Конспект урока по творчеству Ф.И.Тютчева "Образ-настроение"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Полетаева Ольга Альбертовна
Данный урок - один из серии уроков по теме «Природа в изображении русских писателей». Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как направлен на усвоение приемов анализа поэтического произведения, развивает чувство прекрасного. В ходе урока повторяются основные знания по теории литературы, продолжается развитие самостоятельности, творческого мышления учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образ - настроение

(по творчеству Ф.И.Тютчева),

Словарная работа: сопереживание, художественный образ, олицетворение, настроение.

Оборудование:        запись музыки, палитры, краски.

Цель урока:        доказать, что различные виды искусства служат

цели создания настроения, воздействия на душу человека своим эмоционально образным строем.

Ход урока:

Повторение:

Мы уже не раз обращались к лирическим произведениям, А что такое «лирическое произведение»? дайте определение.

Раз лирика в переводе с греческого значит произведение, исполняемое под музыку, то давайте настроимся на лирическую волну и послушаем музыку. Звучит музыка Э.Грига.

  • Какое настроение вызвала у вас музыка?
  • Почему?
  • О чем эта музыка? Что вы себе представили, слушая музыку?
  • Какие цвета отразили бы ваше настроение?

Перед вами лежит две палитры, в той, которая лежит слева, нарисуйте палитру вашего музыкального настроения.

  • Какие цвета преобладают в вашей палитре - настроении?
  • Как вы думаете, что объединяет музыку и поэзию?

Они обращают взгляд человека в глубину собственной души и сердца. В этом их волшебство.

  • Без чего нельзя постичь поэзию?

Без воображения и сопереживания нельзя постичь красоты поэзии поэтому мы соединим цветовые образы, образы поэтические и образы музыкальные.

  • Какое первое слово мы запишем в теме урока?

Это слово «Образ».

Продолжая цикл уроков по пейзажной лирике мы познакомимся сегодня с творчеством Федора Ивановича Тютчева.

Послушайте высказывание русского поэта Н.А.Некрасова о творчестве Ф.Тютчева, (индивидуальное задание)

«...Стихотворения г. Ф.Тютчева принадлежат к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии. Г.Ф.Тютчев написал очень немного, но все написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства.,,»

«Главное достоинство стихотворений г, Ф,Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит ее, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые черты и оттенки ее, и все это превосходно отражается в его стихотворениях...»

  • Какова, по мнению Некрасова, главная особенность творчества Ф,Тютчева,

Главная особенность заключается в чувстве прекрасного, в живом изображении природы, в изображении черт и оттенков ее.

Что ж, прочитаем стихотворение Ф.Тютчева «Неохотно и несмело,..»

  • Какие картины из жизни природы рисует поэт?

Ответьте письменно в тетради на 54 вопрос.

  • Расскажите, что вы увидели, услышали, почувствовали?
  • Какое настроение у вас возникло?
  • Какое же второе слово мы запишем в теме?

Это слово «настроение».

А теперь попробуем передать ожидание грозы в цвете отдельно в каждой строфе. У вас на столе вторая палитра, на которой изображено 5 кружочков (соответственно 5 строфами стихотворения).

Прочитайте про себя строфы и закрасьте соответствующий кружочек цветом, отражающем ваше настроение.

  • Почему вы выбрали тот или иной цвет?
  • Сравните две палитры. Совпали ли музыкальная и поэтическая палитры?

Таким образом, сделаем вывод о настроении, которое вызывает музыка и стихотворение. То есть природа музыки и лирики одинакова, ее можно передать в цвете.

  • В чем же цель творчества художественного, музыкального, поэтического?

Воздействовать на душу человека, создавая настроение (покажите ваше настроение, приклейте ваши палитры).

Теперь посмотрим:

  • Какими средствами создается образ грозы?

Запишите напротив каждой строки стихотворения название тропа

(задание 55 в тетради).

  • Для чего поэт применяет эти средства?

Чтобы создать образ живой природы,

  • Какое же сокровенное чувство пронизывает все стихотворение?

Это чувство любви к природе и к многообразию ее.

  • Как природа соотносится с внутренним миром лирического героя?

Природа живет не сама по себе, ее образы нужны Тютчеву для раскрытия внутреннего мира человека, его настроения.

  • Страшна ли оказалась гроза?

Нет. Она лишь нарушила нетерпимое для природы однообразие жизни.

  • Домыслите; что же произойдет после грозы? Какой станет природа?

После грозы природа вновь обретает гармонию, блеск, красоту, молодость.

  • А в жизни человека такое происходит?

Нет, такое происходит не всегда.

  • Так что же является образцом совершенства? Человеческая жизнь или жизнь природы?

Только природа является совершенной и к этому должен стремиться человек.

- Определите размер стихотворения? Четырехстопный хорей.

Такой размер стихотворения не случаен, так как в отличие от ямба его легче положить на музыку. Попробуйте помурлыкать и придумать свою музыку...

Если у вас это получилось, то мы достигли главной цели:

соединили лирическое произведение с другими видами искусства; музыкой и живописью - и создали образ - настроение, передающий состояние природы и внутреннего мира человека.

Домашнее задание: выполнить письменно задание56 в рабочей тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по творчеству Ф.М. Достоевского

Урок преследует несколько дидактических, методических, развивающих целей. Основная масса учащихся принимает … Цели урока: Открыть Ф.М.Достоевского, писателя и человека. Показать особенности мировоззре...

Конспект урока по творчеству Иосифа Бродского

Предлагаемый материал - результат наработок по изучению творчества великого русского поэта, анализ многолетних попыток достучаться до поколения, увы, в большинстве далёкого от поэзии. Далеко не проста...

Конспект урока по творчеству А.А. Фета

Анализ стихотворения "Я тебе ничего не скажу..." дает учащимся представление об особенностях творчества Фета...

План-конспект урока по творчеству В.А.Жуковского

Урок посвящен формированию умений  чтения лирического стихотворения...

Конспект урока по творчеству В.Г.Распутина

Конспект урока по творчеству В.Г.Распутина в 11 классе разработан в форме беседы по повести "Прощание  с Матёрой". На дамашнее задание учащимся предлагается сочинение-рассуждение. Урок можно прио...

Конспект урока по творчеству В. Маяковского "Громада-любовь"

Урок в 11-ом классе. Предварительно была проведена анкета , в которую включены вопросы отношения учащихся к творчеству Маяковского....

Конспекты уроков по творчеству А.С. Пушкина. 9 класс.

Данный материал предстаявляет собой подробные конспекты уроков по лирике А.С. Пушкина в 9 классе. Сюда входит анализ многих  стихотворений, предусмотренных программой, тексты для д...