya_po_literature.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство  образования Саратовской области

Государственное автономное  профессиональное  

образовательное учреждение Саратовской области

«Энгельсский политехникум»

Урок - дискуссия

(с элементами ролевой игры)

по литературе

Тема: «Может ли быть достигнута высокая цель

путем преступления и лжи?»

Подготовила и провела:

 Преподаватель

 Доронина Галина Николаевна,

Тел.:89033841420

Энгельс   2016

                                                                                                                              Человек у Достоевского затевает спор с идеей,

из которого он выходит победителем… рабство

                                                                                                                               человека по отношению к идее осуждается

                                                                                                                                                                                         Достоевским

                                                                                       

                                                                                           И.Золотусский

Цели урока:

Показать несостоятельность теории Раскольникова через противопоставление двух идей (Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова).

Воспитывать индивидуальную и коллективную ответственность за конкретную работу;

Формировать у студентов толерантность к проявлениям противоположных взглядов;

Приобщать к нравственно-духовным ценностям;

Побуждать к рефлексии собственной деятельности.

Формировать навыки самостоятельного поиска знаний, диалогического общения, умения обмениваться мнениями без руководства либо давления со стороны преподавателя, аргументировано отстаивать свою точку зрения;

Развивать творческую активность студентов.

Методическая цель: применение технологии развития критического мышления, идей педагогической философии конструктивизма

Тип урока: урок формирования и совершенствования ЗУН

Методы: проблемный, «Мозговой штурм», обучение в малых группах сотрудничества, на этапах подготовки – АПД, ИКТ, здоровьесберегающий, дискуссии.

КМО: 1.Тексты романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

            2. Памятка полемиста

           3. Задание – тест

           4. Видеозапись фрагментов произведения

           5. Компьютер

           6. Экран

           7. Проектор

Межпредметные связи: история, обществознание, право, психология, русский язык, деловая культура.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Время

I. Организационный момент

II. сообщение темы, постановка целей, мотивация учебной деятельности.

III. Подготовка к дискуссии

  1. Знакомство с правилами ведения дискуссии
  2. Представление команд

  1. Просмотр фрагментов

  1. Ролевая игра

  1. Введение в дискуссию

IV Дискуссия

  1. Процесс дискуссии

2.Работа экспертной группы

3.Работа «Наблюдателей»

V Подведение итогов

1.Анализ и оценка деятельности групп

2.Рефлексия

3.Домашнее задание

Приветствует студентов, проверяет готовность к уроку.

Сообщает тему урока, привлекает студентов к постановке целей, знакомит с планом и эпиграфом урока. Обращает внимание на актуальность темы урока (Тема вседозволенности по – прежнему актуальна)

Знакомит с правилами ведения дискуссии (на экране), памяткой полемиста (у каждого студента)

Представляет команды

Демонстрирует просмотр фрагментов фильма «Преступление и наказание» (встреча Мармеладовой и Раскольникова) по тексту: (ч.4, гл.4, ч.5, гл.4).

Предлагает провести небольшую ролевую игру для выявления и обозначения противоположных идей.

Просит не нарушать правила ведения дискуссии

Анализирует и оценивает деятельность студентов, поощряет активность, самостоятельность, инициативу и т.д.

Раздает задание – тест на рефлексию: «Чего мне хватает при общении с партнером по дискуссии», «Что полезного себе вы усвоили на уроке?», «Нужен ли был этот урок?»

Предлагает высказать свою позицию по отношению к эпиграфу урока (согласен или нет с автором?)

Предлагает письменно сформулировать нравственные уроки Раскольникова. (Право быть человеком несовместимо с правом встать над людьми; преступления ведут к разрушению личности преступившего; подлинная человечность всегда связана с истиной справедливостью )

Приветствуют преподавателя, готовятся к уроку

Записывают тему и план урока в тетрадь, формулируют вместе с преподавателем цели урока. Приводят примеры из истории, художественных произведений, в которых прослеживается идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей (взглядов революционеров, идеи бонапартизма…)

Знакомятся с правилами ведения дискуссии и памяткой полемиста.

Делятся на команды (группы сотрудничества)

1ая команда – экспертная группа

«Судья» (ведущий) – организует работу группы;

«Протоколист» - фиксирует все, что относится к решению проблемы;

«наблюдатели» - оценивает участие каждого в дискуссии;

«аналитик» - подвергает сомнению высказанные идеи, задает членам группы вопросы.

 2ая команда – группа поддержки позиции Родиона Раскольникова

3ая команда – группа поддержки позиции Сони Мармеладовой

Внимательно просматривают фрагменты фильма.

«Аналитик» поочередно работает со 2ой

и 3ей командой, отстаивающей идею своего персонала. От каждой группы по одному полемисту

Аналитик

       Раскольников     Мармеладова

Каждый полемист на вопросы «аналитика» выдвигает свои тезисы, аргументирует их. «Аналитик» ограничивает время выступления каждого полемиста, который не опровергает тезисы противника, и отстаивает собственную (своего героя) точку зрения.  

«Аналитик» и «протоколист» обобщают результаты ролевой игры, выдвигая идеи, а затем объединяют их в тему дискуссии: «Может ли быть достигнута высокая цель путем преступления и лжи?»

Идея Раскольникова:

Право сильной личности на кровь «Любой закон можно преступить во имя лжи»

Идея Мармеладовой:

«Нет, законы человечества преступить нельзя»

Оглашение  «Аналитиком» времени выступления каждого участника (не более 2-3мин.)

В дискуссии принимают участие 2 и 3 группа. Ведущим является «Аналитик».

Экспертная группа

- доказывает несостоятельность теории Раскольникова, бесплдность насильственного пути переустройства общества;

- проводит параллели современному обществу, его законам, морали, нравам;

- делает выводы.

«Наблюдатели» оглашают оценки.

Высказывают свое согласие или несогласие с автором эпиграфа, аргументировано обосновывают свою точку зрения.

Записывают домашнее задание в тетрадь.

Примечание: в конце урока звучит музыка А. Шнитке «Сказка странствий», настраивающая студентов на позитив, добро, созидание…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по творчеству Ф.М.Достоевского

Пособие содержит методические рекомендации, дидактический и контрольно-измерительный материалы...

Конспект урока по творчеству Ф.М. Достоевского

Урок преследует несколько дидактических, методических, развивающих целей. Основная масса учащихся принимает … Цели урока: Открыть Ф.М.Достоевского, писателя и человека. Показать особенности мировоззре...

Презентация "Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского"

Презентация к урокам по теме "Биография и творчество Ф.М.Достоевского". Но говоря про Достоевского, многие представляют его как автора "Преступления и наказания" и "Идиота", а мне бы хотелось рас...

Урок литературы в 10 классе по творчеству Ф.М.Достоевского

Цель и задачи урока :Цель: создание условий для формирования нравственных ценностей через постижение смысла романа Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»Задачи:Обучающие-- познакомить обуч...

Доклад по творчеству М.Ф. Достоевского на тему:"Символика чисел христианского календаря в творчестве Ф.М.Достоевского".

Символика чисел христианского календаря в разных произведениях Ф.М.Достоевкого,которые проходят на уроках литературы  в старших классах....

Проект урока-дискуссии «Сравнительный анализ патриотических мотивов творчества поэтов-эмигрантов и поэтов России».

 Любовь к Родине, приравненная к самым высоким, священным чувствам человека, гордость за свою страну – основа развития созидательной личности, способной в злободневных буднях находить крас...

"Вместе жить, вместе и умирать"? Урок-дискуссия по творчеству А.С. Пушкина между учащимися 9 и 11 классов.

Цель этого урока - развитие коммуникативной и дискуссионной культуры. На примере произведений А.С. Пушкина учащиеся попытаются обсудить актуальность семейных ценностей сегодня....